Научная статья на тему 'Информационные технологии прогнозирования конкурентоспособности специальности'

Информационные технологии прогнозирования конкурентоспособности специальности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шавандина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии прогнозирования конкурентоспособности специальности»

Таблица 1

Исходные данные для расчета цен___________________________

1 . . —, „ _ \ Показатели Урожайность ц/га

5 Ю 15 20 25

1. Заработная плата, руб./час 8,0 8,0 8.0 8,0 8.0

2. Норматив затрат на ремонт, руб./га. 23.0 20,0 36,0 43,0 49.0

3. Норма выработки, га/час 2,54 2,47 2.33 2,06 1,69

4. Стоимость комбайна, тыс. руб. 650.0 650.0 650,0 650,0 650,0

5. Норма амортизации (11.1%), ед. г 0,111 0,111 0,111 0,111 0,111

б. Коэффициент, учитывающий накладные расходы (20%) 1,2 1,2 1,2 1,2 1,2

Е 7. Нормативный коэффициент эффективности ( н ) 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

8. Доля срока аренды () 1 1 1 1 1 ,

Таблица 2

Расчет годового объема работ (га)________________________

| Продолжительность уборки, час. Урожайность

5 10 15 20 25

100 254 247 233 206 169

150 331 371 350 309 254

| 200 508 494 466 412 338

250 635 617 533 515 423

300 762 741 699 618 507 |

350 889 865 815 721 592

О.А. Шавандина

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Под прогнозированием конкурентоспособности понимается научно - обоснованное описание возможных состояний показателя конкурентоспособности в будущем. Разработка прогнозов может опираться на применение различных методов прогнозирования. Выбор метода прогнозирования осуществляется в соответствии с характеристикой объекта и требованиями, предъявляемыми к информационному обеспечению.

Для расчета прогнозного показателя конкурентоспособности целесообразно использовать метод экстраполяции одновременного ряда, так как экстраполя-тивный прогноз предполагает не только верное, качественное предсказание, но и достаточно точное количественное измерение вероятностных значений конкурен-

тоспособности. При этом он относительно прост и не требует сложного информационного обеспечения.

В качестве базы прогнозирования конкурентоспособности специальности внутри вуза можно выбрать эмпирический ряд, состоящий из средних значений коэффициентов конкурентоспособности данной специальности внутри вуза (на примере АГАУ). Средние значения можно взять из анкеты, предложенной в интегрально-факторной модели образовательных услуг (ОУ) [1,2], или рассчитать по данным Статистического управления [3]. Полученные данные можно представить в виде таблицы 1.

В системе координат по оси X указать периоды, а по оси У - среднее значение этих наблюдений. Затем выбираются все

Таблица 1

1 Наименование специальности 1996 1997 1998 1999 2000

і Экономист АПК 13.,83 12,25 12.22 13.96 10,83

Бухгалтер-аудитор 13,83 15.84 17,08 15.09 15,03

1 Экономист-менеджер 1 1 3,93 5.62 ;

Среднее значение 13.83 14,05 14,65 10,99 10,49

возможные кривые, проходящие через эти точки, которые могут быть описаны с помощью математических формул. Выбор кривых и расчет коэффициентов уравнений, описывающих эти кривые, можно осуществить с помощью прикладных программ “Microsoft Excel?

Например, можно составить пять математических кривых:

1)линейная функция

у = -0,974х +1958,854.

2) логарифмическая функция

у = 2,07 lnx +11,78.

>

3) показательная функция

у - 14,91л--0’17 .

>

4) экспоненциальная функция

у = 16,09е~°'0797\

5) полиномиальная функция

у = - 0,41х2+1,47х + 13,15

На рисунке приведен график экспоненциальной функции, которая лучше других, аппроксимирует развитие конкурентоспособности экономических специальностей.

Литература 1. Макушева Г.Н. Стратегия развития кадрового потенциала АПК Алтайского

края / ГН. Макушева, Л.А. Мочалова, O.A. Шавандина; Под ред. Л.А. Мочаловой. - Барнаул: Изд-во АГАХ2002. - 230 с.

2. Шавандина O.A., Макушева Г.Н. Методические подходы обоснования стратегии и сегментации рынка образовательных услуг // Региональный АПК: Проблемы и пути их решения. - Барнаул:

АГАХ2000. -С. 23-32.

3. Высшие и средние специальные учебные заведения Алтайского края: Статистический сборник. - Барнаул: Алтайский краевой комитет государственной статистики, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001.

УА

15'

14

13"

12

11 Ю

9" ‘

1996

2

997

3

1998

4

1999

5

2000

Рис. График экспоненциальной функции

у = 16,09e“0,0797*

Г.Н. Макушева

ФОНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ - ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ СТРАТЕГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Задача образования сегодня становится самой главной в России. Не случайно первый раздел правительственной программы социально-экономических преобразований в России [Г Греф Основные направления социально - экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу] начинается именно

с образования, с подготовки конкурентоспособного человека. Для того, чтобы иметь новую систему образования, нужна новая экономика образования.

В настоящее время сложилась такая система платного образования (и в государственных и негосударственных вузах), при которой плата за обучение не связана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.