2. ЗубА.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2002.
3. ЛоранжП. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей. М.: Олимп-Бизнес, 2004.
4. Марков В.К. Системный подход к управлению корпорациями в российской экономике // Вестник СГСЭУ. 2008. №5 (24).
5. Марков В.К. Стратегия развития российских нефтегазовых компаний в условиях глобализации // Вестник СГСЭУ. 2008. №5 (24).
6. Петров А.Н. Стратегическое планирование: учеб. пособие / под ред. проф. А.Н. Петрова. СПб.: Знание, ГУЭФ, 2003.
Наталия Петровна Коноваленко,
кандидат экономических наук, соискатель кафедры национальной и региональной экономики, СГСЭУ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
Автор исследует внешнеэкономическую стратегию нефтегазового комплекса как вектор развития ведущего межотраслевого комплекса России в условиях глобализации мировой энергетики. Под внешнеэкономической стратегией нефтегазового комплекса России автор понимает долгосрочный, качественно определенный курс функционирования нефтегазового комплекса страны на внешнем рынке, направленный на развитие торгово-экономического, научно-технического, валютно-финансового сотрудничества с зарубежными партнерами, с целью усиления конкурентных позиций на основе максимального использования возникающих на внешнем рынке преимуществ и минимизацию неизбежных рисков в интересах удовлетворения внутренних и внешних потребителей в нефти, газе и продуктах их переработки. Анализируются особенности внешнеэкономической стратегии нефтегазового комплекса, создается комплекс стратегических установок развития нефтегазового комплекса России. В качестве базовой стратегической установки во внешнеэкономической сфере в условиях глобализации автор однозначно полагает максимально эффективное использование потенциала нефтегазового комплекса России для полноценной интеграции в мировой нефтегазовый рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды.
Ключевые слова: стратегическое управление, стратегические установки, внешнеэкономическая стратегия, нефтегазовый комплекс России, глобализация.
Ы.Р. Копоуа1впко
УДК 338.45:662.7
FOREIGN ECONOMIC STRATEGY OF RUSSIAN OIL AND GAS COMPANIES IN THE CONTEXT OF GLOBALIZING ENERGY MARKET
The paper examines the foreign economic strategy of oil and gas companies as a vector of development of the leading Russian industry in the context of globalizing energy market. Foreign economic strategy of the Russian oil and gas complex is understood as long-term, well thought through strategy of operation on the international market aimed at the development of trade, economic, scientific, technical, financial and monetary cooperation with foreign partners in order to strengthen the competitive position based on best use of emerging advantages and on minimization of inherent risks in order to meet internal and external demand for oil, gas and refined products. The features of foreign economic oil and gas strategy are analyzed, a set of strategic solutions for the development of oil and gas complex of Russia is presented. The main strategic solution in foreign trade in the globalized world is undoubtedly the most effective use of the potential of the oil and gas complex of Russia for full integration into the global oil and gas market and strengthening its positions for achieving maximum profit.
Keywords: strategic management, strategic vision, foreign economic strategy, oil and gas complex of Russia, globalization.
Интегрирование России в мировое сообщество, возросшая роль внешнеэкономических связей в развитии национальной экономики обусловливают настоятельную необходимость выработки полноценной, научно обоснованной внешнеэкономической стратегии финансового локомотива развития отечественной социально-экономической системы - нефтегазового комплекса РФ, которая активно способствовала бы его прогрессу за счет эффективного использования имеющихся и потенциальных конкурентных возможностей. Эта задача становится более актуальной в условиях кардинальных
изменений, происходящих под влиянием ускорения научно-технического прогресса и развертывания процесса глобализации.
Исследование специфики формирования внешнеэкономической стратегии нефтегазового комплекса России в современных условиях представляется необходимым начать с установления сущности категории «внешнеэкономическая деятельность».
В соответствии с законодательством РФ, в частности Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» под внешнеэкономической деятель-
♦
♦
ностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). В современном экономическом словаре внешнеэкономическая деятельность трактуется Б.А. Райзбергом, Л.Ш. Лозовским, Е.Б. Стародубцевой как «одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов» [10]. З.К. Салькаева под внешнеэкономической деятельностью хозяйствующего субъекта предлагает понимать одну «из сфер его хозяйственной деятельности, связанную с выходом на внешние рынки и функционированием на внешних рынках» [11]. Н.А. Сафронов считает, что внешнеэкономическая деятельность представляет собой «совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами» [12]. Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев и Е.А. Паршина рассматривают внешнеэкономическую деятельность как «совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортно-ориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера» [15]. Далее ученые конкретизируют, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.
