Научная статья на тему 'Внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений как одно из направлений профилактической деятельности при расследовании уголовных дел'

Внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений как одно из направлений профилактической деятельности при расследовании уголовных дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4118
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ширшов Игорь Евгеньевич

В статье анализируется право сотрудников полиции на внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. Рассматривается вопрос о закреплении на законодательном уровне обязанности сотрудников полиции направления представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. Уделено внимание проблемам при составлении представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ширшов Игорь Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений как одно из направлений профилактической деятельности при расследовании уголовных дел»

перед органами внутренних дел, как одним из важнейших институтов государственной власти, призванным обеспечить правопорядок в стране. Повышение роли «человеческого фактора» в Министерстве внутренних дел России, непосредственно связанное с формированием качественного образа человека, носящего форму полиции, несомненно, обеспечит безопасность и общественный порядок на улицах, будет способствовать решению проблемы преступности, что улучшит эффективность служебной деятельности сотрудников ОВД.

Список литературы

1. Панасюк А.Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. М.: РИПОЛ классик, 2007. 768 с.

2. Рябцев Р.А. Современная правовая система в России и правосознание. Автореферат. Ростов-на-Дону, 2005. 24 с.

3. Марьин М.И., Бочкова А.А. Методический подход к оценке ценностных ориентаций руководителей органов внутренних дел // российский психологический журнал, 2014. Т. 11. № 1. С. 7-15.

4. Половинкин В.А. Уровень правосознания населения современной России и роль полиции в становлении гражданского общества // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 2012. Т. 4. № 56. С. 277-281.

ВНЕСЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСТРАНЕНИИ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ Ширшов И.Е.

Ширшов Игорь Евгеньевич - преподаватель, кафедра профессиональной деятельности сотрудников подразделений охраны общественного порядка, Нижегородская академия МВД России, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье анализируется право сотрудников полиции на внесение представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. Рассматривается вопрос о закреплении на законодательном уровне обязанности сотрудников полиции направления представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. Уделено внимание проблемам при составлении представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Ключевые слова: представление, сотрудник полиции, преступление.

В современной правовой деятельности многих органов власти уже достаточно давно и успешно используется такое правовое средство, как представление. Правовое средство определяется как институциональное образование правовой действительности, которое в своем реальном функционировании, использовании в процессе специальной правовой деятельности, приводит к достижению определенных результатов в решении социально-экономических, политических, нравственных и иных задач, стоящих перед обществом и государством [1]. Таком образом, с помощью указанных правовых средств, правовых явлений, выражающихся в инструментах

(установлениях) и деяниях (технологиях), обеспечивается достижение социально полезных целей, удовлетворяются интересы субъектов правовых отношений.

В отечественном законодательстве по-разному определена обязанность внесения (другими словами, направления) представления. Прокурор, в случае установления факта нарушения закона органами власти и должностными лицами, вносит представление об устранении нарушений закона. Счетная палата по результатам проведенных проверочных мероприятий в случае установления нарушения бюджетного законодательства обязана направить представление. В деятельности полиции внесение представлений обозначено как право полиции.

Таким образом, направление (внесение) представлений при установлении определенных фактов и наличии соответствующих оснований, надо рассматривать как обязанность проверяющего, контролирующего органа, разновидность контрольной деятельности, состоящей в «целенаправленном наблюдении за процессами правореализации, проверке фактического состояния выполнения тех или иных государственных установок всеми участниками регулируемых отношений» [2]. Такое целевое назначение указанных правовых средств, учитывая важность и необходимость контрольно-надзорной деятельности, служит стабильному существованию и развитию государства в деле обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем, в действующем законодательстве заложен диспозитивный подход при внесении дознавателем, руководителем следственного органа, следователем представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления, в случае установления указанных обстоятельств. В ч. 2 ст. 158 УПК РФ говорится о праве следователя и дознавателя по внесению представлений. Такой подход представляется недопустимым, так как назначение правоохранительной деятельности состоит в противодействии преступности, обеспечении прав, свобод и законных интересов общества и государства. Внесение представлений должно быть не только правом, но и обязанностью, а именно обязанностью отреагировать установленным образом на обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и на выявленные другие нарушения закона. Такой вывод следует из того, что рассматриваемые обстоятельства включены в круг фактов, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу, и эта обязанность возлагается в ходе досудебного производства на органы расследования и прокурора.

