Научная статья на тему 'Проблемы преподавания ОРКСЭ в полиэтнических классах'

Проблемы преподавания ОРКСЭ в полиэтнических классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ / МОДУЛИ ОРКСЭ / MODULES OF THE FUNDAMENTALS OF RELIGIOUS CULTURES AND SECULAR ETHICS / МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КЛАСС / ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ / MULTI-ETHNIC CLASS / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOL STUDENTS / ДЕТИ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ / CHILDREN FROM MIGRANTS'' FAMILIES / MULTIETHNIC COMPOSITION OF SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белянкова Наталья Михайловна

В статье рассматриваются проблемы, встающие перед педагогами при изучении модулей ОРКСЭ в монои полиэтнических классах. Особое внимание уделено сохранению и укреплению межнационального согласия при изучении основ православия, ислама, буддизма, иудаизма. Анализируются преимущества таких модулей, как «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики», которые пока пользуются меньшей популярностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Challenges of teaching the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics in multi-ethnic classes

The paper highlights challenges faced by educators in teaching the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics in monoand multi-ethnic classes. Special attention is paid to maintaining and reinforcing interethnic consent in studying the Fundamentals of Orthodox Christianity, Islam, Buddhism and Judaism. The paper assesses advantages of such modules as the Fundamentals of World Religious Cultures and the Fundamentals of Secular Ethics that are currently less popular.

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания ОРКСЭ в полиэтнических классах»

and Muslims, as well as all people, regardless their ethnic or religious identity. This character reminds us of such qualities as kindness, benevolence and patience that are essential to maintain mutual respect and peaceful coexistence in the 21st century.

Keywords: tolerance, religious dialogue, the Old Testament, the Quran, a story of Joseph the Fair, Prophet Yusuf

Наталья Белянкова

Проблемы преподавания ОРКСЭ в полиэтнических классах

В статье рассматриваются проблемы, встающие перед педагогами при изучении модулей ОРКСЭ в моно- и полиэтнических классах. Особое внимание уделено сохранению и укреплению межнационального согласия при изучении основ православия, ислама, буддизма, иудаизма. Анализируются преимущества таких модулей, как «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики», которые пока пользуются меньшей популярностью.

Ключевые слова: модули ОРКСЭ, полиэтнический состав обучающихся, межнациональные отношения, основы мировых религиозных культур и светской этики, многонациональный класс, духовно-нравственное воспитание школьников, дети из семей мигрантов

Белянкова Наталья Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, эксперт ФИРО по межнациональным отношениям (Арзамас Нижегородской области), belyankovanm@mail.ru

В кризисные периоды, как это обычно бывает, в государствах, имеющих неоднородный этнический или конфессиональный состав населения, обостряются межнациональные отношения, начинают проявляться сепаратистские устремления. Положение осложняется и миграционными потоками, идущими в Европу из Центральной Азии, Ближнего Востока и стран Ма-гриба. В последние годы подобные явления наблюдаются в Великобритании, Бельгии, Испании, Франции (на Корсике) и Италии (область Венето).

Российская Федерация - многонациональная и многоконфессиональная страна, и ее не обошли стороной европейские проблемы. Но в отличие от европейских стран в России в последнее десятилетие благодаря взвешенной национальной политике руководства страны, не наблюдается резонансных межнациональных конфликтов.

Тем не менее 4 ноября 2017 г. президент призвал все государственные, региональные и муниципальные властные структуры, некоммерческие, благотворительные и молодежные организации не ослаблять усилий по укреплению единства российской нации. Разумеется, сформировать единую российскую нацию из «атомизирован-ного» населения - весьма трудная задача, и вряд ли можно говорить о завершении этого процесса, особенно если учесть кризисные явления, санкции, снижение уровня жизни, миграционные процессы, активную пропаганду идей ИГИЛ среди мусульманской части населения. Поэтому при формировании единства российской нации нужно руководствоваться принципом: «Не навреди!». При принятии решений и их дальнейшей реализации необходимо просчитывать, какие последствия они могут вызвать, не помешают ли процессу консолидации российского народа, который был задекларирован в утвержденной президентом в 2012 г. «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», а также в утвержденной председателем правительства в 2013 г. Федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (20142020 годы)».

Мы полностью согласны с мнением председателя Совета по межнациональным отношениям Н.В. Федорова, предупреждавшего в 2016 году на заседании этого Совета: «Тема наша - межнациональные и межрегиональ-

.а О £ = <и ш

ные отношения - настолько чувствительна, настолько эмоциональна. Достаточно маленькой искорки, которая вдруг неожиданно может превратиться в какие-то глобальные вещи» [4]. Нужно помнить, что иногда даже неловкое слово может иметь нежелательные последствия. Особенно это касается работы с детьми в многонациональных классах, так как дети весьма чувствительны к действиям и высказываниям педагогов.

