Научная статья на тему 'ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ В 50-ХГОДАХ ХХ ВЕКА КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ В 50-ХГОДАХ ХХ ВЕКА КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ / MATHEMATICS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / QUALITY OF EDUCATION / FORMS OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR WORK / GOALS AND TASKS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривко Яна Петровна

Работа посвящена внеклассной работе по математике в 50-х годах ХХ века. Представлен анализ статей о внеклассной работе по математике научно-теоретического и методического журнала для учителей «Математика в школе» за период с 1950 г. по 1960 г. Рассмотрена внеклассная работа как форма повышения качества школьного математического образования. Особо выделены положения и идеи, высказанные в тот период, которые остаются актуальными и сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривко Яна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extracurricular activities on mathematics in the 50th of the 20th century as a form of improving quality of education

The article is devoted to problems of extracurricular activities on mathematics in the 50s of the 20th century as a form of improving the quality of education. The article analyzes the articles on the extracurricular work in mathematics of the scientific theoretical and methodological journal for teachers "Mathematics in the school" for 1950 - 1960. The features of the concept of extracurricular work in mathematics, which was presented in the articles of this period, are considered. The goals of extracurricular activity on mathematics in the middle of the twentieth century, the influence of Soviet ideology on them have been analyzed. The main types, forms and methods of conducting extra-class work on mathematics in the 50s of the twentieth century are singled out.

Текст научной работы на тему «ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ В 50-ХГОДАХ ХХ ВЕКА КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 373.5.091.31:51 - 021.68"195"

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ В 50-х ГОДАХ ХХ ВЕКА КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Кривко Яна Петровна, кандидат педагог. наук, доцент e-mail: [email protected] ГОУ ВПО «Луганский национальный университет

им. Т. Шевченко», г. Луганск Krivko Yana

The candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Lugansk National Taras Shevchenko University, Lugansk

]......■{

Работа посвящена внеклассного работе по математике в 50-х годах XX века. Представлен анализ статей о внеклассной работе по математике научно-теоретического и методического журнала для учителей «Математика в школе» за период с 1950 г. по 1960 г. Рассмотрена внеклассная работа как форма повышения качества школьного математического образования. Особо выделены положения и идеи, высказанные в тот период, которые остаются актуальными и сегодня.

Ключевые слова: математика, внеклассная работа, качество образования, формы организации внеклассной работы цели н задачи внеклассной работы.

I!.......\

Постановка проблемы. Важная роль в повышении качества математического образования принадлежит внеклассной работе. Именно она открывает новые возможности для учителя в формировании самостоятельности школьника, выявлению и развитию его творческого потенциала, расширению и углублению знаний по математике. Так же необходимо учитывать и то, что на сегодняшний день потребность в квалифицированных педагогах-математиках значительно возросла по сравнению с ситуацией до 2014 года. Преодоление этого кризиса кадров также возможно путем формирования устойчивого интереса к математике не только на уроках, но и во внеурочное время.

Анализ актуальных исследований. Исследования, посвященные проблемам, связанным с внеклассной работой, не новы. В разные временные периоды педагоги обращались к ним в своих научных трудах. Так Б. Кордемский, И. Дырченко, В. Кролевец, Е. Акопян рассматривали отдельные аспекты внеклассной работы по

математике. В работах З. Шварцман, Э. Базарова отражены особенности осуществления внеурочной деятельности по математике для среднего и старшего звена средней школы. Однако рассмотрению внеклассной работы с исторической точки зрения, на наш взгляд, в педагогической литературе уделяется недостаточное внимание, что обусловило выбор темы исследования.

Цель статьи - проанализировать внеклассную работу по математике в 50-х годах ХХ века как форму повышения качества образования.

