УДК 342.9 ББК 67. 401
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УСТРАНЕНИИ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОВД КАЗАХСТАНА
МИРЛАН АХМЕДИЕВИЧ КЫЗЫЛОВ,
начальник Костанайской академии МВД Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева, кандидат юридических наук, профессор, генерал-майор полиции,
заслуженный сотрудник МВДРК; ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА ТАТАРЯН, заместитель Директора Учебно-научного центра по переподготовке и повышению квалификации работников высшей школы
ФГБОУВО Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, доцент; ВЛАДИЛЕНГАЙКОВИЧ ТАТАРЯН, профессор кафедры Административного права и процесса Юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Почетный сотрудник налоговой полиции РФ,
Почетный сотрудник финансовой полиции КР, Почетный работник МЧС КР, академик Евразийской академии административных наук, ветеран военной службы,
полковник в отставке. Научная специальность: 12.00.14 — административное право,
административный процесс
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются правовые основы и практические аспекты внесения должностными лицами органов внутренних дел (полиции) Республики Казахстан в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представлений о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений и преступлений, раскрывается их сущность.
Ключевые слова: органы внутренних дел (полиция), административное правонарушение, нулевая терпимость к правонарушениям, представление о принятии мер по устранению причин и условий.
Annotation. The article considers the legal basis and practical aspects of rending of the officials of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan to relevant organizations and relevant officials the representations about taking measures to eliminate the causes and conditions that conductive to commission of administrative offenses and reveals its essence.
Keywords: the bodies of internal affairs (police), administrative offense, zero tolerance for offenses, representation about taking measures to eliminate the causes and conditions
В настоящей публикации авторы предприняли попытку разъяснить в доступной форме порядок реагирования должностных лиц органов внутренних дел (полиции) Республики Казахстан на причины и условия, способствующие совершению административных пра-
вонарушений и преступлений. Не случайно в своем Послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан, Лидер Нации Н.А. Назарбаев прямо отметил, что «Государство должно следовать
принципу нулевой терпимости к беспорядку». [1].
В процессе принятия решений по делу об административном правонарушении, на основании статьи № 826 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — КРКоАП), должностные лица органов внутренних дел (полиции) Казахстана имеют право вносить в соответствующие организации и их должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений или преступлений.[2].
Должностными лицами органов внутренних дел, которые могут выносить такие представления, являются сотрудники вышеназванных органов, перечисленные в статье № 685 — «Органы внутренних дел (полиция)» КРКоАП, которые имеют право принимать решения по делам об административных правонарушениях.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел (полиции) вправе:
1) начальники органов внутренних дел, местной полицейской службы и их заместители;
2) начальники городских, районных, поселковых отделов, отделений полиции, местной полицейской службы органов внутренних дел и их заместители;
3) начальники линейных отделов, отделений органов внутренних дел;
4) сотрудники органов внутренних дел (полиции), имеющие специальные звания;
5) председатель комитета и начальники управлений, отделов, отделений административной полиции, местной полицейской службы органов внутренних дел и их заместители;
6) начальники и их заместители подразделений природоохранной полиции органов внутренних дел;
7) сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
8) начальники и их заместители специализированных подразделений полиции органов внутренних дел по борьбе с преступными посягательствами на рыбные запасы;
9) начальники управлений, отделов, отделений миграционной полиции органов внутренних дел и их заместители. [2]
Кстати, правовую основу осуществления такой деятельности составляют и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан. Например, согласно п. 28 Положения о Комитете административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан, утвержденного приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 01 октября 2014 года № 662, подразделения административной полиции, в пределах своей компетенции, имеют право выносить представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, и обеспечивают контроль за их исполнением. [3]
На основании п. 12 постановления Правительства Республики Казахстан «О повышении роли участковых инспекторов полиции органов внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности» от 24 декабря 1996 г. № 1598 «участковый инспектор полиции в пределах возложенных задач и своей компетенции обязан разрабатывать обязательные для юридических и физических лиц предписания и предложения, направленные на предупреждение административных правонарушений, устранение причин и условий, способствующих их совершению». [4]
Для всех должностных лиц ОВД РК правовой основой является Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199-У ЗРК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Пункт 2 статьи № 6 — «Полномочия органов внутренних дел» этого Закона гласит: «Органы внутренних дел в пределах своей компетенции имеют право: 6) вносить физическим и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению уголовных или административных правонарушений». [5] То есть при вынесении представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, в содержании документа можно указать иные правовые основания направления такого документа.