Проанализировав самые распространенные в экономической литературе точки зрения на сущность понятия «внешнеэкономическая деятельность», мы пришли к следующим выводам: З.К. Салькаева дает вводную, наиболее общую характеристику рассматриваемой категории; Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский и Е.Б. Стародубцева используют в определении два тождественных, с нашей точки зрения, понятия - «внешняя торговля» и «экспорт и импорт товаров»; Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев и Е.А. Паршина методологически необоснованно определяют внешнеэкономическую деятельность через более частное и узкое понятие «внешнеэкономическая стратегия». Обобщая имеющиеся в литературе предложения и нивелируя недостатки приведенных выше определений, сформулируем понятие «внешнеэкономическая деятельность» на основе сущностных характеристик, присущих нефтегазовому комплексу России. Итак, под внешнеэкономической деятельностью понимается хозяйственная деятельность в форме торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами, связанная с выходом на внешние рынки и функционированием на них. При этом целями внешнеэкономической деятельности могут являться поиск новых рынков сбыта, диверсификация ис-
точников снабжения и сбыта, приближение производства к рынкам сбыта, снижение себестоимости продукции, вертикальная интеграция и другие [9].
Проведенным нами исследованием выявлено, что в настоящее время все представления о сущности стратегии внешнеэкономической деятельности могут быть достаточно полно описаны в рамках трех выявленных нами подходов. Так, первый подход объединяет ряд ученых, высказывающих схожие суждения о сущности внешнеэкономической стратегии. В частности, М.А. Уда-лов дал следующее определение внешнеэкономической стратегии: «Внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений» [16]. Сообщество интернет-предпринимателей трактует внешнеэкономическую стратегию как « искусство руководства внешнеэкономической деятельностью, включающее ее перспективное планирование и прогнозирование» [19]. Схожего мнения придерживается О.В. Бобкова: «Внешнеэкономическая стратегия - это процесс изучения мирового рынка, определения глобальной и локальной целей внешнеэкономической деятельности» [1]. Подход указанных ученых к пониманию сущности внешнеэкономической стратегии можно интерпретировать как наиболее общий, универсальный, абстрактный. Безусловно, данный подход имеет право на существование в качестве первичной, вводной характеристики исследуемого феномена. Вместе с тем прослеживается его определенная методологическая ущербность вследствие свойственной ему неконкретности, поскольку определения названных ученых легко трансформируются в определения любой другой экономической стратегии, что становится возможным благодаря отсутствию в них специфических, присущих только феномену «внешнеэкономическая стратегия» черт.
Л.П. Владимирова в качестве представителя второго подхода считает, что «внешнеэкономическая стратегия обусловливает поведение фирмы на внешнем рынке в роли как экспортера, так и импортера товаров и услуг» [2]. З.К. Салькаева, В.Ю. Корнюшин, а также эксперты некоммерческой украинской организации высказывают схожие суждения по поводу сущности внешнеэкономической стратегии, определяя ее как одно из направлений общей экономической стратегии предприятия, вырабатывающее правила и приемы поведения фирмы на внешнем рынке в роли как экспортера, так и импортера товаров и услуг [5; 11; 18]. Немного более расширенное определение исследуемого феномена предлагают В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко: внешнеэкономическая стратегия вырабатывает правила и приемы поведения фирмы на внешнем рынке в роли как экспортера, так и импортера товаров и услуг, определяет принципы осуществления экспортно-импортных операций с учетом действующего в стране и за ее пределами законодательства [7]. Ученые второй выделенной нами группы трактуют внешнеэкономическую стратегию, безусловно, более конкретно по сравнению с первым подходом. Здесь внешнеэкономическая стратегия, по сути, сводится к специфике международной торговли. Действительно, международная торговля является наиболее развитой и распространенной среди отечественных предприятий, однако все-таки не единственной формой внешнеэкономической деятельности, и полное игнори-
рование сотрудничества хозяйствующих субъектов с зарубежными странами по научно-техническим, инвестиционным, финансовым, кредитным вопросам, с нашей точки зрения, является необоснованным. Вышесказанное позволяет заключить, что второй подход к интерпретации внешнеэкономической стратегии является узким, ограниченным, односторонним.
