Научная статья на тему 'Внеклассное занятие «Экологическая тропа»'

Внеклассное занятие «Экологическая тропа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ С ПОЗИЦИЙ ФГТ И ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЯ / УРОКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / РЕФЛЕКСИЯ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридова Елена Михайловна, Романова Елена Александровна

В статье представлен анализ планируемой деятельности на внеклассном занятии в рамках предметного содержания «Окружающий мир» и рефлексия результатов совместной деятельности учителя и учащихся, методиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свиридова Елена Михайловна, Романова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеклассное занятие «Экологическая тропа»»

Реализация ФГОС: Метапредметность в школе

Свиридова Елена Михайловна

кандидат педагогических наук доцент кафедры развития образования

АПК и ППРО г. Москва,

Романова Елена Александровна

учитель начальных классов, рук. ШМО МОУ Рыбненская СОШ г. Дмитров

J ^

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»

Л___________________________________________г

Аннотация: В статье представлен анализ планируемой деятельности на внеклассном занятии в рамках предметного содержания «Окружающий мир» и рефлексия результатов совместной деятельности учителя и учащихся, методиста.

Ключевые слова: дидактическое проектирование, деятельный подход, целеполагание с позиций ФГТ и ФГОС нового поколения в проектировании содержания занятия, урока, педагогическая техника, рефлексия, практико-ориентированная деятельность учащихся, исследовательский подход.

С позиций современной парадигмы образования (деятельностный подход) проектирование занятия (урочного, внеклассного) целесообразно конструировать в форме теоретической разработки определенной структуры как дидактический продукт (по Г. Е. Муравьевой - это мысленное построение будущего процесса обучения в виде проекта). Такой проект - дидактический документ с теоретическим обоснованием содержания, которое предстоит освоить учащимся, представленного в единстве метода, планируемых результатов обучения, педагогической техники, моделью деятельности учащегося и обоснованной поведенческой ролью управленца образовательным процессом.

Структура такого проекта урока включает три блока:

- Первый блок - теоретический проект урока. В нем раскрыта общая стратегия его реализации, включающая цели, оптимальные условия их достижения, критерии отбора содержания адекватно заданным целям, ориентации на образовательные результаты, организационная форма обучения, средства оптимизации, доминирующий метод, совместная деятельность учителя и учащихся, управление на всех этапах деятельности. - Второй блок - технологический процесс, основанный на учете данных диагностики учащегося «на входе» в освоение содержания (параметры выбирает учитель).

Это модель деятельности учащихся. Осознание ими целей познания, система учебных действий в процессе усвоения предметного содержания (УД), формы деятельности, ее способы (УУД или компетенции).

- Третий блок - управление учителем процессом учения (выбор дидактических средств, определение обучающих воздействий, использование форм контроля и коррекции, соотнесение результата с нормативными требованиями к образовательным результатам, индивидуальное сопровождение и т.п.).

Логическое обеспечение достижения эффективности образовательной деятельности учащихся на уроке фактически можно представить как цепочку: проект - деятельность учащихся - управление деятельностью [3,4,6].Если абстрактную по содержанию структуру проекта занятия по Г. Е. Муравьёвой (рекомендации к проектированию) развернуть на деятельность учителя, то получится ориентировочная операционная основа деятельности (ООД) представленную в табл.1.

Это «следующий виток спирали» - развертка проектирования учителя на реализацию процесса, он приближен к абстрактной форме, в нем не заложено конкретное содержание, которое будет освоено. Такая форма проектирования может служить «помощником» эксперта урока (занятия). Структура развертки второго уровня (практической деятельности), представленная

Эксперимент и инновации в школе 2014/2

17

Реализация ФГОС: Метапредметность в школе

Таблица 1

Компоненты ООД и управление учением

№ п.п. Действия учителя в процессе проектирования занятия Деятельность учащихся по освоению учебного содержания Управление совместной деятельностью учащихся

1. Выбор доминирующего метода обучения (стратегии). Формулирование целей (ПРО - планируемые результаты обучения), в условиях реализации процесса. Слушать, слышать, воспринимать, осознавать, принимать цель, учебную задачу Использование учащимися приема «ассоциация» в условиях включения их в деятельность. Если это экскурсия, то в среде.

