Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал как фактор внешнеторговой стратегии компании'

Интеллектуальный капитал как фактор внешнеторговой стратегии компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова Анна Викторовна, Крупина Алина Иннокентьевна

В современных социально-экономических условиях интеллектуальный капитал рассматривается как стратегический ресурс, направленный на повышение конкурентоспособности и устойчивое экономическое развитие компании на внешнем рынке. В статье рассмотрена роль интеллектуального капитала в формировании внешнеэкономический стратегии компаний на примере нефтегазового комплекса. Осуществлена оценка интеллектуального капитала ведущих нефтегазовых компаний России. Проанализировано влияние интеллектуального капитала на эффективность их деятельности. Представлена стратегическая модель, направленная на повышение эффективности управления интеллектуальным капиталом компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual capital as a factor of foreign trade strategy of a company

In the modern socioeconomic conditions, intellectual capital is considered as a strategic resource aimed at improving the competitiveness and sustainable economic development on foreign markets. The authors examine the role of intellectual capital (IC) in drawing up company's external economic strategy, on the example of oil and gas industry. In the article, the assessment of intellectual capital of Russian oil and gas companies is presented. The influence of intellectual capital on company`s performance is analyzed. The strategic model of IC's management of oil and gas companies is given.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал как фактор внешнеторговой стратегии компании»

Интеллектуальный капитал как фактор

внешнеторговой стратегии компании

УДК 658.1 : 339.5 ББК 65.428 : 65.290-2 К-630

Анна Викторовна КОМАРОВА,

кандидат экономических наук, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А), кафедра менеджмента и маркетинга - доцент, e-mail: [email protected], Алина Иннокентьевна КРУПИНА, Всероссийской академии внешней торговли (119285, Москва, ул.

Пудовкина, 4А) - магистр, e-mail: [email protected]

Аннотация

В современных социально-экономических условиях интеллектуальный капитал рассматривается как стратегический ресурс, направленный на повышение конкурентоспособности и устойчивое экономическое развитие компании на внешнем рынке. В статье рассмотрена роль интеллектуального капитала в формировании внешнеэкономический стратегии компаний на примере нефтегазового комплекса. Осуществлена оценка интеллектуального капитала ведущих нефтегазовых компаний России. Проанализировано влияние интеллектуального капитала на эффективность их деятельности. Представлена стратегическая модель, направленная на повышение эффективности управления интеллектуальным капиталом компании.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, нематериальные активы, внешнеэкономическая стратегия, конкурентоспособность.

Intellectual capital as a factor of foreign trade strategy of a company

Candidate of Economic Sciences, Russian Foreign Trade Academy (4А, Pudovkina, 119285, Moscow), Department of Management and Marketing - Assistant Professor,

Anna Viktorovna KOMAROVA,

e-mail: [email protected], Alina Innoketyevna KRUPINA,

Russian Foreign Trade Academy (4А, Pudovkina, 119285, Moscow) - Student,

е-mail: [email protected]

Abstract

In the modern socio-economic conditions, intellectual capital is considered as a strategic resource aimed at improving the competitiveness and sustainable economic development on foreign markets. The authors examine the role of intellectual capital (IC) in drawing up company’s external economic strategy, on the example of oil and gas industry. In the article, the assessment of intellectual capital of Russian oil and gas companies is presented. The influence of intellectual capital on company's performance is analyzed. The strategic model of IC’s management of oil and gas companies is given.

Keywords: intellectual capital, oil and gas industry, competitiveness, innovation, external economic strategy.

Интеллектуальный капитал является одним из важнейших факторов внешнеэкономической стратегии компании, так как способствует существенному улучшению ее финансово-экономических результатов. Он представляет собой стратегический ресурс для современных компаний и может составлять до 60% от ее стоимости. Деятельность по управлению интеллектуальным капиталом несет в себе существенный потенциал для повышения конкурентоспособности компаний и способствует устойчивому экономическому развитию в динамично меняющейся внешней среде.

Управление интеллектуальным капиталом представляет собой актуальное направление в деятельности современной компании. Изменилась структура капитала современных компаний. В современном мире нематериальные запасы или основные фонды определяют капитал, а интеллектуальные активы компании. Хорошо известно, что в экономически развитых странах большая часть ресурсов предприятия имеет нематериальный характер. Так, доля нематериальных активов в стоимости активов в США, по данным за 2014 год, достигла 87,5%, а финансовая и материальная часть составила соответственно 12,5%. В России этот показатель по официальным данным составил всего лишь около 2%.1

Интеллектуальный капитал является фактором производства и подобно капиталу физическому, он также возникает в результате вложений различных ресурсов, точно так же может обесцениваться и устаревать. Основное же отличие интеллектуального капитала - это его нематериальная природа и присущие ей свойства.

