Научная статья на тему 'Место нефтегазового комплекса в стратегических приоритетах социально-экономического развития России'

Место нефтегазового комплекса в стратегических приоритетах социально-экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1090
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВО / OIL AND GAS COMPLEX / MODERNIZATION / INNOVATIONS / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков B. K.

Данная статья посвящена определению места нефтегазового комплекса в стратегических приоритетах социально-экономического развития России. Особое внимание в работе отводится переходу страны на инновационный путь развития, укреплению позиций государства на международной арене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Марков B. K.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OIL AND GAS COMPLEX IN STRATEGIC PRIORITIES OF RUSSIA'S SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

The paper studies the role of oil and gas complex in strategic priorities of Russia's social and economic development. Special attention is paid to an innovative way of development and strengthening of Russia's role on international stage.

Текст научной работы на тему «Место нефтегазового комплекса в стратегических приоритетах социально-экономического развития России»

УДК 338.45:662.7

□ ШШ ПШ 1Ш\ЛШШ\П ГС

□ ОССЛСМПШШН □ □□□

□□□□л:

гол

пшлн

Ит\П СЛСШСП

СП

В. К. Маркое

Данная статья посвящена определению места нефтегазового комплекса в стратегических приоритетах социально-экономического развития России. Особое внимание в работе отводится переходу страны на инновационный путь развития, укреплению позиций государства на международной арене.

Ключееые слоеа: нефтегазовый комплекс, модернизация, инновации, социально-экономическое развитие, государство.

V.K. Markov

OIL AND GAS COMPLEX IN STRATEGIC PRIORITIES OF RUSSIA"S SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

The paper studies the role of oil and gas complex in strategic priorities of RussiaS social and economic development. Special attention is paid to an innovative way of development and strengthening of Russia® role on international stage.

Key words: oil and gas complex, modernization, innovations, social and economic development, state.

Природный газ и нефть являются самыми ценными компонентами природно-ресурсной базы не только топливной, но и всей добывающей индустрии. Влияние нефтегазового комплекса ощутимо во многих сферах хозяйства страны. Нефтегазовый комплекс находится в тесной взаимосвязи со многими отраслями экономики. Эти отрасли, в частности, предоставляют оборудование, технику, материалы, выполняют вспомогательные функции и другое для нужд предприятий нефтегазового комплекса.

Нефть, газ и продукты их первичной переработки стабильно удерживают лидирующие места в товарной структуре международной торговли, существенно опережая автомобили и другие статьи экспортно-импортных операций. Нефть и природный газ играют ключевую роль в мировом коммерческом энергобалансе. В пересчете на нефтяной эквивалент на них приходится 3/5 суммарного потребления минерального топлива, атомной, гидроэлектрической и других возобновляемых источников энергии. Нефтегазовые компании являются самой многочисленной группой среди крупнейших в мире транснациональных корпораций. Согласно рейтингу жунала □Forbes» составленному по итогам 2008 г, первая десятка ТНК по объему продаж насчитывала 7 компаний, действующих в нефтегазовой отрасли. В первой десятке ТНК по величине прибыли таких компаний было тоже 7, по рыночной стоимости □ 3. Причем во всех трех десятках нефтегазовые компании занимают 1-е и 2-е места.

Обладание мощными углеводородными ресурсами, достаточными для покрытия собственных потребностей и крупных поставок за границу, приносит странам-экс-портерам нефти и природного газа доходы, позволяю -щие ставить и решать важные экономические, социальные и политические задачи. Особенно возрастают такие возможности в периоды благоприятной конъюнктуры мировых цен. Многие поставщики на мировой рынок нефти и газа за счет валютной выручки от их экспорта осуществляют значительные инвестиции в экономику, демонстрируя феноменальную динамику развития.

