Научная статья на тему 'Перспективы развития газовой отрасли Азербайджанской республики в условиях глобализации'

Перспективы развития газовой отрасли Азербайджанской республики в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
721
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ДОБЫЧА / ЭКСПОРТ / ТРУБОПРОВОД / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГАЗОВАЯ СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN / THE FUEL AND ENERGY COMPLEX / MINING / EXPORT / PIPELINES / OIL AND GAS COMPANIES / GAS STRATEGY / STRATEGIC ENTERPRISES / RESTRUCTURING / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добрина Лейла Ровшановна

Нефтегазовая отрасль является основной в экономике Азербайджана. Значительная часть доходов государственного бюджета формируется за счёт экспорта углеводородного сырья. Решение государственных, внутриэкономических, социальных и политических проблем зависит от правильного анализа деятельности предприятий топливноэнергетического комплекса и определения внешнеэкономических перспектив их развития. Стратегические нефтегазовые предприятия Азербайджанской Республики были неэффективны. Для создания рациональной стратегии развития и возможных вариантов реструктуризации газовой отрасли Азербайджана необходимо исследовать ее структурные преобразования, проанализировать перспективы внешнеэкономической деятельности. Перспективы развития внутреннего газового рынка Азербайджана в большей части определяются состоянием республиканской газопроводной инфраструктуры и экономическим положением стратегических предприятий газовой отрасли после проведения реструктуризации. В представленной работе под реструктуризацией предприятия понимается один из методов его реформирования посредством проведения преобразования в организационной, финансово-экономической, производственно-технической и социальной подсистемах. Ключевой целью этих преобразования является адаптация к изменившимся условиям внешней среды для вывода предприятия из кризиса и повышения эффективности функционирования. Топливно-энергетический комплекс является ключевым в экономике Азербайджана. Анализ деятельности и определение внешнеэкономических перспектив развития предприятий этого комплекса необходимы для успешного решения ряда государственных проблем. Также следует использовать комплексный подход при оценке конкретных международных газовых проектов, учитывая важное внешнеэкономическое значение экспорта газа для Азербайджана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The oil and gas industry is a key sector in the economy of Azerbaijan. A significant part of the revenues of the state budget is formed by hydrocarbons. The solution of the state, the economic, social and political problems depends on the proper analysis of the activity of enterprises of fuel and energy complex and determining the economic prospects of their development. Strategic oil companies of the Azerbaijan Republic were ineffective. In order to create a rational development strategy and possible restructuring of the gas industry of Azerbaijan it is necessary to investigate its structural transformation, to analyze the prospects of foreign economic activity. Prospects of development of the domestic gas market in Azerbaijan is mostly determined by the state Republican pipeline infrastructure and economic status of strategic enterprises of the gas industry after the restructuring. In the present work the restructuring of the company means that one of the methods of its reformation, through the transformation of organizational, financial, technological and social subsystems. A key goal of these transformations is to adapt to the changing conditions of the external environment for the business enterprise from the crisis and improving the efficiency of the operation. Fuel and energy complex is crucial to the economy of Azerbaijan. Analysis of activities and the definition of foreign economic prospects of development of the enterprises of this complex is necessary for the successful solution of a number of state issues. You should also use an integrated approach when assessing specific international gas projects, given the important economic value of gas exports to Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития газовой отрасли Азербайджанской республики в условиях глобализации»

УДК 339.9

Добрина Лейла Ровшановна

ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва1

Заместитель председателя научного студенческого общества факультета

Студент leilochka_d@mail.ru

Перспективы развития газовой отрасли Азербайджанской республики в условиях глобализации

Аннотация. Нефтегазовая отрасль является основной в экономике Азербайджана. Значительная часть доходов государственного бюджета формируется за счёт экспорта углеводородного сырья. Решение государственных, внутриэкономических, социальных и политических проблем зависит от правильного анализа деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса и определения внешнеэкономических перспектив их развития.

Стратегические нефтегазовые предприятия Азербайджанской Республики были неэффективны. Для создания рациональной стратегии развития и возможных вариантов реструктуризации газовой отрасли Азербайджана необходимо исследовать ее структурные преобразования, проанализировать перспективы внешнеэкономической деятельности.