Под интеллектуальным капиталом следует понимать взаимосвязь знаний, опыта и ключевых компетенций персонала корпорации, отношений с партнёрами и клиентами, что обеспечивает создание добавочной стоимости и устойчивых конкурентных преимуществ на выбранном сегменте рынка.2 Достаточно сложно найти средства измерения интеллектуального капитала, которые могли бы объективно

измерить данную экономическую категорию. Это связано с тем, что отсутствует единая методология оценки и измерения интеллектуального капитала, а бухгалтерская отчетность не позволяет реально оценить интеллектуальные активы.

Еще одна особенность интеллектуального капитала заключается в том, что он не может полностью находиться в собственности организации. Он нацелен на будущее, в то время как финансовый капитал представляет собой результат действий, совершенных в прошлом.3 Современная наука рассматривает интеллектуальный капитал как экономическую категорию, включающую в себя три стратегических составляющих (см. рисунок 1). Для успешной реализации внешнеэкономической стратегии компании необходимо одновременное развитие всех составляющих интеллектуального капитала: потребительского, человеческого и организационного капитала. Только так компания может успешно развиваться на внешнем рынке.

Нефтегазовые компании одними из первых осознали значимость управления интеллектуальным капиталом для оптимизации управленческих, организационных и производственных бизнес-процессов. Нефтегазовый комплекс является важнейшим сектором любой национальной экономики. Об этом свидетельствует тот факт, что в период с 1970 по 2015 год суммарное потребление энергетических ресурсов в мировом масштабе превысило объем их использования за весь предшествовавший период развития человеческой цивилизации. В соответствии с прогнозами развития мировой энергетики глобальное потребление первичных энергетических ресурсов составит: в 2020 г. - 15,0 млрд т.у.т.; в 2025 г. - около 16,4 млрд т.у.т.; в 2030 г. - 17,1 млрд т.у.т.4

В условиях глобализации мировой энергетики, интеллектуальный капитал выступает в качестве одного из ключевых ресурсов играющих существенную роль в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого экономического развития компаний нефтегазового сектора на внешнем рынке.

Рисунок 1

Структура интеллектуального капитала компании

Источник: Брукинг Э.Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб.: Питер, 2014. - 288 с.

Оценка интеллектуального капитала 10 крупнейших мировых компаний нефтегазового сектора осуществлялась на основе наиболее распространенной методики Тобина (см. таблицу 1). Этот показатель способен отразить все составляющие стоимости компании, которые не показаны в балансовых отчетах (прогнозируемые будущие доходы, опасения брокеров, мнения экспертов, дефекты рынка и т.д.).

Таблица 1

Коэффициент Тобина крупнейших компаний НГК

„ Уровень Стоимость „ , , № тт „ рыночной Коэффициент . Название Страна активов ^ %, п/п . ч капитализации Тобина (млрд долл.) , Л (млрд долл.)

1 ExxonMobil США 336,8 363,3 1,07

2 PetroChina Китай 368,7 243,8 0,66

3 Chevron США 266,1 243,8 0,91

4 Total Франция 224,5 161,9 0,72

5 Sinopec Китай 223,7 119,9 0,54

6 Royal Dutch Shell Нидерланды 340,2 250 0,73

7 Газпром Россия 250,2 117,1 0,47

8 Роснефть Россия 140 91,1 0,65

9 Reliance Industries Индия 91,5 90,6 0,99

10 Лукойл Россия 69,6 66,8 0,96

Источник: Рейтинг 25 крупнейших мировых нефтегазовых компаний по версии Форбс. [Электронный ресурс ] URL: https://www.foibes.com/sites/rrapier/2016/03/30/the-worlds-largest-public-oil-and-gas-companies/#6deb7d1f3173 (дата обращения 15.07.2017)

При этом среднеотраслевой коэффициент Тобина составляет 0,77, что немного меньше нормы. Среднее значение коэффициента Тобина для российских компаний составило 0,69. Отставание среднего значения коэффициента Тобина от общего среднеотраслевого может быть обусловлено двумя факторами: введением санкций и недостаточным эффективным управлением интеллектуальным капиталом отечественных компаний по сравнению с зарубежными игроками нефтегазового сектора.

