Научная статья на тему 'От Каракаса до Тегерана: Белорусская дипломатия в Азии, Латинской Америке и Африке'

От Каракаса до Тегерана: Белорусская дипломатия в Азии, Латинской Америке и Африке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
257
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сергей Богдан

В 2009 г. политика Беларуси в развивающихся странах Азии, Латинской Америки и Африки оставалась ориентированной на определённые страны – Китай, Венесуэлу, Иран. Руководство страны неоднократно заявляло о важности внешней торговли, но весьма серьёзные колебания товарооборота свидетельствуют о проблемах в обеспечении систематического подхода в данном отношении. Анализ географии белорусских зарубежных представительств и контактов официальных лиц показывает, что в определении внешней политики страны белорусское правительство руководствуется не только экономическими соображениями. В то же время остаётся непрояснённым вопрос, насколько полной является официальная информация о сотрудничестве с рядом стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От Каракаса до Тегерана: Белорусская дипломатия в Азии, Латинской Америке и Африке»

ОТ КАРАКАСА ДО ТЕГЕРАНА: БЕЛОРУССКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В АЗИИ, ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ И АФРИКЕ

Сергей Богдан

Резюме

В 2009 г. политика Беларуси в развивающихся странах Азии, Латинской Америки и Африки оставалась ориентированной на определённые страны - Китай, Венесуэлу, Иран. Руководство страны неоднократно заявляло о важности внешней торговли, но весьма серьёзные колебания товарооборота свидетельствуют о проблемах в обеспечении систематического подхода в данном отношении.

Анализ географии белорусских зарубежных представительств и контактов официальных лиц показывает, что в определении внешней политики страны белорусское правительство руководствуется не только экономическими соображениями. В то же время остаётся непрояснённым вопрос, насколько полной является официальная информация о сотрудничестве с рядом стран.

Тенденции:

• внешняя политика по-прежнему демонстрировала разрыв между экономической прагматикой и политическими контактами, между декларируемым политическим курсом и фактическим сотрудничеством;

• Иран и Венесуэла оставались основными стратегическими партнёрами в «третьем мире»;

• развитие отношений с Индией, Пакистаном и Саудовской Аравией придали системный подход политике в отношении развивающихся стран.

Говоря о «третьем» (наряду с развитием отношений с Россией и странами СНГ, а также со странами Запада) векторе белорусской внешней политики, мы рассмотрим отношения с развивающимися странами Азии, Латинской Америки и Африки, оставляя в стороне страны, географически расположенные в этих частях света, но уже не входящие в категорию «развивающихся» (Япония, Республика Корея, Израиль, ЮАР). Примечательно, что сами белорусские официальные лица зачастую рассматривают внешние сношения страны в категориях «дальнего и ближнего зарубежья»

и избегают разбивать «дальнее зарубежье» на какие-либо категории.1

Данному направлению внешних сношений — странам Азии, Африки и Латинской Америки — уделяется много места в политической риторике руководства Беларуси, хотя многие аспекты сотрудничества остаются спорными с точки зрения обоснованности и важности для страны, а потому кажутся скорее волевыми установками, нежели элементами просчитанной стратегии. Несомненно, в отношениях с отдельными странами имеются выраженные политические акценты, однако в отсутствие серьёзных исследований и при ограниченной информации следует весьма осторожно относиться к определению политической и идеологической близости (в частности, в отношении антиамериканизма) в качестве базы для формирования отношений официального Минска с теми или иными странами.

В то же время следует отметить личностный фактор: белорусский президент, его симпатии и антипатии играют немаловажную роль в ряде международных контактов (в Беларуси, как и во многих других постсоветских государствах, неформальная политика и неофициальные механизмы зачастую более значимы, чем официальные документы и механизмы). Самые активные контакты белорусское руководство устанавливало именно с «харизматичными» и явно симпатичными белорусскому президенту лидерами Ирана и Венесуэлы.