Перспективы развития внутреннего газового рынка Азербайджана в большей части определяются состоянием республиканской газопроводной инфраструктуры и экономическим положением стратегических предприятий газовой отрасли после проведения реструктуризации.

В представленной работе под реструктуризацией предприятия понимается один из методов его реформирования посредством проведения преобразования в организационной, финансово-экономической, производственно-технической и социальной подсистемах. Ключевой целью этих преобразования является адаптация к изменившимся условиям внешней среды для вывода предприятия из кризиса и повышения эффективности функционирования.

Топливно-энергетический комплекс является ключевым в экономике Азербайджана. Анализ деятельности и определение внешнеэкономических перспектив развития предприятий этого комплекса необходимы для успешного решения ряда государственных проблем. Также следует использовать комплексный подход при оценке конкретных международных газовых проектов, учитывая важное внешнеэкономическое значение экспорта газа для Азербайджана.

Ключевые слова: Азербайджанская республика; топливно-энергетический комплекс; добыча; экспорт; трубопровод; нефтегазовые предприятия; газовая стратегия; стратегические предприятия; реструктуризация; эффективность.

1 129338, Москва, ул. Вешних вод, 8-3-76 1

В последнее десятилетие роль Азербайджана в международном энергетическом пространстве возросла. Это обусловлено тем, что топливно-энергетический комплекс превратился в важный ресурс внешнеэкономической деятельности государства. Поэтому в настоящее время Азербайджанская республика принимает активное участие в энергетической дипломатии.

Главной задачей энергетической стратегии Азербайджана является увеличение объёмов добычи природного газа и диверсификация рынков сбыта в связи с ростом потребления этого вида топлива в мире. Азербайджан обладает крупными запасами углеводородного сырья, в том числе природного газа, что в последние годы привлекает все большее внимание крупных европейских стран. Следовательно, не представляется возможным реформирование нефтегазовых предприятий, выстраивание отношений с европейскими странами, Россией и США без учёта внешнеэкономических факторов.

К стратегическим предприятиям и организациям можно отнести предприятия и акционерные общества, находящиеся в государственной собственности и осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения безопасности (в том числе и экономической) государства. Это обуславливает необходимость постоянной оценки: является ли конкретное предприятие действительно стратегическим и должно ли государство поддерживать его специфическими, нерыночными методами; как его реформировать, чтобы «вписать» в современную экономику.

Стратегические предприятия топливно-энергетического комплекса (Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики (ГНКАР), ОАО «Азерэнерджи», ЗАО «Азеригаз») представляют собой особую категорию участников внешнеэкономической деятельности Азербайджана, в связи с чем, законодательство страны жёстко регулирует иностранные инвестиции в ТЭК, отношения между нефтегазовыми предприятиями внутри страны. Это связано с тем, что значительная часть доходов государственного бюджета формируется за счёт экспорта углеводородного сырья.

На протяжении многих лет стратегические нефтегазовые предприятия Азербайджана вели неэффективную деятельность, следовательно, нуждались в реструктуризации. Для построения наиболее рациональной стратегии развития и возможных вариантов реструктуризации газовой отрасли страны необходимо исследовать ее структурные преобразования, проанализировать перспективы внешнеэкономической деятельности.

Реструктуризация предприятия - один из методов реформирования предприятия посредством проведения преобразования в организационной, финансово-экономической, производственно-технической и социальной подсистемах с целью адаптации к изменившимся условиям внешней среды для вывода предприятия из кризиса и повышения эффективности функционирования. Перспективы развития внутреннего газового рынка Азербайджана в большей части определяются состоянием республиканской газопроводной инфраструктуры и экономическим положением стратегических предприятий газовой отрасли после проведения реструктуризации.

Безусловно, нефтегазовая отрасль является ключевой в экономике Азербайджана. Поэтому от правильного анализа деятельности и определения внешнеэкономических перспектив развития предприятий этих отраслей зависит успешное решение ряда государственных, внутриэкономических, социальных и политических проблем.

