ПОДГОТОВКА ДИПЛОМИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РАЗРЕЗЕ СЕЛЬСКИХ РАЙОНОВ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
A.A. Фанненштиль, В.В. Щербинин
Среди множества объективных и субъективных факторов, влияющих на уровень и качество кадрового обеспечения любого производства, агропромышленный комплекс дополнительно характеризуется специфическими особенностяпи.
1. Низкий уровень концентрации производства и труда, объективно обусловленный необходимостью территориального рассредоточения сельскохозяйственного производства,
2. Невозможность четкого разграничения профессий, должностей, специальностей, работодателей и работников.
3. Отсутствие достаточного количества и разнообразия предложения рабочих мест
в конкретных территориях и, следовательно, монополизм работодателей.
4. Низкая мобильность сельского населения. Жители села в значительно меньшей степени, чем горожане, подвержены миграции с целью эффективного трудоустройства.
Специфические особенности организации сельского общества вынуждают готовить специалистов из тех молодых людей, которые потенциально могут найти свое место в агропромышленном производстве, т.е. изначально в силу своего рождения включены в социальную и производственную структуру сельского общества (рис. 1,2).
Ш Сельские районы Алтайского края Ш г. Барнаул
0 Города Алтайского края (без г. Барнаула) □ Р. Алтай ■ Другие регионы
Рис. 1. Контингент студентов очной формы ФГОУ ВПО АГАУ по курсам (чел.)
8% 3% 1%
23%
65%
□ Сельские районы Алтайского края
ИИ г. Барнаул
0 Города Алтайского края (без г. Барнаула)
□ Р. Алтай
[Другие регионы
Рис. 2, Структура контингента студентов очной формы ФГОУ ВПО АГАУ по месту проживания до поступления на 01.03.2004 г. (%)
Анализ показывает, что количественное изменение контингента студентов практически не влияет на его территориальную структуру. Как и в средних профессиональных аграрных образовательных учреждениях (рис. 3), при поступлении в АГАУ приоритет отдается абитуриентам из сельских районов Алтайского края через сис-
тему целевого набора. Это обеспечивает, на наш взгляд, реализацию провозглашенного государством принципа доступности образования, в том числе и сельским жителям, обделенным в сравнении с горожанами дополнительными возможностями качественной общеобразовательной подготовки.
Ш Сельские районы Алтайского края Иг. Барнаул
Ш Города Алтайского края (без г. Барнаула) О Р. Алтай ■Другие регионы
Рис. 3. Структура контингента студентов средних профессиональных образовательных учреждений
ААНОК на 01.01.2004 г. (%)
Таким образом, на протяжении последних пяти лет в профессиональных аграрных образовательных учреждениях АА-НОК сохраняется устойчивая тенденция преимущественного набора абитуриентов из сельских районов, что соответствует
выполняемой роли системы аграрного образования по обеспечению сельскохозяйственного производства Алтайского края молодыми специалистами. Это характерно для всех специальностей, открытых в АГАУ (рис. 4).
100%
80%
60%
40%
20%
■ Другие регионы
□ Р. Алтай
□ Города Алтайского края (без г. Барнаула)
Иг. Барнаул
0 Сельские районы Алтайского края
Агрофак ИТАИ Зоофак ФЭМ ИВМ ИПО УФФ Всего Рис. 4. Структура контингента студентов очной формы ФГОУ ВПО АГАУ по факультетам (%)
Некоторое колебание в структуре контингента по факультетом объясняется, на наш взгляд, наличием специальностей, трудоустройство по которым в большей или меньшей степени возможно как в сельской, так и городской местности (среди них можно назвать «Земельный кадастр», «Ветеринария» и др.).
Успешное решение проблемы кадрового обеспечения АПК зависит не только от того, чтобы студентами АГАУ становились преимущественно жители алтайского села, но и от того, насколько пропорционально они распределены по сельским территориям Алтайского края (рис. 5).
Абитуриенты сельских районов, расположенных непосредственно вблизи городов Алтайского края, в большей степени выбирают получение высшего образования в филиалах вузов, открытых в 90-е гг. во всех малых городах России.
Выбор профессии в нынешних условиях обуславливается не столько интересами личности и перспективами будущего трудоустройства, сколько финансовыми возможностями родителей и бытующими в обществе конъюнктурными представлениями о престиже специальностей из того спектра образовательных продуктов, производство которых можно организовать с минимальными затратами в рамках филиалов вузов. Прежде всего, речь идет о гуманитарном образовании. Качество образовательной услуги при данном подходе практически не учитывается.
Выпускники школ из глубинных районов Алтайского края, обучение которых в любом случае будет сопряжено с дальними поездками, выбирают вузы г. Барнаула, имеющие устойчивую репутацию, предоставляющие широкий спектр качественных образовательных услуг, гарантированных государством.
Крутих Лл Л
МгШ'ЩГ Каменскмй
Тальмвн
с#ий
Бурлинек
ІЄМЄЧС
Трммсий
Кулундин
СЖУЙ *
Смолен) Совет ІСКИМ / ский
Нови
чихии
СЮНЙ і
В среднем по группе (чел.)
