Научная статья на тему 'Фонд образовательного кредитования один из элементов стратегии продвижения специалистов на рынке труда АПК Алтайского края'

Фонд образовательного кредитования один из элементов стратегии продвижения специалистов на рынке труда АПК Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фонд образовательного кредитования один из элементов стратегии продвижения специалистов на рынке труда АПК Алтайского края»

Таблица 1

1 Наименование специальности 1996 1997 1998 1999 2000

і Экономист АПК 13.,83 12,25 12.22 13.96 10,83

Бухгалтер-аудитор 13,83 15.84 17,08 15.09 15,03

1 Экономист-менеджер 1 1 3,93 5.62 ;

Среднее значение 13.83 14,05 14,65 10,99 10,49

возможные кривые, проходящие через эти точки, которые могут быть описаны с помощью математических формул. Выбор кривых и расчет коэффициентов уравнений, описывающих эти кривые, можно осуществить с помощью прикладных программ “Microsoft Excel?

Например, можно составить пять математических кривых:

1)линейная функция

у = -0,974х +1958,854.

2) логарифмическая функция

у = 2,07 lnx +11,78.

>

3) показательная функция

у - 14,91л--0’17 .

>

4) экспоненциальная функция

у = 16,09е~°'0797\

5) полиномиальная функция

у = - 0,41х2+1,47х + 13,15

На рисунке приведен график экспоненциальной функции, которая лучше других, аппроксимирует развитие конкурентоспособности экономических специальностей.

Литература 1. Макушева Г.Н. Стратегия развития кадрового потенциала АПК Алтайского

края / ГН. Макушева, Л.А. Мочалова, O.A. Шавандина; Под ред. Л.А. Мочаловой. - Барнаул: Изд-во АГАХ2002. - 230 с.

2. Шавандина O.A., Макушева Г.Н. Методические подходы обоснования стратегии и сегментации рынка образовательных услуг // Региональный АПК: Проблемы и пути их решения. - Барнаул:

АГАХ2000. -С. 23-32.

3. Высшие и средние специальные учебные заведения Алтайского края: Статистический сборник. - Барнаул: Алтайский краевой комитет государственной статистики, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001.

УА

15'

14

13"

12

11 Ю

9" ‘

1996

2

997

3

1998

4

1999

5

2000

Рис. График экспоненциальной функции

у = 16,09e“0,0797*

Г.Н. Макушева

ФОНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ - ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Задача образования сегодня становится самой главной в России. Не случайно первый раздел правительственной программы социально-экономических преобразований в России [Г Греф Основные направления социально - экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу] начинается именно

с образования, с подготовки конкурентоспособного человека. Для того, чтобы иметь новую систему образования, нужна новая экономика образования.

В настоящее время сложилась такая система платного образования (и в государственных и негосударственных вузах), при которой плата за обучение не связана

ни с тем. как учился абитуриент в школе, ни с результатами, показанными на вступительных экзаменах, ни с материальным положением учащегося или его семьи [1]. Система, при которой один вынужден платить за себя и “за того парня’,’ так называемого бюджетника, чтобы обеспе-чить текущие затраты учебного процесса, на которые государство не дает средств уже более десяти лет. По официальному заключению Министерства экономики, которое делается ежегодно при утверждении бюджета, финансирование системы образования составляет примерно 30% от того, что положено по нормативам и законам [2]. В дополнение к этому студент должен платить за место в общежитии в повышенном размере, за учебники и другие, так называемые дополнительные услуги. В самой системе бесплатного высшего образования с ее неизбежными льготами и привилегиями кроется причина ее недоступности, неравенства и дискриминации под видом конкурсного набора значительной части граждан, постоянного ресурсного дефицита, без-альтернативности содержания и форм обучения и, соответственно, отставания от требований времени [3].

Необходимо найти разумный баланс платного и бесплатного образования, обеспечить равный доступ к высшему образованию. Четко разграничить сферы бесплатного и платного образования, адекватно определив его правовую осно-ву.

Следовательно, нужны документы, которые бы определили основные направления развития образования. Такими документами стали Федеральная программа развития образования [4] и Национальная доктрина образования в Российской Федерации [5].

