Научная статья на тему 'Внеклассная работа по ОРКСЭ'

Внеклассная работа по ОРКСЭ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ИУДАИЗМА / THE CULTURE OF JUDAISM / ОРКСЭ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / PROJECT ACTIVITY IN PRIMARY SCHOOL / FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS / OUT-OF-SCHOOL ACTIVITIES IN PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борухина Дина Борисовна

Статья посвящена внеклассной работе по модульному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) как части дополнительного образования. Приводятся примеры использования таких форм, как экскурсия и проектная деятельность учащихся, которая носит творческий, развивающий характер и способствует росту интереса к предметной области ОРКСЭ, духовному совершенствованию детей. Приведены конкретные примеры исследовательских проектов учеников, самостоятельно проявивших интерес к культуре иудаизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Out-of-school activities on the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics

The article is dedicated to out-of-school activities on the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics, as a part of additional education. The author suggests examples of such activities as guided tours and projects organized by the students that contribute to their creativity, development, heightened interest in the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics, and spiritual improvement. The article tells about several research projects made by students who showed their interest in the culture of Judaism.

Текст научной работы на тему «Внеклассная работа по ОРКСЭ»

Keywords: Magomed Efendiev, Leo Tolstoy, spiritual and moral development, additional education, artistic education, emotions in children's creativity, art, fine arts in school, creativity

Дина Борухина

Внеклассная работа по ОРКСЭ

Статья посвящена внеклассной работе по модульному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) как части дополнительного образования. Приводятся примеры использования таких форм, как экскурсия и проектная деятельность учащихся, которая носит творческий, развивающий характер и способствует росту интереса к предметной области ОРКСЭ, духовному совершенствованию детей. Приведены конкретные примеры исследовательских проектов учеников, самостоятельно проявивших интерес к культуре иудаизма.

Ключевые слова: культура иудаизма, ОРКСЭ, дополнительное образование, внеклассная работа в начальной школе, проектная деятельность в начальной школе

Современная педагогическая наука активно развивает образовательные технологии, которые опираются на творчество учащихся. Кроме традиционной классно-урочной системы, используются обучение на разных уровнях, педагогика сотрудничества, дифференцированный и индивидуальный подход, проектная деятельность. Все это может успешно применяться и во внеклассной работе по модульному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

«Основы религиозных культур и светской этики» - новый модульный курс, который появился и стал обязательным для изучения в 2014 году [1].

Борухина Дина Борисовна,

учитель ОРКСЭ, педагог дополнительного образования ГБОУ школа «Интеллектуал», ГБОУ школа №1589 (г. Москва)

Его появление в школьной программе вызвано многими причинами, важнейшей из которых является происходящее во всем мировом сообществе возрождение интереса к религии. Религия сегодня рассматривается как системообразующий элемент культуры современной цивилизации. Поэтому государственная система образования обращается к изучению религиозных культур. Основными принципами являются культурологический характер курса, учет интересов граждан в изучении школьниками основ культуры религии и светской этики и соблюдение норм Конституции РФ о светском характере государства.

Методика внеклассной работы по ОРКСЭ [2; 3] имеет свои особенности, связанные с предметной областью. Поясню на примере. Начиная с 2013 года я каждый год вожу четвероклассников на выставку фотофресок храма Рождества Богородицы в Ферапонтово, исполненных Юрием Холдиным. Дети в ходе экскурсии имеют возможность познакомиться с фото фресок великого русского средневекового художника Дионисия, узнать много интересного о древнем и современном религиозном искусстве. Перед началом экскурсии я прошу экскурсовода рассказать об условиях, в которых работал художник, об особенностях изобразительного искусства средневековья (например, об отличии иконы от картины). Все это создает условия для выполнения главной цели - воспитания чувства прекрасного, духовного наполнения знаниями, мыслями и чувствами. Позже работа продолжается написанием сочинений о выставке и о впечатлениях, которые учащиеся получили на экскурсии. Эти работы детей, в свою очередь, можно использовать и на уроках, посвященных религиозному искусству по другим предметам: ИЗО, МХК, истории, окружающему миру. Тема «Фрески» становится и темой проектов. Надеюсь, что когда-нибудь ребята увидят фрески Дионисия в подлиннике...

Одной из современных форм внеклассной работы является проектная деятельность. Она дает возможность ориентироваться на познавательные интересы ученика, которые связаны с духовной жаждой самих детей, их родителей, общества в целом. Проекты предусматривают и развивают способность к адаптации в современном быстро меняющемся мире.

