Научная статья на тему 'Роль публичной дипломатии в формировании имиджа России в странах Азии и Латинской Америки'

Роль публичной дипломатии в формировании имиджа России в странах Азии и Латинской Америки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
672
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / БРИК / ШОС / ПОЛИТИКА "МЯГКОЙ СИЛЫ" / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / A POLICY OF "SOFT FORCE" / IMAGE / PUBLIC DIPLOMACY / BRICK / NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Глинская Ирина Юрьевна

Статья посвящена проблеме формирования позитивного имиджа России в странах Латинской Америки, а также в лидирующих странах Азии, таких как Индия и Китай. Наряду с достижениями в политической, экономической, военной сфере наиболее важным для повышения репутации России в этих странах является развитие публичной дипломатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Diplomacy Role in Russia Image Formation in the Countries of Asia and Latin America

The article deals with the problem of creating positive image of Russia in the countries of Latin America and also in India and China leading Asian countries. Alongside with the achievements in economic, political, military spheres the most important for successful reputation of the country is considered to be public diplomacy.

Текст научной работы на тему «Роль публичной дипломатии в формировании имиджа России в странах Азии и Латинской Америки»

РОЛЬ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА РОССИИ В СТРАНАХ АЗИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

И.Ю. Глинская

Кафедра национальных и федеративных отношений Российская академия государственной службы при Президенте РФ проспект Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606

Статья посвящена проблеме формирования позитивного имиджа России в странах Латинской Америки, а также в лидирующих странах Азии, таких как Индия и Китай. Наряду с достижениями в политической, экономической, военной сфере наиболее важным для повышения репутации России в этих странах является развитие публичной дипломатии.

Ключевые слова: имидж, публичная дипломатия, БРИК, ШОС, политика «мягкой силы», национальные интересы.

Формирование позитивного имиджа России за рубежом является важным направлением внешней политики государства. Имидж — «категория мнимая, управляемая, которую можно коррелировать, конструировать и трансформировать по нашему желанию» [1. С 10]. В Концепции внешней политики Российской Федерации говорится, что «в рамках публичной дипломатии Россия будет добиваться своего объективного восприятия в мире, развивать собственные эффективные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом» [2].

Значение публичной дипломатии огромно. Например, в США она относится к сфере национальной безопасности и включает широкий спектр программ, как информационно-издательских, так и культурно-образовательных.

Восприятие политики одного государства общественным мнением других стран играет все большую роль. Сфера деятельности публичной дипломатии предполагает все более активное подключение общественного мнения, неправительственных институтов и отдельных граждан к дискуссии по проблемам международной политики. Целевой аудиторией публичной дипломатии являются как правительства зарубежных стран и элита, так и широкие круги общественности, представители СМИ, культуры, искусства, академическая среда и молодежь. В современном мире, при определенных условиях, публичная дипломатия может быть более мощным средством оказания влияния, нежели экономические санкции, политические или военные акции. «Одной из главных задач публичной дипломатии стоит объективное и благоприятное представление государства в зарубежных СМИ» [3. С. 10].

Если рассматривать отношения России, складывающиеся с рядом стран Латинской Америки, начиная с развала Советского Союза, то их нельзя назвать стабильными и предсказуемыми. Например, товарооборот с Кубой Россия сократила с 1990—1993 гг. почти в 30 раз. Делегация РФ при голосовании на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1992 г. воздержалась по резолюции, осуждавшей американскую торгово-экономическую блокаду Кубы, и поддержала в том же году в Комиссии по правам человека в Женеве резолюцию, осуждавшую Кубу за от-

сутствие политических свобод. Реакция на такую недальновидную политику России была негативной не только со стороны Кубы, но и остальных стран Латинской Америки.

Однако в январе 1996 г. после смены руководства МИД министром иностранных дел стал Е.М. Примаков. В мае 1996 г. он посетил Мексику, Кубу и Венесуэлу, а затем в ноябре 1997 г. — Бразилию, Аргентину и Колумбию. С каждой из стран был подписан пакет соглашений о сотрудничестве, а с Бразилией — договор о стратегическом партнерстве. С этого момента отношения получили позитивный вектор. С приходом к власти В.В. Путина в России началась активизация латиноамериканского направления. Эти отношения обрели еще более прочную основу после того, как Россия осудила агрессию в Ираке и выступила против расширения НАТО на Восток. Однако события на Кавказе 2008 г. негативно отразились на имидже России в странах Латинской Америки. Информационная блокада, не позволившая России дать объективную информацию во время агрессии Грузии в Южной Осетии и Абхазии, нанесла огромный удар по имиджу России в странах Латинской Америки. После того, как ООН официально признала, что Грузия является агрессором, отношения с Россией вновь вернулись в позитивное русло.

