Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 4 (1), с. 57-61
УДК 378
ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
© 2012 г. Н.И. Мерлина 1, Н.В. Сушенцова 2
1 Чувашский госуниверситет им. И.Н. Ульянова,Чебоксары 2Лицей «Бауманский», Йошкар-Ола
Поступола в редакцою 02.05.2012
Рассматривается моделирование внеурочной деятельности по математике на основе требований ФГОС. Приводится пример электронной переписки как одной из форм внеклассной работы с учащимися 5-х-6-х классов.
Ключевые слова: внеклассная работа по математике, внеурочная деятельность, игровое моделирование, электронная переписка.
Одним из главных направлений реализации Приоритетного национального проекта «Образование» является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Стандарты нового поколения, учитывая и сохраняя продуктивные идеи традиционного обучения, предлагают более эффективный способ достижения современной цели образования, основанный на системно-деятельностном подходе, который связан не с усвоением и запоминанием готовых знаний, а с раскрытием, развитием и становлением личностного потенциала каждого ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности.
Одна из отличительных особенностей стандарта - предъявление требований к организации внеурочной деятельности школьников. Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [1].
Разработчики стандартов рекомендуют включать в программу внеурочной деятельности
ожидаемые результаты обучения, которые состоят из двух основных блоков: планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ (личностные, метапредмет-ные и предметные) и воспитательные результаты. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяют по трём уровням. Для достижения первого уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями. Для достижения второго - взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Для достижения третьего уровня результатов необходимо взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Для оценки метапредметных и предметных результатов разработчики стандартов предлагают использовать уровневый подход (низкий, пониженный, базовый, превышающий базовый, высокий). Достижение же личностных результатов не является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разных уровней. Оценку этих результатов образовательной деятельности рекомендуется осуществлять в ходе внешних не-персонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария.
Проанализировав требования стандартов к внеурочной деятельности, можно сделать ряд выводов относительно внеклассной работы по математике:
- внеурочная деятельность должна дополнять основную образовательную программу школы наравне с программами по учебным предметам и
обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы учебного учреждения;
- во внеурочной деятельности можно использовать разработанные ранее методики внеклассной работы по математике, если вводить в программу планируемые результаты ее освоения;
- планируемые результаты освоения программы должны включать в себя одно или несколько направлений: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную (общая и предметная) и общепользовательскую ИКТ-компетентность обучающихся, опыт проектной деятельности, основы читательской компетенции, навыки работы с информацией;
- достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения.
Примерами таких технологий являются игровые технологии. Игровые технологии относятся к игровому обучению, в основу классификации которого положены два признака: наличие модели (предмета или процесса деятельности) и наличие ролей (характер общения обучаемых). Игровое моделирование осуществляется через «погружение» в конкретную ситуацию, смоделированную в учебных и воспитательных целях, и предполагает максимально активную позицию самих обучающихся [2].
Игровые технологии обучения включают в себя разнообразные упражнения, творческие задания, разнообразные ситуации. Именно практические задания, которые построены на игровом моделировании, дают возможность учащимся перейти от пассивного потребления информации к активному участию в процессе обучения. Так же меняется роль учителя. Происходит замена его активности на активность самих школьников. Задачами педагога становятся управление игровым процессом, создание условий для инициативы и творческого поиска, установление обратной связи.
К игровой модели относят: методическое обеспечение, игровые цели, педагогические цели, роли и функции игроков, предмет игры, сценарий игры, модель взаимодействия окружающих, правила игры, систему оценивания, техническое обеспечение.
В структуре учебного процесса на основе игры выделяют четыре элемента - этапа:
1. Ороевтацоя.
Учитель представляет изучаемую тему, знакомит с ее основными понятиями, дает характеристику имитации и игровых правил, а также обзор игры.
2. Подготовка к проведевою.