Подход ученых условно обозначенной нами третьей группы представляется более расширенным и углубленным. Так, Ф.Е. Ляшко, В.И. Приходько, Г.С. Тютюшкина полагают, что «внешнеэкономическая стратегия определяет способы внешнеэкономической деятельности, такие как: создание производства за рубежом, экспорт товаров и услуг, заграничное лицензирование и т.д.» [6]. Е.Ю. Сидорова под внешнеэкономической стратегией развития понимает долгосрочную внешнеторговую (внешнеэкономическую) стратегию предприятия, определяющую приоритетное направление развития промышленного предприятия и представляющую собой программу деятельности предприятия в контексте требований внешних рынков на базе оптимального сочетания и эффективного использования стратегических ресурсов в интересах удовлетворения потребителей, как внутренних, так и внешних, произведенными ценностями [13]. В свою очередь, Е.Ю. Доценко полагает, что «внешнеэкономическая стратегия представляет собой систематический и непрерывный процесс разработки целевой программы деятельности компании на внешнем рынке, направленной на развитие торгово-экономического, научно-технического и иного сотрудничества предприятия с зарубежными партнерами, с учетом международных особенностей и тенденций изменения внешней среды, для эффективного достижения генеральных целей компании» [4]. Безусловно, преимуществом данных трактовок является расширенный набор форм внешнеэкономической деятельности, по сравнению с определениями авторов второго подхода, а также попытка большей конкретизации исследуемого феномена. Вместе с тем интерпретация стратегии в качестве способов, программы и тем более процесса представляется нам необоснованной и нецелесообразной.
Итак, конструктивно-критический анализ вышеуказанных определений, а также наше собственное видение исследуемого феномена позволяют утверждать, что под внешнеэкономической стратегией нефтегазового комплекса России необходимо понимать долгосрочный, качественно определенный курс функционирования нефтегазового комплекса страны на внешнем рынке, направленный на развитие торгово-экономи-
ческого, научно-технического, валютно-финансового сотрудничества с зарубежными партнерами, с целью усиления конкурентных позиций на основе максимального использования возникающих на внешнем рынке преимуществ и минимизацию неизбежных рисков в интересах удовлетворения внутренних и внешних потребителей в нефти, газе и продуктах их переработки.
Рассмотрев теоретико-методологические основы внешнеэкономической стратегии, представляется необходимым перейти к специфике формирования внешнеэкономической стратегии нефтегазового комплекса России.
В качестве базовой стратегической установки нефтегазового комплекса России во внешнеэкономической сфере в условиях глобализации мы однозначно полагаем максимально эффективное использование потенциала нефтегазового комплекса России для полноценной интеграции в мировой нефтегазовый рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды. На основании предложенной базовой стратегической установки, а также с учетом проведенного контентного анализа теоретических и практических аспектов внешнеэкономической деятельности в нефтегазовом комплексе России в целом, ее регионов сформирован комплекс оптимальных, с нашей точки зрения, стратегических установок нефтегазового комплекса Российской Федерации (рисунок).
о
=> Активное участие в обеспечении мирового спроса на нефть, газ и продукты их переработки
=> Формирование приоритетных условий для настоящих и будущих внутренних потребителей
=> Сохранение стабильных отношений с традиционными потребителями российских нефти и газа (Европа и СНГ) => Формирование устойчивых отношений на новых (восточных) рынках
=> Укрепление отечественных нефтегазовых компаний за рубежом
=> Поддержание конкурентоспособности отечественных нефти, газа и продуктов их переработки
=> Обеспечение надежных поставок российских нефти, газа и продуктов их переработки на внешние рынки => Увеличение транзита углеводородов сопредельных стран через российскую территорию
=> Обеспечение стабильных условий на нефтегазовом рынке, включая гарантированность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта
=> Увеличение в структуре экспорта продуктов глубокой переработки нефти и газа
=> Развитие производства продуктов глубокой переработки нефти и газа (нефтепродукты, сжиженный природный газ, газомоторное топливо, продукция газохимии и нефтехимии) => Обеспечение доступа российских нефтегазовых компаний к использованию передовых технологий
=> Обеспечение кооперации в технически сложных и рисковых проектах
=> Развитие сотрудничества с международными организациями => Развитие новых форм международного сотрудничества => Уменьшение политического фактора в нефтегазовом комплексе
=> Участие в международном сотрудничестве по развитию энергетики будущего (водородной энергетики, термоядерной энергетики, использования энергии морских приливов и др.)
