Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 2. С. 107-115
УДК 371.13:373.3:51
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Глузман Н. А.1, Тимашева В. Б.2
1 Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Евпатория, Республика Крым
E-mail: [email protected]
2МБОУ физико-математического профиля «Учебно-воспитательный комплекс «Интеграл», Евпатория, Республика Крым
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются методические основы подготовки будущих учителей начальной школы к организации внеклассной работы по математике.
Ключевые слова внеклассная работа, математика, будущие учителя начальных классов, пррофессиональное образование педагога, компетентностный подход.
ВВЕДЕНИЕ.
Динамизм глобальных изменений в мире, а также преобразования, происходящие в обществе, нуждаются в существенных изменениях в системе образования, принципах ее организации, формах и методах учебно-воспитательного процесса, в разработке инновационных технологий обучения и воспитания.
Школа должна быть сориентирована на использование таких педагогических технологий, которые предусматривают обучение и воспитание активной, высоко образованной, творческой личности. Достижению цели обучения математике и реализации личностно ориентированного обучения, выдвигающего на первый план задачи создания определенных условий для выявления и развития познавательной активности и творческой самостоятельности младших школьников, содействует внеклассная работа по математике.
Обращение к внеклассной работе по математике в начальной школе оправдано обострением противоречий между возрастающими требованиями, установленными обществом перед школой, и результатами исследований по данной проблеме.
107
В психолого-педагогической науке накоплен определенный опыт включения различных видов внеклассной работы в процесс изучения математики. Однако он касается в основном использования разнообразных дидактических игр, и, как правило, в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так, вопрос роли игр в обучении детей дошкольного возраста изучен в работах Губенко Т. А., Лохвицкой Л. В., Янковской О. П. Проблемы повышения эффективности обучения младших школьников изучались Захаровым В. М. и Менчинской М. И. Психологические факторы эффективного изучения математики учениками 1 - 4 классов и роль учебных игр раскрыты в исследовании Кисиль О. П. Имеющийся практический опыт использования математических игр учениками основной школы во внеклассной работе, отображены в работах таких авторов, как Германович П. Ю., Гик Е. И., Доморядов А. П., Дышинский Е. О., Игнатьев Е. И., Кордемский Б. А., Котов А. Я., Лоповок Л. М., Минскин Е. М. В методической литературе и периодических изданиях часто встречаются примеры разнообразных форм организации внеклассных мероприятий по математике для учеников 1 - 4 классов начальной школы. Но авторы не выделяют особенности содержания и проведения каждого вида внеклассного занятия по математике с учетом различных возрастных групп, математических способностей и личностных качеств, не указывают на целесообразность и методику их использования на различных этапах учебно-воспитательного процесса. Внеклассные мероприятия широко используются учителями в практике изучения математики младшими школьниками. Но результаты констатирующего эксперимента указывают на то, что такое использование не всегда дает позитивный эффект и в основном нацелено на формирование у учеников познавательного интереса, не благоприятствует повышению успеваемости и качества обучения. Связано это с недостаточной методической подготовкой будущих учителей начальной школы к организации и проведению внеклассных мероприятий по математике. Противоречие между возможностями педагогически целесообразного и эффективного использования внеклассной работы по математике в учебно-воспитательном процессе начальной школы и реальным положением вещей определили проблему и цель нашей статьи: представить и обосновать основные положения спецкурса «Внеклассная работа по математике в начальной школе» в контексте подготовки будущих учителей начальной школы.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.
Внеклассная работа по математике как форма внеурочного процесса обучения математике занимает одно из центральных мест в структуре методической подготовки будущего учителя начальных классов. Для профессионального педагога знание форм, содержания и методики внеклассной работы является основополагающим наряду с умениями давать уроки по предмету.
В рамках дисциплины «Методика обучения математике в начальной школе» невозможно уделить достаточно внимания данной проблеме. Спецкурс «Внеклассная работа по математике в начальной школе» является дополнением к
108
изучению учебных дисциплин методико-педагогического цикла для студентов специальности «Начальное обучение».
