2. Система образования - для укрепления интеллектуального и духовного потенциала России // Вестник высшей школы. - 2000. - № 1. - С. 3-14.
3. Тен Л.В. О некоторых аспектах реформирования высшего образования // Проблемы профессионального образования на рубеже веков; Материалы региональной научно-методической конференции /11од ред.ТФ. Кряклиной. - Барнаул: Изд-во ААЭиП, 2000. - С. 5-9.
4. Об утверждении Федеральной программы развития образования; Закон Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 2000. - № 16.-С. 3531.
5. Национальная доктрина образования в РФ // Бюллетень Министерства образования РФ, - 2000. - № II. - С. 4-13.
6. Филипов В.М. Сохранить куль-
туру народа и построить цивилизацию // Управление персоналом. - 2001. - 5.
-С. 10-15.
В.В. Садов
ВНЕСЕНИЕ ЖИДКИХ ИНГРЕДИЕНТОВ ПРИ ПРИГОТОВЛЕНИИ КОМБИКОРМОВ
Комбикорм - сложная однородная смесь очищенных и измельченных до необходимой крупности различных кормов, макро- и микродобавок, вырабатываемая по научно-обоснованным рецептам и обеспечивающая полноценное сбалансированное кормление животных.
Введение макро- и микродобавок в жидком виде в комбикорма не только повышает питательную ценность, но и препятствует появлению пыли, при этом улучшаются воспроизводительные способности молочного скота на 9.5%, увеличивается прирост массы у растущих и откармливающих животных на 25-30%. К тому же распределить равномерно жидкие ингредиенты по всему объему легче, чем сухие.
Научно-исследовательские институты разрабатывают рецепты комбикормов для определенных зон. В таблице I приведены рецепты комбикормов для условий Алтайского края.
Основной операцией при производстве кормов является смешивание [3]. При смешивании меняется положение частиц материала в пространстве относительно друг друга. Цель процесса
- получить однородную по составу смесь с минимально возможным коэффициентом вариации состава смеси. Характер течения процесса и его результаты зависят от состава компонентов, типа смесителя и его рабочих органов,
технологического режима обработки.
Оказалось, что при использовании жидких ингредиентов в обычных условиях комбикормового завода трудно достичь значения коэффициента вариации смеси ниже 10%. Для получения положительного эффекта необходимо обеспечить качественное приготовление кормосмессй в соответствии с нормами и зоотехническими допусками (табл. 2).
К жидким ингредиентам относятся: меласса, кормовые жиры, соленый ти-дрол и др. [1]. Резкое отличие физико-ме-ханических свойств этих компонентов от остальных требует разработки специальных технологических приемов, создания обособленных технологических линий для подготовки и включения их в состав комбикормов.
На крупных комбикормовых предприятиях обогащение зерновых смесей происходит при использовании белково-витаминных добавок и обогатительных смесей (премиксов), которые включают витамины, микроэлементы, синтетические аминокислоты, биостимулирующие и лекарственные вещества [4].
Эти вещества вводят в комбикорма в микроскопических дозах, составляющих десятые, сотые и даже тысячные доли процента.
Трудность состоит в том, что необходимо обеспечить точность ввода макро- и микроэлементов и равномерность смеши-
Таблица 1
Рецепты комбикормов для производства продукции животноводства и птицеводства для Алтайского края
Ингредиенты . Содержание сырьевых ингредиентов в комбикормах для производства, %
мясо птицы свинины говядины, баранины
Ячмень 20 45 ! *
Пшеница 20 15 -
Овес 20 10 5
Горох 10 5 5
Побочные продукты обработки зерна - 5 60
Отруби пшеничные 3 - -
Травяная витаминная мука 3 5 20
Жмых подсолнечниковый 10 5 4
Дрожжи кормовые 3 3 -
Мясо*костная мука 4 3 -
Рыбная мука • . - 4 3 -
Поваренная соль 0,3 1 1 0,5
>- Ракушечник, мел 2.7 2 0,5
В 100 кг комбикорма содержится, г
Перевариваемого протеина 16426 ІЗ 929 10381
Кальция 1819,9 1385,7 482,2
Фосфора 1248,9 1001,6 388,6
В корм. ед. 100 кг комбикорма эквивалент' ны 103,94 109,07 78,06
Микродобавки, в г на 1 т комбикорма
Витамины: А 3,0 0,70
'В2 2,2 1,10 -
Ві2 0,01 0.01 -
В, _ .... .. 0,75 0.02 ' 0,06
РР 1 - 12 -
Пантотеновая кислота 8 - -
Холин хлорид 1000 500 -
Микроэлементы
, Кобальт углекислый 2,4 1,9 2,4
Железо сернокислое - 50 15
Медь сернокислая - 9 18
Цинк сернокислый 10 13 -
Йодистый калий 1,5 1 1
Марганец сернокислый 50 - -
вания небольшого количества жидкости с сыпучей массой. Для равномерного распределения жидких ингредиентов их необходимо внести в небольшое количество комбикорма, а затем полученную смесь в общий объем.