К основным типам ограничений, возникших в деятельности отечественных нефтегазовых компаний в связи с введением экономических санкций можно отнести:

□ серьезные барьеры для доступа к рынку международного кредитования;

□ маркетинговые проблемы, связанные с поддержкой конкурентоспособности газа, нефти и продуктов их переработки;

□ запрет и ограничения на поставку в Россию новых технологий и оборудования, что ставит под вопрос планы добыче трудноизвлекаемых запасов.5

Решение этих вопросов, стоящих перед отраслью, невозможно без поиска новых подходов к стратегическому развитию, направленных на эффективное использование и наращивание научно-технического, технологического, инновационного и кадрового потенциала, формирующего интеллектуальный капитал нефтегазовых компаний. В современных условиях геополитической напряженности наращение интеллектуального капитала является необходимым критерием успешной внешнеэкономической стратегии компании.

Проведенные исследования подтверждают, что ведущие отечественные компании нефтегазовой отрасли одними из первых в России обратили внимание на роль интеллектуального капитала для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности. Однако эта деятельность пока представлена отдельными элементами и не носит систематический характер, а также усложняется введением санкций и общей геополитической нестабильностью.

В целях выявления влияния интеллектуального капитала на эффективность деятельности компании была исследована деятельность компании «Сименс», а именно такие направления, как производство энергии и добыча газа. Около 30% переработки нефти и 35% ее первичной добычи происходит на оборудовании компании, а также при помощи технических и технологических решений предоставленных компанией.

Качественная оценка составляющих интеллектуального капитала показала, что наиболее развит человеческий капитал, потребительский и организационный капиталы находятся на более низком уровне развития, но, тем не менее, все элементы интеллектуального капитала находятся выше среднего уровня развития интеллектуального капитала в российских нефтегазовых компаниях.

Количественная оценка интеллектуального капитала компании «Сименс» показала, что коэффициента Тобина равен 1.08, т.е. данный показатель находится выше среднеотраслевого (0,8). Коэффициент имеет показатель выше 1, это означает, что нематериальные активы компании представляют основу ее совокупного капитала (см. таблицу 2).

Таблица 2

Коэффициент Тобина компании «Сименс»

Рыночная капитализация (руб.) Чистые активы (руб.) Коэффициент Тобина

5 921 034 120 5 482 439 000 1,08

Источник: Управленческая отчетность компании Сименс. [Электронный ресур^-URL: https://www.siemens.com/Investor/pool/en/investor_relations/Siemens_AR2016.pdf (дата обращения 09.08.2017)

В целях выявления степени влияния интеллектуального капитала на повышение эффективности деятельности компании был рассчитан коэффициент корреляции, отражающий взаимозависимость между коэффициентом Тобина и операционной прибылью компании (см. рисунок 2). Полученные данные показали, что наблюдается положительная корреляция между ростом коэффициентом Тобина и операционной прибылью компании «Сименс». Значение коэффициента корреляции составляет R = 0,97, что свидетельствует о высокой значимости интеллектуального капитала для повышения эффективности деятельности компании.

Рисунок 2

Взаимозависимость операционной прибыли и коэффициента Тобина

компании «Сименс»

Источник: Составлено автором на основании управленческой отчетность компании Сименс. [Электронный ресур^-URL: https://www.siemens.com/Investor/pool/en/investor_re-lations/Siemens_AR2016.pdf (дата обращения 09.08.2017)

Представленная в статье стратегическая модель направлена на повышение эффективности управления интеллектуальным капиталом компании (см. рисунок 3). Она основана на системе сбалансированных показателей Нортона и Каплана, включающей в себя четыре стратегических составляющих. Эффективное управления всеми составляющими интеллектуального капитала невозможно без интегрированного подхода, предполагающего использование информации по всем стратегическим аспектам деятельности компании.

Развитие интеллектуального капитала компании находится в постоянно причинно-следственной взаимосвязи с индикаторами системы сбалансированных показателей. Для получения такой информации и формирования управленческих воздействий необходимо создать обратную связь в системе управления интеллектуальным капиталом.

Рисунок3

Стратегическая модель управления ИКкомпаний нефтегазового сектора

Источник: составлено автором на основании теоретических материалов Р. Каплана, Д. Нортона. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 415 с.

В заключении, следует еще раз отметить, что в современных социально-экономических условиях интеллектуальный капитал выступает в качестве стратегического ресурса компаний различной функциональной направленности, а также важного критерия внешнеэкономической стратегии компании. Эффективное управление интеллектуальным капиталом способствует устойчивому экономическому развитию, росту рыночной стоимости и повышению конкурентоспособности компаний на внешних рынках.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Рейтинг самых интеллектуальных компаний по версии российского подразделения международной аудиторско-консалтинговой группы Baker Tilly, [Электронный ресурс] URL: http://www.rbc.ru/economics/05/07/2017/595bac1e9a7947b4d07ede3e (дата обращения

28.08.2017)

2 Симонова И.Ф., Комарова А.В. Управление знаниями в нефтегазовых компаниях. -М.:Макс-Пресс, 2010.-200 с.