Учитель знакомит с правилами игры, с ее задачами, игровыми процедурами, ролями, излагает сценарий. После распределения ролей возможен пробный «прогон» игры в сокращенном виде.
3. Проведевое огры как таковоИ.
Учитель организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий, разъясняет неясности т.д.
4. Обсуждевое огры.
Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается характеристика «событий» игры, возникавших трудностей и т.п., побуждает учащихся к анализу проведенной игры. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок [3]. При подведении итогов игры обращают внимание на следующее:
- оценку игре должны давать непосредственные ее участники, а не эксперты, которые непричастны к процессу;
- необходимо оценивать наблюдаемые, значимые и конкретные действия, решения, поведение;
- обсуждение должно касаться тех вопросов, которые вызывают заинтересованность участников.
Повышает эффективность внеклассной работы разновозрастное сотрудничество. Оно может решить ряд педагогических задач:
- «отвечая притязаниям младших школьников на равноправные, ответственные, «серьезные» отношения с миром взрослых, работа в позиции «учителя» может служить одной из мер профилактики подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных)» [1, с. 159];
- «работа ребенка в позиции учителя продолжает развивать учебную самостоятельность школьников, основанную на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не из позиции сверстника, а из позиции «учителя» [1, с. 159];
- пяти-шестиклассники, инициативно выстраивая свои отношения со старшеклассниками, могут сами определять границы своих знаний, обобщать свои способы действий, знаний, умений из другой позиции.
Специалисты в сфере образования считают, что результаты процесса обучения с использованием игровых технологий могут рассматриваться в следующих ракурсах:
- изменения в знаниях (например, участники усвоили новые понятия темы);
- изменение установок (например, формирование участником своего положительного образа);
- изменения в умениях, которые проявляются в конкретных действиях (например, умение слушать);
- развитие чувства уверенности в себе, которое проявляется в психологической готовности к самопрезентации.
Но изменения можно заметить только в том случае, если учитель ставит перед началом игры соответствующие педагогические и развивающие цели, затем «замеряет» уровень развития обучаемых на «входе» и «выходе» и таким образом выясняет изменившийся уровень или новые характеристики обучаемых.
Учителю очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. Позволяет контролировать ситуацию обратная связь.
Учитель должен научиться решать следующие педагогические задачи: управлять вниманием учащихся; разъяснять смысл предстоящей деятельности; актуализировать необходимые мотивационные состояния; побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности; обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач; обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях; оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.
Исходя из особенностей внеклассной работы, назовём определяющие требования к ней:
- при организации проведения внеклассной работы обязательна постановка цели;
- перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достижению общей цели - усвоению ребёнком социального опыта и формированию позитивной системы ценностей;
- во внеклассной работе необходима опора на лучшее в каждом ребёнке;
- педагог-организатор должен обладать высокими личностными качествами. Во внеклассной работе велика роль контакта педагога с учеником, установление которого невозможно без определённых личностных качеств педагога;
- при организации внеклассной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, подбирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации.
Рассмотрим особенности внеклассной работы по математике в форме электронной переписки, которая проводилась в ГАОУ РМЭ «Лицей «Бауманский» (г. Йошкар-Ола) в 5-х-6-х классах. Целью электронной переписки являет-
ся повышение интереса учащихся к изучению математики, повышение результативности обучения.
Планируемые результаты:
- учащимися будут отработаны и осознаны теоретические модели и понятия, используемые в курсе «Математика 5-й-6-й класс», а также их применение на практике;
- учащиеся научатся использовать логические операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения для решения предложенных задач;
- учащиеся будут развивать навыки сотрудничества и коммуникации, самоорганизации, формировать ИКТ-компетентность.
Форма организации внеклассной работы -игра.
Форма организации деятельности учащихся
- групповая.
Рассмотрим поэтапную технологию переписки.