Обладание крупными запасами углеводородов является значительным шансом для выхода на орбиту ускоренного социально-экономического развития. Богатые нефтью и природным газом монархии на юго-западе Азии, такие как Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман, эффективно распорядились колоссаль -ными доходами от их экспорта, создали за счет них современную индустрию (органическую химию, электроэнергетику, металлургию), дорожную, финансовую, социальную инфраструктуру, развитые системы водоснабжения, сельского хозяйства, туризма, прибыльно вложили капиталы за границей, смогли обеспечить своим гражданам высокий, даже по западным меркам, уровень жизни и, что немаловажно, в той или иной мере ослабили зависимость национальной экономики от добычи и продажи за границу углеводородов. Однако самый впечатляющий эффект рационального использования запасов энергоносителей продемонстрировала Норвегия. Эта некогда наименее развитая в индустриальном отношении страна Скандинавии благодаря огромным доходам от добычи и экспорта нефти и природного газа превратилась не только в самую благополучную страну Северной Европы (если судить по величине ВВП на душу населения), но и в одно из богатейших государств мира. Норвегия занимает второе место в мире (вслед за Исландией) по величине индекса человеческого развития, который комплексно отражает достижения страны в экономике, образовании и здравоохранении.

Однако необходимо отметить, что таким шансом смогли воспользоваться не все страны [5, с. 8, 9, 11]. Российская Федерация обладает огромным углеводородным потенциалом, входит в число ведущих нефтедобывающих стран мира, удовлетворяя текущие и перспективные потребностей экономики страны в нефти, природном газе и продуктах их переработки, поставляет их в значительном количестве на экспорт По объемам разведанных запасов жидких углеводородов Россия занимает 2-е место в мире с долей порядка 10%. Запасы нефти учтены в недрах практически каждого

второго субъекта Федерации. Добыча нефти ведется на территории 35 субъектов РФ [8, с. 40].

Нефть приносит богатство государствам, делает их центром притяжения инвестиционных ресурсов. Нефть как продукт, безусловно, связана с развитием экономики страны, национальной стратегией, курсом внешнеэкономической политики. При этом нефтедобывающие предприятия в России характеризуются низким коэффициентом извлечения, высоким износом основных фондов, а также низким качеством нефтепродуктов.

Вслед за нефтяными ресурсами в промышленное освоение вовлекаются и газовые. В России сосредоточено около 30% доказанных и свыше 40% прогнозных мировых запасов газа. Несмотря на такие запасы Россия все больше отстает от западных стран по уровню газификации. Хотя из мирового опыта известно, что газификация обеспечивает повышение эффективности экономики и позволяет успешно решать социальные проблемы. Кроме того, уровень развития газоперерабатывающей и газохимической промышленности в стране недостаточный.

Отметим, что за счет высоких цен на нефть и природный газ Россия рассчиталась со своими долгами и накопила огромные золотовалютные запасы, обеспечила в определенной степени рост основных макроэкономических показателей. Однако качественных изменений в структуре национальной экономики не произошло. Хотя в перспективе и планируется уменьшить зависимость экономики (в частности, федерального бюджета) страны от работы нефтяных и газовых компаний, нефтегазовый комплекс будет по-прежнему оставаться не только основным источником энергии и энергоносителей, но и ключевым звеном национального хозяйства. Такие системообразующие предприятия, как ОАО «Газпрома, ОАО ПРоснефть АО СТранснефтьП и ряд других крупных компаний комплекса, осуществляют свою деятельность практически во всех регионах России, обеспечивая прочные экономические, производственные и технологические связи между ними. Более того, нефтегазовый комплекс способствует тесной интеграции России в мировое экономическое пространство. Отечественные предприятия комплекса участвуют в крупнейших международных проектах, осуществление которых позволит обеспечить заказами предприятия многих отраслей промышленности страны и создать значительное количество рабочих мест [9, с. 465].

Мировой спрос на первичные энергоресурсы, по прогнозам МВФ и Мирового банка, будет расти и даль -ше: в 2011 □ 2015 гг □ в среднем на 2,5% в год. Несмотря на бурное развитие новых нетрадиционных источников энергии ископаемое топливо остается доминирующим первичным источником энергии во всем мире, и на него приходится более 3/4 общего роста энергопотребления [7, с. 18].