В 2009 г. по интенсивности контактов выделялись взаимоотношения с Китаем, Венесуэлой и Ираном. Примечательно, что между тремя указанными странами также существуют тесные отношения, хотя речь о формировании ими блока на международной арене не идёт.

Отношения со странами Дальнего Востока

В конце марта — начале апреля состоялся визит главы Администрации президента Беларуси В. Макея в Китай, в ходе ко-

Примеры см. на сайтах МИД: «Внешняя торговля. Торговля товарами и услугами в 2009 году»: http://www.mfa.gov.by/ru/economic/, а также Национального статистического комитета «Внешняя торговля. Основные показатели внешней торговли»: http://belstat.gov.by/ homep/ru/indicators/ftrade1.php.

торого прошли переговоры с официальными лицами КНР. Руководитель президентской администрации также обсудил с компанией CITIC International проблемы крупнейшего в истории белорусско-китайских отношений проекта по строительству трёх цементных заводов в Беларуси. Реализация этого проекта натолкнулась на трудности в связи с дополнительными условиями, выдвинутыми китайской стороной.2

В апреле состоялся визит в КНР министра обороны Беларуси Л. Мальцева, в ходе которого прошли встречи с заместителем председателя Центрального военного совета генерал-полковником Го Босюном и членом ЦВС, министром обороны КНР Лян Гуанле. 10 апреля 2009 г. состоялось официальное открытие Генерального консульства Республики Беларусь в Шанхае. В конце августа Беларусь посетил вице-премьер Государственного совета КНР, член Политбюро ЦК КПК Хуэй Лянъюй.

Для Беларуси большое значение имело заключённое с Китаем в марте 2009 г. соглашение об обмене национальными валютами (так называемая сделка «своп»), целью которого являлось развитие инвестиционного взаимодействия и увеличение двустороннего товарооборота. В результате реализации соглашения, заключённого сроком на три года, Беларусь уже получила 20 млрд юаней (около USD 3 млрд), а китайская сторона — BYR 8 трлн. Аналогичные соглашения КНР заключила с Южной Кореей, Малайзией, Индонезией и Аргентиной.

Совместно с Китаем Беларусь работает над проектами модернизации цементной и энергетической отраслей. Создано совместное предприятие по сборке электробытовой техники «Горизонт — Мидеа», действует совместное предприятие по сборке колёсных тягачей «Санцзян — Волат». Реализуются проекты по созданию СП по сборке карьерных самосвалов БелАЗ, тракторов «Беларус», комбайнов «Гомсельмаш».

В последние годы стремительно нарастал товарооборот между странами, который в 2006 — 2008 гг. удвоился, превысив USD 2 млрд. В 2009 г. на долю Китая приходилось 2.5% всего товарооборота белорусской внешней торговли (7-е место

См.: Визит Главы Администрации Президента Республики Беларусь в

КНР: http://www.china.belembassy.org/rus/news/-page__т12 =

4~news т12=17784.

среди внешнеторговых партнёров), однако экспорт составил лишь 28.4% от уровня предыдущего года (USD 173.9 млн), импорт - 76.4% (USD 1 081.4 млн) от уровня 2008 г.

В 2009 г. на минимальном уровне оставались контакты с Вьетнамом, несмотря на активную торговлю между странами при значительном положительном сальдо для Беларуси. В апреле состоялся визит во Вьетнам заместителя министра иностранных дел Беларуси Сергея Алейника, а также белорусско-вьетнамские межмидовские консультации по вопросам двустороннего сотрудничества. В конце апреля Беларусь посетил председатель Национального собрания Вьетнама.

Другие страны Азии

В 2009 г. в качестве заметного успеха белорусской дипломатии провозглашена активизация отношений с Индией, Пакистаном и, в меньшей степени - Индонезией.