2. Планирование (системный подход) на основе выбранных приемов включения учащихся в осознанную, мотивированную деятельность Включаться в деятельность, понимая и удерживая цель (педагогическую задачу) на осознанном уровне Использование приемов включения «зоны предвнимания» учащихся, осознанного восприятия эмоционально яркого содержания, исторических справок, эксперимента, визуальных дидактических материалов и т.д.

3. Организация поэтапного логически организованного содержания к освоению адекватно ориентации на достижение результата Принимать осознанно цель и учебную задачу в предстоящей деятельности. Продумывать (проговаривать) возможные пути ее решения Представление будущей деятельности и осмысление ее в логике организации и реализации на основе определенных этапов

4. Выбор дидактических средств: логических, визуальных, технических, дидактических, информационных, включая ИКТ Удерживать цель и логически планировать предстоящую деятельность пошагово (если предусмотрено - сотрудничать) Обеспечение условий поддержки мотивации учащихся и приемов включения их в осознанное планирование деятельности

5. Комплектование педагогической техники, обеспечивающей достижение целей и ее применение в ходе процесса Реализовывать разработанный план деятельности, осознанно контролируя ее на всех этапах, используя дидактические консультации, материалы, алгоритмы и т.д. Умение: наблюдать, консультировать, сотрудничать, сопровождать и фиксировать результаты деятельности на всех этапах. Принимать решения по ходу.

6. Прогноз возможных затруднений учащихся, их отслеживание в ходе реализации процесса и осмысления полученных результатов Завершить процесс. Получить результаты, осмыслить их, соотнести с целя-ми.сравнить с требованиями нормативов к результатам. Оценить результат Использование рефлексии на всех этапах деятельности, умение принимать необходимые решения, поддерживать самооценку учащихся, мягко корректировать действия рефлексии учащимися собственной деятельности

7. Определение способов оценки деятельности и контроля образовательных результатов. Выводы сформулировать по соотнесению результатов с нормой с нормой требований к ним. Ответить на вопрос, нужна ли коррекция действий. Осуществление анализа результатов по ходу, гибко реагировать, вносить коррекцию, давать установки

8. Определение соотношения позитивных достижений и наличия возможных трудностей, планирование коррекционных действий В случае обнаружения отклонений от нормы осуществить коррекцию, получив консультацию учителя. Управление деятельностью по самоконтролю, использовать алгоритмы логической организации соответствия результатов заданной норме.

в таблице не претендует на исчерпывающую завершенность, возможна коррекция, обновление, исключение чего - то и наоборот.

Учителю сложно представить проект занятия (урока) в описательной форме. Учитывая данный факт в ходе выполнения экспертом самостоятельного проектирования учителем содержания занятия, целесообразно включить дополнительные этапы: изучение практики учителя во внеурочное время; организовать индивидуальное собеседование с ним; посетить занятия; и ознакомиться с «кон-

спектом урока» (проектом). Каждый из этих этапов сопутствовал одной цели: объективно оценить деятельность и учителя и учащихся. [6,8,16,17] Разработанная анкета для учителя включала вопросы на согласование языка понимания ФГТ (федеральных государственных требований) адекватно ФГОС: [13,14,15] Она включала вопросы на осуществление рефлексии и понимание классификации компетенций в курсе Учебного Методического Комплекса «Перспективная Начальная школа» (далее УМК «ПНШ»):

18

Эксперимент и инновации в школе 2014/2

Реализация ФГОС: Метапредметность в школе

- умений выявлять соотношения расхода времени в урочной и внеурочной деятельности, роли последней в обеспечении образовательных результатов;

- отслеживания коммуникативных действий, которые включены в УМК «ПНШ» в разных системах взаимодействия; коммуникативные УД и УУД приобретаемые учащимися в процессе освоения предметного содержания;

