ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ КИТАЯ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ В НАЧАЛЕ XXI в.: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК СПОСОБ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Нина Андреевна ДЕМЧЕНКО,
студентка Дальневосточного федерального университета, Владивосток.
E-mail: [email protected]
В статье исследуется политическая экспансия Китая в Латинскую Америку, определяется приоритет геополитических мотивов китайской политики в регионе, а также рассматриваются основные аспекты «стратегического партнёрства» Китая с главными странами Латинской Америки.
Ключевые слова: Китай, Латинская Америка, геополитика, стратегическое партнёрство, развивающиеся страны.
CHINESE GEOPOLITICAL INTERESTS IN LATIN AMERICA AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY: “STRATEGIC PARTNERSHIP” AS A METHOD TO ACHIEVE THESE INTERESTS Nina A. Demchenko, undergraduate, Far Eastern Federal University, Vladivostok.
The article is focused on the research of Chinese political expansion in Latin America. The author defines the priority of geopolitical motives in Chinese strategy in the region. The article also addresses the main aspects of the Chinese “strategic partnership” with key countries in Latin America.
Key words: China, Latin America, geopolitics, strategic partnership, developing countries.
ВXXI в. Китай становится глобальной державой, крупным игроком на международной арене, его интересы распространяются на многие районы мира, в том числе расположенные на других континентах. В первое десятилетие XXI в. важным направлением внешней политики Китая стала Латинская Америка.
После выхода в 2003 и 2006 гг. документов о политике Китая в отношении Евросоюза и Африки 11 ноября 2008 г. был впервые опубликован «Документ о политике Китая в отношении стран Латинской Америки и Карибского бассейна», где заявлялось: «...китайское правительство рассматривает свои отношения с Латинской Америкой и Карибским бассейном, исходя из стратегической перспективы, и стремится к установлению и развитию со
странами этого региона отношений всестороннего взаимодействия и партнёрства на основе равенства, взаимной выгоды и совместного развития» [ 1].
Латинская Америка, считавшаяся законным «тылом» США, стала «стратегически важным» районом для Китая. Это связано с несколькими факторами: во-первых, в последние годы в ряде стран Латинской Америки (Бразилия, Венесуэла, Боливия, Эквадор) к власти пришли левые руководители, в результате США начали постепенно терять контроль над политикой и экономикой этих стран, которые стали стремиться к установлению более тесных отношений с Китаем; во-вторых, латиноамериканские страны в последнее время начинают играть всё более важную роль в международных делах; в-третьих, в Латинской Америке находится половина стран, поддерживающих тайваньское правительство (12 из 24), а страны, приверженные политике «единого Китая», активно сотрудничают с Тайванем.
Китайский интерес в развитии отношений со странами Латинской Америки определяется и экономическими факторами, однако экономика играет в политике Китая второстепенную роль. Экономические интересы, например, доступ к рынкам или обеспечение сырьём, действительно важны для поддержания экономического роста Китая, но, как отмечают многие западные учёные, Латинская Америка нужна Китаю в первую очередь для построения мирового порядка, который бы импонировал китайскому правительству [2], более соответствовал китайским интересам безопасности [3] и способствовал становлению Китая как глобальной державы [4, р. 16 -17; 5].
В достижении этой цели Китая — построение многополярного мира — Латинская Америка играет важную роль: страны Латинской Америки, как и Китай, являются развивающимися и занимают одинаковые позиции в международных делах. А так как в ООН принята система голосования, при которой каждое государство обладает одним голосом, поддержка Китая многочисленными странами Латинской Америки может иметь решающее значение. Страны Латинской Америки — стратегические партнёры Китая в переговорах в рамках ВТО, в вопросах реформирования ООН и международной финансовой системы в многосторонних экономических и финансовых организациях. Кроме того, Южная Америка в лице существующей региональной организации Меркосур вполне может стать одним из полюсов в многополярном мире, что также учитывается Китаем [6].
Развивая отношения со странами Латинской Америки, Китай преследует цель сдерживать американский контроль в стратегических для КНР сферах, считая своей долгосрочной задачей препятствовать давлению со стороны США и прорвать кольцо окружения Китая (от Японии до Тайваня, Юго-Восточной Азии, а также Индии и Афганистана) [7]. При этом Китай не намерен конкурировать с США в Латинской Америке, однако это не мешает ему с помощью развития отношений с латиноамериканскими странами создавать в регионе плацдарм, который бы служил его интересам и прорвал «внешнюю линию» стратегических сил США.