В феврале состоялся визит заместителя министра иностранных дел Пакистана Акбара Зеба. Хотя официальный Минск пока неизменно отдаёт предпочтение скорее Индии, чем Пакистану, а между Беларусью и Пакистаном имеют место лишь минимальные политические контакты, товарооборот между странами устойчиво составляет десятки миллионов долларов со значительным положительным сальдо для Бела-руси.3

В сентябре прошёл визит в Беларусь министра иностранных дел Индии Соманахалли Маллаяха Кришны. В 2009 г. Индия занимала 10-е место среди внешнеторговых партнёров Беларуси (1.2% от всего объёма товарооборота). Объём белорусского экспорта в Индию составил 155.5% от уровня предыдущего года и оценивался в USD 487.8 млн, а импорт несколько снизился и составил соответственно 99.3% и USD 115.9 млн.

На минимальном уровне находились и отношения Беларуси с таким крупным государством Юго-Восточной Азии, как Индонезия. Состоявшееся в ноябре в Джакарте 2-е заседание межправительственной белорусско-индонезийской совмест-

О визите заместителя Министра иностранных дел Пакистана в Республику Беларусь // Сайт МИД Республики Беларусь: http:// www.mfa.gov.by/ru/press/news/b8208cdcce6fba2e.html.

ной комиссии по торговому, экономическому, научному и техническому сотрудничеству при участии заместителя министра иностранных дел Беларуси С. Алейника можно считать лишь очередной попыткой создать основу для сотрудничества.

Ближний Восток

Иран

Отношения между странами отличались активными контактами на высоком уровне. В феврале 2009 г. состоялся визит министра торговли Ирана Масуда Мир-Каземи, а также заседание Смешанной белорусско-иранской комиссии по вопросам экономического сотрудничества. В апреле 2009 г. Беларусь посетили глава судебной власти Шахруди и министр юстиции Ирана Эльхам. В июне 2009 г. состоялся визит в Иран председателя Совета Республики Национального собрания Беларуси, в ноябре — визит управляющего Центральным банком Ирана М. Бахмани в Беларусь, а в декабре — визит в Иран министра промышленности Беларуси. В ходе визитов проходили встречи на высшем уровне.

В 2009 г. Беларусь и Иран намечали достигнуть объёма двусторонней торговли в размере USD 100 млн, но на деле произошло его снижение, и в частности — снижение белорусского экспорта, связанное с сокращением поставок продукции в условиях экономического кризиса, а также с падением цен.4 Наиболее громкий совместный проект двух стран — организация добычи нефти на месторождении Джофеир на юго-западе Ирана. В сентябре 2007 г. заключён сервисный контракт на разработку этого месторождения и создано СП «Бел-парс Петролеум Компани Лимитед» (БПК). Но до конца 2009 г. БПК так и не приступило к добыче нефти. Планируется, что первая нефть будет добыта в 2010 г.5

Второй крупномасштабный белорусско-иранский проект — сборка легковых автомобилей «Саманд». Производи-

См.: Торгово-экономическое сотрудничество // Сайт Посольства Республики Беларусь в Иране: http://www.iran.belembassy.org/rus/ relations/trade/, дата доступа 26.02.2010.

См.: Беларусь шагает по лезвию в нефтяном сотрудничестве с Ираном // АФН. 2010. 29 января: http://www.afn.by/news/i/130744.

4

тель «Самандов» — иранско-белорусско-британское СП «Юнисон» — является единственным производителем легковых автомобилей в Беларуси. В 2009 г. «Юнисон» произвёл 241 автомобиль. Представители предприятия заявили о намерении в 2010 г. увеличить объём производства в 4.5 раза по сравнению с 2009 г. и довести его до 1.1 тыс. автомобилей.6

Сборка «Самандов», по признанию посла Ирана, оказалась «не очень рентабельным» проектом. Иранская сторона надеется, что вступление Беларуси в Таможенный союз «приведёт к увеличению пошлины, поэтому производить собственные автомобили станет рентабельным делом». Решено производить ещё два вида автомобилей «Саманд» в Беларуси.7

Сотрудничество в научной и образовательной сферах в последние годы характеризовалось тенденцией к снижению количества обучающихся в Беларуси иранских студентов. В то же время имели место явные несоответствия в выборе партнёров. Так, в декабре подписано соглашение о сотрудничестве между Белорусским государственным университетом и Свободным исламским университетом. Если первый является ведущим вузом страны, то второй — заурядным массовым учреждением, предоставляющим высшее образование на коммерческой основе.8

В 2009 г. вновь возникала скандальная тема возможных поставок в Иран ракетных систем противовоздушной обороны С-300 из Беларуси9, однако соответствующая информация остаётся спорной.

