Научная статья на тему 'Внеклассная работа по иностранному языку как средство формирования функциональной грамотности обучающихся'

Внеклассная работа по иностранному языку как средство формирования функциональной грамотности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеклассная работа / иностранный язык / функциональная грамотность / читательская грамотность / образовательный процесс / extracurricular activities / foreign language / functional literacy / reading literacy / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хильченко Татьяна Викторовна, Сальникова Алина Михайловна

Статья актуализирует возможности внеклассной работы по иностранному языку в качестве инструмента формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы. Авторы обобщают подходы ученых к трактовке ключевых понятий «внеклассная работа» и «функциональная грамотность». В статье представлены виды функциональной грамотности и обоснована важность формирования читательской грамотности и читательских действий в образовательном процессе по иностранному языку. Авторы статьи подчеркивают важность таких направлений внеклассной работы как проведение проектно-исследовательской работы обучающихся, организация межпредметных недель, учебно-исследовательских конференций, межпредметных марафонов и т.д. для формирования функциональной грамотности. Результатом исследования является представленная в статье авторская разработка внеклассного мероприятия на английском языке по формированию читательской грамотности обучающихся 7 класса, посвящённое английской литературе и великому английскому драматургу Уильяму Шекспиру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хильченко Татьяна Викторовна, Сальникова Алина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extracurricular activities in a foreign language as a means of students' functional literacy development

This article actualizes extracurricular work opportunities as a tool for students’ functional literacy development in the educational process of teaching a foreign language. The authors summarize the scientific approaches to the definition of the research key concepts “extracurricular activities” and “functional literacy”. The article presents different kinds of functional literacy and justifies the necessity of reading literacy and reader actions development in the process of teaching a foreign language. Such important trends of extracurricular activities as students’ project-research work, interdisciplinary weeks, research conferences, interdisciplinary marathons in the process of students’ functional literacy development are emphasized by the authors. The research outcome is the authors’ extracurricular quest plan in the English language devoted to the English literature and the great English playwright William Shakespeare and aimed at 7th form students' functional literacy development.

Текст научной работы на тему «Внеклассная работа по иностранному языку как средство формирования функциональной грамотности обучающихся»

УДК 374.1

Татьяна Викторовна Хильченко, Алина Михайловна Сальникова

г. Шадринск

Внеклассная работа по иностранному языку как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

Статья актуализирует возможности внеклассной работы по иностранному языку в качестве инструмента формирования функциональной грамотности обучающихся основной школы. Авторы обобщают подходы ученых к трактовке ключевых понятий «внеклассная работа» и «функциональная грамотность». В статье представлены виды функциональной грамотности и обоснована важность формирования читательской грамотности и читательских действий в образовательном процессе по иностранному языку. Авторы статьи подчеркивают важность таких направлений внеклассной работы как проведение проектно-исследовательской работы обучающихся, организация межпредметных недель, учебно-исследовательских конференций, межпредметных марафонов и т.д. для формирования функциональной грамотности. Результатом исследования является представленная в статье авторская разработка внеклассного мероприятия на английском языке по формированию читательской грамотности обучающихся 7 класса, посвящённое английской литературе и великому английскому драматургу Уильяму Шекспиру.

Ключевые слова: внеклассная работа, иностранный язык, функциональная грамотность, читательская грамотность, образовательный процесс.

Tatiana Viktorovna Khilchenko, Alina Mikhailovna Salnikova

Shadrinsk

Extracurricular activities in a foreign language as a means of students' functional literacy

development

This article actualizes extracurricular work opportunities as a tool for students' functional literacy development in the educational process of teaching a foreign language. The authors summarize the scientific approaches to the definition of the research key concepts "extracurricular activities" and "functional literacy". The article presents different kinds of functional literacy and justifies the necessity of reading literacy and reader actions development in the process of teaching a foreign language. Such important trends of extracurricular activities as students' project-research work, interdisciplinary weeks, research conferences, interdisciplinary marathons in the process of students' functional literacy development are emphasized by the authors. The research outcome is the authors' extracurricular quest plan in the English language devoted to the English literature and the great English playwright William Shakespeare and aimed at 7th form students' functional literacy development.