В связи с этим хотелось бы рассмотреть проблемы, встающие перед педагогическим сообществом после введения курса ОРКСЭ в 4-м классе. В последнее время в СМИ стали появляться сообщения, что практические учителя считают себя неготовыми к преподаванию модуля «Основы православной культуры» и поэтому пригашают вести уроки священников, что нарушает ст. 14 Конституции. Более того, есть сведения о том, что ряд школ с поликонфессиональным составом обучающихся заключают договоры с РПЦ на проведение бесед и внеклассных мероприятий православной направленности, что не может не вызвать определенной напряженности среди родителей, не принадлежащих к данной конфессии.

Не снимает этой напряженности организация в университетах, институтах развития образования курсов повышения квалификации учителей начальных классов, посвященных методике преподавания отдельных религиозных культур (православия, ислама, буддизма). Даже если преподавание этих модулей ведется в мононациональных и моноконфессиональных классах, то по-прежнему остается опасность того, что «погружение» в основы «своей» религии младшего школьника может в дальнейшем стать базой для религиозного экстремизма.

Разумеется, мы не склонны преувеличивать или преуменьшать влияние моноконфессиональных модулей ОРКСЭ на будущие верования нынешних четверокласс-

ников. Время покажет, какое это будет влияние и будет ли оно вообще. Это будет зависеть от многих факторов.

Но в многонациональном 4-м классе преподавание моноконфессионального модуля ОРКСЭ может существенно повлиять в негативную сторону на единство класса. Возможно определенное расслоение обучающихся, когда большая часть класса изучает основы религиозной культуры титульной нации региона, а два-три четвероклассника вынуждены переходить в другую классную комнату, чтобы изучать другой модуль. И если учесть, какие усилия прилагает учитель для консолидации классного коллектива, то в 4-м классе положение может осложниться.

Вот такие проблемы встают перед педагогами при выборе модулей ОРКСЭ.

К счастью, среди модулей ОРКСЭ есть и такие, которые не имеют отмеченных нами тенденций. Это модули «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Первый из этих модулей позволяет начать формировать у четвероклассников понимание единства человечества во всем многообразии его рас, культур и религий. Так, например, знание основ буддизма позволит российским детям понять картины русского художника Н. Рериха или английских музыкантов группы «Битлз». Знакомство с самой молодой из мировых религий - исламом - поможет проследить его взаимосвязи с иудаизмом и христианством. Одним словом, культурологическая ценность данного модуля чрезвычайно велика, как и значение его для укрепления единства российской нации.

К сожалению, опрос директоров и учителей начальных классов школ г. Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области показал, что этот модуль пока не пользуется популярностью среди родителей четвероклассников, так как данный модуль сложен не только

.а О £ = <и ш

для четвероклассников, но и для учителей начальных классов. Об этом предупреждает Е.Ф. Теплова: «Неверно сказанное слово или неправильное понимание педагогом религиозной нормы может нанести ребенку психологическую травму. Кроме того, если учитель не знает, как верующие понимают и оценивают тот или иной аспект, то, безусловно, снижается авторитет самого педагога. Ошибки учителя будут обсуждаться детьми дома с родителями, что, в свою очередь, может вызвать серьезный конфликт. В школьной практике, как и во всех ситуациях, лучше не допустить конфликтную ситуацию, чем ее преодолевать» [2, с.59].

«Основы светской этики» несколько популярнее у родителей, так как у детей в настоящее время наблюдается дефицит непосредственного общения с реальными людьми. Виртуальное же общение в соцсетях не просто не заменяет эти контакты, оно препятствует формированию коммуникативных навыков, что в дальнейшем помешает молодому человеку быть успешным. С точки зрения укрепления единства российской нации данный модуль не таит в себе тех потенциальных сложностей, которые имеются в моноконфессиональных модулях. Более того, он полностью обеспечивает выполнение конституционных требований светскости образования. Вдобавок, при его освоении отсутствует сегрегация обучающихся по конфессиональному принципу, что способствует сплоченности полиэтнического класса.

Изучение светской этики в 4-м классе должно помочь детям осознать, что при всем различии культур народов России и мира, принципы и правила общения людей между собой имеют общечеловеческий характер. Сформулированное более двух тысяч лет назад Конфуцием «золотое правило этики» актуально и в наше время: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Разумеется, курс светской этики в 4-м классе в определенной степени обобщающий, так как нравственное воспитание, формирование понимания того, «что такое хорошо и что такое плохо», приучение к соблюдению правил этикета в общении обычно начинается в самом раннем детстве как в условиях семьи, так и в детском саду. При этом в воспитательном процессе многое зависит от целевых установок семьи, а также от того, насколько хорошо поставлено этическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении. В семьях мигрантов положение осложняется тем, что в общении с детьми-дошкольниками родители в большинстве случаев придерживаются традиций семейного воспитания своей диаспоры без учета традиций окружающего социума. Кроме того, сказывается незрелость психики дошкольника, малый ресурс так называемого совладаю-щего поведения, то есть целенаправленного социального поведения, позволяющего субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессором) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации [3].

Как бы то ни было, многие учителя начальных классов отмечают у детей, приходящих в первый класс, неумение вести себя во время урока и в особенности на перемене, неумение без излишних эмоций отстаивать свою точку зрения, порывистость, упрямство. Это зачастую приводит к межличностным конфликтам и затрудняет формирование детского коллектива.