Представление является актом юридического познания окружающей действительности. Так, например психология, дает определение представлению, как обобщенный образ явления, полученного из процесса восприятия, имеющий субъективный смысл [3]. С этим определением нельзя не согласиться, так как в данном случае наиболее полно раскрывается суть представления, как правового средства, дающего оценку правовой ситуации, ее определение, как нарушение закона, причин и условий, способствующих совершению преступлений, который сложился у определенного органа, а так же обязанность уполномоченного лица должным образом прореагировать на установленные факты. Нельзя не отметить, что с точки зрения телеологического аспекта представление носит не только ярко выраженную профилактическую направленность, но и пресекательно-карательную. Посредством внесения представлений органы власти выявляют совершенные, либо совершающиеся правонарушения, устанавливают причины и условия нарушения законодательства, а так же способствуют привлечению виновных лиц к юридической ответственности. Стоит отметить, что представление - это всегда какой либо документ, выступающий правовым заключением. Данный документ должен иметь внутреннюю структуру и содержание, которые выработаны многолетней практикой. В представлении должна содержаться информация о выявленных нарушениях законодательства и требования о принятии мер по их устранению, а так же устранению причин и условий таких нарушений. Вместе с тем представление в большей части действующего

116

законодательства является актом усеченной обязательности. Он подлежит обязательному рассмотрению организациями и должностными лицами, но с отсутствием безусловности исполнения. То есть представление не обладает абсолютно принудительным характером, а преследует цель в добровольном порядке принудить органы и должностных лиц к устранению допущенных нарушений закона. Исключение составляют представления органов ФСБ и полиции. Что касается уголовных дел, как правило, представление выносится по конкретному уголовному делу, но может быть вынесено и по результатам обобщения материалов нескольких уголовных дел. Причем, если эти дела находятся в производстве одного следователя (дознавателя), то представление может быть подписано им самим. Однако, если уголовные дела расследуются несколькими следователями одного органа, такое представление необходимо направлять за подписью руководителя следственного органа. Относительно формы и содержания представления необходимо отметить, что в действующем уголовно-процессуальном законодательстве они не предусмотрены, что позволяет должностным лицам в произвольной форме выдвигать требования об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Все вышесказанное позволяет сформулировать несколько рекомендаций прикладного характера. В целях повышения эффективности такого правового средства как представление, необходимо обязать ответственных должностных лиц по всем уголовным делам вносить представления об устранении причин и условий, способствующих их совершению, исключив возможность самостоятельного принятия решения по данному вопросу. Кроме того, надо совершенствовать методическое обеспечение данного правового средства путем подготовки и опубликования различных правил, рекомендаций, указаний, с целью унификации формы представления. Необходимо подчеркнуть, что представление должно быть единым как по форме, так и по содержанию, так как отсутствие законодательного закрепления такого понятия приводит к тому, что на практике составление этого процессуального документа носит произвольный характер и не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к остальным документам. В завершение надо отметить, что общетеоретические и прикладные разработки проблем применения такого правового средства как представление, несомненно, будут способствовать повышению и дальнейшей оптимизации его качества в деле обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, а так же усилению профилактической деятельности органов внутренних дел при расследовании уголовных дел.

Список литературы

1. Сапун В.А. Деятельность по использованию правовых средств в реализации советского права // Проблемы реализации права: Межвузовский сб. науч. трудов. Свердловск, 1990. С. 10.

2. Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. Казань, 2003. С. 148.

3. Хайбулина Э.И. Формы и сущность представлений: психологический подход // Известия ЮФУ. Технические науки, 2013. № 10. С. 218 220, 222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.