Государства Персидского залива

Неопределённо складывались отношения Беларуси с таким некогда важным партнёром, как Ирак. В 2002 г. это государство занимало место одного из ключевых торгово-экономи-

6 См.: В Беларуси в 4 раза увеличат выпуск автомобилей // Интерфакс. 2010. 11 февраля: http://www.interfax.by/article/58960.

7 Калиновская Т. Джофеир ждёт президентов // Белорусы и рынок. 2010. 22-28 февраля. №8(894).

8 Середа А. БГУ и Исламский университет «Азад» подписали соглашение о сотрудничестве // БелаПАН: http://news.tut.by/154910.html.

9 Алесин А. Имидж — это всё // Белорусы и рынок. 2010. 25-31 января. №4 (890).

ческих партнёров Беларуси на Ближнем Востоке, а белорусский экспорт в эту страну составлял USD 32.6 млн. В 2004 г. белорусский экспорт в Ирак составил лишь USD 1 млн, в 2005 — 2007 гг. — практически отсутствовал, в 2008 г. — вырос до USD 1.65 млн. В январе-мае 2009 г. экспортные поставки в Ирак из Беларуси выросли в 9.5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2008 и составили USD 4.57 млн.

Как и в случае с рядом других стран региона, импорт иракских товаров в Беларусь в 2000 — 2009 гг. не осуществлялся.10 Первым признаком возможности восстановления экономических связей с Беларусью можно считать визит министра жилья и строительства Ирака Байан Исмаила Дазаи, состоявшийся в июле 2009 г. Посольство Беларуси в Ираке было закрыто после начала войны в этой стране, как и посольство Ирака в Беларуси, но иракское посольство в Минске вновь открылось в 2008 г.

Единственным заметным следом некогда активных контактов является автоматическое взаимное признание научных степеней между двумя странами, поэтому сейчас число иракцев — аспирантов белорусских вузов довольно велико.

В 2009 г. велась активная работа по налаживанию сотрудничества с другими странами Персидского залива. В январе в Минске открылось посольство Объединённых Арабских Эмиратов. В мае состоялся визит в Беларусь министра иностранных дел ОАЭ шейха Абдаллы бен Заида аль-Нахайяна.

Говоря об отношениях Беларуси и ОАЭ, глава внешнеполитического ведомства республики упомянул об инвестиционных проектах и сотрудничестве в сфере науки и технологий, а также о «совместной работе по экономическим проектам в третьих странах»11. О такого рода работе говорилось и несколько раньше, в апреле, в ходе официального визита в Беларусь Эмира Государства Катар шейха Хамада бен Халифы аль-Тани. Следует полагать, что возможности работы с

10 См.: Вышки в обмен на нефть // moneyby.ru. 2009. 22 июля: http:// moneyby.ru/news/10.html.

11 Стенограмма выступления Министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова по итогам визита в Беларусь Министра иностранных дел Объединённых Арабских Эмиратов шейха Абдаллы бен Заида аль-Нахайяна, состоявшегося 23 мая 2009 г. см.: http:// www.mfa.gov.by/ru/press/news/f3170730cbc3d260.html.

бедными странами при использовании финансовых средств государств региона прорабатывались и в рамках июньского визита заместителя министра иностранных дел Беларуси С. Алейника в ОАЭ и Катар, а также во время июльского визита в Беларусь министра финансов Саудовской Аравии Ибрагима Абдулазиза аль-Ассафа.

