сернокислые и хлористые соли цинка, кобальта, железа, марганца. Преимущество ввода микродобавок в растворенном виде является образование гомогенной системы, в которой частицы обогатителей более дисперсны, чем частицы , получаемые при механическом измельчении обогатителей. Увеличивается также плотность обогащения - количество частиц обогатителя приходящегося на весовую единицу комбикорма.
Для получения более качественного комбикорма необходимо, чтобы жидкие ингредиенты проникли внутрь частиц, но при этом комбикорм должен оставаться сыпучим и с заданной влажностью [2]. Зерно по структуре является капиллярнопористым телом, а по природе - коллоидом. Для этих тел характерны следующие свойова: стенки капилляров эластичны и при поглощении жидкости набухают, а при высушивании дают усадку.
Процесс переноса вещества внутри материала происходит под действием внутренних сил всасывания, которые возникают вследствие поверхностного натяжения жидкости, находящейся в порах материала. Чем уже капилляры, в которых находится жидкость, тем больше сила капиллярного всасывания.
Взаимодействие зерна с окружающей средой может происходить в двух направлениях:
а) если парциальное давление у поверхности материала р! больше парциального давления воздуха р2 (р! > р2), то происходит испарение (десорбция);
А.Н. Матвеев,
б) если р1 < р2, то материал увлажняется в результате поглощения влаги из окружающего воздуха (сорбция).
К преимуществам обогащения комбикормов макро- и микроэлементами в жидком виде можно отнести:
- высокие качественные показатели плотности обогащения и равномерность распределения обогатителей в комбикормах;
- возможность ввода в комбикорма весьма малых количеств обогатителей при высокой плотности и одновременности их распределения;
- стойкость витаминов и антибиотиков при хранении;
- полную механизацию всех операций процесса обогащения и улучшение условий труда;
- простоту обслуживания обогатительной установки.
Литература
1. Долгорученко Л.К. Жидкие ингредиенты в комбикормах. - М.: Колос, 1974. - 127 с.: ил.
2. Егоров ЕА. Влияние тепла и влаги на процесс переработки и хранения зерна. - М.: Колос, 1974. - 264с.: ил.
3. Ю.И. Макаров. Аппараты для смешивания сыпучих материалов. - М.: Машиностроение, 1973. - 215 с.
4. Мартыненко Я.Ф. Промышленное производство комбикормов. - М.: Колос, 1975.-215 с.
5. Черняев Н.П. Производство комбикормов. - М.: Агропроиздат, 1989. - 224 с.
А. А. Смышляев
ИНФОРМАТИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Интенсивное развитие информати- времени; расширение и углубление из-зационных технологий в современном учаемой области за счет моделирования, обществе обусловливает и необходимость имитации процессов и явлений, а также информатизации образования с целью использования оборудования, сопряжен-интепсификации процесса обучения, ного с ПК в целях организации исследо-совершенствования форм и методов ор- вательской деятельности; расширение ганизации учебного процесса. Наиболее сферы самостоятельной деятельности значимыми факторами включения инфор- студентов.
матизационных технологий в учебный Необходимо отметить, что приме-процесс являются: экономия учебного нение компьютера в отрыве от других
средств обучения не может привести к позитивным сдвигам в области повышения эффективности процесса обучения. Следовательно, компьютер следует рассматривать как составляющую системы средств обучения, включение которого в учебный процесс должно определяться педагогической целесообразностью их использования.
Открытие компьютерного класса в ИТАИ позволило расширить возможности ПК в самостоятельной работе студентов. которые начинают широко использовать не только текстовые редакторы, но и графические {Компас 5,30, AutoCAD, Corel, Photoshop), математические и статистические пакеты программ (MathCAD, MathLAB, Exel, Statistica) и др.
Внедрение в мировую информационную сеть Internet позволило значительно расширить возможности для поиска необходимой информации.
Одной из главных составляющих информатизации образования являются обучающие программы. В настоящее время в ИТАИ начинают постепенно находить применение обучающие программы не только по общеобразовательным, но и по общетехническим дисциплинам. Например, на кафедре “Механика машин и сооружений” для обучения студентов используются такие программные продукты, как АРМ WinMachine и Ansys, на кафедре “Начертательная геометрия” - Компас-График 5.10, AutoCAD и т.д.
Однако для преподавателей специально-технических дисциплин таких программных продуктов практически пет. и им проходится самим создавать учебные и обучающие программы. Для создания относительно простых программ можно использовать редакторы типа VBA Exel, ЕТВ Creator и т.д. Более сложные учебные и обучающие программы требуют знания уже языков программирования, например, Delhi, Fox Pro, C++ и др.