Для иллюстрации применения проектного метода приведу случай из практики. Сначала третьеклассница обратилась к учителю ИЗО с предложением сделать проект по теме «Исход». Но классный руководитель направила ее ко мне. Как известно, что в третьем классе модульный курс ОРКСЭ еще не изучается. Я предложила ребенку сузить и переформулировать тему, тем более что с первоисточником девочка не была знакома. Поэтому я посоветовала ей сделать литературной основой проекта текст великого педагога Януша Корчака «Дети Библии. Моисей», адресованный именно детям. Это произведение разделено на части - эпизоды из жизни Моисея, мы изучали его постепенно. Девочка читала каждую часть, отвечала на мои вопросы и задавала свои. После обсуждения содержания каждой части, определяла основную мысль текста, иллюстрировала текст и снабжала его подписью. Таким образом, один вид информации (текст) преобразовывался в другой вид (рисунок и сочинение). В финале был подготовлен проект «Детство Моисея» в виде иллюстраций и презентации. Проект участвовал в московском городском конкурсе проектно-исследовательских работ по комплексному учебному курсу ОРКСЭ и медийных проектов для учителей и обучающихся «Изучение истории и культуры религий мира» и занял второе место.

Интерес к религии иудаизма стал основой выбора соответствующего модуля ОРКСЭ в четвертом классе. Ученица настояла на своем выборе: родители первона-

чально записали ее в группу, изучающую модуль «Основы мировых религиозных культур». Я предположила, что закономерным выбором темы нового проекта станут праздники, связанные с Исходом. Но ученица сама придумала тему: «Ханука - древний еврейский праздник». Как и в прошлогоднем проекте, мы объединили два вида деятельности: исследование истории праздника и изготовление керамической ханукии (специального подсвечника для ритуального зажигания свечей в праздничные дни). Девочка изучала традиции празднования Хануки, а не только ее историю, познакомилась с произведениями классика еврейской литературы Шолом-Алейхема «Ханукальные деньги» и «Юла», из которых узнала об обычаях и ритуалах празднования Хануки в России в прошлом столетии. В заключение девочка испекла традиционные ханукальные пончики. И вновь итогом проекта стало второе место на московском городском конкурсе проектно-исследовательских работ по комплексному учебному курсу ОРКСЭ и медийных проектов для учителей и обучающихся «Изучение истории и культуры религий мира»

Вышеприведенные примеры свидетельствуют, что дети с удовольствием и радостью участвуют в деятельности, которая дает возможность проявить их творческие и информационные интересы и возможности. Можно добавить и практическую заинтересованность учащихся, так, все они вне зависимости от модуля всегда откликаются на предложения нарисовать и подписать поздравительную открытку к религиозным праздникам.

Связь с другими предметами (ИЗО, МХК, история, окружающий мир) позволяет формировать во внеклассной работе по ОРКСЭ метапредметные умения и навыки, которые могут быть использованы и в другой творческой и учебной деятельности. Способность к анализу и синтезу сведений из различных источни-

ков, например, необходима во всех видах работы, как классной, так и внеклассной.

Внеклассная работа по ОРКСЭ, таким образом, является продолжением уроков и, с другой стороны, важным стимулом для духовного и творческого развития учащихся.

Литература:

1. Васильева Т.В. ОРКСЭ. Опыт региона // Духовно-нравственное воспитание на основе ценностей русской культуры. Сборник материалов Московского регионального этапа XXV Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия» / Сост. А.В. Нестеренко, Е.Ф. Теплова, отв. ред. иеромонах Онисим. М.: Дрофа, 2017. С. 14-17.

2. Омельченко Е.А., Теплова Е.Ф. Мастерство педагога в поликультурном классе // Педагогический Транссиб: от Москвы до берегов Амура. Мобильные академии для учителя и библиотекаря. Методические материалы Всероссийского проекта «В помощь учителям» / Под ред. Л.В. Дудовой, О.Н. Левушкиной. М.: Этносфера, 2017. С. 48-56.

3. Телова Е.Ф. Потенциал предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР для решения задач интеграции мигрантов средствами образования // Духовно-нравственное воспитание на основе ценностей русской культуры. Сборник материалов Московского регионального этапа XXV Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия» / Сост. А.В. Нестеренко, Е.Ф. Теплова, отв. ред. иеромонах Онисим. М.: Дрофа, 2017. С. 158-161.

Dina Borukhina,

teacher of the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics, educator of additional education, "Intellectual" School, School No.1589 (Moscow)

Out-of-school activities on the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics

The article is dedicated to out-of-school activities on the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics, as a part of additional education. The author suggests examples of such activities as guided tours and projects organized by the students that contribute to their creativity, development, heightened interest in the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics, and spiritual improvement. The article tells about several research projects made by students who showed their interest in the culture of Judaism.

Key words: the culture of Judaism, the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics, additional education, out-of-school activities in primary school, project activity in primary school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.