Данный спецкурс нацеливает студентов на усвоение системы определенных знаний, необходимых для овладения целостным представлением внеклассной работы по предмету. Эта система объединяет в себе общие основы организации, проведения, содержания внеклассной работы по математике в начальной школе, а именно - включает осознание важности и необходимости организации внеклассной работы по математике в начальной школе наряду с урочной формой обучения математике; изучение изменений в образовательном процессе и адаптации форм внеклассной работы к современным условиям; анализ передового педагогического опыта в реализации внеклассной работы по математике; осуществление различных форм внеклассной работы по математике через педагогические и инновационные технологии в обучении младших школьников.
В результате изучения данного курса студенты должны овладеть знаниями, связанными: с понятиями «внеклассная работа», «внеклассная работа по математике»; с различными формами внеклассной работы по математике в начальной школе; с требованиями к содержанию материалов, используемых во внеклассной работе по математике.
Будущие учителя начальной школы должны приобрести умения использовать теоретические знания о внеклассной работе по математике в профессиональной педагогической деятельности: уметь организовывать и проводить различные формы внеклассной работы по математике в начальной школе; уметь сравнивать внеклассную работу с урочной формой обучения математике; развивать познавательный интерес во внеклассной работе по математике; уметь моделировать условия развития творческой личности в процессе обучения математике; выявлять причины отрицательного отношения к обучению математике; понимать внутреннее состояние младших школьников в различных ситуациях, изучать индивидуальные особенности психического развития учащихся, проектировать и строить в соответствии с этим пониманием образовательный процесс во внеклассной работе и собственную профессиональную деятельность.
Спецкурс «Внеклассная работа по математике в начальной школе» удобно проводить в форме семинарско-практических занятий, так как эта форма обучения содержит огромные возможности для обсуждения теоретических и практических вопросов, организации индивидуальной работы со студентами, способствует открытости и неформальности педагогического общения, позволяет будущим учителям начальной школы в полной мере проявить самостоятельность и активность при освоении содержания курса.
Приводим примерную тематику семинарско-практических занятий спецкурса «Внеклассная работа по математике в начальной школе».
Тема 1. Дидактические игры в обучении математике младших школьников
Цель: рассмотреть форму внеклассной работы - дидактические игры: виды, значение, требования к организации и проведению, значимость данной формы в обучении математике. Раскрыть особенности логических игр и упражнений в обучении математике младших школьников.
109
Требования к знаниям: студент должен знать значение, классификацию дидактических игр в начальном курсе математики, раскрыть понятия «дидактическая игра», «логическая игра», связь логической игры с развитием мышления младших школьников; основные этапы проведения игр.
Требования к умениям: студент должен уметь найти в методической литературе или придумать сам систему дидактических игр, используемых с различными целями; уметь спланировать проведение таких игр; проанализировать полученные результаты; выполнить анализ учебников математики на предмет наличия упражнений с логической нагрузкой, подобрать и расположить логические задачи в работе, учитывая их сложность и трудность; правильно оценить работу с логическими задачами.
Тема 2. Математический кружок
Цель: рассмотреть форму внеклассной работы - математический кружок, ее цели и задачи, значимость данной формы в обучении математике, осмыслить структуру математического кружка, проследить поэтапную организацию математического кружка.
Требования к знаниям: студент должен знать, в чем заключается кружковая работа по математике в начальной школе; понятие «математический кружок»; цели и задачи математического кружка; основные этапы организации математического кружка; структуру математического кружка.
Требования к умениям: студент должен уметь применять теоретические знания на практике; анализировать, обобщать, делать выводы на основе изученной литературы; планировать занятия математического кружка; организовывать подготовительную работу перед началом занятий математического кружка; подготовить тематическое занятие; подобрать задачи различных видов; организовать занимательные десятиминутки; использовать различные формы работы на занятиях математического кружка.
Тема 3.Математическая викторина
Цель: рассмотреть форму внеклассной работы - математическая викторина, ее организацию и проведение.
Требования к знаниям: студент должен знать понятие «математическая викторина»; цели и задачи математической викторины; формы викторины.
Требования к умениям: студент должен уметь применять теоретические знания на практике; анализировать, обобщать, делать выводы на основе изученной литературы; организовать и провести математическую викторину; подготовить тематическую викторину; подобрать различные вопросы и задачи для математической викторины, оформить для них наглядность; оценить ответы учащихся на вопросы викторины.