Последний визит действительно явился важным шагом в развитии отношений Беларуси и Саудовской Аравии: состоялся первый визит столь высокопоставленного официального лица данного государства в Беларусь, по результатам визита подписана конвенция об избежании двойного налогообложения. Как отметил саудовский гость, «мы начинаем торгово-экономическое сотрудничество с Беларусью с нуля»12.

Белорусская сторона заявила, что надеется найти в Саудовской Аравии рынок сбыта для автомобильной и дорожной техники и других видов своей высокотехнологичной продукции, привлечь бизнесменов этой страны к строительству гостиничных и торговых объектов, а также через Саудовскую Аравию выйти на рынок соседних стран и африканского континента. Объём торговли между Беларусью и Саудовской Аравией пока незначителен.

Сирия

Контакты между странами носили ограниченный характер. В марте в Дамаске состоялся первый раунд консультаций на уровне экспертов по вопросу заключения Соглашения о сотрудничестве по созданию зоны свободной торговли между Беларусью и Сирийской Арабской Республикой. В ноябре 2009 г. в Дамаске состоялось пятое заседание Совместной белорусско-сирийской комиссии по торговому, экономическому и техническому сотрудничеству с участием министра экономики Беларуси Н. Зайченко.

В то же время выделялся военно-технический аспект сотрудничества. В феврале 2009 г. при Министерстве обороны РБ получил аккредитацию военный атташе посольства Сирии.

Крапивина Л. Беларусь приглашает бизнесменов Саудовской Аравии к участию в инвестпроектах // БелТА. 2009. 20 июля.

В марте 2009 г. состоялся визит в Беларусь министра обороны Сирии Хасана аль-Туркмани.

За 4 месяца 2009 г. белорусский экспорт в Сирию составил USD 16.8 млн при положительном сальдо в USD 16.5 млн. В своё время самым масштабным проектом сирийского бизнеса в Беларуси являлась компания мобильной связи Velcom, первоначально полностью принадлежавшая сирийскому бизнесмену Эаду Самави (который, по некоторым данным, был близок к белорусскому президенту). Однако в настоящее время он владеет лишь 15%-й долей, а в 2010 г. Telekom Austria намерен выкупить у него оставшиеся акции Velcom.13

Ливия

В течение 2009 г. осуществлялись довольно интенсивные контакты между Ливией и Беларусью. Белорусские делегации возглавляли: первый заместитель премьер-министра Беларуси В. Семашко (апрель); заместитель министра промышленности Г. Свидерский (апрель); помощник президента по вопросам национальной безопасности В. Лукашенко (конец августа — начало сентября); министр обороны Ю. Жадобин (декабрь). В октябре состоялся визит в Беларусь заместителя министра промышленности, экономики и торговли Ливии Лутфи Мусбаха аль-Гижраси.

Как и в случае с Сирией, в отношениях с Ливией просматривается значительный военно-политический взаимный интерес. Неслучайно в немногочисленном (четыре дипломата) штате белорусского посольства в Триполи есть военный атташе (белорусские военные атташе есть ещё только в посольствах РБ в ОАЭ и КНР).

Несмотря на активные политические контакты и хорошие отношения между лидерами двух стран товарооборот оставался на низком уровне. В 2008 г., после значительного прорыва в торговле, белорусский экспорт в Ливию достиг отметки чуть более USD 19 млн. Товарооборот практически полностью состоит из поставок белорусской продукции. Ливия является

Mader M. Die Telekom greift in WeiЯrussland nochmals zu // Wirtschafts-blatt.at, 01.03.2010: http://www.wirtschaftsblatt.at/home/boerse/bwien/ 410383/index.do?_vl_pos = r.1.NT.

примером страны, где существование белорусского посольства сложно обосновать с помощью лишь официальной статистики по внешней торговле. Следовательно, для этого имеются иные соображения.