К настоящему времени определено, что основные усилия органов государственной власти в России будут сосредоточены, в частности, на следующих приоритетных направлениях: обеспечение инновационного развития и поддержка высокотехнологичных секторов экономики; диверсификация экономики и развитие инфраструктуры; совершенствование бизнес-среды, поддержка малого бизнеса и ряд других. Одним из перспективных направлений для России является укрепление

позиций страны на мировых энергетических рынках □ создание условий для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике посредством расширения присутствия российских компаний нефтегазового комплекса на мировых энергетических рынках и эффективного участия в процессе управления энергетическим сектором. Для этого России предстоит обеспечить максимально эффективное использование своего энергетического потенциала с целью получения наибольшей выгоды для национальной экономики.

Следует особо указать на тот факт, что деятельность российских компаний нефтегазового комплекса осуществляется в сложном и высококонкурентном мире. Крупные международные корпорации и нефтегазовые компании ряда стран занимают доминирующее положение на рынке и пытаются усилить свое влияние в разных регионах мира. Выходя на зарубежные рынки, они опираются на активную государственную поддержку (примерами могут служить США, Китай, Япония и др.). Поэтому важнейшей составляющей защиты интересов российских газовых и нефтяных компаний за рубежом является обеспечение комплексной государственной, в том числе финансовой, поддержки, направленной на усиление конкурентных позиций российских поставщиков, продвижение отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью на перспективные рынки.

Кроме того, важно обеспечить продвижение государственной энергетической политики в мировом сообществе, в ходе которого должно осуществляться: формирование положительного отношения к российским компаниям нефтегазового комплекса; определение аргументированной публичной позиции в отношении спорных вопросов; создание условий для обеспечения баланса интересов экспортеров, импортеров и транзитеров энергоресурсов как элемента глобальной энергетической безопасности; содействие обеспечению благоприятного и недискриминационного режима деятельности отечественных энергетических компаний на мировых рынках, включая их доступ к зарубежным рынкам конечного энергопотребления; повышение инвестиционной привлекательности российского нефтегазового комплекса, а также привлечение в него новых инновационных технологий; развитие интереса к необходимости энергосбережения и повышения энергоэффективности как фактора повышения конкурентоспособности российских компаний; поддержка государством проектов российских компаний по строительству за рубежом объектов нефтегазового комплекса с использованием российских технологий, а также использование передовых зарубежных технологий в российских проектах.

Еще одним важным направлением для страны является переход на инновационный путь развития. При этом инновации должны применяться во всех сферах и отраслях экономики. Именно на инновации ложится задача повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, в том числе нефти и природного газа. Природные топливно-энергетические ресурсы являются не только реальными конкурентными преимуществами, но и национальным достоянием России, а производственный, научно-технический и кадровый потенциал нефтегазового сектора экономики имеет немалые резервы и возможности развития.

Энерго- и ресурсосбережение является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность функционирования отраслей и экономики в целом. Оно достигается посредством реализации мероприятий по энергосбережению, своевременного перехода к новым техническим решениям, технологическим процессам и оптимизационным формам управления, повышения качества продукции.

Внедрение энергосберегающих технологий не только приводит к снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции, но и способно обеспечить рост устойчивости всего энергетического комплекса страны и улучшение экологической ситуации. Совершенствование технологий добычи, транспортировки и повышение глубины переработки углеводородного сырья может быть осуществлено только при активной поддержке со стороны государства научно -исследовательской деятельности, создания национальной инновационной системы, развития научно-производственных кластеров и пр.

Нельзя забывать, что недостаточная степень технической перевооруженности мощностей по переработке углеводородных ресурсов ведет к невозможности достижения глубины переработки нефти, при которой произведенные нефтепродукты смогут успешно продаваться на мировых рынках [10].

Поддержка разработки и внедрения конкурентоспособной техники и технологий, обновления, модернизации и ввода новых мощностей на предприятиях нефтегазового комплекса □ шаг к росту эффективного функционирования нефтегазового комплекса России.