Keywords: extracurricular activities, foreign language, functional literacy, reading literacy, educational process.

Введение. Актуальность проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся в образовательном процессе по иностранному языку в условиях общеобразовательной школы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, функциональная грамотность является важным компонентом иноязычной коммуникативной

компетенции, которая является интегративной целью обучения иностранному языку в школе. Во-вторых, недостаточный уровень функциональной грамотности может затруднить понимание и практическое использование иностранного языка в реальных коммуникативных ситуациях. В-третьих, современные требования к образованию предполагают развитие у обучающихся не только языковых знаний, но и практических навыков использования языка в различных сферах жизни. В связи с этим, исследование возможностей формирования функциональной грамотности как на уроках иностранного языка, так и в процессе проведения внеклассной работы с обучающимися является актуальным и важным для реализации практической целей обучения иностранному языку и повышения качества языкового образования.

К предметным областям, которые в большей степени, чем другие школьные дисциплины влияют на формирование функциональной грамотности можно отнести русский язык, литературу и иностранный язык. Приоритет данных школьных предметов в вопросах формирования функциональной грамотности связан с возможностями овладения «глобальной» стороной функциональной грамотности, так как обучающиеся должны анализировать информацию, в том числе и содержащуюся в текстах, на языке, носителями которого они не являются.

Теоретической основой исследования функциональной грамотности являются труды отечественных и зарубежных ученых (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О. Е. Лебедев, Б.С. Гершунский, Л.Ю. Комиссарова, З.И. Курцева, И.А. Колесникова, A.B. Хуторской, И. Кирш, Дж. Гутри, С. Уайт и др.)

Функциональная грамотность и её компоненты стали объектом внимания исследователей и преподавателей ещё в конце прошлого века. В наше время функциональная грамотность является приоритетным направлением в контексте реализации ФГОС третьего поколения.

Нормативно-правовое обоснование необходимости формирования функциональной грамотности определено Указом Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации», который запустил изменения во ФГОС начального, общего и среднего образования, обозначил следующие задачи развития образования: обеспечение конкурентоспособности российского образования на мировой арене и «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации». В 2019 году Министерство Просвещения РФ запустило национальный проект «Образование» со сроками реализации с 01.01.2019-31.12.2024, направленный не только на повышение качества образования в российских школах, но и на потенциальных возможностях развития всех участников педагогического процесса: учеников и учителей. Министерством Просвещения Российской Федерации был разработан план по формированию функциональной грамотности в школах, были определены наиболее эффективные практики и методики, разработаны методические материалы. Целью настоящего исследования является обобщение материала по теме формирования функциональной грамотности посредством внеклассных мероприятий на иностранном языке в образовательном пространстве школы.

Суть функциональной грамотности отражена в самом термине: это тот уровень грамотности, который необходим для успешного функционирования личности в определённой деятельности. А. Леонтьев определял функционально грамотного человека как «человека, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин убеждены, что функциональная грамотность - это умение «вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней». В отличие от элементарной грамотности, под которой понимают способность читать, понимать, составлять текст и осуществлять простые математические вычисления,

функциональная грамотность включает в себя те навыки и умения, которые необходимы личности для существования в современном обществе. Среди таких навыков может быть: знание своих прав, свобод и обязанностей, критическое мышление, аналитическое мышление, способность распоряжаться финансами, умение чтения таблиц и диаграмм и т.д.

Учебный предмет «Иностранный язык» также ориентирован на целенаправленное формирование функциональной грамотности обучающихся, что обозначено в новом ФГОС 2021 года. В данном ключе целесообразно комплексно задействовать потенциал иностранного языка и эффективно использовать методический инструментарий, направленный на формирование всех видов функциональной грамотности. Функциональная грамотность в обучении иностранному языку взаимосвязана с формируемыми видами речевой деятельности и аспектами иноязычной речи. Учителю иностранного языка важно формировать функциональную грамотность как на уроках, так и во внеклассной работе. Для успешного проектирования как аудиторной, так и внеклассной работы учителю необходимо знать терминологические характеристики феномена, виды функциональной грамотности, подходы к ее формированию и специальные упражнения.