Отличие предписаний от представлений, выносимых ОВД, заключается в том, что предписания выносятся в отношении физических и юридических лиц (правонарушителей), а представления — в отношении должностных и юридических лиц, которые редко являются субъектами совершенных правонарушений.
Предписания выносятся ОВД на основании КРКоАП в случаях необходимости уплаты штрафа (см. ст.ст. №№ 807, 893-896), надлежащего поведения правонарушителя (ст. 461), несоблюдения безопасности дорожного движения (ст. 605) и т.п.
Как мы уже ранее отмечали, Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199-У ЗРК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» предоставляет право лицам, осуществляющим досудебное расследование, выносить представление о принятии мер по устранению причин и условий совершенных правонарушений по уголовным делам. [5]. Так, в статье № 200 Уголовно-процессуального кодекса РК от 4 июля 2014 года № 231 говорится что: «Установив при производстве по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению уголовного правонарушения, лицо, осуществляющее досудебное расследование, вправе внести в соответствующие государственные органы, организации или лицам, исполняющим в них управленческие функции, представление о принятии мер по устранению этих обстоятельств или других нарушений закона. Представления подлежат рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах в месячный срок». [6]
Причины правонарушений можно определить как факторы, непосредственно вызывающие их совершение. Существует несколько причин правонарушений.
Во-первых, социальные причины. Они были и будут главными причинами правонарушений, поскольку подавляющее их большинство обусловлено несовершенством государственного и общественного строя, различными социальными противоречиями. Именно они провоцируют такие, ныне распространенные, правонарушения, как преступления (хулиганство, нанесение телесных повреждений, изнасилования и др.) среди лиц, едва достигших 14 лет, из-за невозможности либо крайней затруднительности занять себя учебой, спортом, посильной оплачиваемой работой и др.; кражи — вследствие невозможности найти подходящую работу; получение взяток — из-за низкой оплаты труда многих категорий работающих и т. д.
Во-вторых, причины могут быть экономическими. Эти причины тесно связаны с социальными и коренятся в сфере отношений собственности, производства и потребления, распределения материальных благ. Субъекты этих правонарушений: незаконная приватизация государственных предприятий (занижение их стоимости); сокрытие доходов (вследствие слабой платежеспособности) от налогов; убийства руководителей предприятий с целью занять их место или «переделить» собственность и т.д.
В-третьих, причинами могут выступать несовершенство юридических норм, которые позволяют гражданам и юридическим лицам трактовать их по своему усмотрению, то есть произвольно. Правонарушения — иногда сознательно — совершаются и из-за противоречий между различными правовыми актами, отсутствия актов, принятие которых предписано другими актами более высокой юридической силы.
И наконец, психологические причины совершения правонарушений. Отдельные люди по своим личным качествам — агрессивности поведения, эгоистичности, безосновательно завышенных материальных запросов, равнодушия — больше склонны к совершению различных правонарушений и даже правовому нигилизму, отрицанию права вообще. Правовой нигилист пытается вывести себя из-под подчинения любым законам независимо от их содержания. В правовом нигилизме проявляются косность, отсталость, юридическое невежество граждан; властолюбие, некомпетентность чиновников и многие другие человеческие пороки. Правовой нигилизм — это всегда высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права, оценка его как чего-то второстепенного в шкале человеческих ценностей.
В отличие от причин, условия правонарушений — это факторы, способствующие и облегчающие совершение правонарушений. Пожалуй, главным условием можно назвать безнаказанность правонарушителей со стороны государства либо назначение им слишком мягких наказаний. В результате правонарушители и те, кто намеревается совершить правонарушение,
совершают их, не боясь привлечения к юридической ответственности. Среди других условий правонарушения можно назвать пропаганду насилия и жестокости в различных средствах массовой информации, доступность оружия, алкоголизм и наркоманию, падение уровня патриотизма и др.
Причины и условия правонарушения определяют конкретную жизненную ситуацию, в которой совершается правонарушение. Например, перед кражей субъект оценивает наличие или отсутствие сигнализации, патрулирование улиц, кадровый состав и техническую оснащенность полиции, шансы скрыться, возможность сбыта краденного, строгость наказания и т. п.
Органы внутренних дел (полиция) Казахстана могут выносить представление о принятии мер по устранению причин и условии административного правонарушения только по тем правонарушениям, по которым они могут принимать решение о наложении административных взысканий, а именно по статьям, перечисленным в части 1 статьи № 685 КРКоАП — «Органы внутренних дел (полиции)». А их на 01 июня 2017 г. насчитывается 101 статья. Кстати, напомним, что органы внутренних дел (полиции) Российской Федерации в настоящее время наделены полномочиями по рассмотрению 170 статей Особенной части КоАП РФ.[2].