Сама деятельность по инновационному развитию будет включать следующие основные направления:

□ сохранение достигнутого уровня поддержки фундаментальной науки, в том числе Российской академии наук и государственных фондов при реализации мер по повышению результативности научных исследований, внедрение системы комплексной оценки научных организаций, модернизация материально-технической базы науки;

□ развитие прикладной науки, включая государственную поддержку науки через систему грантов, реализацию программ, способствующих развитию науки и технологий, формирование национальных исследовательских центров в ключевых областях исследований и разработок;

□ развитие исследовательского потенциала высшего образования, стимулирование кооперации вузов и предприятий, привлечение ведущих мировых ученых к реализации научных проектов в России, развитие инновационной инфраструктуры вузов;

□ расширение направлений деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и поддержка малого инновационного бизнеса через софинансирование региональных программ поддержки малого бизнеса;

□ поддержка развития высокотехнологичных отраслей (космический комплекс, атомный энергетический, радиоэлектронный, оборонно-промышленный комплексы, авиа- и судостроение);

□ стимулирование инновационной активности бизнеса, в том числе через вовлечение компаний в создание и деятельность технологических платформ, через формирование компаниями с государственным участием программ инновационного развития;

□ поддержка региональных проектов создания инновационных кластеров или региональных инновационных комплексов [7, с. 26].

Очень важно обеспечить в основных отраслях экономики страны, как указывается в статье А.М. Петрова, техническое и технологическое обновление, внедрение передовых инноваций. При этом данные направления должны найти отражение в соответствующих программно-целевых разработках, которые необходимы для обеспечения эффективного развития отраслей, комплексов экономики страны [6, с. 44].

Внедрение инноваций для нефтегазового комплекса предполагает:

1. Повышение эффективности геологоразведочных работ, в том числе:

□ существенное повышение роли дистанционных (аэрокосмических) методов при региональных и поисковых работах;

□ разработку и выпуск отечественной промышленностью нового поколения оборудования и измерительной аппаратуры для практической реализации на различных стадиях геологоразведочного процесса высокоточных и информативных технологий геофизических исследований;

□ разработку и широкое внедрение отечественного программного обеспечения для обработки геолого-гео-физической информации и построения цифровых моделей геологических объектов различного иерархического уровня;

□ введение в действие взаимосвязанной (по стадиям геологоразведочного процесса) системы технического регулирования в недропользовании;

□ повышение коэффициента извлечения углеводородных ресурсов из недр (КИН) за счет использования современных методов повышения газо- и нефтеотдачи пластов. При этом, в частности, необходимо более интенсивное внедрение третичных методов (тепловых, газовых, химических, микробиологических).

2. Развитие технологий в добыче и транспортировке нефти, в том числе:

□ разработку и повсеместное внедрение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработку трудноизвлекаемых запасов нефти;

□ разработку и освоение технологических комплексов по бурению и добыче на шельфе морей и континентального склона;

□ совершенствование технологий сооружения и эксплуатации геологоразведочных и нефтепромысловых объектов в сложных природно-климатических условиях;

□ совершенствование и широкое освоение существующих и создание новых методов воздействия на пласты и увеличения нефтеотдачи.

3. Использование перспективных технологий в переработке нефтяного сырья, направленных на оптимизацию схем глубокой переработки, в том числе:

□ опережающее развитие технологических комплексов по углублению переработки нефти и повышению качества продукции;

□ внедрение современных технологий по каталитическому риформингу бензинов, гидроочистке дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей, изомеризации, алкилированию, гидродепарафинизации и деароматизации, получению кислородосодержащих высокоактивных добавок.

4. Повышение энергоэффективности и снижение потерь на различных технологических стадиях производства в нефтяной отрасли:

□ в нефтедобыче □ снижение расхода нефти на технологические нужды и потери, повышение нефтеотдачи , оптимизация работы скважин, совершенствование контроля и учета нефти;

□ в транспортировке нефти □ реконструкция объектов нефтепроводов и системная организация технологических режимов их работы;

□ сокращение потерь нефти, внедрение автоматизированных систем управления и телемеханики, улучшение технического состояния нефтеперекачивающих агрегатов, широкое внедрение резервуаров с плавающей крышей;

□ в нефтепереработке □ повышение глубины переработки, более полное использование газов нефтепереработки, автоматизация оптимального ведения режимов технологических цепочек [1, с. 9].