Изложение основного материала. Для анализа внеклассной работы по математике в 50-х годах ХХ века в качестве первоисточника нами были выбраны публикации в журнале «Математика в школе» за указанный период. Именно журнальные статьи были отражением реальной ситуации в школе, давали возможность учителю делиться своим опытом. С другой стороны, в журнале «Математика в школе» публиковались нормативные документы, регла-

ментирующие работу учителя, давались общие рекомендации школе в соответствии с задачами, стоящими перед обществом в целом. Таким образом, анализ статей позволяет нам судить об основных тенденциях в педагогике в исследуемый период.

Так, первое упоминание о внеклассной работе по математике в журнале «Математика в школе» появилось в номерах 3 и 4 за 1940 год. В журнале «Математика в школе» второй половины 40-х годов регулярно публиковались статьи, направленные на популяризацию математической науки в школе, содержание которых могло быть использовано учителем во внеклассной работе по математике. Прежде всего, это были статьи, посвященные различным проблемам фундаментальной математики: вопросам топологии (1946 г, №1), геометрии Лобачевского (1947 г, №6), геометрическим преобразованиям, алгебре логики, теории вероятностей и др.

Важным, на наш взгляд, является то, что все авторы статей тех лет, посвященных внеклассной работе по математике, подчеркивали не только необходимость совершенствования и выработки новых методов и видов внеклассной работы, но справедливо отмечали, что внеклассная работа по математике не может быть сведена к одной лишь занимательности. Последнее актуально и в наши дни.

В целом, под внеклассной работой по математике авторы чаще всего понимали занятия, проводимые во внеурочное время и имеющие целью содействовать углублению работы по идейно-политическому, в дух советского времени воспитанию учащихся и поднятию уровня их математического развития и знаний [2, с. 22]. Школьные кружки создавались на базе общих интересов определенной группы учащихся и призваны БЫЛИ удовлетворить их (учащихся) запросы. Однако, на наш взгляд, важным является для современного учителя тезис М. Голайдо о том, что нельзя фетишизировать, ставить в центре всей работы только сиюминутные интересы учащихся, слепо им следовать. Интересы школьников, его мнению, следует учитывать и воспитывать [3, с. 36].

Интересна, на наш взгляд, идея П Германович, высказанная им в статье «Внеклассная работа по математике в V -VII классах школы», о том, что такие

формы внеурочных занятий, как дополнительные занятия с отстающими учениками и т.д., не могут рассматриваться как вид внеклассной работы.[2, с. 22].

Целью внеклассной работы по математике авторы статей видели, прежде всего, содействие прочному и неуклонному повышению математической культуры и успеваемости учащихся (понимаемой широко, а не только в виде ликвидации неуспеваемости) [2, с. 23].

В педагогических публикациях 50-х годов красной нитью проходит коммунистическое воспитание подрастающего поколения. За идеологизированность общества в целом сказалась и на подходах к организации внеклассной работы. Безусловно, на взгляды педагогов тех лет накладывал отпечаток существующая идеология, политическая ситуация в стране. Так, например, З. Краснова в статье «Опыт внеклассной работы» отмечала, что плановая разносторонняя внеклассная работа поможет учителю дать учащимся глубокие прочные знания и, следовательно, выполнить те требования, которые предъявляют партия и правительство к учительству [6, с. 75]. Внеклассная работа по математике, по мнению П. Германовича, также заключается и в том, что школа здесь приобретает особые возможности для углубления работы по идейно-политическому воспитанию, возбуждения и развития подлинного интереса к предмету, расширения научного кругозора учащихся, привития навыков и вкуса к самостоятельной работе, умения работать с математической книгой и т.д. [2, с. 23].

Превосходство идеологии над содержанием, борьба с западной идеологией, ярко иллюстрируется в статье С. Дахия «Простейшие задачи на наименьшие максимумы». В ней автор акцентировал внимание на то, что именно на кружковых занятиях можно достичь содержательного раскрытия научного вклада того или иного выдающегося русского ученого, которое является лучшим средством прочного закрепления в памяти и сознании учащихся роли русской науки. По его мнению, необходимо чтобы это ознакомление носило доступный для учащихся и в тоже время содержательный характер и давало пищу математической самодеятельности учащихся [4, с.12].

