Научная статья на тему 'Государственное регулирование нефтегазового комплекса страны в условиях модернизации экономики'

Государственное регулирование нефтегазового комплекса страны в условиях модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3636
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ. / AN OIL AND GAS COMPLEX / PETROLEUM INDUSTRY / GAS INDUSTRY / STATE REGULATION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков В. К.

Статья посвящена раскрытию основных направлений государственного регулирования нефтегазового комплекса России. Особое внимание отводится анализу содержания базовых документов, которые определяют развитие нефтяной и газовой отрасли экономики страны на долгосрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF AN OIL AND GAS COMPLEX OF THE COUNTRY IN THE CONDITIONS OF ECONOMY MODERNIZATION

Given article is devoted disclosing of the basic directions of state regulation of an oil and gas complex of Russia. The special attention in work to be taken away to disclosing of the maintenance of base documents which define development of oil and gas branch of national economy on long-term prospect.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование нефтегазового комплекса страны в условиях модернизации экономики»

УДК 338 45:662 7 В. К. Марков

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Статья посвящена раскрытию основных направлений государственного регулирования нефтегазового комплекса России. Особое внимание отводится анализу содержания базовых документов, которые определяют развитие нефтяной и газовой отрасли экономики страны на долгосрочную перспективу.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, нефтяная промышленность, газовая отрасль, государственное регулирование, модернизация.

V.K. Markov

STATE REGULATION OF AN OIL AND GAS COMPLEX OF THE COUNTRY IN THE CONDITIONS OF ECONOMY MODERNIZATION

Given article is devoted disclosing of the basic directions of state regulation of an oil and gas complex of Russia. The special attention in work to be taken away to disclosing of the maintenance of base documents which define development of oil and gas branch of national economy on long-term prospect.

The key words: an oil and gas complex, petroleum industry, gas industry, state regulation, modernization.

Главная характеристика современного этапа развития России связана с изменением позиции в сфере экономике государства, которое из стороннего наблюдателя вновь превращается в активного экономического субъекта. Новые функции государства повлекли за собой существенную модификацию «правил игры» и формирование иной институциональной системы [2, с. 126 - 127]. При этом, как показывает практика последних лет, все чаще государство и бизнес выступают в роли партнеров, расширяются области взаимодействия между государственным и частным секторами экономики. Так, с осени 2008 г. ключевым направлением взаимодействия бизнеса и власти стала антикризисная политика. Данное обстоятельство было обусловлено целым рядом процессов, которые стали протекать в хозяйстве страны (в частности, сокращение платеже-способного спроса и снижение доступности кредитных ресурсов как для потребителей, так и для производителей вынуждало компании реального сектора экономики сворачивать инвестиционные программы, снижать объемы выпуска, увольнять своих сотрудников). В данных условиях государство было вынуждено перейти к более активному участию в процессах, протекающих в социально-экономической системе страны.

Это обстоятельство только актуализировало вопрос о поиске оптимального соотношения роли государства и рыночного механизма в экономике. Опираясь на многочисленные исследования по данному вопросу большинство современных экономистов сходятся на мнении о том, что рынок и государство не противостоят, а дополняют друг друга (сочетание рынка и государства может быть разным). При этом необходимо помнить утверждение Л. Абалкина о том, что «неверно определять роль государства на основе каких-либо однозначно выраженных параметров, например, связывать ее с удельным весом государственной собственности, или с объектом закупок по контракции или в форме государ-

ственного заказа. Это важные показатели, но механизм государственного регулирования тоньше, сложнее, многообразнее, и часто регулирующая роль государства может быть более значительной при относительно меньших показателях...» [1, с. 5]. Кроме того, рыночный механизм, так же как государственный, имеет преимущества и недостатки.

Анализируя практику применения средств государственного воздействия, можно, в частности, выделить такие группы средств регулирования российского нефтегазового сектора: экономические, общепринятые в хозяйственных системах рыночного типа; регулирование доступа к природным углеводородным ресурсам; административное регулирование доступа к рынкам сбыта углеводородных ресурсов и продукции их переработки; особые (временно устанавливаемые) режимы администрирования; средства управления государственной собственностью в нефтегазовом секторе (государству принадлежат акции компаний).