В газовой промышленности необходимо также активно применять результаты инновационной деятельности. Особо важным является применение новых технологий для снижения энергетических и материальных затрат при подготовке и транспортировке газа, для повышения безопасности транспортировки газа.

Государство должно играть значимую роль в обеспечении энергетической безопасности, опираясь не только на ресурсную составляющую, но и на свой высокий интеллектуально-технологический потенциал, воплощенный в сервисе и нефтегазовом оборудовании. С полноценным развитием сервиса связаны также вопросы перевода экономики на высокие технологии, обеспечивающие решение задач энергоэффективности, ресурсосбережения, энергетической безопасности и, в конечном итоге, реализацию внешнеполитических и экономических целей государства. Поэтому крайне важно создать условия для ускоренного развития высокотехнологичной отрасли нефтегазового сервиса на базе применения наилучших отечественных разработок в области информационных технологий и высокопроизводительных ап -паратных решений, создания новых научных коллективов и научно-производственных кооперационных связей.

Нефтегазовый сервис, обеспечивая воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородного сырья, разведку новых месторождений, реализацию рациональной разработки месторождений, является ключевым элементом в обеспечении энергетической и технологической безопасности. Нефтегазовый сервис способствует решению приоритетных задач модернизации экономики в части повышения энергоэффективности и обеспечения энергосбережения.

Достичь существенного технологического прогресса в нефтегазовой отрасли возможно путем целенаправленного применения новых технологий в нефтегазовом сервисе, которые обеспечат:

□ эффективность работ по разведке нефтегазовых месторождений;

□ повышение продуктивности действующих скважин;

□ рациональное и эффективное использование ресурсного потенциала месторождений;

□ выполнение операций по добыче нефти и газа с надлежащей степенью экологической безопасности [4, с. 182 □ 184].

Очевидно, что предприятиям нефтегазового комплекса потребуется привлечь большой объем инвестиций и обеспечить высокие темпы внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективность инновационных процессов, в конечном итоге □ добиться инновационной направленности развития.

Необходимо активизировать в стране процесс дальнейших институциональных преобразований. Будет и далее последовательно обеспечиваться развитие рыночных институтов, конкуренции, финансовых рынков, банковского и страхового секторов, совершенствование корпоративного, государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности. Повышение эффективности механизмов государственного регулирования в экономике будет осуществляться, в частности, по следующим направлениям:

□ модернизация корпоративного законодательства и совершенствование системы корпоративного управления, включая развитие механизмов защиты прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании, реорганизации и функционирования интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве);

□ улучшение конкурентной среды, совершенствование антимонопольного регулирования;

□ совершенствование регулирования субъектов естественных монополий [7, с. 28].

Структура ресурсов нефти и газа, величина их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал страны. Современная парадигма развития углеводородного потенциала страны должна интегрировать определяющие геополитические тенденции и концепции развития. Сюда следует отнести концепцию глобализации энергетического пространства, устойчивости социально-экономического развития, рационального природопользования и недропользования, комплексного освоения и использования минерального сырья, энергетической безопасности, экологизации нефтегазового комплекса, кластеров конкурентоспособности [3].

К настоящему времени основной задачей дальнейшего эффективного развития нефтегазового комплекса России является не наращивание экспорта углеводородного сырья любой ценой, а развитие систем глубокой переработки и транспортировки углеводородов на внутренний и международные рынки, формирование глобальной, контролируемой российским государством и бизнесом, системы нефтегазообеспечения, диверсифицированной системы экспортных поставок, что определяется не только необходимостью увеличения экспортной выручки, но и включением механизма управления рисками исчерпаемости углеводородных ресурсов [2]. При этом курс на диверсификацию экспортных поставок (проекты ВСТО с отводом на Китай, ПСе-верный потока, ПЮжный потока, БТС-2, ПСахалин-2а), реализуемый в нефтегазовом комплексе России, а также процесс диверсификации производства (слияние газовых и нефтяных активов) соответствует долгосрочным рыночным процессам.

Таким образом, для достижения стратегических приоритетов социально-экономического развития России требуются модернизация сырьевого и перерабатывающего производства, оптимальный баланс между экспортом и внутренним потреблением углеводородов.