В формирование позитивного имиджа России вносит большой вклад и Президент Венесуэлы У. Чавес. Его публичные выступления в СМИ в поддержку отношений с Россией подкрепляются и выгодными для обеих сторон контрактами с «Газпромом» и «Лукойлом», а также закупкой российского вооружения. Президент Бразилии Лула да Силва заявил о том, что «Россия с ее высоким технологическим уровнем может помочь латиноамериканским государствам перейти из статуса развивающихся в статус развитых государств» [4. С. 27]. Бразилия — одна из стран, входящих в БРИК. По мнению одного из ведущих банков Голд-ман-Сакс, к 2050 году суммарно экономики этих четырех стран по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семерки).

Институт Латинской Америки РАН провел исследование в 2006—2008 гг., в рамках которого был проведен опрос представителей самых различных кругов испаноязычных стран латиноамериканского региона, для многих из которых вопрос взаимоотношений с Россией затрагивает личные и профессиональные интересы. Были опрошены представители Аргентины — 65,6% общего числа респондентов, Мексики — 18, 3%, Колумбии — 11, 9%, Венесуэлы — 4,2%. Целью исследования являлось выявление основных характеристик образа России в испаноязычных странах Латинской Америки и механизмов его формирования. Исходя из полученных результатов, двусторонние отношения улучшились по сравнению с советским периодом (42,9%). Однако такая же доля считает, что эти отношения остались на прежнем уровне. Источниками информации были СМИ. Большинство участников оценивали информацию о России как нейтральную по своему настрою — (55,1%). Перспективными областями сотрудничества стран Латинской Америки с Россией респонденты считают культурный обмен (66,9%); экономическое взаимодействие (56,3%); научно-техническое сотрудничество в рамках межправительственных соглашений (41,5%); образовательный обмен (40,1%);

отношения с конкретными научными учреждениями (34,5%); внешняя политика (31,7%); военное сотрудничество (12,7%). Подобный результат скорее можно назвать позитивным, если сравнивать его с уровнем отношений в 90^ гг.

Поскольку большинство респондентов считают культурный обмен между Россией и Латинской Америкой наиболее перспективным направлением, можно сделать вывод, что публичная дипломатия играет важную роль в формировании позитивного отношения латиноамериканцев к России.

Однако основной проблемой в формировании позитивного имиджа России в странах Латинской Америки является недостаточное воздействие на элиту этих стран. Необходимо сотрудничество с представителями элиты через фонды, ассоциации, «Дома дружбы» наших соотечественников за рубежом. Работа с соотечественниками ведется и по линии МИДа, но эта работа недостаточно эффективна. Единение российской православной церкви с зарубежными епархиями и ведение ими диалога с другими конфессиями за рубежом также благоприятно влияет на консолидацию живущих за рубежом россиян, соответственно и на их отношение к России, превращая их в союзников, поддерживающих внешнеполитический курс нашей страны.

Если XX век называли «веком Америки», то XXI век может стать «веком Азии», которая во главе с Китаем и Индией займет одно из ключевых позиций на геополитической карте мира. Следует отметить, что Индия и Китай являются также членами БРИК. Россия ведет с ними довольно успешные отношения как экономический партнер, это касается и сотрудничества в военной области. Публичная дипломатия сможет вывести отношения России с этими странами на новый уровень и укрепить ее позиции в АТР.

Если рассматривать отношения между Индией и Россией, а через их призму и формирование имиджа России в этой стране, то с самого начала дипломатических отношений (7 апреля 1947 г.) их можно назвать стабильными и достаточно конструктивными. В 1961 г. было подписано соглашение «О научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии», а в 1971 г. заключен базовый «Договор о мире, дружбе и сотрудничестве» сроком на 20 лет, который стал основой укрепления двусторонних отношений и был пролонгирован еще на 20 лет в 1993 г. Во время своего визита в Индию в 1996 г. Е.М. Примаков назвал Индию «великой державой» и «приоритетным партнером» России. С 2000 г. начался процесс постепенного восстановления позиций России и Индии и поиска новых идей и интересов. Была подписана Декларация о стратегическом партнерстве во время визита В.В. Путина в октябре 2000 г. в Индию, провозгласив новый формат отношений.