Ещё одной геополитической целью Китая в Латинской Америке является вытеснение Тайваня из региона: Латинская Америка служит главной площадкой китайской дипломатии в отношении Тайваня, поскольку на данный
момент из 26 стран, признающих тайваньское правительство, 12 находятся в Латинской Америке и Карибском бассейне (в Южной Америке — Парагвай, в Центральной Америке — Белиз, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Панама; в Карибском бассейне — Доминиканская Республика, Гаити, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины). Политика Китая находит отклик в правительствах стран Латинской Америки. В начале нового тысячелетия, особенно после событий 11 сентября 2001 г., США сменили своё направление, переориентировавшись на Ближний Восток, при этом страны Латинской Америки стали ощущать явственную нехватку внимания, инвестиций и протекционных мер со стороны США. В итоге правительства стран Латинской Америки в последние годы чаще стали обращать внимание на развитие отношений с государствами Восточной Азии, среди которых наиболее важное место занимает Китай [7]. Подобные настроения в Латинской Америке и желание развивать отношения с Китаем создали благоприятный плацдарм для осуществления китайской экспансии. Китай установил отношения «стратегического партнёрства» с пятью ключевыми странами Латинской Америки: Бразилией (1993), Венесуэлой (2001), Мексикой (2003), Аргентиной (2004) и Перу (2008). Выбор был обусловлен их ключевым положением в регионе и желанием правительств способствовать развитию отношений с Китаем (иногда вопреки собственным интересам). Большинство из них являются региональными лидерами: Аргентина и Бразилия традиционно соперничают в Южной Америке, Мексика имеет определённый авторитет в Центральной Америке, Венесуэла — политическое влияние на страны Карибского бассейна. Перу, не являясь региональным лидером, занимает важное стратегическое положение на Тихом океане. Особенно выделяется Бразилия, которая в настоящее время проводит активную внешнюю политику, стремясь к мировому лидерству. Китай предполагает, что через 20 лет она станет мировой державой, во всяком случае скорее других стран Латинской Америки может стать постоянным членом Совета Безопасности ООН [6]. Аргентина и Венесуэла наделе показали своё желание сотрудничать с Китаем: президент Венесуэлы Уго Чавес шесть раз посещал Китай, стремясь к более тесному сотрудничеству, а Аргентина предоставила Китаю статус страны с полностью рыночной экономикой, что в значительной мере осложнило для неё возможность принятия защитных торговых мер против экспорта китайских товаров, однако для Китая имело значительную практическую важность, так как Аргентина является страной с большим количеством антидемпинговых претензий к Китаю в ВТО.
С целью развития и наполнения практическим содержанием отношений со странами-партнёрами Китай совершенствует такие аспекты взаимодействия, как визиты на высоком и высшем уровне, военные связи, межпарламентские и межпартийные встречи, многосторонние диалоги и форумы, совместные консультации в международных организациях. Например, с Бразилией налажен стабильный политический диалог: с 2001 по 2011 г. было совершено шесть визитов на высшем уровне, кроме того, руководители Китая и Бразилии часто проводят двусторонние встречи на различных форумах и конференциях (см. табл. 1).
Таблица 1
Визиты и двусторонние встречи на высшем уровне межу Китаем и Бразилией [9]
Дата Визит в Китай Визит в Бразилию Встречи
Апрель 2001 Председатель КНР Цзян Цзэминь
Май 2004 Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва
Ноябрь 2004 Председатель КНР Ху Цзиньтао
Июль 2008 Встреча председателя КНР и президента Бразилии в Саппоро
Август 2008 Встреча председателя КНР с президентом Бразилии на церемонии открытия Олимпиады-2008 в Пекине
Ноябрь 2008 Встреча председателя КНР и президента Бразилии в Вашингтоне
Апрель 2009 Встреча председателя КНР и президента Бразилии в Лондоне
Май 2009 Президент Бразилии Лула да Силва
Декабрь 2009 Встреча премьера Госсовета КНР и президента Бразилии в Копенгагене
Апрель 2010 Председатель КНР Ху Цзиньтао
Апрель 2011 Президент Бразилии Дилма Роуссефф
Ноябрь 2011 Встреча председателя КНР с президентом Бразилии в Каннах
Развиваются отношения между Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) и Национальным конгрессом Бразилии. В 2006 г. председатель Постоянного комитета ВСНП У Банго нанёс официальный дружественный визит в Бразилию. В 2009 г. Бразилию посетил председатель Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) Цзя Цинлинь. Налажен диалог между партиями Китая и Бразилии: в июне 2011г. Бразилию посетил член Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая Ван Лэцюань, а в сентябре 2011г. делегация КПК была приглашена в Бразилию для участия в четырёх чрезвычайных заседаниях Партии трудящихся Бразилии. Двусторонние визиты на высоком уровне (встречи министров, межпарламентские и межпартийные) дают возможность для координации позиций стран в международных делах. Так, важной частью визита председателя ВК НПКСК Цзя Цинлиня в Бразилию в 2009 г. стало объяснение бразильской стороне позиции Китая по вопросам изменения климата [9].