Учебная обучающая программа не должна быть просто “книжкой на экране” Она должна дополнять учебники, используя все возможности современ-
ных компьютеров. Хорошая программа должна не столько разъяснять учебную ситуацию, сколько моделировать ее, давая простор для воображения студен тов. Если программа предлагает какой-то круг задач, то она должна предоставлять и все доступные ему средства решения этих задач. 11рограмма должна представлять материал в естественном виде, т.е. работа с пей должна быть минимально нагружена компьютерной спецификой и условностями. Напротив, общение учащегося с программой должно быть максимально приближено к традиционным методам обучения, продиктованным спецификой изучаемого предмета.
Для осуществления контроля знаний обучаемых существует различное множество относительно простых программ, позволяющих преподавателю создавать собственные тесты (например, Test Generator и г.п.) по различным темам и в большом количестве.
Однако создать учебную или обучающую программу не так просто, как кажется на первый взгляд, потому’, что преподаватель должен быть хорошим специалистом как в своей области знаний, так и в области программирования.
Еще одним направлением в использовании ПК является создание иллюстративного учебного материала (плакатов, стендов, транспарантов). Основными редакторами но работе с изображением служат такие, как Adobe Photoshop, Corel Photo Point и др. Создание трехмерных графических объектов и рисунков можно осуществлять с помощью редакторов серии Компас-График 3D, AutoCAD, Solid Work и др.
Эффективность учебного процесса существенно возрастает в случае, когда изучаемый (исследуемый) механизм или машина представлены в действии, когда можно заглянуть внутрь работающего устройства^ рабочий процесс представить в динамике, в развитии. Возможность для создания таких роликов и динамических схем предоставляют программы Corel R.A.VE., 3D MAX Studio и др. Особенно
эффективно применение таких фильмов и динамических схем при исследовании, изучении очень сложных, громоздких, дорогих устройс тв и систем, которые сложно представить в оригинале.
Проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод. В настоящее-время ИТАИ оснащен компьютерной техникой, периферийным оборудованием и программным обеспечением на должном уровне. Однако оно в малой степени применяется в учебном процессе. Это прежде всего связано с отсутствием у преподавателей соответствующих знаний, умений и навыков. В связи с этим в ИТАИ представляется необходимым создание центра для реализации возможностей информа-тизационных технологий и внедрения в процесс обучения принципиально новых средств.
В задачи центра предположительно должно входить:
1. Создание и реализация обучающих, тестирующих программ, учебных видеороликов, кинофильмов и т.д.
2. Консультации преподавателей и аспирантов в области информатизацион-ных технологий.
3. Создание и обновление единой информационной базы по различным направлениям и дисциплинам.
4. Решение организационных вопросов и оказание помощи в подготовке презентаций для руководителей и сотрудников.
5. Консультации и помощь в решении научно-исследовательских задач, обработке статистических данных, моделировании исследуемых процессов и явлений и др.
Таким образом, применение системы средств обучения при информатизацион-ном центре образования должно осуществлять поддержку процесса преподавания курса, обеспечивать широкое внедрение разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, способствовать формированию культуры учебной деятельности обучающихся.
О.В. Цымбалист, II.М. Калепюк, И.В. Демина
РАСЧЕТ ПОГРЕШНОСТИ ДИСКРЕТНОГО УРОВНЕМЕРА
При разработке конструкций уровнемеров учитывают специфику производства и условия, в которых будут работать приборы. При прочих равных условиях каждый уровнемер должен быть точным, взрывобезопасным, устойчивым к коррозии, вибрациям и перегрузкам, потреблять мало энергии, быть простым в изготовлении, наладке и неприхотливым в эксплуатации.
Недостатком всех существующих конструкций уровнемеров является большая сложность и требование индивидуального исполнения для измерения уровня жидкости или сыпучих веществ при работе в различных по объему емкостях и различных условиях определения точности измерения.
В Алтайском государственном аграрном университете разработана конструкция дискретного уровнемера зачиненная
патентом Российской Федерации по заявке X» 2001130512 с приоритетом 12.11.01.
На рисунке приведена блок-схема дискретного уровнемера.
Дискретный уровнемер содержит немагнитную трубу 1, нижний конец которой герметично закрыт, поплавок 2 с постоянным кольцевым магнитом 3, который установлен на трубе 1, трос 4, выполненный из гибкого проводника, геркон 5, кон такты которог о соединены с тросом 4, немагнитный груз 6 натяжения троса 4, дополнительный постоянный магнит 7, жестко закрепленный на нижнем конце трубы 1, немагнитный ограничитель 8 хода поплавка, смонтированный на нижнем конце трубы 1, показывающий прибор 9 (микроконтролер с интерфейсом 118-485). реверсивный двигатель 10, дискретный датчик угла поворота II, барабан 12 с винтовой образующей поверхностью,