Таблица 2 Жидкие компоненты и процент их ввода в комбикорма
Компоненты Ввод, % - |
Меласса3 32-10
Животный / растительный жир31 2-6 і
Вода 1 О 1 1-0
Холин хлорид1 0,5-1
Пропионовая кислота1 0,2-1
Связующее вещество 0,)-)
Метионина гидроксианалог (МГА)3,1 0,1-0,3
Ли кв и мет2 0.. 1-0,5
Лизин1 0,2-1
Микробиальные субстанции2 0,05
Витамины2 о о
Антиоксиданты2 0,01 1
Ферменты2 0,005
Ароматизаторы2 0,05 |
Примечание: 1 - коррозионный; 2 - термический; 3 - требующий подогрева.
С повышением температуры вязкость многих жидких ингредиентов снижается, что способствует лучшему смешиванию с основной массой комбикорма [5]. Классификация способов вводов жидких ингредиентов приведена на рисунке 1,
Ввод жидких ингредиентов в неразмо-лотые компоненты допустим в подогретом виде не более 2%. Если увеличить количество ингредиентов, нарушается режим работы дробилки. При таком способе должно быть синхронизировано поступление неразмолотых и жидких ингредиентов, Преимущество такого способа перед другими заключается в том, что уменьшается пылеобразование и небольшие затраты на оборудование.
При вводе жидких ингредиентов в жиропоглотители необходимо специализировать предприятия в непосредственной близости от вводимого ингредиента. Поглотителями могут быть кормовые средства - отруби, люцерновая мука. Используют также аэросил (марок А300, А175, А380), который способен поглощать (адсорбировать) жиры до 73%, оставаясь сыпучим.
Рис. 1. Классификация способов ввода жидких ингредиентов
периодического действия
непрерывного
действия
\(по характер
/процесс*
по
назначению
и
м
универсальные
специальные
с
[ по способу ! смешивания
по способу! установки і
действия
стационарные
Л
принуди-
ІЙІШШ
ґ~~
свободного
мешал очные
— центробежные
— пневмоттескш
— вибрационные
— гравитационные
Рис. 2. Типы смесителей
|полустациошрные
передвижные
Ввод жидких ингредиентов перед гранулированием упрощает технологический процесс, но одновременно ограничивает количество вводимого ингредиента. Например, комбикорм с содержанием жира более 5% легко гранулируется, но гранулы бывают непрочные. При воде мелассы более 5% на рабочие органы смесителя пресса налипает комбикорм, и при последующей работе требуется часто очищать его.
Ввод жидких ингредиентов на горячие гранулы применяют при приготовлении корма с жиром для рыб. Вводить же другие ингредиенты, такие как меласса, гидрол, нецелесообразно, поскольку они будут способствовать слипанию гранул.
Ввод жидких ингредиентов в готовый комбикорм производят на различных специальных смесителях. Можно вводить один, два или три жидких ингредиента. На малоприспособленных схмесителях вводят жидкие ингредиенты с двойным пропуском через смеситель, при этом вводят до 15% жидкого ингредиента.
