Научная статья на тему 'Внешнеэкономическая деятельность как объект уголовноправовой охраны'

Внешнеэкономическая деятельность как объект уголовноправовой охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ОБЪЕКТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОЛИТИКА / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / STATE / OBJECT / ECONOMIC SECURITY / THREAT / COOPERATION / POLITICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрянин Алексей Владимирович, Пачурин Дмитрий Валерьевич

Представленная статья посвящена исследованию внешнеэкономической деятельности как объекта уголовно-правовой охраны. Выделены правовые и политико-экономические факторы, актуализирующие взятое для исследования направление. К таковым отнесены: роль внешнеэкономической деятельности в развитии России; объемы внешнеэкономического сотрудничества; активная криминализация экономической сферы; задекларированный Президентом России новый экономический курс в сфере внешней экономики. Проанализированы положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в области реализации внешнеэкономической политики. Определена роль объекта в формировании уголовно-правовых запретов, берущих под охрану внешнеэкономическую деятельность. Проанализированы законодательные и доктринальные подходы, определяющие концептуальные признаки внешнеэкономической деятельности. Доказано наличие двойственности ее целей: получение прибыли и обеспечение экономической безопасности государства. Предложено авторское понятие внешнеэкономической деятельности как объекта уголовно-правовой охраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Петрянин Алексей Владимирович, Пачурин Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign economic activity as an object of criminal law protection

The presented article is devoted to the study of foreign economic activity as an object of criminal law protection. The legal and political-economic factors highlighting the direction taken for research are highlighted. These include: the role of foreign economic activity in the development of Russia; volumes of foreign economic cooperation; active criminalization of the economic sphere; declared by the President of Russia a new economic course in the field of foreign economy. The provisions of the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020, in the field of foreign economic policy, are analyzed. The role of the object in the formation of criminal law prohibitions that protect foreign economic activity is determined. The legislative and doctrinal approaches that determine the conceptual features of foreign economic activity are analyzed. The existence of the duality of its goals is proved: making a profit and ensuring the economic security of the state. The author suggests the concept of foreign economic activity as an object of criminal law protection.

Текст научной работы на тему «Внешнеэкономическая деятельность как объект уголовноправовой охраны»

УДК 343.3

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ

А.В. Петрянин, Д.В. Пачурин

Представленная статья посвящена исследованию внешнеэкономической деятельности как объекта уголовно-правовой охраны. Выделены правовые и политико-экономические факторы, актуализирующие взятое для исследования направление. К таковым отнесены: роль внешнеэкономической деятельности в развитии России; объемы внешнеэкономического сотрудничества; активная криминализация экономической сферы; задекларированный Президентом России новый экономический курс в сфере внешней экономики. Проанализированы положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в области реализации внешнеэкономической политики. Определена роль объекта в формировании уголовно-правовых запретов, берущих под охрану внешнеэкономическую деятельность. Проанализированы законодательные и доктринальные подходы, определяющие концептуальные признаки внешнеэкономической деятельности. Доказано наличие двойственности ее целей: получение прибыли и обеспечение экономической безопасности государства. Предложено авторское понятие внешнеэкономической деятельности как объекта уголовно-правовой охраны.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность; государство; объект; экономическая безопасность; угроза; сотрудничество; политика.

A.V. Petryanin, D.V. Pachurin. FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY AS AN OBJECT OF CRIMINAL LAW PROTECTION

The presented article is devoted to the study of foreign economic activity as an object of criminal law protection. The legal and political-economic factors highlighting the direction taken for research are highlighted. These include: the role of foreign economic activity in the development of Russia; volumes of foreign economic cooperation; active criminalization of the economic sphere; declared by the President of Russia a new economic course in the field of foreign economy. The provisions of the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020, in the field of foreign economic policy, are analyzed. The role of the object in the formation of criminal law prohibitions that protect foreign economic activity is determined. The legislative and doctrinal approaches that determine the conceptual features of foreign economic activity are analyzed. The existence of the duality of its goals is proved: making a profit and ensuring the economic security of the state. The author suggests the concept of foreign economic activity as an object of criminal law protection.

Keywords: foreign economic activity; state; object; economic security; threat; cooperation; politics.

Актуальность выбранного для исследования направления обусловлена рядом значимых политико-экономических и правовых факторов. Во-первых, самой ролью внешнеэкономической деятельности в развитии государства. Ее осуществление нацелено не только на получение прибыли, но и на построение межрегиональных и межгосударственных связей, позволяющих в рамках современного процесса глобализации быть конкурентным, тем самым обеспечивая экономическую безопасность страны. Так, Федеральная таможенная служба фиксирует поступательный рост товарооборота России с зарубежными партнерами, причем как импорта, так и экспорта [13].