В 2002 г. визит В.В. Путина ознаменовался подписанием Делийской декларации о дальнейшем упрочении и наращивании стратегического партнерства между РФ и Индией, Совместной декларацией об укреплении и наращивании экономического и научно-технического сотрудничества. В 2003 г. во время официального визита индийского премьера Атала Ваджпаи в Россию была подписана «Декларация о глобальных вызовах и угрозах международной безопасности», которая получила поддержку и со стороны Китая, и тем самым стала основой для укрепления уже трехсторонних отношений между Россией, Индией и Китаем. Время лидер-

ства западной цивилизации завершается, и центр творческого лидерства перемещается на Восток. Так, Питирим Сорокин писал: «Творческое лидерство Запада, которое евроамериканские народы монополизировали в течение последних пяти столетий, подходит к концу... В дальнейшем, в великих «спектаклях» истории будет не просто одна «евроамериканская» звезда, но несколько звезд Индии, Китая, Японии, России, арабских стран и других культур и народов. Эта эпохальная тенденция уже действует и быстро растет изо дня в день» [5. С. 91, 92, 93].

Многое делается в рамках культурных связей, науки и образования между Россией и Индией. Еще во времена Советского Союза был заложен фундамент добрососедских отношений и культурного обмена по линии Союза обществ дружбы с зарубежными странами. Выставки, кинофестивали, литература о нашей стране — все это формировало позитивный имидж советского государства. Сегодня сотрудничество строится на основе двухгодичных программ обменов в области культуры, науки и образования в соответствии с межправительственным соглашением 1993 г.

В 2001 г. были подписаны соглашения о создании кафедр и центров индологии в пяти крупных научных и учебных заведениях России, а также о сотрудничестве между МГИМО МИД России и Советом по международным делам Индии. В 2005 г. прошли Дни культуры Индии в России. Состоялись выступления более ста индийских артистов в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге и Твери. Наряду с сотрудничеством в политической, экономической, военной областях развитие двусторонних отношений в области культуры, науки, образования формирует в Индии благоприятное отношение к России, что укрепляет ее имидж в странах Азии.

Отношения между Россией и Китаем в последнее время можно назвать прагматичными и эволюционными. Важную роль в интенсификации российско-китайского взаимодействия сыграла военная операция НАТО в Югославии, проведенная в 1999 году без санкции ООН, а также политика США и их союзников на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Это в значительной степени «подтолкнуло РФ и КНР к еще большей координации своих усилий по формированию некоего альтернативного Западу (в первую очередь Соединенным Штатам) центра силы» [6]. Наиболее ярким свидетельством заинтересованности России и Китая в дальнейшем расширении взаимодействия стало подписание в 2001 году в г. Москве Договора «О добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», который заложил правовой фундамент доверительного партнерства и стратегического взаимодействия между двумя странами. Договор отразил стремление стран содействовать становлению многополярного мира, предотвратить распространение ядерного оружия, эффективно противодействовать международному терроризму, а также мировым финансово-экономическим кризисам. Россия и Китай имеют сходные позиции по отношению к действиям США и их союзников на Балканах, расширению НАТО на Восток, целостности России в связи с событиями в Чечне, равно как и Китая в отношении проявлений этнического сепаратизма в Тибете и Синьцзяне.

Россия является для Китая основным источником поставки современных вооружений и оборонных технологий. Эволюция политики России в отношении Китая

связана с разрешением пограничной проблемы двух стран, налаживанием трансграничного сотрудничества. В 2001 г. была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в состав которой вошли РФ, КНР, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участницы, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Особое место в экономических отношениях стран ШОС занимает Китай. Он с каждым годом все серьезнее влияет на экономическую ситуацию в регионе, стимулирует сотрудничество стран ШОС в этой сфере, настаивая на создании свободной торговой зоны, а вместе с тем и создании инфраструктуры для торговли и инвестиций. По завершении саммита ШОС в Екатеринбурге 16.06.2009 было утверждено Положение о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе. Во время проходившей 17.06.2009 г. встречи глав государств, группы БРИК, Россия и Китай заключили беспрецедентное соглашение в энергетике на сто миллиардов долларов. Это самая крупная сделка в истории двусторонних отношений России и Китая. Все эти события говорят о том, что в многовекторной политике Китая Россия, с которой он осуществляет стратегическое взаимодействие, занимает одно из приоритетных мест.

В области культурных связей между Россией и Китаем идет постоянный диалог. В 2006 и 2007 году страны провели у себя Год России в Китае и Год Китая в России, что укрепило и расширило социальную базу двусторонних отношений. В ряде вузов России ведется изучение китайского языка, культурных традиций страны, проводится обмен между преподавателями и студентами. Обмены в сфере образования и культуры создают благоприятное отношение к стране. И здесь нужна система публичной дипломатии. Огромным вкладом в формирование имиджа России через имидж-структуру российского образования, науки и культуры является деятельность Российского университета Дружбы народов (РУДН). Это единственный в России многопрофильный интернациональный университет, который стал лидером в построении общеевропейский системы высшего образования, первым осуществив подготовку студентов по программам бакалавр-магистр. 72 тыс. его выпускников, в том числе свыше 5000 кандидатов и докторов наук, работают в 170 странах. В его стенах обучаются студенты из 140 стран мира. Причем, если раньше РУДН готовил квалифицированных специалистов только для стран Азии, Африки и Латинской Америки, то сегодня в нем обучаются уже студенты из 30 стран Европы. В настоящее время «РУДН поддерживает по договорам межуниверситетское сотрудничество со 187 зарубежными вузами. Из них 23 — это университеты государств СНГ, 58 — европейских стран, 9 — США и Канады, 49 — азиатских стран, 2 — Африки и 28 — латиноамериканские университеты. Ежегодно 130—150 профессоров, преподавателей и административных сотрудников РУДН выезжают в командировки в зарубежные страны и такое же количество иностранных партнеров принимают у себя. В студенческих академических обменах ежегодно принимают участие более 200 студентов» [8]. В рамках

