Научная статья на тему 'Инструменты контроля в условиях компетентностного подхода'

Инструменты контроля в условиях компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Татьяна Алексеевна, Шавандина Ольга Александровна

Современную академическую и профессиональную мобильность выпускников высших учебных заведений должен обеспечивать компетентностный подход, расширяющий единое образовательное, профессиональное и культурно-ценностное пространство. Несмотря на то, что процесс внедрения проходит в течение ряда лет, имеют место вопросы, требующие ответа, и нерешенные задачи. В статье представлена авторская позиция на проблемы реализации компетентностного подхода в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудакова Татьяна Алексеевна, Шавандина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты контроля в условиях компетентностного подхода»

УДК 378

Татьяна Алексеевна Рудакова

(кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и анализа Алтайского государственного университета, г. Барнаул) Ольга Александровна Шавандина (кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Алтайского государственного университета, г. Барнаул)

ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Ключевые слова: образовательный стандарт, компетенция, компетентностный подход, фонд оценочных средств.

Динамичное обновление образовательных стандартов по различным направлениям подготовки в системе высшего образования делает актуальным вопросы обсуждения средств оценки ключевых компетенций обучающихся.

Введение компетентностного подхода, по мнению ряда авторитетных исследователей проблем высшей школы, связано с разбаланси-рованностью интересов рынка труда и результатов образования, вследствие чего качество образовательного процесса поставлено под сомнение. Выходом из сложившейся ситуации стало решение о введении новых образовательных стандартов в системе высшей школы. Официальный статус компетентностный подход в системе образования приобрел после утверждения ФГОС ВПО [1].

Компетентностный подход направлен на оценку ключевых компетенций обучающихся как результата образовательного процесса, в процессе которого у студентов формируется творческий подход к самостоятельному приобретению знания и необходимости их применения в нестандартных ситуациях, приближенных к реальности в профессиональной деятельности. Это позволяет говорить о качественной оценке в организации процесса обучения, в результате которого обеспечивается взаимодействие субъектов взаимоотношений, и подтверждать мнение о том, что язык компетенций является наиболее адекватным инструментом для описания «продукта» образовательной системы, т.е. приобретенных знаний, умений и навыков. Кроме того, язык компетенций обеспечивает академическую и профессиональную

мобильность, сопоставимость и совместимость дипломов и квалификаций, расширяет единое общеобразовательное, профессионально-квалификационное и культурно-ценностное пространство.

Такого мнения придерживается большинство авторов, анализирующих проблемы и результаты реформирования в системе высшего образования. Однако положительные характеристики компетентностного подхода не исключают проблем в его реализации, которые возникают на различных этапах от его введения в системе высшей школы до анализа и интерпретации результатов. Любая замечательная идея может быть оправдана, если создан механизм ее реализации, адекватный сложившимся условиям функционирования всех без исключения элементов системы.

Что такое компетенция? Ответ на поставленный вопрос можем получить, обратившись к трудам большого количества авторов, в которых наравне с общностью понимания главного есть собственное видение сущности термина компетенция (см. табл. 1).

В тексте федеральных государственных образовательных стандартов представляется список компетенций, которыми должен обладать обучающийся, освоивший образовательную программу, сдавший государственный экзамен и защитивший выпускную квалификационную работу по определенному профилю и направлению подготовки.

Изменения, происходящие практически во всех сферах экономического пространства, как результат реформационных процессов оказывают влияние на поведение субъектов экономиче-

ских отношений и, соответственно, формируют новые требования к выпускникам как потенциальным его участникам [6]. Эти изменения

Термин «компетенция» в

воплощаются в рекомендуемых компетенциях, обновленных образовательных стандартах (см. табл. 2).

Таблица 1

удах отдельных авторов

Автор (источник) Сущность термина

И.А. Зимняя Компетенции - это некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы... действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентно-стях человека как актуальных, деятельностных проявлениях [2]

Общеевропейский проект TUNING Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать [3]

А.В. Хуторской Компетенции есть совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной деятельности после обучения [4]

В.И. Звонников Компетентность отражает современные тенденции в понимании качества результатов образовательного процесса и выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных практических ситуациях в процессе или после окончания обучения [5]

Таблица 2

Компетенции федеральных образовательных стандартов

ФГОС ВПО ФГОС ВО

Краткое обозначение компетенции Название компетенции Краткое обозначение компетенции Название компетенции

ОК Общекультурные компетенции ОК Общекультурные компетенции

ПК Профессиональные компетенции ОПК Общепрофессиональные компетенции

- ПК Профессиональные компетенции

Компетенции образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения были разделены на две группы: общекультурные (универсальные, ключевые, надпрофессиональные), и предметно-специализированные, или профессиональные. Первые применимы для всех специальностей подготовки (инвариантные), вторые связаны с конкретными специальностями (вариативные). Такое деление объяснялось значимостью академической и профессиональной подготовленности выпускника и было приемлемо для всех направлений подготовки и специальностей.

Современные рынки труда, выражающие неопределенность в оценке качественных характеристик потенциальных работников, проблемы в оценке уровня сформированности компетенций, возникающие уже в процессе разработки рабочих программ учебных дисциплин, заставили пересмотреть классификационные уровни компетенций. Структуру пополнили общепрофессиональные компетенции, объединяющие функции и характеристики надпрофессиональных и профессиональных компетенций, отражающие общность требований к обучающимся по определенному направлению подготовки.