Тема 4. Математический КВН
Цель: рассмотреть математический КВН как форму внеклассной работы в начальной школе, его цели и задачи, значимость данной формы в обучении математике, осмыслить структуру математического КВН, организацию математического КВН.
110
Требования к знаниям: студент должен знать понятие «математический КВН»; цели и задачи математического КВН; организационные моменты КВН; методику организации и проведения КВН; методику каждого структурного элемента математического КВН.
Требования к умениям: студент должен уметь применять теоретические знания на практике; анализировать, обобщать, делать выводы, на основе изученной литературе; организовать и провести математический КВН; подобрать вопросы и задачи для различных конкурсов КВН, оформить для них наглядность.
Тема 5. Математическое представление
Цель: рассмотреть математическое представление как форму внеклассной работы по математике в начальной школе; цели и задачи данной формы; методику организации и проведения математического представления.
Требования к знаниям: студент должен знать, что такое математическое представление; цели и задачи математического представления; основные этапы организации математического представления; подготовительная работа математического представления; методика проведения математического представления.
Требования к умениям: студент должен уметь разработать сценарий математического представления в начальной школе; распланировать организационную работу творческой группы и осуществлять ее руководство; оформить все атрибуты математического представления.
Тема 6. Математическая олимпиада
Цель: рассмотреть математическую олимпиаду как форму внеклассной работы; цели и задачи школьной математической олимпиады в начальных классах; методику организации и проведения математической олимпиады; содержание материалов математической олимпиады.
Требования к знаниям: студент должен знать, что такое математическая олимпиада; историю математических олимпиад; этапы математических олимпиад; методику организации и проведения школьных олимпиад в начальных классах; виды задач, входящих в олимпиадные работы, их сложность и трудность; требования, предъявляемые к тексту школьной математической олимпиады; подходы оценивания заданий.
Требования к умениям: студент должен уметь организовать и провести школьную математическую олимпиаду; подобрать и расположить олимпиадные задачи в работе, учитывая их сложность и трудность; правильно оценить работу с олимпиадными задачами.
Тема 7. Внеклассное чтение математической литературы
Цель: рассмотреть форму внеклассной работы - внеклассное чтение математической литературы; значимость данной формы в обучении математике; методику организации и проведения внеклассного чтения математической литературы.
Требования к знаниям: студент должен знать роль внеклассного чтения по математике; методику работы с научно-популярной литературой по математике; умения, навыки работы с математической литературой и специальные задания,
111
способствующие их развитию; требования, предъявляемые к литературе внеклассного чтения; основные виды литературы для внеклассного чтения по математике.
Требования к умениям: студент должен уметь организовать внеклассное чтение по математике; провести занятия по анализу, обобщению прочитанной литературы; развивать умения и навыки работы с математической литературой у школьников, подбирать специальные задания для их развития.
Тема 8. Математическая печать
Цель: рассмотреть форму внеклассной работы - математическая печать, ее виды; методика организации математической печати.
Требования к знаниям: студент должен знать виды математической печати; организацию работы над математической печатью.
Требования к умениям: студент должен уметь организовать работу над различными видами математической печати; выпустить математические газеты, журналы, альбомы, плакаты и др.
Тема 9. Математический вечер (утренник)
Цель: рассмотреть методику организации и проведения математического вечера (утренника) в начальной школе.
Требования к знаниям: студент должен знать, что такое математический вечер (утренник), его виды; цели и задачи математического вечера (утренника); основные этапы организации математического вечера (утренника): планирование, подготовка, оформление; содержание математического вечера (утренника): доклады, задачи, викторины, конкурсы, инсценировки, фокусы и др.; методику проведения математического вечера (утренника).
Требования к умениям: студент должен уметь разработать тему и сценарий математического вечера (утренника); распланировать организационную работу и осуществлять руководство ею; оформить зал для проведения математического вечера (утренника); организовать работу по подготовке основных докладов, задач, конкурсов, инсценировке; провести математический вечер (утренник).
Тема 10. Неделя (декада) математики
Цель: ознакомиться с формой внеклассной работы - неделя (декада) математики; ее цели и задачи, значимость данной формы в обучении математике, осмыслить структуру недели (декады) математики, организацию и проведение недели (декады) математики.