Сейчас в первый ряд самых актуальных задач государством выдвинулись цели модернизации. «Модернизация» - широкое понятие, которое можно применять к сфере экономики, политики, государственного устройства, технологического развития, отдельным институтам общества. Такого подхода, например, придерживается В. Рубанов, который считает, что «модернизацию следует понимать как развитие, осовременивание, качественные преобразования. Термином «модернизация» обозначается технологический, духовный и социальный прогресс общества. Современная политическая философия охватывает понятием «модернизация» любое приобретение обществом современного вида. В подобном широком определении модернизация может также рассматриваться в историческом контексте (волны модернизации) и применительно к различным аспектам социально-экономической жизни» [7, с. 18].

В настоящее время модернизацию стремятся осуществить многие страны на постсоветском пространстве. Такая модернизация в первую очередь направлена на диверсификацию структуры экономики и экспорта, активное технологическое обновление производства и развитие конкурентоспособных инновационных отраслей, создание современной инфраструктуры, на совершенствование обеспечивающих данные преобразования государственных институтов.

Очень важно обеспечить в основных отраслях экономики страны, как указывается в статье А.М. Петрова, активное их технологическое обновление, внедрение передовых инноваций. Данные направления должны найти отражения в соответствующих программных документах по развитию отраслей [5, с. 44].

Необходимость осуществления модернизации с опорой на инновации подчеркивается многими политическими и общественными деятелями. Так, к примеру, представитель Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин отмечает: «Стратегический приоритет России уже заявлялся неоднократно

- это построение «умной экономики», ориентированной не только на ресурсные наши конкурентные преимущества, но и на высокотехнологичные отрасли, на инновации. Очевидно, что если мы не сумеем модернизировать экономику в целом, то едва ли мы сумеем устойчиво стимулировать и поддерживать инновационные процессы. Есть, безусловно, целый ряд проблем, которые стоят перед страной в этой области. Понятно, что одной из этих проблем является не просто отсутствие стимулов к инновациям и модернизации, но и серьезная технологическая отсталость целого ряда отраслей. Многие из них отстали от своих конкурентов на двадцать, тридцать и более лет

У нас еще до конца не получила развитие инфраструктура инновационного процесса, несмотря на то что целый ряд инструментов, безусловно, есть. Это и особые экономические зоны, включая технико-внедренческие зоны, бизнес-инкубаторы, технопарки, специализированные государственные корпорации типа «Роснано», Государственной венчурной компании.

Тем не менее эти институты еще в полной мере не заработали. Это, наверно, вынуждает Президента и Правительство ставить вопрос о новых инструментах, более эффективных - в частности, решение о российском варианте Кремниевой долины. Видимо, это в некотором смысле признание в том, что не все предыдущие инструменты сработали в полном объеме. Но это не значит, что надо отказываться от этих инструментов, в частности от тех же технопарков, технико-внедренческих зон. Очень важно, чтобы инновационные рывки в одних секторах экономики или в одних видах деятельности сопровождались подтягиванием инфраструктуры в целом. В целом государство должно создать в стране необходимые условия, чтобы обеспечить дальнейший рост числа проведения научно-исследовательских работ (в отраслевом разрезе), а также активизацию инновационной деятельности на самих предприятиях страны. Данный факт находит свое отражение в очередном ежегодном Послании Президента Российской Федерации Д. Медведев подчеркнул, что "налоговые льготы и государственное финансирование исследовательской деятельности должны быть доступны всем, у кого есть идеи и кто соответствует установленным критериям.

Кроме того, в ближайшие три года мы планируем направить на совместную исследовательскую деятельность ведущих университетов с промышленными компаниями около 30 миллиардов рублей. Это тоже немалые деньги. Но в случае удачной работы нам следует увеличить финансирование этой программы"» [7].

Ключевое значение нефтегазового комплекса для российской экономики обусловливает всестороннее участие государства в его развитии. Направления развития данного комплекса во многом определяются государственной энергетической политикой, которая базируется на соответствующих документах стратегического характера. В перспективе одним из таких документов для нефтяной промышленности (часть нефтегазового комплекса) должна стать Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 г., необходимость формирования которой была определена на совещании у председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в Киришах.

Уже сейчас разработана Концепция долгосрочного развития нефтяной промышленности России, которая является базовым документом для формирования Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 г, отражающим ключевые параметры и направления функционирования нефтяной промышленности в перспективе.