Ороевтацоя
1) Для переписки были выбраны ученические коллективы двух шестых и одного девятого классов. Учитель образно познакомил учащихся с игрой. Более детально с правилами игры были ознакомлены школьники, которые пожелали принять в ней участие.
Подготовка к проведевою огры
2) На протяжении первой четверти учитель наблюдал за учениками: работа в классе, правильность ответов на поставленные вопросы, выбор заданий, выполнение домашней работы, взаимное общение между школьниками и т.д.
Все проверочные работы проводились на разных уровнях: уровень А соответствовал обязательным программным требованиям; Б -среднему уровню сложности; В - предназначался для учеников, проявляющих повышенный интерес к математике.
Ребята сами выбирали себе уровень, они знали, что уровень А оценивается на 3, уровень Б - на 4, уровень В - на 5 баллов (если все решено правильно).
3) С помощью школьных психологов была проведена диагностика школьников 6-х и 9-х классов, принимающих участие в электронной переписке, направленной на изучение мотивации.
Подготовка к проведевою огры
4) Были определены следующие правила игры:
- переписка будет идти в течение второй и третьей четвертей текущего учебного года;
- на написание ответа старшеклассникам отводились одна - две недели, а младшим школьникам - две-три недели, т.к. у них еще не было навыков работы на компьютере.
5) Учитель математики познакомил старшеклассников с целями и задачами игры. Девяти-
Таблица
ФИО шестиклассников ФИО девятиклассников № компьютера
Ксения П. Катя Ш. Мисс Бесконечность 1
Кристина Д. Наташа К. Пропорция 2
Даша А. Юля С. Нулик-Озорник 5
Саша Ю. Фантастическая четверка Надя С. генерал Факториал 6
классники составили тексты писем с вымышленными историями от имени сказочных математических героев (Мисс Бесконечность, Пропорция, Нулик-Озорник, генерал Факториал, Уравнение, леди Дробь, Единичка, Котопес, Мисс Окружность, Неравенство). «Завязывали» сюжет с использованием интересов шестиклассников. Для этого в первых письмах старшеклассники задавали вопросы, которые помогли бы выяснить увлечения своих адресатов. Кроме этого учителем была проведена анкета, в которой «малыши» ответили на вопросы, связанные с их интересами.
6) Учитель разделил шестиклассников на группы по 2-4 человека, учитывая способности учащихся, их желание и общие интересы.
Ребята придумали названия своей группе («Фантастическая четверка», «Непарни», «Люди Х», «Умницы», «ДЖоКЕР», «Тройной форсаж», «Рефлекс», «63 регион»).
Для контроля над перепиской учитель составил таблицу.
7) Пунктом передачи писем была определена медиатека. В ней на компьютерах № 1, № 2, № 5, № 6 девятиклассники создали папку с названием «Домик тетушки Математики», в которой каждый участник переписки оставлял письмо своему адресату.
Проведевое огры
8) Написание писем старшеклассниками с учетом советов, разработанных учителем для школьников.
9) После того как были написаны все письма для младшеклассников, на бумажном носителе составили письмо с предложением участвовать в электронной переписке. В письме указывалось место, где учащиеся могли найти индивидуальные задания. Письмо, ставшее объявлением начала игры, оказалось в классе младших школьников «загадочным» образом.
10) «Малыши» отвечали старшеклассникам согласием или несогласием на участие в переписке. Началась переписка.
Для заданий с сильными учениками были определены темы задач повышенной сложности. В письмах для сильных учеников использовались задания из программы заочной школы малого мехмата МГУ.
Для учеников со средними способностями в письма включались несложные олимпиадные задачи и задания, повышающие интерес к математике, а также творческие и задания с «опережением».
Для смешанных групп чаще всего использовались задания, которые применялись для групп среднего уровня, т.к. в этих группах находились школьники средних и слабых способностей.