©

Е. Терсков писал, что наличие кружка и внеклассной работы в школе дает преподавателю - руководителю кружка -возможность апробации любого методического вопроса, а это последнее уже может строиться известным образом на работе объединения учителей математики школы [11, с. 75].

Кардинальные изменения в образовании в СССР произошли в 1956 году. В феврале состоялся ХХ съезд Компартии Советского Союза, на котором был определен новый вектор развития образования - его политехнизация. Это сразу же нашло отклик на страницах журнала «Математика в школе», в котором была определена главнейшая задача работников образования - развивать политехническое образование в школах и знакомить учащихся с важнейшими отраслями современного промышленного и сельскохозяйственного производства. Качество образования, успеваемость учащихся обусловливалось тесной связью обучения с общественно-полезным трудом, воспитанием у подрастающего поколения коммунистического отношения к труду [5, с. 3].

При этом внеклассная работа по математике в конце 50-х годов - звено в политехническом обучении учащихся, средство в достижении хорошей успеваемости по предмету [9, с. 89].

Интересен, на наш взгляд, тот факт, что только в 1956 году было принято политическое решение отменить плату за обучение в старших классах средней школы, в средних специальных и высших учебных заведениях[5, с. 4].

Что касается форм осуществления внеклассной работы по математике, в 50-е годы ХХ века предлагались две основные формы внеклассной работы:

• внеклассные занятия периодического характера, проводимые в течении всего года (клуб веселых математиков, арифметический кружок (для учеников 6 класса), математический кружок (для учеников 7 класса)[2, с. 23];

• внеклассные занятия эпизодического характера, проводимые нерегулярно (математические викторины, командные соревнования в решении задач между параллелями одного класса, школьная математическая олимпиада и т.д.) [2, с.24].

Помимо традиционных для нашего времени школы видов и форм внеклассной работы по математике, в 50-е годы присутствовала еще одна модель проведения внеклассной работы по математике -тематические сборы. Так, в журнале «Математика в школе» №6 за 1952 год в раздел «Хроника» приведен отчет о проведении такого математического пионерского сбора [10, с. 84]. Полуторачасовой сбор содержал, помимо докладов участниц (организация осуществлялась на базе женской средней школы), решения задач, в том числе составленный самостоятельно участницами, и «художественную» часть -инсценированную пьесу (отрывок из «Недоросля») в исполнении участников сбора, чтение стихов о значении математики, страниц романа Волкова «Два брата» и др. Яркая примета времени - включение в мероприятия докладов и задач, связанных с «великими стройками коммунизма».

В большинстве статей предлагалось организовывать кружок по математике, отмечалось, что создать кружок и развернуть вокруг него внеклассную работу со значительным числом учащихся - дело весьма простое и легкое [11; 75]. На наш взгляд, подобные утверждения неправомочны, нельзя обесценивать работу учителя, к тому же организация кружка и тогда, и сейчас, в основном, базируется на голом энтузиазме. Е. Терсков предлагал для повышения интереса к внеклассной работе по математике организовать в школе час «математических чтений», «эффектное», «продуманное», «захватывающее» выступление учителя на уроке, заполнение «окон» кружковой работой [11, с. 75]; предметное общение с учениками на переменах - «На этих переменах не мы, а дети должны подходить к нам; дети должны ожидать нашего выхода к ним и любить проводить перемены с нами»[11, с. 76].

М. Расин в статье «Наш опыт работы внеклассной работы по математике» предлагал в процессе внеклассной работы изготовление моделей как наглядных иллюстраций теорем и отдельных задач, главным образом на комбинацию многогранников или многогранников с круглыми телами [9; 87]. Модели были изготовлены из проволоки, фанеры, полосового железа, что, безусловно, требовало серьезной специфической подготовки как со стороны

ученика, так и учителя. Автор в своей статье, иллюстрирует реализацию популярного в 50-е годы тезиса о том, что политехническое обучение возможно не только в рамках урока, но и во внеурочное время.