Египет

В июле 2009 г. в ходе саммита Движения неприсоединения в Шарм Эль-Шейхе состоялась встреча руководителей внешнеполитических ведомств Беларуси и Египта. В октябре 2009 г. в Минске прошли двусторонние политические консультации между МИД Беларуси и Египта.

По итогам 2009 г., объём двусторонней торговли достиг USD 79.5 млн (74.3% от уровня 2008 г.). Экспорт составил USD 66.5 млн (71.8%), импорт - USD 12.9 млн (90.2%).14 Объём экспорта упал, несмотря на то, что в 2009 г. Египет импортировал из Беларуси около 2.2 тыс. тракторов, благодаря чему страна остаётся одним из крупнейших клиентов «МТЗ» за пределами постсоветского пространства. В Египте действуют сборочные производства грузовых автомобилей «МАЗ» и тракторов «МТЗ».

Латинская Америка

Венесуэла

Дипломатические отношения между странами установлены в 1997 г., однако их интенсивное развитие относится к началу 2007 г., что связано с изменением политического режима в Венесуэле и новым курсом президента этой страны. Эта тенденция сохранялась и в 2009 г. В сентябре 2009 г. состоялся уже четвёртый ежегодный визит президента Венесуэлы Уго Чавеса в Беларусь.

Во многом благодаря политической воле руководства Венесуэлы и несмотря на экономический кризис в первом полугодии 2009 г., товарооборот Беларуси и Венесуэлы удвоился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (за счёт дву-

См.: Торгово-экономическое сотрудничество // Сайт Посольства Республики Беларусь в Египте: http://www.egypt.belembassy.org/rus/ belbelg/

кратного роста экспорта) и составил USD 132.5 млн. Импорт практически отсутствовал. Экспортировалась в основном промышленная продукция.

В Венесуэле действуют представительство ПО «Белорус-нефть», белорусско-венесуэльское совместное предприятие по добыче нефти «Петролера БелоВенесолана», которое уже добыло более миллиона тонн нефти. Перспективы поставок в Беларусь венесуэльской (а также иранской) нефти с 2008 г. анонсировались белорусской стороной ещё в 2007 г.15, но первый пробный танкер с 78 тыс. тонн нефти отправлен из Венесуэлы в направлении Беларуси лишь в конце 2009 г.16

В 2010 г. Беларусь планирует удвоить добычу нефти в Венесуэле. Помимо двух уже разрабатываемых месторождений белорусско-венесуэльскому СП выделены три новых месторождения.17 Ранее Уго Чавес заявлял, что российским и белорусским компаниям будет отдаваться предпочтение при работе на венесуэльском рынке.18

В сфере строительства действует белорусско-венесуэльское СП по производству стройматериалов и СП, занимающееся строительством объектов инфраструктуры и жилья. Помимо этого две страны реализуют совместные проекты по добыче фосфоритов, также проекты в сфере науки и технологий. В ходе сентябрьского визита венесуэльского президента подписаны договоренности о производстве и сбыте в Венесуэле белорусских грузовиков и с/х тракторов (в начале 2010 г. планируется начать строительство двух соответствующих предприятий). Предполагается, что венесуэльская сторона может принять участие в приватизации белорусских предприятий.

Официальный Минск маркирует двусторонние отношения с Венесуэлой как стратегическое партнёрство.19 По мнению А. Лукашенко, если оба государства смогут реализовать все договоренности, объём взаимной торговли будет исчис-

Сьмялоуская Я. Вэнэсуэльская нафта у Беларусь празь Летуву: http:// www2.polskieradio.pl/zagramca/by/news/artykuLaspx?id = 51360

См.: Беларусь спасает свои НПЗ венесуэльской нефтью // АФН. 2010. 29января: http://www.afn.by/news/i/130782.

Foreign Economic Co-Operation Review (Publication of the Belarusian

Ministry of Foreign Affairs). 2009. № 3. P. 28.

Ibid, р. 29. Ibid, р. 26.