- использования организационных условий, обеспечивающих эффективность в процессе деятельности учащихся, проявление в ситуациях: личного контакта, речевого взаимодействия, диалога, игры, обучения в малой группе; общения на перемене;

- проявления качеств, учеником, овладевшим коммуникативной компетенцией;

- составления циклограмм годовых мероприятий, ориентированных на освоение способов (УУД), успешной коммуникации;

- наличия условий, обеспечивающих психологически комфортное взаимодействие;

- отслеживания типичных затруднений в условиях перехода ребенка из ДОУ в НШ;

- учета возрастных особенностей в процессе развития коммуникативных умений учащихся 1-го и 2-го классов:

- представления процесса развития качеств (коммуникативных) в динамике возрастных изменений.

Собеседование с педагогами начальной ступени обучения (4 учителя) выявило как позитивные факторы, так и затруднения на этапах рефлексии постановки целей и анализа видов деятельности.

Педагоги не пишут подробных разработок занятий и не владеют разработкой логически организованной целостности процесса строгой структуры.

В качестве примера рассмотрим разработку занятия учителя первого класса (образованного, думающего, скорее талантливого, чем нет), по теме «Экологическая тропа», его «разработанный проект». С целью анализа выбрана только практическая его часть - дорога к роднику, являющаяся первым этапом. Вторым этапом является исследование. Третий этап - фиксация результатов, их рефлексия. В разработке занятия (по факту) представлены компоненты: цели и задачи (всего 6); объекты экологической тропы (их 4); практическая работа «Родник и его свойства»; таблица фиксации результатов изучения учащимися свойств родника; занимательные вопросы по природоведению; результаты - в форме «фото - стенда», с надписями (2).

С позиции эксперта (методиста) осуществим анализ проекта содержания и его компонентов [1].Конкретное содержание блока целей и задач в формулировке учителя представлено в виде (это текст учителя):

1. Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний.

2. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными.

3. Воспитание привычки заботиться о природе и ее обитателях.

4. Воспитание эстетических чувств.

5. Воспитание любви к природе.

6. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания.

Раскроем размышление эксперта. С позиции реализации технологического подхода «блок целей к уроку» должен быть диагностируемым и представленным операционально. (результат - это способы деятельности - «универсальные учебные действия», включая учебные действия, это- планируемые результаты обучения). [15] Учитель сформулировал цели согласно теории оптимизация обучения по Ю. К. Бабанскому (триединую: обучение, воспитание, развитие). Такой подход уже более полутора десятка лет активно подвергается критике, поскольку выражен слишком обобщенно (ни о чем), свидетельствует о наличии противоречия:

- между целями, заложенными в виде ключевых позиций в УМК «Перспективная начальная школа» - это комплекс, реализуемый в режиме развития ребенка на основе деятельного подхода и целями традиционными;

- между ролевыми позициями, в которых ученик не «субъект» деятельности, а «объект» обучения. Ему (ученику) сообщают новые знания, обогащают и закрепляют.

В комплексе «такого набора целей» активность и мысли и деятельности ребенка фактически исключаются. Цель (или задача?) 2 (учителем не разведено) - формирование ЗУН. Акцент на «пассив», «лепим себе подобного». Точнее будет понимание смысла, что «привычки» - формируются, но в вопросах взаимодействия с природой скорее развивается отношение к ней (активное, пассивное, преобразующее). Это зависит от организации содержания, которое будет предложено ученику. Если рассматривать вопрос «эстетических чувств», то это отсроченный результат, вряд ли он проявится на первом занятии, чувства не формируются, а, скорее, развиваются. Да и любовь - это состояние души (достижение которого процесс длительный, кропотливый, требующий терпения и сил, если следует любить именно природу). С последней формулировкой цели можно согласиться, если изменить логику на концентрацию внимания, включение приемов, способствующих развитию воображения в восприятии определенных «объектов природы», рождение мысли и как процесса «интеграции» -творчества. Задачи не сформулированы. Язык решаемых дидактических и образовательных задач учителя «не совпал». Средства описания не найдены адекватно деятельной парадигме и требованиям ФГОС нового поколения.