Требования к знаниям: студент должен знать, в чем заключается неделя (декада) математики в начальной школе; цели и задачи недели (декады) математики; основные этапы организации недели (декады) математики; структуру недели (декады) математики, ее проведение и содержание.
Требования к умениям: студент должен уметь подобрать, проанализировать необходимую литературу; организовать и провести неделю (декаду) математики; подготовить неделю (декаду) математики; организовать и провести: конкурсы кроссвордов и ребусов, конкурс рефератов, конкурс на лучший математический рисунок, стенгазету, математические экскурсии, выставки книг по математике, организовать работу школьного радиоузла.
112
Указание. (При подготовке практическо-семинарских занятий студенты ориентируются на подготовку сообщений по плану: 1 часть - теоретическая, с указанием литературных источников; 2 часть - конспект внеклассного мероприятия; 3 часть - практическая: пособия, памятки, материал для проведения игр, наглядность).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Внеклассная работа по математике в начальной школе находится в неразрывном единстве с общим учебно-воспитательным процессом обучения математики - сложным процессом влияния на сознание и поведение младших школьников, углубления и расширения их знаний и умений, самого содержания математики, всей деятельности учителя в сочетании с разнообразной деятельностью учеников. Поэтому спецкурс «Внеклассная работа по математике в начальной школе» должен стать обязательным в системе математической и методической подготовки будущего учителя начальных классов.
Список литературы.
1. Богданович, М. В. Методика проведения математичних ранюв / М. В. Богданович // Початкова школа. - 1999. - № 2. - С. 11
2. Богданович, М. В. Математичш олiмmади в початкових класах / М. В. Богданович // Початкова школа. - 1999. - № 12. - С. 27
3. Германович, П. Ю. Математичш вжторини / П. Ю. Германович. - К.: Рад. шк., 1967. - 95 с.
4. Доморяд, А. П. Математические игры и развлечения / А. П. Доморяд. - М.: Просвещение, 1961.
- 267 с.
5. Дышинский, Е. А. Игротека математического кружка / Е. А. Дышинский. - М.: Просвещение, 1972. - 284 с.
6. Дюдша, О. Математичш олiмпiади в початкових класах / О. Дюлша // Початкова школа. -2003. - № 3. - С. 34-36.
7. Зиновьева, С. В. Неделя математики во 2 классе / С. В. Зиновьева // Начальная школа. - 2007. -№ 2. - С. 85-87.
8. Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя / В. Г. Коваленко.
- М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
9. Кордемский, Б. А. Увлечь школьников математикой: Материалы для клас. и внеклас. занятий / Б. А. Кордемский. - М.: Просвещение, 1981. - 112 с.
10. Кордемський, Б. А. Математична кмггливють / Б. А. Кордемський. - К.: Рад. школа, 1963. - 568 с.
11. Мунчинова, Л. Д. Математическая олимпиада / Л. Д. Мунчинова, Б. Н. Борликова // Начальная школа. - 1997. - № 6. - С. 24-26.
12. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя / М .Н. Перова. - М.: Просвещение, 1996. - 144 с.
113
UDC 371.13:373.3:51
EXTRACURRICULAR WORK IN MATHEMATICS AS ONE ASPECT OF
QUALITY OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS OF PRIMARY
CLASSES
Gluzman N. A., Timashova V. B.
1Yevpatoria Institute of Social Sciences (Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yevpatoria, Republic of Crimea
E-mail: [email protected]
2Physical and mathematical profile educational complex "Integral", Yevpatoria, Crimea Republic
E-mail: [email protected]
Extracurricular work in mathematics, as a form of extracurricular learning mathematics occupies a Central place in the structure of methodical training of future teacher of initial classes. For the professional teacher's knowledge of the forms, content and methods of extracurricular work is fundamental along with the skills to give lessons on the subject.
In the discipline "Methods of teaching mathematics in elementary school" it is impossible to pay enough attention to this issue. The course "Extracurricular work in mathematics in elementary school" is a complement to the academic disciplines of the methodical-pedagogical subjects for the students of specialty "Primary education".