На состоявшемся 10 декабря 2001 г. в Москве форуме - “Кадры для экономики России XXI века’,’ наряду с вопросами о навой кадровой системе, новых требованиях к кадрам, о перспективах потребности в них, одной из ведущих стала тема подготовки кадров. В выступлениях

министра образования В.М. Филипова и ректоров вузов затрагивалась проблема платного образования, которая все же не заняла соответствующего ее важности места в этих выступлениях. В концепции реформы образования она тоже приглушена. Механизм платного образования вообще не проработан. Правительством России не разработан порядок выделения и списания кредита на образование, связь погашения кредита с целевым распределением выпускников, т.е. будут ли образовательные кредиты погашаться полностью или частично государством при работе выпускника по государственному распределению. Будет ли кредитование использовано для конкурсного набора на специальности, имеющие важное значение для реализации государственных программ экономического и социального развития? Ни для одной из предложенных моделей реформы образования механизм не прописан, потому что когда проекты предлагается финансировать со стороны государства (федеральное, региональное и местное финансирование), то в финансировании в основном участвует одна компонента - федеральная. Это объясняется тем, что многие регионы, в том числе и Алтайский край, являются дотационными, и поэтому вряд ли региональная и местная компоненты сработают в массовом порядке. Следовательно, эксперимент нужно опробовать в регионах недотационных, а затем оценить опыт и адаптировать его к дотационным регионам.

В системе образования существуют споры по предложенному кабинетом министров новому подходу - экономика образования, среди которых преобладает мнение, что образование должно финансироваться из бюджета и не надо заниматься экономикой. Думается, что положение о максимальном участии государства в развитии образования аксиоматично. Не может вся страна жить по законам рыночной экономики и правового государства, а образование - по прежним законам.

Убедиться в том, что существуют достаточно простые организационно*эко-

номические механизмы реформирования образования можно, изучив опыт Китая. Из тысячи вузов Китая на республиканском уровне осталось 70. а 930 вузов отдали в провинции. В России же около 600 государственных и огромное количество частных и коммерческих высших учебных заведений (одних только академий около 200). Высшее образование на 100% платное, но с хитрым организационноэкономическим механизмом реализации. Каждый студент берет в банке кредит на 300 или 500 долларов и платит за образование каждый год. Действует принцип: деньги следуют за учеником. Если выпускник после окончания вуза едет работать но распределению в деревню агрономом или учителем в школу, он кредит не возвращает совсем. Получается, что бесплатным высшим образованием обеспечивается 90% китайцев. Но если человек хочет пойти в коммерцию или уехать за рубеж, он обязан вернуть кредит [6]. Аналогичные вопросы в России тоже нужно и можно решать с помощью организационно-экономических механизмов.

11родвижение специалистов в районы Алтайского края будет возможно, если будут экономические регуляторы, т.е. распределение выпускников с помощью экономических рычагов. Такие рычаги появятся, если во главу угла реформы образования в Алтайском крае будет поставлен нормативный принцип затрат на одного студента, при котором финансируется студент, а не вуз, в котором деньги зачастую уходят на необоснованное раздувание штатов, необоснованные зарплаты руководящему составу и др.

На наш взгляд, должно быть образовательное кредитование с различными формами погашения кредита. Существующая сейчас система заключения целевых договоров администрацией Алтайского края в лице Главного управления сельского хозяйства оказалась неэффективной, так как только 40% выпускников, обучающихся по договорам, собираются выполнить условия договора. Договор - это элемент системы кредитования образования, но

выпускник не поехал работать в село, и никто его за это не накажет. Если бы Главное управление сельского хозяйства полностью оплачивало образование студента, то заработал бы механизм таких отношений, при которых выпускник был бы обязан полностью оплатить обучение или отработать несколько лет на селе.

Анализ изменений в экономике Алтайского края и тенденций развития АПК края показывает, что оздоровление образования возможно лишь при коренной реконструкции бюджетного финансирования и обеспечения широкого притока в отрасль внебюджетных средств. Автор предлагает многоканальную систему финансирования образования, которая предполагает непосредственное участие потребителей образовательных услуг в формировании заказа на них.

Создание фонда образовательного кредитования - это применение рыночных подходов к получению образования. Специальный образовательный фонд создается для образовательного кредитования студентов. Конечной задачей фонда является закрепление специалистов на селе посредством выдачи льготных кредитов.

Учредителями специального образовательного фонда должны выступать Г\авное управление сельского хозяйства администрации Алтайского края, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, вузы и другие заинтересованные лица.

Средства специального образовательного фонда предоставляются абитуриентам при условии обязательного заключения договора займа между обучающимся и фондом. Договор займа заключается под поручительство или родителей, или хозяйства, или тех и других одновременно, или под залог ликвидного имущества. Кредитование абитуриентов осуществляется в пределах имеющихся средств и на основании потребности края в специалистах. Договор займа выдается на конкурсной основе, особенно на специальности, имеющие важное значение для

Рис. Схема механизма функционирования фонда образовательного кредитования

экономического и социального развития края и по заявке сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий с обоснованием потребности в специалистах (оценивать потребность в специалистах должен фонд).