Работаем с учителем на включение рефлексии блока целей (осмысливаем содержание проекта урока), осваиваем категории «воспитание, развитие» в ключе «современной педагогики», с позиций требований

Эксперимент и инновации в школе 2014/2

19

Реализация ФГОС: Метапредметность в школе

ФГОС к условиям, процессуальным характеристикам, образовательным результатам (личностным, предметным, метапредметным). Учитель знаком с содержанием ФГТ и ФГОС, различает УУД (метакомпетенции) и УД, понимает, что есть «Личностный результат» ученика [6,7]. Выявляется в процессе взаимодействия (сотрудничества) иное содержание формулирования задач:

1. Организационно-педагогические условия занятия -экскурсии «Экологическая тропа» включают:

- ассоциацию учащихся на включение мотивации общения с природой;

- учет погодных условий и времени организации экскурсии, определение длительности пребывания в лесу;

- обеспечение безопасности во время экскурсии и пребывания в лесу, включая определенные правила поведения, санитарно - гигиенические требования к одежде и обуви;

- диагностику субъектного опыта общения ребенка с природой;

- правильный выбор «объектов наблюдения» во время экскурсии (пребывания в лесу);

- определение маршрута первого этапа пути, включая остановки, планирование видов возможной деятельности;

- особые указания общения с животным миром, растениями, деревьями, окружающей средой.

2. Организация содержания, ориентированного на развитие познавательной компетенции:

- занимательная викторина по природоведению;

- работа с термином «гармония»;

- обнаружение межпредметной связи с музыкальным звукорядом (формируется на основе знания растений и животных);

- включения эмоционального восприятия на основе поэтических произведений известных и неизвестных авторов;

- формирование блока информации о животных, обитающих в этих лесах (белки, олени, птицы, муравьи) и т.д.

- определение процессов наблюдения за объектами природы;

- организация содержания исследования у родника.

3. Освоение механизма наблюдения за объектами природы (слышу, вижу, чувствую, думаю, фиксирую)

4. В ходе приближения к основному объекту реализуется три типа коммуникации: парно - групповой, контакта с учителем, общение с природой (характер содержания экскурсионного занятия - ознакомительный), осуществляется информационная поддержка на основе обмена мнениями и расширения спектра опыта учащегося.

5. Включение проблемных ситуаций (почему деревья с одной стороны покрыты мхом больше, чем с другой), ориентированных на формирование суждений.

6. Освоение умственных операций классификаций, сравнения.

7. Подготовка дидактического раздаточного материала с целью осуществления исследования (конкретные задания, таблица фиксации результатов).

Появление такого блока целей уже подсказывает, какие практические задачи следует определить как учебные:

X Освоения учащимися в совместной деятельности с учителем механизма организации наблюдений за объектами природы (они определены: родник, дорога к нему, лекарственные растения, выбранный участок леса, зона отдыха в лесу).

X Погружение учащихся в состояние сопричастности к окружающему участку природы в лесу как одного из условий психологической комфортности в общении с ней и пробуждение желания поделиться впечатлениями, ощущениями, мыслями.

X Проживание приятных эмоций (чувства единения с природой, умиротворения, потребности не вредить ей, коллективного сотрудничества).

X Оценить экологическую ситуацию состояния леса, тропы, отношения к природе людей побывавших в лесу.

X Принять личное участие в улучшении зоны отдыха (уборка мусора). Зафиксировать миг осуществления социально - значимой деятельности цифровое фото.

X Определить перспективы творческой деятельности после экскурсии, и ее продукт.

В такой совместной деятельности с учителем осуществлена коррекция разработки проекта занятия «Экологическая тропа». Фрагменты содержания, разработанные учителем, составили логическую и организационно - педагогическую целостность предстоящего занятия, включая и УД, и УУД [8]. Они будут освоены в ходе экскурсии, включая прогноз результатов, возможных затруднений, а, следовательно, и коррекционные управленческие решения по ходу принятые учителем.