Инструменты контроля в условиях компетентностного подхода

Увеличение количества классификационных групп компетенций полностью не решит проблем оценки их сформированности.

В основу разработки оценочных средств положена теория педагогических измерений. Термин «измерение» введен в науку американским психологом С. Стивенсом (1946 г.). В педагогике измерение - это «конструирование любой функции, осуществляющей изоморфное отображение некоторой эмпирической структуры в соответствующим образом подобранную числовую структуру, представляющую собой шкалу оценок качества учебных достижений или других конструкторов, являющихся целью измерения» [6].

Оценка полученных знаний, умений и навыков обучающихся должна проводиться на отдельных этапах, а применяемые для этого средства не могут быть универсальными. Фонд оценочных средств образовательной программы должен формироваться с момента описания его задач и выполняемых функций, подлежащих реализации с помощью видов и форм контроля. Это многокомпонентная система оценки качества освоения образовательной программы обучающихся и выпускников в контексте новой парадигмы стандартизации образовательного процесса в России.

В состав методического обеспечения процесса формирования фонда оценочных средств должны быть включены структурные матрицы формирования компетенций всех уровней (ОК, ОПК, ПК), структурные матрицы оценочных средств для реализации контрольных мероприятий (текущий, промежуточный, рубежный) и итоговой аттестации выпускников в соответствии с учебным планом и направлением подготовки. Кроме того, максимальное приближение системы оценивания и контроля компетенций к потенциальным трудовым функциям выпускников будут обеспечивать профессиональные стандарты, определяющие трудовые действия, необходимые умения и знания для каждой базовой группы, должности (профессии) или специальности.

Типы, виды и формы контроля формирования компетенций, представленные на рисунке, не могут считаться новацией в педагогическом процессе, поскольку в той или иной форме использовались всегда. Однако инновационным аспектом оценки формирования компетенций обучающихся можно считать комплексность подхода, объединяющего этапы образовательного процесса, уровни сформированности компетенций, педагогические измерения и измерители, а также потенциальные трудовые функции выпускников.

1'НЛ1.1 КОНТрО.Ш

пекущий контроль успеваемости

промежуточная аттестация

итоговая государственная аттестация

Виды конIроли

уст лыс формы контроля

шсьиенные ■формы контроля

контроль с ПОМОЩЬЮ технических средств н информационных систем

Фирмы КОНТрО. 1Н

собеседование

-> коллоквиум

-> зачет

-> экзамен

лсст

контрольная работа

эссе

реферат

> отчет

-> курсовая работа

НРК

Инструменты контроля формирования компетенций

Различные формы контроля предполагают не только разные контролируемые компетенции, но и критерии оценки. Устные формы контроля оценивают способность к публичной коммуникации (демонстрация навыков публичного выступления и ведения дискуссии на профессиональные темы, владение нормами литературного языка, профессиональной терминологией, этикетной лексикой). Письменные формы направлены на проверку уровня освоения теоретического материала, знаний дисциплин всех циклов, навыков самостоятельного творческого мышления, краткого грамотного, лаконичного представления собранного ма-

териала, умения работать с объектами изучения, способности пользоваться глобальными информационными ресурсами. Технические средства и информационные системы позволяют обеспечить объективность оценивания.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что какой-бы метод оценки компетенций не был выбран, важно осознавать, что любые ошибки, совершенные на этом этапе (на этапе измерений), представляют большую опасность. Отклонения результатов оценки от истинных значений измеряемых величин (сформированных компетенций) не всегда могут быть своевременно выявлены и скорректированы.

Библиографический список

1. Шавандина, О.А. Компетентностный подход в системе профессионального образования: сущность и оценка / О.А. Шавандина, Г.Н. Макушева // Вестник Алтайской академии экономики и права.

- 2011. - Вып. 3 (21). - С. 80-82.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

3. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ПВО нового поколения : методическое пособие / В.И. Байденко. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 114 с.

4. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сборник научных трудов / под ред. А.В. Хуторского. - М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

5. Челышкова, М.Б. Оценивание компетенций в образовании : учебное пособие / М.Б. Челышкова, В.И. Звонников, О.В. Давыдова / под ред. В.И. Звонникова. - М. : ГУУ, 2011. - 229 с.

6. Там же. - С. 127.

References

1. Srnvandina, O.A. Kompetentnostnyiy podhod v sisteme professionalnogo obrazovaniya: suschnost i otsenka / O.A. Srnvandina, G.N. Makusheva // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. - 2011. -Vyip. 3 (21). - S. 80-82.

2. Zimnyaya, I.A. Klyuchevyie kompetentnosti kak rezultativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya / I.A. Zimnyaya. - M. : Issledovatelskiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2006.

3. Baydenko, V.I. Vyiyavlenie sostava kompetentsiy vyipusknikov vuzov kak neobhodimyiy etap proektirovaniya GOS PVO novogo pokoleniya : metodicheskoe posobie / V.I. Baydenko. - M. : Issledovatelskiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2008. - 114 s.

4. Kompetentsii v obrazovanii: opyit proektirovaniya : sbornik nauchnyih trudov / pod red. A.V. Hutorskogo.

- M. : Nauchno-vnedrencheskoe predpriyatie «INEK», 2007. - 327 s.

5. Cralyishkova, M.B. Otsenivanie kompetentsiy v obrazovanii : uchebnoe posobie / M.B. Cralyishkova, V.I. Zvonnikov, O.V. Davyidova / pod red. V.I. Zvonnikova. - M. : GUU, 2011. - 229 s.

6. Tam je. - S. 127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.