С точки зрения осуществления технологической модернизации, динамики инвестиционной и производственной активности нефтегазового комплекса в долгосрочной перспективе все более важной становится роль государства. Оно может способствовать активному проведению технологической модернизации добычи и переработки нефти и газа, увеличению объемов и уровня научного обеспечения геологоразведочных работ, улучшению инвестиционного климата. Необходимо реформировать налоговую систему совершенствовать систему взимания акцизов и унифицировать ставки вывозных пошлин на нефтепродукты в целях стимулирования производства продуктов высокого передела. Потребуется усиление государственного регулирования и контроля над экономическими процессами, расширение государственных капиталовложений в создание объектов производственной, транспортной инфраструктуры.

1. Бушуев В., Крюков В., Саенко В., Томин С. Развитие нефтяной промышленности России: взгляд с позиции ЭС-2030 // Нефтегазовая вертикаль. 2010. № 13 □ 14.

2. Жданов С.А., Серов В.Ю. Управление рисками как фактор устойчивости промышленных корпораций // Вестник СГСЭУ. 2006. № 12.

3. Ильинский А.А., Шамалов Ю.В. Стратегические приоритеты развития нефтегазового комплекса России в современных условиях // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2008. №3.

4. Криштофик A.M., Заднепровский В.Ф. Использование суперкомпьютерных технологий для решения актуальных задач нефтегазового сервиса // Третья Международная научная конференция ПСуперкомпьютерные системы и их применением докл. конф. (25 □ 27 мая 2010 г, Минск). Минск: ОИПИ НАН Беларуси, 2010. Т. 2.

5. Мировой нефтегазовый комплекс и Чешская Республика: цифры, факты, комментарии / авт.-сост. проф. Г. Хачиев. Praha, 2009.

6. Петров А .М. Государственное регулирование химического комплекса России // Вестник СГСЭУ. 2007. № 15(1).

7. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (документ подготовлен Минэкономразвития России). М., 2010.

8. Ресурсная база: «сливки □ кончились // Нефтегазовая вертикаль. 2010. № 5.

9. Шебалдина Е.В. Система стратегических ориентиров и перспективы развития нефтегазового комплекса // Аудит и финансовый анализ. 2008. №3.

10. URL: http://minenergo.gov.rU/activity/plan/2011-2013_2/1.php.

удк 338.24 В. А. Матвеев

□ □□□□□□ ПАШ □□ □□□□□□ □□□□ Н □ □□□□□□ □□□АШШШ

□□□□□□□шопа □□шшишш

В статье исследованы современные модели управления промышленным предприятием, определяемые концепцией оптимального построения и распределения функций между взаимосвязанными элементами. Представлены модели, характерные для современных методов принятия решений в эффективном управлении промышленным предприятием.

Ключевые слова: промышленность, современные модели, эффективность, управление.

V.A. Matveyev

MODERN MODELS OF INDUSTRIAL ENTERPRISE MANAGEMENT

The paper examines modern models of industrial enterprise management which use the concept of optimum structure and distributions of functions among interconnected elements. The author presents the models used in modern decision-making for efficient management of industrial enterprises.

Key words: industry, modern models, efficiency, management.

Исследование современных моделей управления промышленным предприятием определяется концепцией оптимального построения и распределения функциональных обязанностей элементов (подсистем) системы, отражающихся в конечных результатах деятельности организации. Последовательно проводя функциональный подход, мы рассматриваем целое как результат взаимодействия системы со средой, как свойство отношения между системой и средой. Функционально целостное представление подсистем нижних иерархических уровней характерно для всех декомпозиционных методов, используемых в современной тео-

рии оптимальных решений. В частности, основополагающий метод декомпозиции Данцига □ Вульфа [3, с. 56] реализует описанную выше схему координации с использованием координирующих параметров второй группы, т.е. параметров типа а..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другой известный метод □ метод Корнай □ Липтака [3, с. 58], напротив, построен на использовании лишь параметров первой группы, т.е. параметров типа Д. Таким образом, различие между этими двумя методами состоит лишь в том, что они используют различные функционально целостные представления для подсистем нижнего уровня. Отсюда видно, что понятие функ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.