В 1-3-х классах в качестве пропедевтического метода, готовящего усвоение основ светской этики в 4-м классе, можно предложить проведение учебных дискуссий на морально-этические темы. Эти дискуссии по своей педагогической роли представляют собой учебный аналог решения жизненно важных для младшего школьника как субъекта образовательного процесса ситуаций. Наиболее эффективным будет обсуждение пословиц и народ-

ных сказок, которые помещены практически во всех современных учебниках по обучению грамоте и литературному чтению. Это покажет детям, что народная мудрость разных народов отражает в пословицах и сказках разрешение жизненных ситуаций в общечеловече-

.а о

§ » ском плане.

Правила ведения дискуссий должны даваться при первом же обсуждении пословицы: не кричать, не перебивать говорящего, пользоваться формулами типа «Я не согласен с Ваней, потому что....» или «Я согласен с Асланом, но хочу добавить.», «Я думаю, что Гюльнара ...».

Кроме обсуждения пословиц и сказок на уроках литературного чтения, до изучения основ светской этики можно организовывать подобные небольшие дискуссии на уроках окружающего мира при изучении тем из предметного блока «Человек и общество». Дискуссии возможны и на уроках технологии при обсуждении способов изготовления поделок и выполнения коллективных проектов. Главное при этом - соблюдать правила ведения дискуссии.

Но и вне уроков (на переменах, в группе продленного дня, на факультативах и кружках) педагог начальных классов должен обращать внимание на соблюдение младшими школьниками этикета в общении друг с другом. Достаточно эффективный метод профилактики конфликтных ситуаций - их разбор вместе со спорящими с соблюдением правил ведения дискуссии и применением вышеупомянутых этикетных формул.

Вся эта подготовительная работа, проводимая в 13-х классах, поможет сделать процесс усвоения детьми светской этики в 4-м классе более целенаправленным и осмысленным. И если учесть, насколько в обществе размыты понятия добра и зла, этичности - неэтичности помыслов и поступков, насколько упала в обществе культура общения, насколько стали агрессивны манеры по-

ведения, то основное внимание при изучении светской этики нужно обратить на нравственное воспитание в соответствии с концепцией духовно-нравственного воспитания, а в классах смешанного этнического состава - еще и на формирование основ российской гражданской идентичности.

Полноценное и эффективное усвоение модуля «Основы светской этики» обеспечивают те УМК, которые прошли экспертизу и включены в Федеральный перечень. Главное в работе учителя - соблюсти баланс между усвоением этики взаимоотношений и приучением к этикету в общении. Преподавание следует строить так, чтобы дети не только поняли, но и прочувствовали, что стремление делать добро людям - это цель, а этикет в общении - одно из средств достижения этой цели. Если же общение нацелено на получение выгод для себя лично, то это стремление манипулировать людьми с помощью показной вежливости. И даже если дети первоначально поверят такому «кукловоду», то в дальнейшем начнется отторжение от него.

При преподавании этических тем учитель должен избегать назидательности, столь характерной для прежней школы. Лучше, если дети сами придут к правильным выводам в результате организованной учителем дискуссии. Проблемные ситуации для таких дискуссий должны быть близки и понятны четвероклассникам. Неплохо, если дети сами или с помощью родителей смогут предложить проблемные ситуации, содержащие примеры этичности-неэтичности поступков (разумеется, без реальных имен и фамилий).

Все вышеизложенное позволяет нам рекомендовать учителям начальных классов обратить внимание на достоинства модулей ОРКСЭ «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» и предложить родителям в конце третьего класса выбрать не «модный»

этноконфессиональный модуль в соответствии с конфессией титульного этноса региона, а любой из этих двух модулей.

Литература:

1. Выступление Президента РФ В.В. Путина в День народного единства. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=lAKqVyvpgnü (дата публикации 04.11.2017)

2. Теплова Е.Ф. Преподавание комплексного курса ОРКСЭ в многонациональном классе. // Этнодиалоги: научно-информационный альманах. 2016. №1 (50).

3. Трущенко М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С.13-16.

4. Федоров Н.В. Выступление на заседании Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации на тему «Вопросы межнационального и межрелигиозного согласия, совершенствования законодательства в сфере национально-культурной автономии». 22 ноября 2016 г. // Вестник российской нации. 2017. №1. С.25.

Natalia Belyankova,

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, expert in interethnic relations, Federal Education Development Institute (Arzamas, Nizhny Novgorod region), belyankovanm@mail.ru

Challenges of teaching the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics in multi-ethnic classes

The paper highlights challenges faced by educators in teaching the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics in mono- and multi-ethnic classes. Special attention is paid to maintaining and reinforcing interethnic consent in studying the Fundamentals of Orthodox Christianity, Islam, Buddhism and Judaism. The paper assesses advantages of such modules as the Fundamentals of World Religious Cultures and the Fundamentals of Secular Ethics that are currently less popular.

Keywords: modules of the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics, multiethnic composition of school students, interethnic relations, multi-ethnic class, spiritual and moral education of school students, children from migrants' families

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.