Навыки функциональной грамотности в сфере иностранного языка могут включать в себя способность объяснить дорогу на иностранном языке, заказ билетов или покупка на иностранном сайте, чтение, анализ и практическое использование информации на иностранном языке. Функционально грамотный человек должен в первую очередь уметь действовать самостоятельно.

Выделяются следующие виды функциональной грамотности:

• Читательская грамотность. Это «способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни». Принято считать, что читательская грамотность лежит в основе формирования функциональной грамотности в целом. Данное мнение связано с умениями, заложенными в основу читательской грамотности - умения находить и извлекать информацию из текста, понимать полученную информацию и делать выводы на её основе, обобщать и формулировать, а также использовать эту информацию для решения задачи.

• Математическая грамотность. Сюда входит способность применения математического знания в реальных ситуациях, вычисления и анализ вычислений.

• Естественнонаучная грамотность. Это интерес к таким естественным наукам, как химия, биология, география и т.д., способность применять научное знание в реальной жизни. Данный компонент затрагивает такие аспекты общества, как экология, медицина, здоровье, окружающая среда, природные технологии.

• Финансовая грамотность. Навыки распоряжаться финансами, вести учёт доходов и расходов, оценка своих финансовых возможностей и планирование бюджета.

• Глобальные компетенции представляют из себя набор не навыков, а взглядов и ценностей на взаимодействие компонентов современного, многообразного мира. Это способность личности осознать себя как часть межкультурного, глобального социума, навыки поведения в нём, готовность сотрудничать с представителями других культур.

• Креативное мышление - это способность генерировать новые идеи для создания новых методов решения проблем или для получения нового знания.

Учащиеся, у которых не сформирована функциональная грамотность, испытывают затруднения при работе со сложными текстами, плохо отличают мнение от факта, не умеют читать диаграммы, выделять смысл текста, формулировать вопросы, плохо справляются с ситуациями применения нового знания или вовсе избегают их. Потому важно построить образовательный процесс по иностранному языку таким образом, чтобы у учащегося появилась возможность не только получить новые навыки, но и применить их в самостоятельной деятельности.

Аксиоматично, что целью обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка, является совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по иностранному языку, включает: овладение грамотной устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему.

Все используемые учителем способы организации учебного процесса должны способствовать формированию функциональной грамотности для возможности переноса обучающимися приобретенных на уроке знаний и умений в другие сферы жизнедеятельности, а, впоследствии, для их дальнейшего саморазвития и самореализации.

Существует множество методов, которые учитель может использовать в зависимости от того, какому конкретно типу грамотности он хочет уделить внимание, от типа, целей и задач занятия. Наиболее эффективными методами можно считать игру (ролевую игру, деловую игру, драматизацию), метод проектов, а также такие образовательные технологии как технология проектного обучения, проблемно-диалоговое обучение, проектно-исследовательское обучение и т.д.

Э.Г. Азимов называет внеклассную работу «внеаудиторной» и даёт ей следующее определение: это «работа с учащимися вне расписания аудиторных занятий», предусматривающая проведение и соответственно участие в разных видах активностей [1; С. 40]. Внеклассная работа является эффективным средством формирования как функциональной грамотности в школе, так и формирования коммуникативной компетенции в том случае, если учитель хочет задействовать методы, отличные от тех, что он использует во время уроков. В плане формирования функциональной грамотности в образовательной организации, составленном Министерством Просвещения РФ, организация внеурочной деятельности включает в себя несколько направлений: это проведение проектно-исследовательской работы обучающихся, а также включение событий, направленных на совместную работу всего педагогического коллектива (межпредметные недели, учебно-исследовательские конференции, межпредметные марафоны и т.д.). Об успешности использования внеклассной работы как средства формирования функциональной грамотности можно говорить, исходя из её особенностей: это свободная в формате проведения деятельность, в которой главная роль отводится учащемуся, у неё нет рамок и требований, но есть свобода самовыражения.