Самым значительным аспектом политического взаимодействия Бразилии и Китая является сотрудничество в международных организациях. Бразилия и Китай входят в БРИКС и тесно сотрудничают в рамках ООН, прежде всего в СБ ООН. Действуя вместе в «Группе двадцати», Китай с Бразилией
и другие страны БРИКС добились значительного прогресса в реформировании финансово-экономической структуры, прежде всего в реформе Всемирного банка и Международного валютного фонда. Ярким примером такого взаимодействия является общая позиция, занятая странами БРИКС при рассмотрении ситуации в Ливии, Кот-д’Ивуаре и Судане; соавторство в резолюциях Генеральной ассамблеи ООН по вопросам предотвращения размещения в космосе оружия любого вида, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов; часто совпадающие подходы при рассмотрении вопросов повестки дня Совета по правам человека ООН [ 10].
Помимо БРИКС, Китай и Бразилия участвуют в диалоге развивающихся стран (Китай, Бразилия, Индия, Мексика и ЮАР) с руководителями «Большой восьмёрки», призванном углублять и развивать сотрудничество Юг — Юг и Юг — Север. Китай и Бразилия входят в «четвёрку ВА81С», составную часть «Группы 77». В рамках данного объединения в 2010 г. они заняли одинаковую позицию на международной конференции по изменению климата в Канкуне. Китай и Бразилия имеют общие интересы в использовании международных форумов для расширения влияния развивающихся стран в противоположность развитым странам. Бразилия активно продвигает идею БРИКС, стремясь с помощью этого объединения нарастить свой международный вес. Такая позиция Бразилии, безусловно, играет положительную роль в геополитической стратегии Китая и способствует формированию многополярного мира. Кроме того, Бразилия поддерживает Китай в расширении его взаимодействия с латиноамериканскими региональными организациями в получении статуса наблюдателя в Организации американских государств и при вступлении Китая в Межамериканский банк развития.
Отношения Китая с Мексикой имеют значительный потенциал, в первом десятилетии XXI в. состоялось четыре визита на высшем уровне: в 2001 и 2008 гг. Китай посетили президенты Мексики Винсент Фокс и Фелипе Кальдерон, в 2003 и 2005 гг. визиты в Мексику нанесли премьер Госсовета Вэнь Цзябао (установлено стратегическое партнёрство с Мексикой) и председатель КНР Ху Цзиньтао. Помимо двусторонних встреч руководители стран принимали участие в коллективных встречах развивающихся стран перед участием в диалоге с «Большой восьмёркой».
Развиваются межпарламентские и межпартийные связи: в 2007 и 2010 гг. Мексику посетили член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Ли Чанчунь и заместитель председателя ПК ВСНП Уюнцимуг; в 2010 и 2011 гг. в Китае побывали представители двух партий Мексики: Институционно-революционной и Партии труда. В международных делах Китай поддерживает диалог с Мексикой в вопросах реформирования СБ ООН, страны тесно взаимодействуют в диалоге «Большой восьмёрки» и развивающихся стран. В региональном плане Мексика поддержала Китай в его стремлении получить статус наблюдателя в Организации американских государств и оказала ему поддержку в вопросе вступления в Межамериканский банк развития; в 2005 г. убедила правительства ряда стран Центральной Америки провести встречу с китайскими представителями по вопросу признания Тайваня [4, р. 213]. Таким образом, Мексика, единственная из стран Латин-
ской Америки, осознанно на деле способствовала одной из главных геополитических целей Китая — вытеснению Тайваня из региона.
Успешно укрепляется двустороннее сотрудничество Китая с Аргентиной. Одним из показателей значения, уделяемого Аргентиной Китаю, стал визит в Китай президента Кристины Фернандес де Киршнер в июле 2010 г. с целью заручиться поддержкой Китая в вопросе о Мальвинских островах и способствовать усилению сотрудничества Китая и Аргентины в рамках «Большой двадцатки» и переговоров Дохийского раунда ВТО [11].