Цели и задачи определили и отбор содержания (информационного, деятельности учащихся, сопровождения деятельности учителем), адекватно ориентации на результат и соответствия целям. Содержание (приложенные блоки):

Объекты экологической тропы: дорога к роднику, родник, лекарственные растения, участок леса для организации наблюдений, зона отдыха.

Занимательная викторина (в зоне отдыха используется):

- В имени какого гриба присутствует нота «до»? (подосиновик)

- Какое название огородного растение, начинающееся с ноты «ре» (ревень)

- Какая рыба имеет в названии ноту «ми»? (минога).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- В названии какой из огородных культур спряталось две ноты? (фасоль).

- Какое парнокопытное животное имеет имя с нотой «ля» на конце? (косуля)

- Назовите класс птиц (маленьких, пестрых) начинающихся с ноты «си» (синица)

20

Эксперимент и инновации в школе 2014/2

Реализация ФГОС: Метапредметность в школе

В итоге подучился музыкальный звукоряд (просто, но оригинально). Добавляет настроения, упражняет память, предполагает логическое удержание последовательности нотного звукоряда.

Практико - ориентированная, опытная деятельность учащихся по изучению воды родника и её свойств. Повторяется краткая языковая характеристика отличия родника от других источников воды, подчеркнуты нужные акценты, подобраны красочные эпитеты.

Практические задания:

■/ Определи расход воды родника с помощью мерной кружки и секундомера (сколько воды родник выдает за 1 секунду, 1 час, 2 сутки)

■/ Измерь температуру воды и данные зафиксируй в таблице (термометр держи в воде 5-10 минут).

■/ Определи цвет воды (налей воду в прозрачный стакан, поставь его на лист белой бумаги, посмотри на воду сверху вниз).

■/ Оцени прозрачность воды (рассмотри ее в лучах света).

■/ Имеет ли вода запах? Какой опыт есть у Вас на этот счет?

■/ Заполни таблицу в соответствии с полученными данными.

■/ Набери в бутылку родниковой воды и возьми с собой.

Домашнее задание. Продолжи исследования дома, определи жесткость воды: приготовь мыльный раствор, добавь его в стакан с родниковой водой, взболтай, если пена будет обильной - вода мягкая, если нет - жесткая. Пойди к пруду или озеру и проведи данное исследование самостоятельно. Воспользуйся этой же таблицей фиксации данных. Сравни данные родниковой и озерной воды (воды пруда). Сформулируй выводы и запиши их. Учащимся предложена таблица 2, представленная ниже.

Таблица 2

Свойства родниковой воды

№ п.п. Свойства воды Родниковая вода Озерная вода

1. Температура (градусы С)

2. Цвет

3. Прозрачность,

4. Запах

5. Жесткость

Познавательная ценность такого опытного задания однозначна. Она имеет все этапы продуктивной исследовательской деятельности:

- Первый этап ее - подготовительный (Он включает не только знакомство с оборудованием, но и освоение измерительных процедур, и выбор единиц измерения, и продумывание предстоящей деятельности по дидактическому заданию).

- Второй этап - констатирующий (установления факта существования источника природной воды под назва-

нием «родник», освоение эмпирических наблюдений и практических действий).

- Третий этап - опытно - исследовательский (выполнение пошаговых измерений, заполнение таблицы, освоение логики организации фиксирования результатов).

- Четвертый этап - перенос в условия полной самостоятельности деятельности во вне учебное время. Завершается опытом в домашних условиях, заполнением таблицы до стадии завершения, осмыслением результатов и формулированием выводов о свойствах родниковой воды и ее отличия от «озерной» [5].

Учащиеся реально осознают ценность существования такого источника. Они могут «вдохновиться» на выполнение творческого задания (рисунок, стих, эссе, попытку организовать свое исследование). Это - своего рода «эффект личностного роста». Совершенствуются и чувства: погружение в созерцание, приобщение к природе, осознание ее богатства, возможно - осознание ее неисчерпаемости. Радость - это всегда психологический комфорт, удовлетворена природная активность детей данного возраста. В ходе экскурсии учащиеся наблюдают, оценивают экологическое состояние данной зоны леса, участвуют в уборке мусора, сочувствуют природе, понимают, что ее надо охранять, а значит рассказать об этом другим детям и взрослым. Такие процессы (действия) способствуют успешности социализации, выработке позиции «охранника природы», поддерживает как мотивацию на позитивное отношение к ней, так и природный баланс ее состояния.