»4ссвйлов
Алтайский
'Егорьв
вский
Утовский
Локтеве
кий
2428
0,829
Рис. 5. Группировка районов по общему количеству зачисленных в ФГОУ ВПО АГАУ
(%, 2000-2003 гг.)
Проведенное исследование позволяет сделать ряд предложений по совершенствованию профессионального отбора в региональной системе аграрного образования.
1. Менталитет сельских жителей характеризуется осторожностью и консерватизмом, следовательно, отбор абитуриентов в аграрное учебное заведение должен проводиться не как информационнорекламная кампания, а как долговременная целенаправленная работа по оказанию помощи сельской молодежи в профессиональном самоопределении с целью осознанного выбора профессии аграрного профиля, ступени профессионального образования и соответствующего учебного заведения.
2. В сельскохозяйственном производстве дипломированному специалисту приходится заниматься самыми разнообразными видами деятельности, базового профессионального образования по которым объективно невозможно получить в рамках
одной специальности и на всю жизнь. Кроме того, нет гарантии трудоустройства молодого специалиста в данной сельской территории в точном соответствии с полученной в вузе квалификацией. Успешная трудовая деятельность молодых специали' стов, в т.ч. экономические мотивы закрепления кадров на селе и возможности профессионального и карьерного роста, не представляются возможными без создания единой (управляемой из одного центра) региональной системы переподготовки и повышения квалификации, включающей все аграрные учебные заведения края и обеспеченной финансовой поддержкой из краевого бюджета.
3. Неравномерная структура подготовки специалистов для предприятий АПК, расположенных по всей территории края, рано или поздно может привести в одних сельских территориях к недостатку специалистов, а в других к избытку. Ныне существующая технология целевого набора недостаточно ориентирована на терри-
ториальное выравнивание кадрового обеспечения АПК молодыми специалистами. На наш взгляд, при отборе абитуриентов аграрного университета необходимо организовать проведение конкурса на заключение целевых договоров непосредственно по районам или крупным зонам Алтайского края. Для общерегиональных нужд следует сохранить в качестве заказчика ГУСХ Ал-
тайского края и другие краевые органы управления АПК. Целевые заказы предприятий АПК в установленной пропорции могут быть удовлетворены в рамках прямого договора с АГАУ. Соответствующие квоты должны определяться на основе научной обработки данных мониторинга кадрового обеспечения АПК в территориальном и отраслевом разрезах.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АПК КРАЯ МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
М.Л. Акишина
Алтайский государственный аграрный университет является единственным в Алтайском крае высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку специалистов для сферы АПК. Несмотря на то, что в последнее десятилетие значительно увеличилось число студентов АГАУ, многие предприятия сферы АПК продолжают испытывать потребность в специалистах. Вследствие этого возникает необходимость в анализе фактического трудоустройства выпускников АГАУ.
Исследования, проведенные сотрудниками лаборатории управления качеством сельскохозяйственного образования, позволили выявить сферы занятости молодых специалистов, окончивших очное отделение АГАУ по обычной программе (5 лет) в 2002 и 2003 гг. За 2 года были получены данные о месте работы 900 человек, что составляет почти 70% от обшсго числа выпускников.
Анализ полученных данных показал, что молодые специалисты, окончившие АГАУ, оказываются востребованными как в сельской местности края, так и в городской. В 2002 г. доля выпускников, трудоустроившихся в сельской местности, почти на всех факультетах составила от 28 до 47%. Специфика экономики городской и сельской местности оказывает непосредственное влияние на степень трудоустройства в городе и в селе выпускников АГАУ разных факультетов. Закономерным является то, что наибольшая доля молодых
специалистов, трудоустроившихся на селе, окончила технологические факультеты. Так, по уровню трудоустройства в сельской местности в 2002 г. лидировал зоо-инженерный факультет, на втором месте оказались ИТАИ и институт природообу-стройства. К сожалению в 2003 г. на технологических факультетах АГАУ этот показатель снизился на 10-30% ог уровня прошлого года. Интересная ситуация сложилась на экономических факультетах. Так, в 2003 г. доля выпускников, трудоустроившихся в сельской местности, окончивших ФЭиМ оказалась в 2 раза ниже, а окончивших УФФ - в 2 раза выше, чем в
2002 г. (рис. 1),
Снижение уровня трудоустройства выпускников АГАУ в сельской местности, естественным образом, сказывается на увеличении уровня их трудоустройства в городской местности края (г. Барнаул, г. Новоалтайск). Наибольший скачок данного показателя за исследуемый период наблюдается среди выпускников ФЭиМ - с 45 до 74%. На 14 процентных пунктов данный показатель вырос среди выпускников ИТАИ и института природообустрой-ства и составил соответственно 56 и 60%. Среди выпускников зооинженерного факультета данный показатель изменился незначительно и составил 27%.
Проведенный анализ показал, что в
2003 г. по сравнению с 2002 г. наблюдается снижение показателей трудоустройства выпускников АГАУ по специальности на