Содержание представления состоит из следующих обязательных элементов:
1) фамилия, инициалы должностного лица или представителя юридического лица с указанием адреса;
2) краткая фабула правонарушения;
3) обстоятельства, послужившие совершению правонарушения;
4) выводы и предлагаемые меры, которые необходимо провести для устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
5) предлагаемые сроки проведения организационных и профилактических мероприятий;
6) фамилия, инициалы и адрес, куда необходимо отправить результаты исполнения представления;
7) предупреждение должностного лица или представителя юридического лица о юридической ответственности за неисполнение представления о принятии мер по устранению причин и условий административного правонарушения.
Напомним, что часть 2 статьи № 826 КРКоАП гласит: «Руководители организаций и другие должностные лица обязаны рассмотреть представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, частное постановление, или органу (должностному лицу), внесшему представление» [2].
Если субъект правонарушения игнорирует представление по неуважительным причинам, то в отношении них должностные лица ОВД на основании статьи № 804 КРКоАП должны возбудить производство об административном правонарушении по статье № 479 КРКоАП «Несообщение о принятых мерах по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения». [2]
На основании статьи № 684 КРКоАП решение по статье № 479 КРКоАП принимают судьи специализированных районных и приравненных к ним административных судов.
В административный материал по указанной выше статье входят следующие документы:
1) опись документов;
2) протокол об административном правонарушении статьи № 479 КРКоАП;
3) рапорт сотрудника ОВД, возбудившего производство по делу об административном правонарушении, зарегистрированный в дежурной части ОВД;
4) копия представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в порядке статьи № 826 КРКоАП;
5) постановление о языке производства по делу об административном правонарушении;
6) объяснение правонарушителя с выяснением обстоятельств и причин неисполнения предписания;
7) уведомление (извещение) о времени и месте рассмотрения дела или совершения отдельных процессуальных действий;
8) иные документы, доказывающие вину правонарушителя.
Аналогичный материал составляется и в случае не сообщения должностного лица или руководства юридического лица на представление следователя или дознавателя ОВД, вынесенного в порядке статьи № 200 УПК РК, для устранения причин и условий, способствующих совершению уголовного правонарушения. Таким образом, должна выстроиться следующая цепочка: направление представления для устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений — неполучение ответа — административный материал по статье № 479 КРКоАП.
В заключение же настоящей публикации один из авторов — проф. Татарян В.Г. хотел бы публично поздравить своего бывшего ученика — когда — то в 1990-х годах слушателя очного отделения Карагандинской высшей школы МВД РК, а ныне — начальника Костанайской академии МВД Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева, Мирлана Ахмедиевича Кызылова с присвоением ему Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 06 мая 2017 г. звания генерал — майора полиции!!! Теперь и у меня есть ученики — генералы!
А всех коллег из Министерства внутренних дел Республики Казахстан сердечно поздравить с 25-летием Казахстанской полиции и пожелать заслуженным ветеранам и действующим сотрудникам МВД РК креп-
кого здоровья, удачи, счастья, благополучия, успехов в службе и мира!!!
Литература
1. Подробнее см.: Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства: Послание Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана // Казахстанская правда. — 2012. — 15 декабря.
2. Напомним, что ныне действующий концептуально новый Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях был принят Законом РК от 05 июля 2014 года № 235 и введен в действие с 01 января 2015 года. Впервые Кодекс был опубликован в газете «Казахстанская правда» от 12 июля 2014 г. № 135. В настоящее время Кодекс действует в ред. с доп. и измен. на 02 июня 2017 г. См.: Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях. — Алматы: ЮРИСТ, 2017. — 448 с.
3. Подробнее см.: Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1142 «Об утверждении Положения о местной полицейской службе органов внутренних дел.». Оно введено в действие с 01 января 2016 г.; Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 1 октября 2014 года № 662 «Об утверждении Положения о Комитете административной полиции Министерства внутренних дел Республики Казахстан».
4. См.: Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» (с измен. и доп. на 7 марта 2014 г.) (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 23, ст. 154; Постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 1996 г. № 1598. «О повышении роли участковых инспекторов полиции органов внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности».
5. Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года № 199-У ЗРК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» (с доп. и измен. на 01 июня 2017 г.).
6. См.: Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-У ЗРК. (с доп. и измен. на 01 июня 2017 г.).