15

16

17

18

ляться миллиардами долларов США. Лукашенко называет три общие цели развития отношений с Венесуэлой: (1) усиление позиций двух стран на международной арене, (2) повышение уровня национальной безопасности, (3) повышения уровня благосостояния в обеих странах.20

Бразилия

Отношения с Бразилией не имеют политической основы, но товарооборот между странами всегда был довольно значительным, превосходящим объёмы торговли с другими «политически близкими» странами, в частности с Венесуэлой. Во второй половине 2000-х гг. белорусско-бразильская торговля стабильно достигала полумиллиарда долларов, в 2008 г. она значительно превысила USD 1 млрд, хотя обстоятельства экономического кризиса тяжело по ней ударили в 2009 г.21 Экспорт в Бразилию составил лишь 41.9% (USD 449.8 млн) от уровня предыдущего года, импорт — 76.4% (USD 118.4 млн). В результате Бразилия заняла 11-е место среди внешнеторговых партнёров Беларуси, опередив при этом Литву, США, Францию и Казахстан.

На фоне практического отсутствия серьёзных политических контактов (несмотря на «левые» политические взгляды нынешнего президента Бразилии), а также с учётом того факта, что в Рио-де-Жанейро функционирует лишь Генеральное консульство Беларуси, тем не менее между двумя странами активизировались деловые контакты. В частности, в 2009 г. Беларусь посетили 23 делегации представителей деловых кругов Бразилии (в 2008 г. — 17).22

Аргентина и Куба

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контакты с Аргентиной также лишены политического компонента (вопреки кажущейся идеологической и политической

Foreign Economic Co-Operation Review (Publication of the Belarusian Ministry of Foreign Affairs). 2009. № 3. P. 27.

См.: Торгово-экономическое сотрудничество: http://www.brazil. belembassy.org/rus/new_page_80/new_page_90/ Растёт количество визитов бразильских деловых кругов в Беларусь // Сайт Генерального консульства Республики Беларусь в Бразилии:

http://www.brazil.belembassy.org/rus/news/~page__m12=1~news__

m12 = 61415.

20

21

близость Лукашенко с нынешним руководителем Аргентины Кристиной Киршнер). Торговля с Аргентиной до сих пор неизменно характеризовалась большим негативным сальдо — достаточно редкая ситуации в отношениях Беларуси с развивающимися странами.

В 2009 г. экспорт белорусских товаров в Аргентину снизился на 86.5% по сравнению с 2008 г. (когда он составил рекордно высокую цифру — USD 26 млн — и возрос по сравнению с 2007 на 331.1%). Импорт в 2009 г. уменьшился на 11.5% (в 2008 г. — USD 115.4 млн). Отрицательное сальдо в двусторонней торговле в отчётный период возросло на USD 9.2 млн.23 Такие колебания в объёме экспорта свидетельствуют об отсутствии устойчивых связей.

Между тем в стране функционируют белорусские предприятия, в частности филиал РУП «Гомсельмаш». Прорабатывается возможность открытия филиала МТЗ. В рамках международных конгрессов в Аргентине побывали делегации Министерства природы и Министерства лесного хозяйства Беларуси. В октябре в Буэнос-Айресе состоялись первые консультации между МИД Беларуси и Аргентины.

Отношения с Кубой выглядят достаточно скромно. В январе в Минске побывала делегация МИД Кубы во главе с заместителем министра ведомства Дагоберто Родригесом. В мае состоялось заседание Совместной белорусско-кубинской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с участием заместителя министра внешней торговли и иностранных инвестиций Рикардо Герреро Бланко.

Следует отметить, что даже в предкризисном 2008 г. товарооборот между Беларусью и Кубой, увеличившийся более чем в два раза по сравнению с 2007 г., составил всего USD 50 млн, правда, со значительным положительным сальдо для Беларуси. В 2009 г. по взаимной торговле ударил кризис, который ещё более маргинализировал без того незначительное положение Кубы во внешнеэкономической сфере Беларуси.