Концепция является документом, конкретизирующим направления и масштабы развития нефтяной отрасли в соответствии с целями и приоритетами, установленными в Энергетической стратегии. В свою очередь, Генеральная схема развития нефтяной отрасли должна стать важнейшим предпроектным документом в системе перспективного планирования нефтяной отрасли. На ее основе Правительство РФ может принимать решения по оптимизации регулятивной нагрузки на нефтяную отрасль, а нефтяные компании - по формированию и развитию собственных инвестиционных программ [3, с. 2].

Следует отметить, что в настоящее время наметились как позитивные, так и негативные тенденции развития нефтяной промышленности. Среди позитивных необходимо отметить создание предпосылок для стабилизации и роста добычи нефти в России, которые связаны с вводом в разработку ряда новых крупных месторождений в разных регионах страны. К основным проблемам современного развития нефтяной промышленности необходимо отнести следующие:

1. Нерациональное недропользование и неудовлетворительная деятельность большинства нефтяных компаний по воспроизводству минерально-сырьевой базы.

2. Неудовлетворительное решение проблем утилизации и квалифицированного использования нефтяного попутного газа (НПГ).

3. Высокая степень износа основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности и низкое качество нефтепродуктов. Большинство российских НПЗ характеризуются:

- высокой степенью износа основных фондов;

- использованием устаревших, энергоемких и экологически несовершенных технологий;

- низкой долей углубляющих процессов в технологической схеме переработки нефти и низким уровнем конверсии нефтяного сырья в более ценные продукты переработки.

4. Низкие темпы применения новых технологий и инноваций. Необходимость их использования определяется увеличением доли трудноизвлекаемых запасов (сверхвязкие нефти, природные битумы) в структуре минерально-сырьевой базы нефтяного комплекса, необходимостью освоения шельфовых месторождений и глубокозалегающих горизонтов в зрелых нефтегазовых провинциях.

Поэтому пути развития нефтяной промышленности в настоящее время связаны:

- с усилением деятельности в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- с усилением инновационной направленности развития нефтяной промышленности для снижения совокупных издержек и рисков;

- с углублением переработки нефти на основе модернизации и строительства новых объектов;

- с созданием условий для диверсификации рынков сбыта продукции нефтяной промышленности;

- с увеличением степени использования попутного газа.

В этих условиях возрастет рол ь государственного участия в развитии нефтяного сектора. Государство будет выступать не только в качестве регулятора экономических отношений, но и в качестве участника нефтяного бизнеса, участвуя в обеспечении необходимыми ресурсами и в строительстве и модернизации инфраструктуры, предоставляя бизнесу государственные гарантии под реализацию долгосрочных инвестиционных проектов, поддерживая финансово-экономическую устойчивость системообразующих компаний нефтяного сектора.

При этом для достижения стабильного и поступательного развития нефтяной промышленности, баланса интересов производителей и потребителей нефти и нефтепродуктов требуется координация (со стороны государства) действий широкого круга заинтересованных лиц. Для достижения стратегических целей развития нефтяной промышленности необходимо решение следующих основных задач:

- обеспечение расширенного воспроизводства запасов нефти за счет геологоразведочных работ и своевременной подготовки месторождений к эксплуатации как в зрелых, так и в новых районах нефтедобычи;

- формирование новых крупных нефтяных комплексов, предусматривающих добычу нефти, утилизацию НПГ и развитие нефте- и газохимии на базе комплексных нефтегазовых месторождений сложнокомпонентного состава, главным образом, в восточных районах России и на шельфе арктических и дальневосточных морей;

- совершенствование технологий добычи нефти, включая внедрение современных методов увеличения нефтеотдачи для увеличения коэффициента извлечения нефти;

- развитие транспортной инфраструктуры, в том числе трубопроводной, для повышения эффективности, диверсификации структуры и направлений транспортировки нефти и нефтепродуктов;

- развитие нефтепереработки, направленное на увеличение глубины переработки нефти и повышение качества выпускаемых нефтепродуктов;

- ресурсосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке и переработке нефти;

- значительные вложения в доразведку освоение месторождений и строительство новой производственной инфраструктуры [4, с. 15 - 16].