Власти Азербайджана совместно с представителями предприятий государственного сектора и экспертным сообществом многие годы обсуждали вопрос об определении критериев отнесения предприятий к стратегическим. Предлагались различные нормативные правовые акты. Однако, даже сейчас отсутствуют общие критерии для отнесения предприятий к

стратегическим. Расплывчатость и скупость определений компенсируется приведением их перечня в различных странах, например, в Указе Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических и стратегических акционерных обществ» (с изменениями и дополнениями)2.

Неоценима роль нефтегазовых предприятий в экономике Азербайджанской Республики, Российской Федерации и других стран. Поэтому можно сделать вывод о том, что такие предприятия имеют важное значение для обеспечения экономической безопасности государств.

Основными признаками стратегического значения предприятий данной отрасли являются: особое правовое регулирование отношений между энергетическими компаниями внутри страны, специальные нормативно-правовые акты по экспорту нефти и газа (в ряде случаев законодательное закрепление определённого предприятия в качестве монополиста (например, Газпром), законы о защите иностранных инвестиций).

Стоит отметить, что капиталовложения иностранных компаний и лиц в топливно-энергетический комплекс страны строго регулируются азербайджанским законодательством. В данной отрасли Азербайджана сложилась более эффективная система взаимоотношений между иностранными и местными компаниями по сравнению с девяностыми годами прошлого столетия вследствие устранения факторов, негативно влияющих на инвестиционный климат, среди которых можем отметить низкий уровень развития инфраструктуры, недостаточно развитая система финансовых посредников, слабость законодательной системы и регулирования, сложные и нечёткие требования по процедуре лицензирования; несовершенство правовой системы и финансовой отчётности компаний.

В результате проведенной сравнительной оценки особенностей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий газовой промышленности Азербайджана, России, Казахстана и Туркменистана выявлено, что для Азербайджана и России в настоящее время перспективными направлениями экспорта газа является Европа, для Туркменистана - Азия, а для Казахстана - Азия и Европа.

Наиболее важными внешнеэкономическими проблемами нефтегазовой отрасли Азербайджанской Республики выступают рациональное инвестирование за рубежом, привлечение иностранного капитала и др.

Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на формирование современной внешнеэкономической, а также внешнеполитической стратегии республики, является нефтяной, а в последнее время особенно и газовый ресурсный потенциал Азербайджана.

Проведена сравнительная оценка государственной поддержки внутренних газовых рынков в Азербайджане и других основных газодобывающих странах СНГ. Результаты представлены в таблице 13. Проанализировано современное состояние газовых проектов в каждой из этих стран. Стоит отметить, что в Азербайджане поддержка внутренних газовых рынков проектов находится высоком уровне, продолжается модернизация трубопроводов, основной целью является в кратчайшие годы достичь полной газификации страны.

2 Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" (с изменениями и дополнениями) -Электронный портал Гарант: http://base.garant.ru/187281/#ixzz30ehHl3tz.

3 Жизнин С.З., Гулиев И.А. Энергетическая дипломатия в Каспийском регионе // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - № 1.

Таблица 1

Государственная поддержка внутренних газовых рынков

Азербайджан Россия Казахстан Туркменистан

Газификация 76% 67% 76% 50%

страны

Линейные и В последние Слабое развитие Слабое развитие -

распределительные годы распределительн распределительн

сети ускоренное ых ых

развитие сетей и линейных сетей

распределительн

ых сетей

Степень Цены Оптовые цены Цены Газ бесплатно

либерализации регулируются частично регулируются поставляется

газопроводного Государством свободные Государством населению. Для

транспорта других цены регулируются государством

Методы Затраты + Затраты + Затраты + Государственные

тарификации на инвестиционный инвестиционный дотации

внутреннем рынке тариф тариф

Наличие Тарифный Совет Федеральная Агентство по -

независимого служба регулированию

регулятора по тарифам естественных монополий и защите конкуренции

Законодательная Закон АР «О Федеральный Закон Постановление

база газоснабжении» закон от Республики ХМ

от 31.03.1999 N 69- Казахстан от 9 от 14.08.2003 г.

30.06.19984; Гос. ФЗ января КХМ-35 «О

программа (ред. от 2012 года «О газе бесплатном

по развитию 07.11.2011) "О и обеспечении

топливно- газоснабжении в газоснабжении» и населения

энергетического Российской др. Туркменистана

комплекса АР (2005-2015 Федерации"и др. электроэнергией, газом, водой и

годы)5; солью» и др.