укрепления отношений с Китаем в РУДН изучается курс «Российско-китайское сотрудничество в области образования и науки». Ведется активное сотрудничество с ШОС на уровне дистанционного образования. Важным направлением в международной инновационной деятельности вуза является сотрудничество с крупными международными организациями, такими как Совет Европы и ООН (ЮНЕСКО). РУДН вносит огромный вклад в формирование единого образовательного пространства и его девиз Scientia unescamus — «Знанием объединимся» отражает миссию университета по формированию мировой элиты и, тем самым, созданию позитивного имиджа России в странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Итак, наиболее важным для продвижения национальных интересов и укрепления позитивного международного имиджа России является взаимовыгодное сотрудничество со странами Латинской Америки и странами Азии, преимущественно с Индией и Китаем. Укрепление российских позиций поддерживается в этих странах, в отличие от стран Евросоюза и США, поэтому в целях формирования устойчивого позитивного имиджа на международной арене России было бы целесообразно укреплять отношения именно с этими странами на уровне политического и экономического диалога. В то же время приоритетным инструментом формирования имиджа в этих странах является публичная дипломатия.

Формируя позитивный имидж России, необходимо разработать определенную стратегию, элементами которой являются:

— изучение восприятия России в зарубежных странах на уровне элит и общества в целом с помощью мониторинга общественного мнения, экспертного анализа;

— разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию «мягкой силы» в отношениях с зарубежными странами с учетом существующих у них стереотипов, с целью их трансформации;

— создание системы информационной защиты в случае чрезвычайных политических ситуаций и проведение информационной политики, основанной на национальных интересах России;

— создание института публичной дипломатии с целью продвижения российских ценностей за рубежом, включая СМИ, международные конференции, интернет форумы, образовательные программы, студенческий обмен;

— работа с русскоязычным населением зарубежных государств, как на территории постсоветского пространства, так и дальнего зарубежья, при содействии МИД, ассоциации соотечественников за рубежом, зарубежные православные епархии;

— использование современных технологий в области коммуникаций с общественной средой (PR, реклама, директ-маркетинг) для создания и продвижения имиджа России.

Это возможно в случае, если разработкой такой программы будут заниматься все структуры — государство, бизнес элита, общественные институты, церковь. Такие возможности сегодня есть и работа в этом направлении ведется, однако нет системного подхода, не выработана четкая концепция и стратегия проведения в жизнь мероприятий по формированию позитивного имиджа России. Каждая

структура действует отдельно, не согласуя свои действия с другими. Нужен постоянный диалог власти, бизнеса и гражданского общества, в котором примут участие представители федеральных и региональных органов, МИД, общественные организации, конфессиональные институты, предприниматели, рекламные и PR-агентства.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Галумов Э.А. Имидж против имиджа. — М., 2005.

[2] Концепция внешней политики Российской Федерации. 12.07.2008.

[3] Манжулина О. Основы эффективности. — СПб., 1.03.2006.

[4] Облик России — взгляд из Латинской Америки. — М., 2009.

[5] Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени.— М., 1997.

[6] Парамонов В., Строков А., Столповский О. Отношения между Россией и Китаем: история, современность и будущее // easttime.ru / 11.11.2008.

[7] Миссия — классический университет // Независимая газета. 3.02.2010.

PUBLIC DIPLOMACY ROLE IN RUSSIA IMAGE FORMATION IN THE COUNTRIES OF ASIA AND LATIN AMERICA

I.Y. Glinskaya

National and Federal Relations Chair The Russian Academy of Public Service at the President of the Russian Federation

Vernadsky Av., 84, Moscow, Russia, 119606

The article deals with the problem of creating positive image of Russia in the countries of Latin America and also in India and China — leading Asian countries. Alongside with the achievements in economic, political, military spheres the most important for successful reputation of the country is considered to be public diplomacy.

Key words: image, public diplomacy, BRICK, ШОС, a policy of «soft force», national interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.