3 Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. -М.: Издательский центр «Акционер», 2012. - 324 с.

4 Сборник статей научно-практической конференции «Актуальные проблемы состояния и развития нефтегазового комплекса России, 30 января 2016г. -М.: Издательство РГУ Нефти и газа им. И.М. Губкина, 2016. С 54-63.

5 Комарова А.В. Управление знаниями как вектор стратегического развития нефтегазовых компаний в условиях экономических санкций//Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. 2016. № 2 - С.18-23.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Брукинг Э.Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб.: Питер, 2014.- 288 с.

Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.- 415 с.

Комарова А.В. Управление знаниями как вектор стратегического развития нефтегазовых компаний в условиях экономических санкций//Научный вестник Волгоградского филиала РАНХИГС. Серия: Экономика. 2016. № 2 - С.18-23.

Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. -М.: Издательский центр «Акционер», 2012.- 324 с.

Рейтинг самых интеллектуальных компаний по версии российского подразделения международной аудиторско-консалтинговой группы Baker Tilly, [Электронный ресурс] URL: http://www.rbc.ru/economics/05/07/2017/595bac1e9a7947b4d07ede3e (дата обращения

28.08.2017)

Рейтинг 25 крупнейших мировых нефтегазовых компаний по версии Форбс. [Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.com/sites/rrapier/2016/03/30/the-worlds-largest-public-oil-and-gas-companies/#6deb7d1f3173 (дата обращения 15.07.2017/

Симонова И.Ю., Комарова А.В. Управление знаниями в нефтегазовых компаниях.- М.: Макс-Пресс, 2010.- 200 с.

Сборник статей научно-практической конференции «Актуальные проблемы состояния и развития нефтегазового комплекса России, 30 января 2016 г. - М.: Издательство РГУ Нефти и газа им. И.М. Губкина, 2016. - С. 54-63.

Управленческая отчетность компании Сименс [Электронный ресурс] URL: https:// www.siemens.com/Investor/pool/en/investor_relations/Siemens_AR2016.pd/ (дата обращения

22.05.2017)

BIBLIOGRAFIJA:

Bruking Je.Intellektual’nyj kapital: kljuch k uspehu v novom tysjacheletii. SPb.: Piter, 2014.288 s.

Kaplan Robert S., Norton Dejvid P. Sbalansirovannaja sistema pokazatelej. Ot strategii k dejstviju. - M. : ZAO «Olimp-Biznes», 2003.- 415 s.

Komarova A.V Upravlenie znanijami kak vektor strategicheskogo razvitija neftegazovyh kompanij v uslovijah jekonomicheskih sankcij//Nauchnyj vestnik Volgogradskogo filiala RANHIGS. Serija: Jekonomika. 2016. № 2 - S.18-23.

Leont’ev B.B. Cena intellekta. Intellektual’nyj kapital v rossijskom biznese. - M.: Izdatel’skij centr «Akcioner», 2012.- 324 s.

Rejting samyh intellektual’nyh kompanij po versii rossijskogo podrazdelenija mezhdunarodnoj auditorsko-konsaltingovoj gruppy Baker Tilly, [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.rbc.ru/eco nomics/05/07/2017/595bac1e9a7947b4d07ede3e (data obrashhenija 28.08.2017)

Rejting 25 krupnejshih mirovyh neftegazovyh kompanij po versii Forbs. [Jelektronnyj resurs] URL: https://www.forbes.com/sites/rrapier/2016/03/30/the-worlds-largest-public-oil-and-gas-

companies/#6deb7d1f3173 (data obrashhenija 15.07.2017)

Simonova I.Ju., Komarova A.V Upravlenie znanijami v neftegazovyh kompanijah.- M.: Maks-Press, 2010.- 200 s.

Sbornik statej nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual’nye problemy sostojanija i razvitija neftegazovogo kompleksa Rossii, 30 janvarja 2016 g. - M.: Izdatel’stvo RGU Nefti i gaza im. I.M. Gubkina, 2016. - S. 54-63.

Upravlencheskaja otchetnost’ kompanii Simens [Jelektronnyj resurs] URL: https://www. siemens.com/Investor/pool/en/investor_relations/Siemens_AR2016.pdf (data obrashhenija

22.05.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.