Гос.программа

социально -

экономического

развития

регионов АР6.

По нашему мнению, для Азербайджана неприемлем опыт Туркменистана, который может привести к серьёзным проблемам развития внутренних газовых проектов: «старение» магистральных и распределительных сетей; потери в связи с нерациональным использованием газа (ввиду того, что он бесплатно поставляется населению); уменьшение объёмов экспорта и др. Применимой для Азербайджана является практика умеренного развития региональных газотранспортных систем и распределительных сетей Казахстана.

4 Закон Азербайджанской республики от 30 июня 1998 г. № 513 ^ «О газоснабжении»

5 Распоряжение Президента Азербайджанской республики от 14 февраля 2005 г. № 635 «Об утверждении Государственной программы по развитию топливно-энергетического комплекса Азербайджанской республики (2005-2015 гг.)».

6 «Государственная программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской республики в 2014-2018 гг.».

С целью изучения внешнеэкономических перспектив развития и геоэкономических проблем экспорта азербайджанского газа были разработаны основные элементы соответствующей геоэкономической методологии. В виде таблицы продемонстрированы результаты анализа четырёх международных газовых проектов (Трансадриатический газопровод (TAP), Интерконнектор Турция-Греция-Италия (ITGI), Юго-Восточный Европейский трубопровод (SEEP) и «Набукко West») с учётом соответствующих геополитических и внешнеэкономических последствий их реализации для азербайджанской стороны, включая вопросы энергетической и политической безопасности республики.

Методология представлена в таблице 2, в которой проекты TAP, ITGI, SEEP и Nabucco West оценивались по следующим девяти критериям: коммерческая и финансовые составляющие, реализуемость, проектная мощность и масштабируемость, геополитические и экономические интересы Азербайджана, интересы участников консорциума «Шах-Дениз», стран ЕС и иных государств. Экспертам (представители нефтегазовых компаний ГНКАР, Боташ, Газпром и др., представители государственных структур, журналисты профессиональных отраслевых СМИ и другие аналитики нефтегазовой сферы) предлагалось оценить (количественно) указанные газовые проекты по девяти критериям от «0» (очень плохо) до «5» (отлично) и присвоить вес каждому критерию. С целью расчёта обобщённого индекса исходя из анкетирования экспертов всем критериям были присвоены веса: экономическим и геополитическим интересам Азербайджана по 0,15, а остальным по 0,1. Применение данной методологии позволило произвести ранжирование указанных проектов. Они расположились в следующем порядке: TAP, Nabucco West, ITGI, SEEP. Наиболее перспективными проектами являются первые два с приблизительно равными (3,755 и 3,74) итоговыми индексами7.

7 Гулиев И.А. Некоторые аспекты развития стратегических предприятий стран СНГ (на примере газовой отрасли) // Нефть, Газ и Бизнес - 2011. -№10.

Таблица 2

Классификация международных газовых проектов на основе их анализа с использованием геоэкономической методологии

Критерий / Проект TAP Nabucco (Nabucco West) ITGI SEEP

Коммерческая составляющая 0,1 3,2 3,3 3,7 3,8

Экономические интересы Азербайджана 0,15 4 3,9 3 3

Реализуемость 0,1 3,4 3,7 3,1 2,7

Проектная мощность и масштабируемость 0,1 4,5 4,6 3,3 3,3

Финансовая составляющая 0,1 3,1 3 3,5 3,5

Геополитические интересы Азербайджана 0,15 4,1 3,7 4,1 3,1

Интересы участников консорциума «Шах-Дениз» 0,1 4 3,5 2,1 3,8

Интересы стран ЕС 0,1 4,2 4,8 3,3 3

Отношение иных государств 0,1 3 3,1 2,2 2,4

ИТОГОВЫМ ИНДЕКС 3,755 3,74 3,185 3,165

С началом реализации второй стадии проекта «Шах-Дениз» присутствие Азербайджана на международных энергетических рынках усилится. В связи с этим экспортная газовая стратегия страны является не просто предметом коммерческих интересов ГНКАР, а важным движущим фактором экономики Азербайджана.