Во-вторых, объемы такой деятельности, исчисляемые в сотнях миллиардов долларов, делают ее криминально привлекательной. Это подтверждается как количественными харак-

теристиками преступности, посягающей на установленный законом порядок ввоза и вывоза товаров, так и курсом уголовной политики, нацеленной на противодействие ей [9]. В-третьих, криминализация рассматриваемой сферы усугубляется недружественной политикой ряда экономических партнеров, повлекшей введение в адрес России серьезных экономических санкций.

Осознавая это, власть формирует новый политический курс в развитии отношений в сфере внешней экономики. По мнению Президента России В.В. Путина, новая стратегия развития экономики должна особо учитывать экспансию российской продукции на внешних рынках [10]. Учитывая сложившиеся обстоятельства, при разработке и принятии Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до

2020 года реализации внешнеэкономической политики было уделено особое внимание. Она направлена на повышение в целом конкурентоспособности российской экономики на мировой арене, а также на решение с ее помощью ключевых социальных задач [3].

Новаторством современной внешнеэкономической деятельности выступает создание и участие России в международных экономических организациях, деятельность которых также требует в том числе и уголовно-правовой охраны. В первую очередь это касается Таможенного союза, Евразийского экономического союза, БРИКС. Представленные формы сотрудничества координируют и согласовывают экономическую политику, способствуют повышению уровня конкурентоспособности и в целом росту национальных экономик.

Вышеизложенные аргументы хотя и не являются исчерпывающими, но реально демонстрируют как роль внешнеэкономической деятельности для дальнейшего планомерного развития государственных и межгосударственных экономик, так и наличие реальных угроз для нее, что ставит вопрос о разработке, а также применении симметричных юридико-техниче-ских механизмов противодействия криминальным посягательствам на выделяемый нами спектр общественных отношений.

В связи с этим одной из первоочередных задач в разработке стратегии уголовной политики является определение внешнеэкономической деятельности как объекта уголовно-правовой охраны. Вообще объект преступления имеет первостепенное значение как для уголовного права, так и уголовного законодательства. Ценность и значимость общественных отношений и благ, находящихся под уголовно-правовой охраной, формируют правовую основу в борьбе с преступностью. В связи с этим установление юридического содержания внешнеэкономической деятельности, раскрытие ее терминологического инструментария позволит определить содержательную часть курса уголовной политики в исследуемой области.

Интересным видится тот факт, что российское законодательство при конструировании юридических регуляторов достаточно часто использует дефиницию «внешнеэкономическая деятельность» [1]. Признавая межотраслевое ее значение, целесообразным видится унифицированное ее понятие. Однако содержание такой деятельности раскрывается только в Федеральном законе «Об экспортном контроле», и распространяется исключительно на его сферу действия [2]. Анализ определения, закрепленного в этом нормативном правовом

акте, позволяет выделить следующие признаки внешнеэкономиче ской деятельно сти.

Первый указывает на то, что внешнеэкономическая деятельность - это собирательное понятие, включающее в себя открытый перечень видов такой деятельности, в первую очередь охватывающей внешнеторговую и инвестиционную. Второй определяет предметную область международного обмена, относя к таковым товары, информацию, работы, услуги, а также результаты интеллектуальной деятельности.

Полагаем, что, хотя анализируемое определение и имеет законодательный статус, закрепляя два наиболее значимых признака внешнеэкономической деятельности, использование его в качестве универсального недопустимо, по причине излишней абстрактности.

В рамках отмеченной нами проблемы подчеркнем, что на площадке научного сообщества имеется значительное количество доктриналь-ных подходов, уточняющих содержание рассматриваемого вида экономической деятельности. Первая группа ученых соотносит данный феномен исключительно с экспортно-импортной деятельностью, предполагающей обязательное перемещение предметов через границу [5]. Отмечая эту точку зрения, мы полностью соглашаемся с мнением А.А. Никифоровой, что представленный подход существенно сужает содержание внешнеэкономической деятельности, относя к ее предмету лишь обмен товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности [9].