Шестиклассники по мере необходимости распределяли обязанности в группе, определяли тактику решения задач в своем микроколлективе. Разрешалось советоваться при решении заданий и оформлении письма на компьютере с одноклассниками, учителем, родителями. Для помощи в оформлении писем на компьютере привлекались студенты, проходящие практику в школе. Если заканчивались сроки, отведенные на написание письма, а задачи были решены не все, то шестиклассники все равно должны были ответить на письмо, но с указанием нерешенных задач. Старшеклассники объясняли решения задач, которые не получались у «малышей». В дальнейшем они вставляли в содержание своего письма аналогичные задания, чтобы можно было проверить: поняла группа шестиклассников решение или нет. Ответы «малыши» писали на том же компьютере, на котором были получены задания. Позже они могли сами предлагать различные задачи старшеклассникам при условии, что ребята сами знают решение и могут его объяснить.
На данном этапе учитель корректирует работу, следит за сохранением интереса к игре.
11) В конце третьей четверти, в конце переписки, проводилось мероприятие «День рождение тетушки Математики», разработанное старшеклассниками. Девятиклассники разыгрывали сценки, в которых использовались математические софизмы и парадоксальные ситуации. Затем шестиклассники играли в «вертушку»: расходились группами по станциям, где их встречали герои переписки, предлагая решить несколько математических примеров, отгадать загадки, ответить на шуточные вопросы.
В заключение было представлено слайд-шоу, составленное из фотографий участников и гостей праздника.
Обсуждевое огры
12) Итоги игры подводились по классам совместно с учителем.
Рассмотрим результаты игры.
В начале первой и в конце третьей четвертей проводилось изучение отношения шестиклассников к учебным предметам.
Обработка результатов показала:
- в начале первой четверти 65.5% учеников ответили, что им нравится математика, а в конце третьей четверти 78.8% считали математику любимым предметом;
- 46% учеников утверждают, что предмет усваивается ими трудно. Но несмотря на это, 73% школьников считают математику интересным предметом;
- ребята отмечают улучшение отношений с учителем; это говорит о том, что у учеников было найдено взаимопонимание с преподавателем и учащиеся более адекватно оценили свои способности.
Сопоставляя итоги первой четверти и итоги года, мы увидели, что около 4% школьников, участвовавших в игре, повысили свой результат по сравнению с ребятами, которые не играли. Ухудшение успеваемости произошло у 5% неигравших и у 1.5% участников игры.
Из результатов диагностики можно сделать вывод, что поставленная цель достигнута.
Планируемые результаты достигнуты за счет того, что:
- игровая технология позволяет поставить учащихся в активную позицию получения знаний;
- разновозрастное сотрудничество требует совместной работы в парах или группах с распределением ролей и разделением ответственности за конечный результат;
- работа на компьютерах способствует формированию ИКТ-компетентности обучающихся;
- определены требования к созданию письменного или устного текста с заданными параметрами;
- используются творческие способности учащихся, а также их умения применять полученные теоретические знания на практике.
Воспитательный эффект достигается по двум уровням взаимодействия - связь ученика со своим учителем и взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Для достижения третьего уровня можно организовать электронную переписку через школьный сайт, привлекая учащихся из других школ города.
Таким образом, электронная переписка может быть использована в школе как форма внеурочной деятельности в свете требований новых стандартов.
Стсок лотературы
1. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. М.: Издатель Рассказов В.И., 2004. 304 с.
2. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. В.А. Сласте-нина, И.А. Колесниковой. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.
3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998. 180 с.
4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с. (Стандарты второго поколения).
GAMING SIMULATION IN EXTRACURRICULAR MATHEMATICS ACTIVITIES
N.I. Merlina, N. V. Sushentsova
The article deals with the simulation of extracurricular activities in mathematics based on the requirements of the Federal State Educational Standard. The authors give some examples of e-mail correspondence as a means of afterclass activities for students of the 5th - 6th forms.
Keywords: extracurricular activities in mathematics, after-class activities, gaming simulation, e-mail correspondence.