При дозировании жидких ингредиентов самотеком, если расход жидкости небольшой, равномерность истечения можно обеспечить герметизацией резер-
вуара и установки в нем уравнительном трубки. В этом случае истечение происходит при постоянном напоре, который определяется высотой столба жидкости, заключенной между нижним концом трубки и уровнем выпускного отверстия. Но этот способ обеспечения равномерности расхода можно применять в случае дозирования жидких компонентов с небольшой вязкостью.
Для получения доброкачественной смеси с жидкими ингредиентами большое значение имеет качество распыления жидкостей с возможностью более полного соприкосновения капли со смешиваемыми мучнистыми компонентами. Жидкие ингредиенты распыляются с помощью воздуха, пара, высокого давления самого жидкого компонента и путем разбивания струи на капли механическим способом.
При вводе микроэлементов в комбикорма их необходимо растворить. Различают витамины жирорастворимые и водорастворимые.
К жирорастворимым относятся: ретинол (А), кальциферолы (Э), токоферолы (Е), филюхинолы (К); к водорастворимые
- витамины группы В и аскорбиновая кислота. В растворенном состоянии вводят
сернокислые и хлористые соли цинка, кобальта, железа, марганца. Преимущество ввода микродобавок в растворенном виде является образование гомогенной системы, в которой частицы обогатителей более дисперсны, чем частицы , получаемые при механическом измельчении обогатителей. Увеличивается также плотность обогащения - количество частиц обогатителя приходящегося на весовую единицу комбикорма.
Для получения более качественного комбикорма необходимо, чтобы жидкие ингредиенты проникли внутрь частиц, но при этом комбикорм должен оставаться сыпучим и с заданной влажностью [2]. Зерно по структуре является капиллярнопористым телом, а по природе - коллоидом. Для этих тел характерны следующие свойова: стенки капилляров эластичны и при поглощении жидкости набухают, а при высушивании дают усадку.
Процесс переноса вещества внутри материала происходит под действием внутренних сил всасывания, которые возникают вследствие поверхностного натяжения жидкости, находящейся в порах материала. Чем уже капилляры, в которых находится жидкость, тем больше сила капиллярного всасывания.
Взаимодействие зерна с окружающей средой может происходить в двух направлениях:
а) если парциальное давление у поверхности материала р! больше парциального давления воздуха р2 (р! > р2), то происходит испарение (десорбция);
А.Н. Матвеев,
б) если р1 < р2, то материал увлажняется в результате поглощения влаги из окружающего воздуха (сорбция).
К преимуществам обогащения комбикормов макро- и микроэлементами в жидком виде можно отнести:
- высокие качественные показатели плотности обогащения и равномерность распределения обогатителей в комбикормах;
- возможность ввода в комбикорма весьма малых количеств обогатителей при высокой плотности и одновременности их распределения;
- стойкость ви таминов и антибиотиков при хранении;
- полную механизацию всех операций процесса обогащения и улучшение условий труда;
- простоту обслуживания обогатительной установки.
Литература
1. Долгорученко Л.К. Жидкие ингредиенты в комбикормах. - М.: Колос, 1974.
- 127 с.: ил.
2. Егоров ЕА. Влияние тепла и влаги на процесс переработки и хранения зерна. - М.: Колос, 1974. - 264с.: ил.
3. Ю.И. Макаров. Аппараты для смешивания сыпучих материалов. - М.: Машиностроение, 1973. - 215 с.
4. Мартыненко Я.Ф. Промышленное производство комбикормов. - М.: Колос, 1975.-215 с.
5. Черняев Н.П. Производство комбикормов. - М.: Агропроиздат, 1989. - 224 с.
A.A. Смышляев
ИНФОРМАТИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Интенсивное развитие информати- времени; расширение и углубление из-зационных технологий в современном учаемой области за счет моделирования, обществе обусловливает и необходимость имитации процессов и явлений, а также информатизации образования с целью использования оборудования, сопряжен-интенсификации процесса обучения, ного с ПК в целях организации исследо-совершенствования форм и методов ор- вательской деятельности; расширение ганизации учебного процесса. Наиболее сферы самостоятельной деятельности значимыми факторами включения инфор- студентов.
матизационных технологий в учебный Необходимо отметить, что приме-процесс являются: экономия учебного пение компьютера в отрыве от других