Торгово-экономическое сотрудничество // Сайт Посольства Республики Беларусь в Аргентине: http://www.argentina.belembassy.org/rus/ belbelg/

Африка

На июльском совещании с руководителями белорусских заг-ранучреждений А. Лукашенко поручил правительству в течение года системно проработать варианты закрепления на африканском континенте.24 Учитывая положение африканских стран, белорусской стороне будет непросто найти платежеспособных партнёров, но, вероятно, спонсорами белорусских поставок в Африку, по мнению официального Минска, могли бы выступить Катар, ОАЭ, Бахрейн или Саудовская Аравия, с представителями которых велись переговоры в 2009 г. По результатам визита эмира Катара министр иностранных дел Мартынов заявил: «Катар оказывает большое экономическое содействие в третьих странах, и мы предлагаем Катару возможность использования в этих программах белорусской техники и технологий»25.

Фактически МИД пытается апробировать вариант продвижения белорусского экспорта посредством участия в программах экономической помощи африканским странам. Это -новое направление в белорусской внешней политике.

Заключение

Белорусский лидер заявлял о «системности»26 в отношениях, однако реальные внешнеполитические и экономические шаги Беларуси на протяжении 2009 г. свидетельствовали скорее об обратном. Другими словами, руководство Беларуси (вопреки собственной риторике) не занималось реализацией какой-либо целостной концепции внешней политики в отношении тех или иных стран (например, охвата стран «третьего мира» или же укрепления связей с политическими оппонентами США). Ещё в меньшей степени это касается идеологических рамок. Скорее, можно вести речь об оппортунизме. Нередко Беларусь одновременно поддерживала дружеские отношения

Товаропроводящая сеть (издание на англ. языке). 2009. № 2. С. 3 Интервью Министра иностранных дел С. Мартынова Первому национальному телеканалу по итогам визита в Беларусь Эмира Катара,

19 апреля 2009 г.

Foreign Economic Co-Operation Review (Publication of the Belarusan Ministry of Foreign Affairs). 2009. № 3. P. 27.

24

25

со странами, которые враждуют между собой: ранее это были Иран и Ирак, сейчас — Израиль, с одной стороны, Иран и Сирия — с другой.

Оценивая результативность отношений в экономическом плане, следует помнить о возможных статистических неоднозначностях, преднамеренных и случайных. Яркий пример этого рода — серьёзные расхождения в оценке белорусско-израильской торговли обеими сторонами: USD 68.2 по белорусским оценкам против USD 28 млн согласно данным израильского посла.27 Впрочем, статистика внешней торговли по многим странам остаётся ненадёжной и труднодоступной, причём не обязательно ввиду преднамеренного сокрытия, скорее в силу деловой культуры белорусских чиновников.28

Почти для всех стран анализируемой группы белорусский экспорт значительно превышает импорт (за исключением Китая и Аргентины), что повышает их значение для белорусского правительства, ведущего борьбу с отрицательным торговым балансом.

Установка официального Минска на наращивание объёмов торговли далеко не в полной мере отражается на географии белорусских представительств за рубежом. В отдельных странах, в которых функционируют белорусские посольства и с которыми установлены активные контакты, торговля (во всяком случае, официальная) не достигает значительных показателей (примерами могут быть Куба, Ливия, Аргентина).

В то же время есть множество стран со значительными объёмами взаимной торговли с Беларусью, в которых вообще отсутствуют белорусские представительства (как, например, в Узбекистане, впрочем, находящимся вне анализируемого региона), или же имеются лишь Генеральные консульства (Бразилия). Однако следует отметить, что внешняя политика Беларуси не ограничивается одними лишь соображениями увеличения товарооборота.

Калиновская Т. Старый друг в новом качестве // Белорусы и рынок. 2009. 14 июня. №23(858).

Это хорошо заметно по сайту Национального статистического комитета, а также всем публикациям МИД.

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.