Для формирования и дальнейшего развития функциональной грамотности учителю необходимо предложить учащимся новые, нетипичные задания, включающие решение повседневных проблем, но при этом требующие применения полученных на уроках знаний. Для решения же необходимо найти новый способ или метод, что привело бы к активизации творческой деятельности. Всё это заложено во внеклассной работе.

В распоряжении педагога есть множество видов внеклассной работы, среди них: индивидуальные формы работы (проектная работа, разучивание поэзии на иностранном языке, оформление места проведения мероприятие или подготовка декора, изготовление учебных или вспомогательных материалов, выступления и т.д.), групповые (группы, клубы, формирования, объединения) и массовые, которые в свою очередь могут быть классифицированы по периодичности (эпизодические, периодические и постоянные).

Исследовательская часть. Практической часть исследования стала апробация методики формирования функциональной грамотности посредством внеклассной работы по иностранному языку, которая происходила на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Богданович, Свердловской области.

В феврале 2024 года в 7-х классах МОУ СОШ №3 г. Богданович было проведено внеклассное мероприятие, посвящённое английской литературе и великому английскому

драматургу Уильяму Шекспиру на тему «Who is William Shakespeare?», нацеленное на формирование читательской грамотности.

Читательская грамотность рассматривается в качестве основного компонента функциональной грамотности. Читательская грамотность - это «сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию, оцениванию и использованию текстов в достижении своих целей в контексте социальной жизни». Важнейшими компонентами читательской грамотности являются читательские действия, т.е. действия, необходимые для работы с текстом. Четыре группы читательских действий включают в себя: действия по нахождению и извлечению информации из текста, действия по интерпретации текста, действия по осмыслению и оценке текста, действия по использованию информации из текста.

Организационная форма проведения внеклассного мероприятия - квест. Основа любого квеста - проблема, задача, которую нужно решить в ходе совместной деятельности, для чего необходимо выполнять задания и продвигаться по сюжету.

Подготовительный этап включал определение организационной формы, целей и задач мероприятия, разработка сценария и заданий, подбор инициативной группы для создания реквизита, выбор ведущих. Инициативной группе из учащихся было поручено составить пригласительные постеры, которые висели в кабинете английского языка, а также билеты, на которых участники команд писали своё название (название своего детективного агентства) и имена участников команд.

Следующим этапом стало проведение самого мероприятия. Цель - формирование навыков читательской грамотности. Читательская грамотность на данном возрастном этапе (7 класс) включает в себя владение различными стратегиями чтения, в том числе поискового чтения, навыками анализа, синтеза, сравнения и оценки достоверности фактов, навыками фильтрации большого объёма информации.

Сюжетом мероприятия «Who is William Shakespeare?» является расследование загадок личности Уильяма Шекспира. Представители команд - детективы, которые хотят разгадать загадку личности драматурга, ответить на вопрос «Кем же был Уильям Шекспир?».

Важным элементом квеста становится «доска расследования», которая представляет из себя обычную классную доску с прикреплённым к ней портретом Уильяма Шекспира. После выполнения заданий на доску вывешиваются результаты той команды, что выполнила задание не только правильно, но и быстрее, чем другая команда. За каждый правильный ответ команда получает один «шиллинг».

Task 1. Once there appeared a strange envelop without any address or a sign in your mailbox. Read the letter.

Данное задание является разминочным и необходимо для подготовки учащихся к

дальнейшей работе по смысловому чтению на иностранном языке._

My dear friends!

I have a riddle for you. This is a riddle about one man. I knew him for many, many wonderful years of his successful career. He was a genius of his time! This man stole the hearts of thousands of innocent people, he played with their emotions, he made them believe his every word! With his amazing lines and characters he stole my heart too! And now I know no sleep. I can only dream about those magical and thrilling worlds! I still remember his words: Make not your thoughts your prisons!