Таблица 2
Визиты на высшем уровне между Китаем и Аргентиной
Дата Визит в Китай Визит в Аргентину
1. Сентябрь 2000 Президент Аргентины Фернандо де ла Руа
2. Апрель 2001 Председатель КНР Цзян Цзэминь
3. Июнь 2004 Президент Аргентины Нестор Киршнер
4. Ноябрь 2004 Председатель КНР Ху Цзиньтао
5. Июль 2010 Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер
Аргентина поддерживает Китай в деле реформирования международной резервной системы. Центральный банк Аргентины и Народный банк Китая в марте 2009 г. подписали рамочное соглашение о валютном обмене на сумму, эквивалентную 70 млрд юаней, с тем чтобы уменьшить зависимость Китая и Аргентины от американского доллара при двусторонней торговле. Это самая крупная финансовая сделка в истории между Китаем и латиноамериканскими странами [12].
Неоднозначно политическое сотрудничество между Китаем и Венесуэлой. Китайское правительство проводит здесь очень осторожную политику, чтобы не испортить отношений с США. Однако придерживающееся левых взглядов правительство Венесуэлы соответствует интересам Китая по установлению в регионе стратегического плацдарма в противовес политике США. Более того, правительство Венесуэлы стремится к укреплению отношений с Китаем: президент Венесуэлы Уго Чавес за время пребывания у власти шесть раз посетил Китай. И хотя Китай избегает высказывать своё мнение по поводу выступлений или действий Венесуэлы на международной арене, он тем не менее поддержал эту страну в получении ею членства в Совете Безопасности ООН.
В 2008 г. произошло важное событие в отношениях Китая и Перу—после обмена визитами руководителей двух стран было установлено «стратегическое партнёрство», чему предшествовало принятие решения о подписании Соглашения о свободной торговле. Помимо визитов на высшем уровне между Перу и Китаем развиваются военные связи: так, в ноябре 2010 г. они провели совместные операции по оказанию гуманитарной медицинской помощи «Ангелы мира-2010» [13]. Не являясь региональным лидером, Перу обладает стратегически важными для Китая портами на Тихом океане, а также
является наблюдателем в региональной организации Меркосур и поддерживает Китай в расширении сотрудничества с Андским сообществом.
Результаты активизации политики Китая в Латинской Америке, в частности установление и развитие отношений «стратегического партнёрства» с ключевыми странами региона, довольно положительные. Прежде всего, ощутимый рывок сделан в создании многополярного мира: во-первых, усилилось значение объединения БРИКС (с момента воплощения этой идеи состоялись три саммита: в июне 2009 г., апреле 2010 г. и апреле 2011 г.). Во-вторых, отмечен прогресс в диалоге пяти развивающихся стран и «Большой восьмёрки»: в июле 2009 г. они впервые опубликовали совместную декларацию о борьбе с глобальными вызовами. Увеличилась роль «Группы 20»: в сентябре 2009 г. в Питсбурге (США) «Группа 20» в составе развитых и экономических субъектов с нарождающимися рынками фактически превратилась в определяющую систему управления мировой экономикой. «Эти факты говорят о том, что система, при которой в международных делах заправляли западные страны, изменяется, развивающиеся страны стали принимать в международных делах более активное участие, в систему глобального управления были внесены изменения» [ 14].
Китаю также удалось закрепиться в региональных организациях Латинской Америки: он приобрёл статус постоянного наблюдателя в Латиноамериканской ассоциации интеграции, Организации американских государств и Агентстве по запрещению ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне. КНР присоединилась к политическим консультативным механизмам Латинской Америки — Андское сообщество, Группа Рио и Меркосур. Самым значимым стало вступление Китая в члены Межамериканского банка развития в 2008 г.
В Латинской Америке многие страны стали воспринимать Китай как альтернативу США, а сотрудничество с ним — как средство демонстрации своей политической независимости от США. В первую очередь это касается Мексики и Венесуэлы [4, р. 28—30; 15]. Бразильское правительство воспринимает подъём Китая в качестве глобальной силы как реальный противовес влиянию США [16].
В вопросе о Тайване Китаю также удалось сделать заметные шаги вперёд. Одной из важных мер по улучшению отношений с Республикой Гаити, которая поддерживает правительство Тайваня, стала отправка более ста китайских офицеров в Гаити в 2004 г. в составе миротворческой миссии ООН [17, р. 37]. Первое размещение китайских солдат на латиноамериканской земле было произведено благодаря поддержке Бразилии.