Для того чтобы этот механизм заработал необходимо, на краевом уровне принять соответствующие нормативные документы, которые бы позволяли фонду брать кредиты под гарантии краевого и местных бюджетов, и по этому кредиту ему возмещалось бы, например, две трети процентной ставки рефинансирования (14% годовых). Тогда фонд смог бы давать образовательные кредиты не под банковские проценты, а под льготные, т.е. кредит абитуриенту выдавался бы под 8% годовых.

Органы управления фондом определяют порядок, по которому средства фонда должны быть строго целевыми.

Кроме того, должны быть предусмотрены штрафные санкции, если выпускник не едет в село, он обязан фонду вернуть заем с процентами, штраф и 14% годовых.

Таким образом, модернизация системы образования в России, в том числе и в Алтайском крае, требует задействования эффективных механизмов оказания финансовой поддержки гражданам, стремящимся получить высшее профессиональное образование. Фонд образовательного кредитования позволил бы решить вопрос расширения возможностей детей из малообеспеченных семей и актуальный вопрос трудоустройства и закрепления кадров на селе.

Литература

1. Матвиенко В. Образовательная политика России на современном этапе // Вестник высшей школы. - 2001. - № 9. -С. 17-21.

2. Система образования - для укрепления интеллектуального и духовного потенциала России // Вестник высшей школы. - 2000. - № 1. - С. 3-14.

3. Тен Л.В. О некоторых аспектах реформирования высшего образования // Проблемы профессионального образования на рубеже веков; Материалы региональной научно-методической конференции /11од ред.ТФ. Кряклиной. - Барнаул: Изд-во ААЭиП, 2000. - С. 5-9.

4. Об утверждении Федеральной программы развития образования: Закон Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации.

- 2000. - № 16.-С. 3531.

5. Национальная доктрина образования в РФ // Бюллетень Министерства образования РФ, - 2000. - № II. - С. 4-13.

6. Филипов В.М. Сохранить куль-

туру народа и построить цивилизацию // Управление персоналом. - 2001. - 5.

-С. 10-15.

В.В. Садов

ВНЕСЕНИЕ ЖИДКИХ ИНГРЕДИЕНТОВ ПРИ ПРИГОТОВЛЕНИИ КОМБИКОРМОВ

Комбикорм - сложная однородная смесь очищенных и измельченных до необходимой крупности различных кормов, макро- и микродобавок, вырабатываемая по научно-обоснованным рецептам и обеспечивающая полноценное сбалансированное кормление животных.

Введение макро- и микродобавок в жидком виде в комбикорма не только повышает питательную ценность, но и препятствует появлению пыли, при этом улучшаются воспроизводительные способности молочного скота на 9.5%, увеличивается прирост массы у растущих и откармливающих животных на 25-30%. К тому же распределить равномерно жидкие ингредиенты по всему объему легче, чем сухие.

Научно-исследовательские институты разрабатывают рецепты комбикормов для определенных зон. В таблице I приведены рецепты комбикормов для условий Алтайского края.

Основной операцией при производстве кормов является смешивание [3]. При смешивании меняется положение частиц материала в пространстве относительно друг друга. Цель процесса

- получить однородную по составу смесь с минимально возможным коэффициентом вариации состава смеси. Характер течения процесса и его результаты зависят от состава компонентов, типа смесителя и его рабочих органов,

технологического режима обработки.

Оказалось, что при использовании жидких ингредиентов в обычных условиях комбикормового завода трудно достичь значения коэффициента вариации смеси ниже 10%. Для получения положительного эффекта необходимо обеспечить качественное приготовление кормосмессй в соответствии с нормами и зоотехническими допусками (табл. 2).

К жидким ингредиентам относятся: меласса, кормовые жиры, соленый ги-дрол и др. [1]. Резкое отличие физико-ме-ханических свойств этих компонентов от остальных требует разработки специальных технологических приемов, создания обособленных технологических линий для подготовки и включения их в состав комбикормов.

На крупных комбикормовых предприятиях обогащение зерновых смесей происходит при использовании белкововитаминных добавок и обогатительных смесей (премиксов), которые включают витамины, микроэлементы, синтетические аминокислоты, биостимулирующие и лекарственные вещества [4].

Эти вещества вводят в комбикорма в микроскопических дозах, составляющих десятые, сотые и даже тысячные доли процента.

Трудность состоит в том, что необходимо обеспечить точность ввода макро- и микроэлементов и равномерность смеши-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.