В журналах «Математика в школе» в 50-е года ХХ века также широко освещались различные производственные экскурсии, призванные, с одной стороны повысить успеваемость по математике, а с другой, реализовать принцип политехнизации средней школы.

В январе 1960 года согласно постановлению Совета Министров РСФСР состоялся всероссийский съезд учителей. Его необходимость была обусловлена, в первую очередь, запланированным трехлетним переходом от семилетнего обучения к восьмилетнему. В связи с этим должны быть созданы восьмилетние школы и школы второго этапа, где обучение соединится с производственным трудом учащихся [8; 1]. На наш взгляд, это событие ознаменовало новый этап в развитии отечественной педагогической науки, что повлекло качественные изменения в ней.

Выводы. Таким образом, многие проблемы, связанные с внеклассной работы по математике остаются актуальными для сегодняшней школы. Поэтому анализ методов, форм, идейпедагогов прошлых лет позволит выбрать наиболее ценные из них, избежать повторения ошибок, добиться повышения качества обучения математике и качества образования в целом.

1. Беляев В.Н. О преподавании общей теории уравнений / В.Н. Беляев // Математика в школе. -1952. - №1 - С. 19-24.

2. Германович П.Ю. Внеклассная работа по математике в V - VII классах школы / П.Ю. Германович // Математика в школе. -1951. - №4. - С. 22-36.

3. Голайдо М.Н. Математический кружок в семилетней школе / М.Н. Голайдо // Математика в школе. - 1951. - №4. - С. 3646.

4. Дахия С.А. Простейшие задачи на наименьшие максимумы / С.А. Дахия //Математика в школе.-1951. - №4. - С. 12-19.

5. К новым успехам в сторительстве коммунизма //Математика в школе.- 1956. -№2. - С. 1-4.

6. Краснова З.К. Опыт внеклассной работы / З.К. Краснова. // Математика в школе. -1951. - №4. - С. 72-75.

7. Ляпин С.Е. Суммирование некоторых конечных рядов / С.Е. Ляпин //Математика в школе. -1951. - №4. - С. 1-11.

8. Навстречу всероссийскому съезду учителей // Математика в школе.- 1959. -№6. - С. 1-2.

9. Расин М.А. Наш опыт работы внеклассной работы по математике / М.А. Расин // Математика в школе. - 1957. -№4. - С. 87- 89.

10. Сикорский К.П. Математический пионерский сбор / К.П. Сикорский, Г.К. Чаус // Математика в школе.-1952. - №6. - С. 84.

11. Терсков Е.Я.Математический кружок и внеклассная работа по математике / Е.Я. Терсков //Математика в школе.- 1951. -№4. - С. 75-79.

Abstract. Krivko Y. Extracurricular activities on mathematics in the 50th of the 20th century as a form of improving quality of education. The article is devoted to problems of extracurricular activities on mathematics in the 50s of the 20th century as a form of improving the quality of education. The article analyzes the articles on the extracurricular work in mathematics of the scientific theoretical and methodological journal for teachers "Mathematics in the school" for 1950 - 1960. The features of the concept of extracurricular work in mathematics, which was presented in the articles of this period, are considered. The goals of extracurricular activity on mathematics in the middle of the twentieth century, the influence of Soviet ideology on them have been analyzed. The main types, forms and methods of conducting extra-class work on mathematics in the 50s of the twentieth century are singled out.

Key words: mathematics, extracurricular activities, quality of education, forms of organization of extracurricular work, goals and tasks of extracurricular activity.

Статья представлена профессором А.И.Дзундзой.

Поступила вредакцию15.02.2017г.

®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.