си >Е
« Я
И и О &
3 а
3 Ь л ^ сс
>5 <и Ё
! «
2 й >2 и л к я В ®
з § Р § § 2
о я я
-&>я
Стратегические установки внешнеэкономической стратегии нефтегазового комплекса России
♦
♦
Таким образом, Россия не только сохранит свои позиции на мировом рынке как крупнейший поставщик нефтегазовых ресурсов, но и качественно изменит характер своего присутствия на нем за счет диверсификации товарной структуры и направлений российского экспорта [8], активного развития новых форм международного нефтегазового бизнеса и расширения присутствия российских компаний за рубежом. Это позволит снизить риск монозависимости российского нефтегазового комплекса от экспорта углеводородов в Европу, а также увеличить доходность и эффективность международной деятельности российских нефтегазовых компаний без существенного увеличения объемов экспорта первичных энергоресурсов.
1. Бобкова О.В. Внешнеэкономическая деятельность. М., 2008.
2. Владимирова Л.П. Стратегия бизнеса 2: классификация стратегических планов // Центр дистанционного образования LIBRARIUM. URL: http://www.elitarium.ru.
3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для студентов вузов / под ред. Л.Е. Стровского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
4. Доценко Е.Ю. Стратегии внешнеэкономической деятельности промышленного предприятия. URL: http://www.rusnauka.com.
5. Корнюшин В.Ю. Создание собственного дела: учеб.-ме-тод. комплекс. М., 2003.
УДК 338.45:664
6. Ляшко Ф.Е., Приходько В.И., Тютюшкина Г.С. Стратегический менеджмент в авиастроении: учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2003.
7. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2004.
8. Порошин Ю.Б. Диверсификация экспортной специализации промышленности - основа устойчивого развития отечественной экономики // Вестник СГСЭУ. 2008. № 3 (22).
9. Порошин Ю.Б, Алексеев А.Ю. Развитие внешнеэкономической деятельности предприятий в условиях глобализации // Вестник СГСЭУ. 2011. № 1 (35).
10. Райзберг Б.А., ЛозовскийЛ.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2003.
11. Салькаева З.К. Управление внешнеэкономической деятельностью промышленных предприятий. Саранск, 2002.
12. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. М., 2005.
13. Сидорова Е.Ю., Авдеева Е.С. Пути развития внешнеэкономической деятельности в России. Саратов: Наука, 2007.
14. Стратегический менеджмент: учебник. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2006.
15. Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник для вузов. 4-е изд. М.: ЮНИТИ, 2007.
16. Удалов М.А. Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы. М., 2004.
17. Яковлева Е.В. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учеб. пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009.
18. URL: http://bizkurs.com.ua.
19. URL: http://www.netrabota.com.
Денис Васильевич Коновалов,
соискатель кафедры экономики и управления на предприятии,
СГСЭУ
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
Пищевую промышленность относят к числу стратегических, социально значимых отраслей, обеспечивающих продовольственную безопасность и экономическую независимость страны. Динамика производства основных видов продовольствия свидетельствует о резкой дифференциации темпов роста по отраслям пищевой промышленности. Анализ использования мощностей предприятий показывает наличие возможностей расширения производства продукции без значительных капитальных затрат. Исследование эффективности использования материально-технического потенциала пищевой промышленности выявило ряд негативных тенденций: снижение скорости обновления основных производственных фондов при возрастании степени их износа, неудовлетворительное качество роста фондовооруженности труда, низкие темпы научно-технического прогресса. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов свидетельствует о стабильном росте производительности труда и заработной платы работников, а также о повышении эффективности использования фонда оплаты труда. Однако уровень рентабельности продукции пищевых предприятий является невысоким, несмотря на возрастание значений индекса физического объема промышленного производства. Таким образом, рост конкурентных позиций пищевой промышленности требует повышения эффективности использования ресурсов, что предполагает коренное техническое перевооружение, расширение ассортимента выпускаемой продукции за счет продукции более глубокой переработки, повышения ее качественных характеристик.
Ключевые слова: экономическая эффективность, эффективность труда, пищевая промышленность.
D.V. Konovalov
ECONOMIC AND SOCIAL EFFICIENCY ASSESSMENT OF RUSSIAN FOOD INDUSTRY ENTERPRISES
Food industry is referred to as strategic, socially important industry providing food security and economic independence. Dynamics of production of main food products shows sharp differentiation of growth rate by sector. Analysis of potential