This course orients students to the adoption of a system of certain knowledge needed for mastery a holistic representation of the extracurricular work on the subject. This system combines the General principles of organization, conduct, and content of extracurricular work in mathematics in primary school, namely, include: awareness of the importance and necessity of organization of extracurricular work in mathematics in elementary school along with a portion to form the teaching of mathematics; the study of changes in the educational process and the adaptation of the forms of extracurricular activities to modern conditions; analysis of the pedagogical experience in the implementation of extracurricular activities in mathematics; implementation of various forms of extracurricular work on mathematics through innovative teaching and technology in the primary classroom.
As a result of studying this course, the students should master the knowledge associated: with the concepts of "class work", "extracurricular work in mathematics"; and various forms of extracurricular work in mathematics in primary school; regulation on the content of materials used in extra-curricular activities in mathematics.
Future primary school teacher needs to acquire skills to use theoretical knowledge about extra-curricular work in mathematics in the professional pedagogical activity: to be
114
able to organize and carry out various forms of extracurricular work in mathematics in primary school; be able to compare extra-curricular activities with curricular learning mathematics; to develop cognitive interest in extra-curricular activities in mathematics; to be able to simulate the conditions of development of creative personality in the process of learning mathematics; to identify the causes of a negative attitude to learning mathematics; to understand the internal status of Junior schoolchildren in different situations, to study the individual characteristics of mental development of students, to design and build in accordance with this understanding the educational process in extracurricular activities and private professional activities.
The course "Extracurricular work in mathematics in elementary school is conveniently carried out in the form of seminars and practical exercises, as this form of study provides a tremendous opportunity to discuss theoretical and practical issues of organization of individual work with students contributes to the openness and informality of pedagogical communication, allows for future primary school teachers to fully demonstrate their independence and activity during the development of the course content.
Extracurricular work in mathematics in primary schools is inseparable from the overall educational process of teaching mathematics is a complex process of influence on the consciousness and behavior of Junior high school students deepen and broaden their knowledge and skills, the content of mathematics, all activities of the teacher in combination with a variety of student activity. Therefore, the course "Extracurricular work in mathematics in primary school must become compulsory in the system of mathematical and methodical preparation of future teachers of initial classes.
Keywords: Extracurricular work, mathematics, future teachers of primary classes, vocational education teacher, competence-based approach.
References.
1. Bogdanovich M. Methodics of Math Activities Conducting / M.V. Bogdanovich // Elementary school.
- 1999. - № 2. - P. 11.
2. Bogdanovich M. Mathi Olimpiads in Elementary School / M.V. Bogdanovich // Elementary School. -1999. - № 12. - P. 27.
3. Germanovich P.Y. Math Quizes / P.Y. Germanovich. - K.: Rad Shk., 1967. - 95 p.
4. Domoryad, A.P. Math Games & Entertainment / A.P. Domoryad. - M.: Education, 1961. - 267 p.
5. Dyshinsky E.A. Game Room of the Mathematical Circle / E.A. Dyshinsky. - M .: Education, 1972. -284 p.
6. Dyudina O. Mathi Olimpiadi in Elementary School / O. Dyulina // Elementary school. - 2003. - № 3.
- P. 34-36.
7. Zinoviev S.V. Math Week in Form 2 / S.V. Zinoviev // Elementary School. - 2007. - № 2. - P. 85-87.
8. Kovalenko V.G. Didactic Games in Math Class: Bk. For Teacher / V.G. Kovalenko. - Moscow: Education.. - 1990. - 96 p.
9. Kordemsky B.A. To Inspire the Pupils with Math: Materials for the classesout of them. / B.A. Kordemsky. - Moscow: Education. -1981. - 112 p.
10. Kordemsky B.A. Math Smartness/ B.A. Kordemsky. - Kiev: Rad School. - 1963. - 568 p.
11. Munchinova L.D. Mathematical Olympiad / L.D. Munchinova, B.N. Borlikova // Elementary School.
- 1997. - № 6. - P. 24-26.
12. Perova M.N. Didactic Games and Exercises in Math to Work with Children of Preschool and Elementary School Age: A Handbook for Teachers / M.N. Perova. - Moscow: Education. -1996. -144 p.
115