My friends, you need to find this man. I'll pay you for every right answer, but at the end there will be only one winner.

Start with the first task. That is his name. Put all the letters together to read it._

Рис. 1. Письмо.

L L W I M A I

S A H E S K R E A P E

Рис. 2. Пример задания.

Task 2. The anonymous gave you an important clue! But somehow it got torn apart, so you have to connect all the parts of the text again. Complete the task to read William Shakespeare's biography!

Цель задания - формирование понимания целостности текста. Учащимся необходимо соотнести части таким образом, чтобы получить текст, обладающий смысловой целостностью._

He was born in Stratford-upon-Avon in 1564. His father was a successful local businessman and his mother was the daughter of a landowner. They had eight children in

total. William Shakespeare went in the local grammar school._

At the age of 18, in November 1582, he married Anne Hathaway, daughter of a local farmer. She was 26. They had three children, Susanna, Hamnet and Judith. Hamnet, the

only son of William Shakespeare, died at the age of 11._

Later Shakespeare moved to London. He lived and worked in this city for many years.

Between 1585 and 1592, he began a successful career in London as an actor, writer._

A new theatre was built in 1599 on the south bank of the River Thames. It was named the Globe, where Shakespeare's company played. Work at the theatre made Shakespeare a

famous person._

Shakespeare wrote many of his most famous tragedies, such as King Lear and Macbeth, as well as great romances, like The Winter's Tale and The Tempest. Romeo and Juliet, Othello, Hamlet were also regarded as masterpieces of world literature. He wrote 154

sonnets._

_He died on 23 April 1616, at the age of 52 in Stratford._

Рис. 3. Бланк задания.

Task 3. Now it is time to work out a profile of the famous playwright. Look at the cards that you've got and find all the necessary information in the text. Fill in the card.

Цель - формирование умений находить информацию в тексте, а также использовать её для решения задачи. Ориентируясь на графы досье, учащиеся находят в биографии Шекспира указанную информацию._

Central Intelligence Bureau

Criminal Profile

Case №000

Name:

Born (date, place):

Died (date, place):

Language:

Education:

Occupation:

Known for:

Рис. 4. Бланк задания. Task 4. Fact checking is a very important process of every investigation, when you check every fact you have, asking yourself and your partners and scanning through every source of information. Let's check all together if the following statements are true or false.

Цель - формирование умений оценки достоверности информации.

1. William Shakespeare was born in the 17th century (False. In the 16th century).

2. William Shakespeare married late. His wife was younger than he was (False. He got married when he was 18, his wife was 8 years older).

3. William Shakespeare got a good education in London (False. He got his limited education in the local grammar school in Stratford)

4. William Shakespeare had three children: a daughter Susanna and Judith and Hamnet. (True).

5. William Shakespeare never acted on the stage (False).

6. William Shakespeare wrote 155 sonnets (False. He wrote 154 sonnets)

Цель заключительного этапа внеклассного мероприятия - подведение итогов и рефлексия. Подсчитывается количество «шиллингов» у каждой команды, победители награждаются сертификатами. После награждения учащимся зачитывается последняя часть письма:

He told so many wise things! He was writing about love, he taught us how to love, he was writing about tragedies, he could write a comedy or a fairy tale. His works are masterpieces of world art and no one could be better! And now you know his name, the name of the most genius man in the world!

Thank you! You were brave and smart to solve my puzzle. But do you want the last riddle?

William Shakespeare is... me! I wanted to know if my legacy is still important for the world, and I was happy to open my art for you.

Read, watch and learn, my friends. The world of literature is waiting for you!

And be not afraid of greatness!_

Рис. 5. Письмо

Далее учащимся предлагается поставить последнюю точку в расследовании и поместить своё финальное слово на «доску расследований», используя приём

Central Investigation Bureau

Name: Date:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Case №000

Now I know.

I can now.

It surprised me that.

I would like to.

I will try to

It was difficult for me.

Рис. 6. Бланк задания.