Другая группа ученых предлагает более широкий подход, расширяя области внешнеторговой деятельности, включая в нее в том числе и взаимодействие в области науки, туризма и культуры [6]. Полагаем, что представленная позиция является интересной не только с точки зрения ее экономического, но и в целом политического и социального содержания. В первую очередь это обусловлено направлением взаимодействия в области науки, предполагающей реализацию международных проектов в медицине, экологии и других востребованных сегодня направлениях.

В рассмотрении данного вопроса заслуживает внимания позиция, предложенная А.А. Минаевым, относящим к внешнеэкономической деятельности, кроме классических элементов, указанных выше, инвестиционное сотрудничество и кредитно-денежные операции [8]. Полагаем, что в современных реалиях с этим нельзя не согласиться. Такое направление выступает в качестве основного тренда современной российской внешнеэкономической

деятельности. Представляемая позиция имеет не только глубокое политическое значение, о чем постоянно говорит Президент России, но и ее результаты, отмеченные, например, на V Восточном экономическом форуме, прошедшем 4-6 сентября 2019 г. во Владивостоке. В приветственном обращении к участникам В.В. Путин подчеркнул, что представленный формат мероприятия даст старт новым международным проектам и наращиванию взаимовыгодного сотрудничества, в том числе и в области кооперации [11]. На форуме подписано 270 соглашений на сумму более 3,4 трлн руб. [4].

Понимая сложность в содержании внешнеэкономической деятельности, и тем более как объекта уголовно-правовой охраны, некоторые ученые предлагают весьма абстрактное ее определение, ставя во главу угла права и обязанности участников международного экономического сотрудничества в части их приобретения, прекращения или изменения [7]. Полагаем, что данная позиция имеет особый цивилистический уклон. Не ставя под сомнение важность гражданско-правового содержания, подчеркнем и ее неотъемлемую экономическую составляющую.

Рассмотрев предлагаемые в доктрине подходы, приходим к выводу, что все они в той или иной степени конкретизируют позицию, предлагаемую законодателем. Однако незаслуженно, с нашей точки зрения, не затрагивается вопрос о целях внешнеэкономической деятельности. Полагаем, говорить о том, что она понятна и выражается в получении прибыли, не совсем оправданно. Целеполагание международного экономического сотрудничества имеет более сложную структуру. Вытекает это из мирового экономического противостояния, в целях доминирования на внешнеэкономических рынках. Ярким примером может служить санкционная политика в отношении России со стороны ряда недружественных государств, активно влияющих на экономические мировые процессы. По мнению экспертов, с момента их введения в 2014 г. Россия потеряла более 25 млрд долл. США. Вместе с тем переориентирование внешнеэкономической деятельности на других участников позволило компенсировать отмеченные выше потери и повысить ликвидность российской экономики. Так, только расширение экономических связей с Китаем позволило России получить более 400 млрд долл. США на продаже углеводородов [12].

Именно поэтому современная внешнеэкономическая деятельность - это инструмент обеспечения экономической безопасности государства. С данным выводом согласи-

лось 56,3 % опрошенных нами респондентов (было опрошено 75 респондентов, в состав которых вошли 25 граждан, не имеющих высшего образования, 25 студентов юридических вузов и 25 граждан, имеющих высшее юридическое и экономическое образование). Проведенное исследование позволяет констатировать следующее.

Во-первых, внешнеэкономическая деятельность - это, с одной стороны, очень сложный, а с другой - важнейший объект уголовно-правовой охраны. Во-вторых, целями современного формата внешнеэкономической деятельности является не только получение прибыли, но и обеспечение тем самым экономической безопасности государства. В связи с этим в рамках уголовного законодательства внешнеэкономическая деятельность должна восприниматься как деятельность трансграничного формата, в форме обмена материальными, интеллектуальными, культурными, научными и иными ценностями для извлечения дохода и обеспечения экономической безопасности страны.

Список литературы

1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28, ст. 2790; О драгоценных металлах и драгоценных камнях: федер. закон от

26.03.1998 № 41-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 13, ст. 1463; О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 48, ст. 6252; Об экспортном контроле: федер. закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 30, ст. 3774 и др.

2. Об экспортном контроле: федер. закон от

18.07.1999 № 183-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 30, ст. 3774.

3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года): распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489.

4. Восточный экономический форум - 2019. Главное. URL: https://www.kommersant.ru (дата обращения: 07.09.2019).

5. Губарева А.В. Экономическая сущность внешнеэкономической деятельности - внешнеторговые отношения // Ученые записки ОГУ. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2014. № 2. С. 249-251.

6. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право. М.: ЭКСМО, 2005. 736 с.