С позиции психологического аспекта:

- ассоциация состоялась, познание обеспечено (процессы развиваются)

- коммуникации установлены, развивается диалог в паре, группе по выработке позиционного суждения во взгляде на общую проблему «сохранения природы»,

- целостность процесса познания обеспечена, дидактические средства выбраны удачно;

- выросло качество рефлексии собственной деятельности, отслеживание логики построения содержания, освоена операция соотнесения ФГТ и ФГОС.

Результаты в итоге:

- появляется критическое суждение у детей;

- рождается потребность сопричастия к живой природе;

- устанавливаются позитивные контакты взаимодействия;

- осваиваются правила поведения в лесу, адекватно социальным нормам (нельзя пугать животных, разжигать костры, не соблюдая техники безопасности, необходимость уносить с собой мусор усваивается, собирать сухостой, убирать короедов, не разрушать муравейники, оберегать здоровые деревья и т.д.);

- осваивается активная жизненная позиция в разных ситуациях взаимодействия;

- предметно обогащается знание о природе;

Эксперимент и инновации в школе 2014/2

21

Реализация ФГОС: Метапредметность в школе

- реализуется метапредметная цель: развитие познавательной, коммуникативной и регулятивной функций, развивается личность как «субъект деятельности», имеющий позитивную мотивацию на поддержку экологически здоровой среды;

- появляются эффекты - потребность самовыразиться в творческом продукте; желание противодействовать ассоциальным фактам поведения в природе [3].

Фактически, на данном занятии реализуется в деятельности интеграция предметного содержания, ориентированного на становление экологического мышления подрастающего человека уже на первой ступени обучения. Практически, осуществляется проектная и исследовательская деятельность. Появляется возможность творческого проявления ребенка в разнообразных ее видах (рисунок, разработка правил поведения в лесу, описание объектов природы, сочинение поэтических строк и т.д.), усваивается осознанно механизм исследования объекта природы. В перспективе - это элемент будущей модели экологического образования ускоренного развития.

Литература

1. Абрамова М. Н. Исследовательская деятельность как технология становления личности обучающихся. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 2.С. 23-25.

2. Алёхина И. А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 25-

3. Андреева И. В. Мониторинг уровня сформированности

УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 2.С. 21-25.

4. Антропова И. П. Школа исследовательских проектов -школа будущего. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С.68-71.

5. Ахметшина Ф. М. Экскурсия «Физические явления у водоема» // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 4. С.35-38.

6. Базалук О. М. Проект модели организации внеурочной деятельности «Через ключевые компетенции к личностному совершенствованию». // Муниципаль-

ное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4.С. 9-16.

7. Белякова Е. Г. Проектирование смыслоориентированного урока. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 3. С. 56-59.

8. Бледнова Е. В. Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся начальной школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 6. С. 28-31.

9. Богуш Е. А. Проектная деятельность в начальной школе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент художественно-эстетического цикла: проблемы реализации и внедрения. 2012. № 1. С. 41-44.

10. Бухтенкова И. С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 3. С. 8-10.

11. Помазков В. В. Проектирование современного урока с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 3-6.

12. Сальникова С. В., Ткаченко М. О. Уровень сформирован-ности универсальных учебных действий у первоклассников: стартовая диагностика. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.16-23.

13. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 4.С. 25-30.

14. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе 2012. № 2.С.4-7.

15. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 1. С. 73-76.

16. Тараканова В. В. О формировании способов экологической деятельности старшеклассников в изменяющейся среде проживания. Педагогика и психология здоровья: Сборник работ сотрудников кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья. М.: АПК и ПРО, 2004.- 128с.- С. 79-83.

17. Усольцева И. В. Некоторые аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных образовательных стандартов. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 2. С. 22-26.

22

Эксперимент и инновации в школе 2014/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.