Особо необходимо подчеркнуть, что Концепция долгосрочного развития нефтяной промышленности предусматривает совершенствование промышленности за счет инновационного развития. Для объективной прогнозной оценки роли научно-технического прогресса были подробно проанализированы возможности и потенциальные результаты внедрения инноваций по следующим направлениям:

1. Повышение эффективности геологоразведочных работ, в том числе:

- существенное повышение роли дистанционных (аэрокосмических) методов при региональных и поисковых работах;

- разработка и выпуск отечественной промышленностью нового поколения оборудования и измерительной аппаратуры для практической реализации на различных стадиях геологоразведочного процесса высокоточных и информативных технологий геофизических исследований;

- разработка и широкое внедрение отечественного программного обеспечения для обработки геолого-гео-физической информации и построения цифровых моделей геологических объектов различного иерархического уровня;

- введение в действие взаимосвязанной (по стадиям геологоразведочного процесса) системы технического регулирования в недропользовании;

- повышение коэффициента извлечения нефти из недр (КИН) за счет использования современных методов повышения нефтеотдачи пластов. При этом необходимо более интенсивное внедрение третичных методов (тепловых, газовых, химических, микробиологических).

2. Определение критически важных направлений развития технологий в добыче и транспортировке нефти, в том числе:

- разработка и повсеместное внедрение технологий и оборудования, обеспечивающих высокоэффективную разработку трудноизвлекаемых запасов нефти;

- разработка и освоение технологических комплексов по бурению и добыче на шельфе морей и континентального склона;

- совершенствование технологий сооружения и эксплуатации геологоразведочных и нефтепромысловых объектов в сложных природно-климатических ус -ловиях;

- совершенствование и широкое освоение существующих и создание новых методов воздействия на пласты и увеличения нефтеотдачи.

3. Перспективные технологии в переработке нефтяного сырья, направленные на оптимизацию схем глубокой переработки, в том числе:

- опережающее развитие технологических комплексов по углублению переработки нефти и повышению качества продукции;

- внедрение современных технологий по каталитическому риформингу бензинов, гидроочистке дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей, изомеризации, алкилированию, гидродепарафинизации и деароматизации, получению кислородосодержащих высокоактивных добавок.

4. Повышение энергоэффективности и снижение потерь на различных технологических стадиях производства в нефтяной промышленности:

- в нефтедобыче (снижение расхода нефти на технологические нужды и потери, повышение нефтеотдачи , оптимизация работы скважин, совершенствование контроля и учета нефти);

- в транспортировке нефти (реконструкция объектов нефтепроводов и системная организация технологических режимов их работы, сокращение потерь нефти, внедрение автоматизированных систем управления и телемеханики, улучшение технического состояния нефтеперекачивающих агрегатов, широкое внедрение резервуаров с плавающей крышей);

- в нефтепереработке (повышение глубины переработки, более полное использование газов нефтепереработки, автоматизация оптимального ведения режимов технологических цепочек) [3, с. 18 - 19].

Нельзя оставить без внимания и перспективы развития отечественной газовой отрасли. По данной индустрии экономики разработана Генеральная схема развития газовой отрасли России на период до 2030 г. Генеральная схема сформирована как комплексный проект, в котором взаимоувязаны все составляющие - геологоразведка, бурение, добыча, транспортировка, хранение газа, поставка потребителям углеводородного сырья.

К числу основных проблем в указанной отрасли относятся: наличие инфраструктурных ограничений в сфере трубопроводной транспортировки газа; высокие транзитные риски экспорта газа в Европу; недостаточный уровень развития газоперерабатывающей и газохимической промышленности; заниженные регулируемые цены на газ на внутреннем рынке и недостаточная либерализация рынка газа в стране.

Как отметил В.В. Путин: «Газовая отрасль - это сложный интегральный механизм, включающий добычу, очистку, транспортировку, переработку сырья. Сегодня перед отечественной газовой отраслью стоят масштабные задачи, а значит, возникает потребность в утверждении планов на долгосрочную перспективу. Нужно учитывать такой фактор, как рост спроса на газ. Причем в обозримом будущем реальной альтернативы газу нет, его пока попросту нечем заменить ни в энергетике, ни в промышленности, ни в коммунальном секторе.

Наши производители должны и могут удовлетворить растущие потребности в газе, гарантировать устойчивое снабжение российских потребителей, сохранить и расширить свое присутствие на мировых рынках. Для этого предстоит нарастить объемы добычи газа с ны -нешних 650 млрд кубических метров в год до 1 трлн в год, то есть практически в 1,5 раза увеличить добычу И все возможности для этого у нас есть.