Заключение. Таким образом, читательская грамотность является важной составляющей функциональной грамотности современного выпускника общеобразовательной школы. Функционально безграмотный человек не способен ориентироваться в бесконечном потоке информации, учиться новому и успешно интегрироваться в постоянно меняющийся мир. Современный учитель должен использовать все доступные ему средства, методы и формы работы как на уроке, так и во внеаудиторное

время для достижения приоритетных требований ФГОС. Внеклассная работа предоставляет большие возможности моделировать такие ситуации для формирования функциональной грамотности, которые максимально приближены к ситуациям из реальной жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г. Азимов, Ф.Н. Щукин. - Москва : ИКАР, 2009. - 448 с. - Текст : непосредственный.

2. Безукладников, К.Э. Формирование функциональной грамотности в основной школе как способ повышения мотивации учения на уроках иностранного языка / К.Э. Безукладников, Д.Л. Готлиб. - Текст : непосредственный // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - 2021. - № 1. - С. 106-117.

3. Методика обучения иностранным языкам в средней школе : учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, С.К. Фоломкина, С.Ф. Шатилов. - Москва : Высшая школа, 1982. - 373 с. - Текст : непосредственный.

4. Гостева, Ю.Н. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Учимся для жизни». Читательская грамотность. 5 класс / Ю.Н. Гостева, М.И. Кузнецова, Н.А. Сидрова. - Текст : электронный // ИСРО РАО. - 2022. -URL: http://skiv.instrao.ru/ (дата обращения: 16.02.2024)

5. Ланцевская, Н.Ю. Приемы формирования читательской грамотности : учеб. пособие по дисциплине «Теория и методика развития креатив. письм. речи» для студентов, обучающихся по прогр. акад. бакалавриата по направлению 44.03.05 «Пед. образование» профили «Рус. яз.» и «Лит.» / Шадр. гос. пед. ун-т, Гуманитар. ин-т, Каф. филологии и социогуманитар. дисциплин; сост. Н.Ю. Ланцевская. - Шадринск : ШГПУ , 2022. - 69 с. -Текст : непосредственный.

6. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. - Москва : Баласс, 2003. - 368 с. - Текст : непосредственный.

7. Российская Федерация. Министерство просвещения. О направлении методических рекомендаций" (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования») : письмо от 05.07.2022 N ТВ-1290/03. - Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : сайт. - URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-05.07.2022-N-TV-1290_03/ (дата обращения: 03.01.2024).

8. Погребняк, Е.В. Как провести внеурочное занятие, направленное на формирование функциональной грамотности обучающихся / Е.В. Погребняк. - Текст : электронный // Интерактивное образование : электрон. газ. - 2022. — № 104 (декабрь). - URL: http://io.nios.ru/articles2/122/3/kak-provesti-vneurochnoe-zanyatie-napravlennoe-na-formirovanie-funkcionalnoy (дата обращения: 14.02.2024).

9. Пупышева, С.В. Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности : презентация / С.В. Пупышева. - 26 слайдов. - URL: https://kirovipk.ru/wp-content/uploads/2022/04/globalnye-kompetenczii-kak-komponent-funkczionalnoj-gramotnosti.pdf (дата обращения: 13.02.2024). - Изображение : электронное.

10. Рождественская, Л. Формирование навыков функционального чтения : пособие для учителей : курс для учителей русского языка как родного / Л. Рождественская, И. Логвина. - URL: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf. - Текст : электронный.

11. Стригункова, М.Д. Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка / М.Д. Стригункова. - Текст : электронный // Мультиурок : сайт. - Курск, 2019. - URL: https://multiurok.ru/files/formirovanie-funktsionalnoi-gramotnosti-na-urokakh.html (дата обращения: 20.02.2024).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Т.В. Хильченко, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: tkhill@rambler.ru.

А.М. Сальникова, студентка 5 курса гуманитарного института, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: salnikova.lina@bk.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

T.V. Khilchenko, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of Germanic Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: tkhill@rambler.ru.

A.M. Salnikova, 5th year Undergraduate Student, Humanities Institute, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: salnikova.lina@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.