Особое внимание стоит уделить Трансанатолийскому газопроводу. Азербайджан начинает реализовывать свои собственные международные газопроводные проекты. Так, 27 октября 2011 года в турецком городе Измир было подписано соглашение о продаже газа с азербайджанского месторождения «Шах-Дениз-2» с 2017-го года в Турцию, а также соглашение о транзите газа с «Шах-Дениз-2» через Турцию в 2017-2042 годах по сетям турецкой государственной трубопроводной компании Боташ.

Для экспорта большей части из 50 миллиардов кубических метров газа, которые Азербайджан намерен добывать к 2025 году, ГНКАР и Боташ намерены построить новый газопровод на территории Турции. Эти соглашения составляют полный пакет документов для транспортировки азербайджанского газа до границы Турции с Грецией и Турции с Болгарией. Данному проекту было дано название Трансанатолийский газопровод (ТАГ) (Trans Anadolu Pipeline или TransAnatolian Pipeline, TANAP). Фактически созданы все условия для реализации проектов Южного газового коридора, который свяжет Каспийский регион с Европой.

В государственных программах и документах по газовой политике Азербайджанской Республики было бы целесообразно чётко сформулировать основополагающие принципы

внешней газовой стратегии. Это содействовало бы повышению результативности внешнеэкономической деятельности ГНКАР, более эффективному внешнеэкономическому и геополитическому обеспечению азербайджанских газовых интересов в международных экономических отношениях, а также укреплению роли страны в решении проблем региональной энергетической безопасности.

Одним из принципов газовой стратегии Азербайджана на региональном уровне является развитие двустороннего и многостороннего газового диалога между государствами постсоветского пространства, в первую очередь, с Россией, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Украиной. Это позволит открыть возможности для Азербайджана не только как поставщика природного газа, но и как для транзитной страны.

Азербайджану также целесообразно диверсифицировать направления экспорта и возможного реэкспорта газа с сохранением поставок в Россию. Это позволит сбалансировать геоэкономические интересы Азербайджана, России, США, стран ЕС в регионе и обеспечить энергетическую безопасность государства. Геоэкономические интересы Азербайджана определяются стремлением к контролю над международными потоками природного газа, расширением деятельности азербайджанских предприятий газовой отрасли на другие страны.

Принимая во внимание важное внешнеэкономическое значение экспорта газа для Азербайджана, следует использовать комплексный многофакторный подход при оценке конкретных международных газовых проектов. Недостаточно рассматривать эти проекты лишь с финансовой, коммерческой, технической точки зрения без учёта возможных тяжёлых геополитических проблем и ситуаций, связанных с реализацией этих проектов, внешнеэкономических и геостратегических интересов Азербайджана и его соседей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутова Т.В. Мырынюк А.Н: Управление социальной сферой и социальная ответственность бизнеса // Трубопроводный транспорт , 2010, №1

2. Бутова Т.В., Добрина Л.Р., Широкова А.И. Влияние организации стран-экспортеров нефти на мировой рынок// Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 21. С. 046-049.

3. Бутова Т.В., Закарян А.А., Пахомов Ю.Д., Солтан Ю.Д.: Корпоративная социальная ответственность нефтяных компаний (приоритеты и выгоды) // Трубопроводный транспорт», 2012, №2

4. Бутова У.В., Добрина Л.Р. Проблемы управления имиджем нефтегазовой компании (на примере Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики)// Управленческие науки в современной России. 2014. Т.1. №1. С.91-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гулиев И.А. Некоторые аспекты развития стратегических предприятий стран СНГ (на примере газовой отрасли) // Нефть, Газ и Бизнес - 2011. -№10.

6. Домников Е.А., Добрина Л.Р., Широкова А.И. Перспективы и особенности добычи сланцевого газа// Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 19. С. 138-142.

7. Жизнин С.З., Гулиев И.А. Энергетическая дипломатия в Каспийском регионе // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - № 1.

8. Петрова Ю.И., Добрина Л.Р., Широкова А.И. Организация стран-экспортеров нефти на мировой рынок в современных условиях развития экономики. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 57-2. С. 061-062

9. Рагимов Г.Г.О. Запасы нефти и нефтедобыча в азербайджане: соврмененное состояние и тенденции развития// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010.№ 3 С. 3033

10. Рагулина Ю.В., Яровая Л.А. Государственно-частное партнерство в нефтегазовом секторе Российской Федерации (статья). - Трубопроводный транспорт (теория и практика), №3 (31), 2012.