Мы планируем создать новые мощные центры добычи. Необходимо подумать и о налоговых льготах для компаний, которые занимаются новыми газовыми проектами.

Мы обязаны продолжить развитие единой системы газоснабжения страны. Предстоит протянуть эту систему к новым центрам добычи, переработки, потребления - в общей сложности проложить еще 25 тыс. км новых магистральных газопроводов.

Отечественные газовые компании должны занять перспективные ниши в энергетике, для чего требуется

инновационное обновление отрасли за счет новых технологий, материалов и оборудования. Необходимо создать современную индустрию газохимии, для которой у нас есть все возможности и естественные конкурентные преимущества.

Все нужно делать на самом высоком уровне, использовать только современные, эффективные и экологически чистые технологии, не забывать про условия труда, поддерживать высокие уровни заработной платы» [8].

Развитие газовой отрасли предусматривает своевременное обновление оборудования и труб газотранспортной системы, исключающее снижение ее пропускной способности, а также дальнейшее строительство региональной магистральной и газораспределительной инфраструктуры, развитие производства и экспорта сжиженного природного газа, развитие газоперерабатывающей и газохимической промышленности с целью рационального использования ценных фракций углеводородного сырья и попутного нефтяного газа.

Для реализации генсхемы предусматривается очень серьезная программа капвложений: это модернизация действующих и строительство новых газотранспортных мощностей. Планируется ввод порядка 116 -146 компрессорных станций, что увеличит их количество больше чем на 50%. От смежных отраслей промышленности потребуется производство труб диаметром 530 - 1420 мм, газоперекачивающих агрегатов в количестве порядка 460 или 600 штук. Кроме того, ген-схемой предусматривается создание шести кластеров газопереработки и газохимии, а также развитие новых центров газодобычи, реализация масштабных проектов производства СПГ

В целом объем капитальных вложений в развитие газовой промышленности на период до 2030 г. прогнозируется на уровне 12,3 или 14,7 трлн руб. в ценах на 1 ноября 2010 г. Темпы развития отрасли во многом будут зависеть от роста потребления газа в стране и в мире, конкурентной стоимости российского газа, возможности диверсификации продуктов и маршрутов поставок.

Реализация основных направлений развития газовой отрасли, определенных генсхемой, обеспечит географическую диверсификацию поставок российского газа; доведение затрат на производство, доставку газа на традиционные, потенциальные рынки до уровня конкурентной цены; гибкий подход к формированию ценовой политики на экспортных рынках и выход на конечного потребителя; создание продукции с повышенной добавочной стоимостью путем увеличения объемов глубины переработки газохимии [8].

Таким образом, для российской экономики важно обеспечить рациональное снижение доли топливноэнергетических ресурсов в структуре российского экспорта, переход от продажи первичных сырьевых и энергетических ресурсов за рубеж к продаже продукции их глубокой переработки, создание стабильных условий функционирования нефтегазового комплекса (в том числе за счет увеличения объемов геологоразведочных работ, роста отдачи месторождений и повышения глубины переработки углеводородного сырья, развития инфраструктуры транспортировки нефти и газа, вне-

дрения высокоинтенсивных ресурсо- и энергосберегающих технологий).

Кроме того, следует отметить, что освоение новых провинций, разработка трудноизвлекаемых запасов углеводородных ресурсов определяют необходимость развития системы государственного регулирования в вопросах недропользования, налогообложения и технического регулирования.

1. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6.

2. Бессонова О.Э. Роль государства в современной экономике в контексте общей теории институциональных трансформаций // Регион: экономика и социология. 2008. № 3.

3. Концепция долгосрочного развития нефтяной промышленности России. М.: ИАЦ «Энергия», 2010.

4. Нефтяная промышленность России - сценарии сбалансированного развития. М.: ГУ ИЭС, 2010.

5. Петров А.М. Государственное регулирование химического комплекса России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 15(1).

6. Хейфец Б. Роль бизнеса в модернизации российской экономики и сотрудничество со странами Центральной Азии // Роль бизнеса в модернизации экономик России и стран Центральной Азии: возможности сотрудничества: сб. докл. М., 2009.

7. иК1_: http://www.kremlin.ru/news/9637/

8. иК1_: http://premier.gov.ru/events/news/12539/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.