Время от времени в двусторонних отношениях Китая и стран Латинской Америки возникают проблемы. Например, в 2009 г. Мексика обвинила Китай в «необоснованных дискриминационных мерах», принятых в отношении мексиканцев в связи с эпидемией гриппа Н1Ш [18]. В сентябре 2011 г. мексиканская сторона устроила встречу президента Фелипе Кальдерона с Далай-ламой [19]. В 2005 г. возник конфликт из-за того, что Китай выступил против резолюции Бразилии, Германии, Японии и Индии для получения постоянного членства в Совете Безопасности ООН. Однако все проблемы в двусторонних отношениях между Китаем и странами-партнёрами решаются путём диалога и не влияют на выполнение долгосрочных стратегических целей Китая.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. China’s Policy Paper on Latin America and the Caribbean. URL: http://news.xinhuanet. com/english/2008— 11/05/content_10308117.htm (дата обращения: 12.10.2011).
2. Dreyer J.T. The China Connection. URL: http://www6.miami.edu/hemispheric-policy/ Final-Dreyer-Oct27.pdf (дата обращения: 3.11.2011).
3. Findings and recommendations of the China-Latin America Task Force. URL: https:// www6.miami.edu/hemispheric-policy/Ellis_Long_Policy_Paper_Final_May_24_07.pdf (дата обращения: 21.10.2011).
4. Ellis R. E. China in Latin America: The Whats and Wherefores. Boulder: Lynne Rienner Publishers, 2009.
5. Jenkins R. China’s global expansion and Latin America (commentary) // Journal of Latin American Studies, 42. Cambridge University Press, 2010. P. 829—830.
6. Шэнь Ань. Гуаньюй чжунго вэйлай дуй ламэй вайцзяо чжаньлюэ дэ сыкао = Размышления о будущей стратегии Китая в отношении Латинской Америки. URL: http://ilas.cass.cn/manager/jeditor/UploadFile/2010222131328972.pdf (дата обращения: 12.10.2011).
7. Су Чжэньсин. Чжунла гуаньси жухэ мяньсян вэйлай = Как будут развиваться отношения Китая и стран Латинской Америки. URL: http://ilas.cass.cn/u/suzhen xing/%7B7146E8A1-9BB8-4B2E-990C-0A5F85F1CD92%7D.pdf (дата обращения: 16.10.2011).
8. Все данные по контактам Китая со странами-партнёрами взяты из сообщений информационного агентства Синьхуа: http://russian.news.cn и http://www chinaview.cn.
9. Цзя Цинлинь встретился с президентом Бразилии. URL: http://russian.news.cn/ china/2009— 11/28/c_1398131_3.htm (дата обращения: 14.10.2011).
10. Интервью министра иностранных дел Российской Федерации С. Лаврова. URL: http://russian.news.cn/cis/2011—04/13/c_13827367.htm (дата обращения: 21.10.2011).
11. President Cristina’s trip to China far beyond soybean oil export, Timerman said. URL: http://english.telam.com.ar/index.php?option=com_content&view=article&i d=9730:president-cristinas-trip-to-china-far-beyond-soybean-oil-exports-timerman-said&catid=42:politics (дата обращения: 28.10.2011).
12. Аргентина поддерживает предложение Китая о реформировании международной резервной системы. URL: http://www.russian.xinhuanet.com/russian/2009—03/31/ content_848766.htm (дата обращения: 3.11.2011).
13. Национальная оборона Китая в 2010 году (Белая книга). URL: http://russian. china. org.cn/exclusive/txt/2011 —10/20/content_23676601_43.htm (дата обращения: 12.10.2011).
14. Новые корректировки и новое развитие — специалисты пяти континентов о международной ситуации в 2009 году. URL: http://russian.news.cn/ dossiers/2009nzbd/2009— 12/18/c_13114035.htm (дата обращения: 14.10.2011).
15. Fernandez Jilberto A.E., Hogenboom B. Latin America — from Washington Consensus to Beijing Consensus? // Latin America Facing China: South-South Relations Beyond the Washington Consensus / Fernandez Jilberto A.E. Hogenboom B. CEDLA Latin America studies. Berghahn Books, 2010. P 181—192.
16. Souza A. Brazil and China: an uneasy partnership. URL: https://www6.miami.edu/ hemispheric-policy/FinalVersionDeSouza21408.pdf (дата обращения: 3.11.2011).
17. Jiang, Shixue. Tne Chinese Foreign Policy Perspective // China’s Expansion into the Western Hemisphere. Implications for Latin America and United States / R. Roett, G. Paz. Washington: Brookings Institution Press, 2008.
18. Мексика обвинила Китай в «необоснованных дискриминационных мерах». URL: http://wwwriw.ru/theme27328.html (дата обращения: 3.11.2011).
19. Китай решительно возражает против встречи президента Мексики с Далай-ламой. — МИД КНР URL: http://russian.news.cn/china/2011—09/10/c_131131952.htm (дата обращения: 14.10.2011).