7. Коммерческое (предпринимательское) право: учебник: в 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Проспект, 2009. Т. 1. 592 с.

8. Минаев А.А. Правовое регулирование внешнеторговых сделок юридических лиц: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 26 с.

9. Никифорова А.А. Уголовно-правовой механизм противодействия преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2017. 273 с.

10. Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 19.07.2019).

11. Приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам, организаторам и гостям V Восточного экономического форума. URL: https://forumvostok.ru (дата обращения: 09.09.2019).

12. Сергеева О.Ю., Каримова А.А. Экономические последствия санкций для российской экономики // Вопросы экономики и управления. 2017. № 1. С. 134-137. URL https://moluch.ru (дата обращения: 07.09.2019).

13. Статистика внешней торговли Российской Федерации. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 20.08.2019).

References

1. O Tsentralnom banke Rossijskoj Federat-sii (Banke Rossii): feder. zakon ot 10.07.2002 № 86-FZ // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2002. № 28, st. 2790; O dragocennykh metal-lakh i dragotsennykh kamnyakh: feder. zakon ot

26.03.1998 № 41-FZ // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 1998. № 13, st. 1463; O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 27.11.2010 № 311-FZ // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2010. № 48, st. 6252; Ob e'ksportnom kontrole: feder. zakon ot 18.07.1999 № 183-FZ // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 1999. № 30, st. 3774 i dr.

2. Ob e ksportnom kontrole: feder. zakon ot

18.07.1999 № 183-FZ // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 1999. № 30, st. 3774.

3. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsiaFno-

e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2020 goda (vmeste s Kontseptsiej dolgosrochnogo sotsiaFno-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2020 goda): rasporyazhenie PraviteFstva RF ot 17.11.2008 № 1662-r // Sobr. zakonodateFstva Ros. Federatsii. 2008. № 47, st. 5489.

4. Vostochny'j e'konomicheskij forum - 2019. Glavnoe. URL: https://www.kommersant.ru (data obrashcheniya: 07.09.2019).

5. Gubareva A.V. Ekonomicheskaya sushch-nost vneshnee'konomicheskoj deyateFnosti -vneshnetorgovy'e otnosheniya // Ucheny'e zapiski OGU. Seriya «Gumanitarnye i sotsiaFny'e nauki». 2014. № 2. S. 249-251.

6. Gushchin V.V., Dmitriev Yu.A. Rossijskoe predprinimateFskoe pravo [Russian business law]. M.: EKSMO, 2005. 736 s.

7. Kommercheskoe (predprinimateFskoe) pravo [Commercial (business) law]: uchebnik: v 2 t. 4-e izd., pererab. i dop. / pod red. V.F. Popondopulo. M.: Prospekt, 2009. T. 1. 592 s.

8. Minaev A.A. Pravovoe regulirovanie vnesh-netorgovy'kh sdelok yuridicheskikh lits [Legal regulation of foreign trade transactions of legal entities]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006. 26 s.

9. Nikiforova A.A. Ugolovno-pravovoj me-khanizm protivodejstviya prestupleniyam v sfere vneshnee'konomicheskoj deyateFnosti [Criminal-legal mechanism of counteraction to crimes in the sphere of foreign economic activity]: dis. ... kand. yurid. nauk. N. Novgorod, 2017. 273 s.

10. Poslanie Prezidenta FederaFnomu Sobra-niyu. URL: http://kremlin.ru (data obrashcheniya: 19.07.2019).

11. Privetstvie Prezidenta Rossijskoj Federatsii V.V. Putina uchastnikam, organizatoram i gos-tyam V Vostochnogo e'konomicheskogo foruma. URL: https://forumvostok.ru (data obrashcheniya: 09.09.2019).

12. Sergeyeva O.Yu., Karimova A.A. Eko-nomicheskie posledstviya sanktsij dlya rossijskoj ekonomiki // Voprosy' ekonomiki i upravleniya. 2017. № 1. S. 134-137. URL https://moluch.ru (data obrashcheniya: 07.09.2019).

13. Statistika vneshnej torgovli Rossijskoj Federatsii. URL: http://www.customs.ru (data obrashcheniya: 20.08.2019).

ПЕТРЯНИНАлексей Владимирович - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права. Нижегородская академия МВД России. Россия. Нижний Новгород. E-mail: petryanin@mail. ru.

ПАЧУРИН Дмитрий Валерьевич - оперуполномоченный уголовного розыска. Муниципальный отдел МВД России «Павловский». Россия. Павлово Нижегородской области. E-mail: petryanin@ mail. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.