Рецензент: Филатова Татьяна Васильевна, к.э.н., профессор кафедры «Корпоративные финансы», декан факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Leyla Dobrina

Finance university under the Government of the Russian Federation

Russia, Moscow leilochka_d@mail.ru

Prospects of development of gas industry of the Republic of Azerbaijan in the conditions of globalization

Abstract. The oil and gas industry is a key sector in the economy of Azerbaijan. A significant part of the revenues of the state budget is formed by hydrocarbons. The solution of the state, the economic, social and political problems depends on the proper analysis of the activity of enterprises of fuel and energy complex and determining the economic prospects of their development.

Strategic oil companies of the Azerbaijan Republic were ineffective. In order to create a rational development strategy and possible restructuring of the gas industry of Azerbaijan it is necessary to investigate its structural transformation, to analyze the prospects of foreign economic activity.

Prospects of development of the domestic gas market in Azerbaijan is mostly determined by the state Republican pipeline infrastructure and economic status of strategic enterprises of the gas industry after the restructuring.

In the present work the restructuring of the company means that one of the methods of its reformation, through the transformation of organizational, financial, technological and social subsystems. A key goal of these transformations is to adapt to the changing conditions of the external environment for the business enterprise from the crisis and improving the efficiency of the operation.

Fuel and energy complex is crucial to the economy of Azerbaijan. Analysis of activities and the definition of foreign economic prospects of development of the enterprises of this complex is necessary for the successful solution of a number of state issues. You should also use an integrated approach when assessing specific international gas projects, given the important economic value of gas exports to Azerbaijan.

Keywords: The Republic of Azerbaijan; the fuel and energy complex; mining; export; pipelines; oil and gas companies; gas strategy; strategic enterprises; restructuring; efficiency.

REFERENCES

1. Butova T.V. Myrynjuk A.N: Upravlenie social'noj sferoj i social'naja otvetstvennost' biznesa // Truboprovodnyj transport , 2010, №1

2. Butova T.V., Dobrina L.R., Shirokova A.I. Vlijanie organizacii stran-jeksporterov nefti na mirovoj rynok// Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2013. № 21. S. 046-049.

3. Butova T.V., Zakarjan A.A., Pahomov Ju.D., Soltan Ju.D.: Korporativnaja social'naja otvetstvennost' neftjanyh kompanij (prioritety i vygody) // Truboprovodnyj transport», 2012, №2

4. Butova U.V., Dobrina L.R. Problemy upravlenija imidzhem neftegazovoj kompanii (na primere Gosudarstvennoj neftjanoj kompanii Azerbajdzhanskoj Respubliki)// Upravlencheskie nauki v sovremennoj Rossii. 2014. T.1. №1. S.91-96.

5. Guliev I.A. Nekotorye aspekty razvitija strategicheskih predprijatij stran SNG (na primere gazovoj otrasli) // Neft', Gaz i Biznes - 2011. -№10.

6. Domnikov E.A., Dobrina L.R., Shirokova A.I. Perspektivy i osobennosti dobychi slancevogo gaza// Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija). 2013. № 19. S. 138-142.

7. Zhiznin S.Z., Guliev I.A. Jenergeticheskaja diplomatija v Kaspijskom regione // Vestnik MGIMO-Universiteta. - 2012. - № 1.

8. Petrova Ju.I., Dobrina L.R., Shirokova A.I. Organizacija stran-jeksporterov nefti na mirovoj rynok v sovremennyh uslovijah razvitija jekonomiki. Sborniki konferencij NIC Sociosfera. 2013. № 57-2. S. 061-062

9. Ragimov G.G.O. Zapasy nefti i neftedobycha v azerbajdzhane: sovrmenennoe sostojanie i tendencii razvitija// Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Jekonomika i upravlenie. 2010.№ 3 S. 30-33

10. Ragulina Ju.V., Jarovaja L.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v neftegazovom sektore Rossijskoj Federacii (stat'ja). - Truboprovodnyj transport (teorija i praktika), №3 (31), 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.