Научная статья на тему 'Приемы формирования навыков выразительного чтения в рамках групповых форм внеурочной деятельности'

Приемы формирования навыков выразительного чтения в рамках групповых форм внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выразительное чтение / внеурочная деятельность / групповая форма работы / основное общее образование / expressive reading / extracurricular activities / group work / basic general education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раева Елена Владимировна

В статье описываются продуктивные приѐмы работы формирования навыков выразительного чтения в рамках групповых форм внеурочной деятельности, способствующие развитию устной грамотности и эмоциональной выразительности у учащихся. Автор опирается на теоретическую классификацию видов внеклассной работы групповой формы проведения таких ученых как Л.Т. Ахмедова и О.В. Кон, и в соответствии с ней приводит конкретные примеры работы учителя, направленные на формирование умений и навыков выразительного чтения учащихся основной школы. Особое внимание уделяется особенностям работы над выразительным чтением в рамках кружковой деятельности. Обсуждаются практические аспекты внедрения в образовательный процесс рассматриваемых приѐмов в соответствии с грамотно построенной и системной внеклассной работой по литературе с целью повышения общего уровня читательской компетентности учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Techniques for developing expressive reading skills within group forms of extracurricular activities

The article describes productive methods for developing expressive reading skills within group forms of extracurricular activities that contribute to the development of oral literacy and emotional expressiveness in students. The author relies on the theoretical classification of types of extracurricular work in group form carried out by such scientists as L.T. Akhmedov and O.V. Kon and gives specific examples of teacher work aimed at developing the skills and abilities of expressive reading in primary school students. Particular attention is paid to the peculiarities of working on expressive reading within the extracurricular activities. The practical aspects of introducing the techniques under consideration into the educational process are discussed in accordance with well-constructed and systematic extracurricular work on literature in order to increase the overall level of the student’s reading competence.

Текст научной работы на тему «Приемы формирования навыков выразительного чтения в рамках групповых форм внеурочной деятельности»

УДК 372.882

Елена Владимировна Раева

г. Шадринск

Приемы формирования навыков выразительного чтения в рамках групповых форм

внеурочной деятельности

В статье описываются продуктивные приёмы работы формирования навыков выразительного чтения в рамках групповых форм внеурочной деятельности, способствующие развитию устной грамотности и эмоциональной выразительности у учащихся. Автор опирается на теоретическую классификацию видов внеклассной работы групповой формы проведения таких ученых как Л.Т. Ахмедова и О.В. Кон, и в соответствии с ней приводит конкретные примеры работы учителя, направленные на формирование умений и навыков выразительного чтения учащихся основной школы. Особое внимание уделяется особенностям работы над выразительным чтением в рамках кружковой деятельности. Обсуждаются практические аспекты внедрения в образовательный процесс рассматриваемых приёмов в соответствии с грамотно построенной и системной внеклассной работой по литературе с целью повышения общего уровня читательской компетентности учащегося.

Ключевые слова: выразительное чтение, внеурочная деятельность, групповая форма работы, основное общее образование.

Elena Vladimirovna Raeva

Shadrinsk

Techniques for developing expressive reading skills within group forms of extracurricular

activities

The article describes productive methods for developing expressive reading skills within group forms of extracurricular activities that contribute to the development of oral literacy and emotional expressiveness in students. The author relies on the theoretical classification of types of extracurricular work in group form carried out by such scientists as L.T. Akhmedov and O.V. Kon and gives specific examples of teacher work aimed at developing the skills and abilities of expressive reading in primary school students. Particular attention is paid to the peculiarities of working on expressive reading within the extracurricular activities. The practical aspects of introducing the techniques under consideration into the educational process are discussed in accordance with well-constructed and systematic extracurricular work on literature in order to increase the overall level of the student's reading competence.

Keywords: expressive reading, extracurricular activities, group work, basic general education.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) достижение планируемых образовательных результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность. Именно поэтому внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных)» [5]. Кроме этого, внеурочная деятельность

позволяет педагогу решить целый ряд очень важных задач обучения: обеспечить благоприятную адаптацию учащихся в школе, оптимизировать их учебную нагрузку, улучшить условия для развития, учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Внеурочная деятельность призвана решать задачи воспитания и социализации детей, а также реализовать их интересы, а не стать дополнительной частью работы, обязательной для выполнения. В практике функционирования российской системы образования внеурочная деятельность является обязательной, она направлена на повышение качества образовательного результата, несмотря на это, главным принципом внеурочной работы является добровольность.

Огромное значение в приобщении школьников к чтению художественных произведений, в формировании их читательской компетентности имеет методически грамотно организованная внеклассная работа по литературе. Внеурочная деятельность по литературе направлена на расширение знаний учащихся в области литературы, повышение читательской культуры, развитие творческих способностей и эстетического вкуса, а также на укрепление гражданских и нравственных позиций учеников. Цель внеурочной работы по литературе заключается в более глубокой работе и прочном освоении изученного на уроке материала, совершенствование навыков анализа художественного произведения, процесса выразительного чтения, а также развитие интереса к предмету и литературе в целом.

Внеурочная деятельность имеет большое значение в формировании и совершенствовании навыка выразительного чтения, порой намного больше, чем основная урочная. К сожалению, нельзя отрицать тот факт, что фронтальная работа на уроке редко дает высокий результат овладения навыком выразительного чтения. Учителя-практики отмечают, что более полная работа над выразительным чтением происходит в индивидуальной работе с учеником в различных формах внеклассной работы, например, в театральном кружке или в подготовке к конкурсу чтецов.

Вопрос по изучению внеклассной работы по литературе был рассмотрен такими учеными как Л.Т. Ахмедова и О.В. Кон. Они предлагают следующие виды внеклассной работы по литературе групповой формы:

1) Внеклассное чтение (выразительное чтение, инсценировка, художественное чтение наизусть, живое слово учителя);

2) Работа кружков (литературные, драматические, литературно-творческие кружки);

3) Читательские конференций (дискуссии, диспуты, викторины);

4) Литературные вечера (в том числе литературно-художественные, литературно-музыкальные вечера, подготовленные совместно с учителями других предметов);

5) Литературное краеведение;

6) Конкурсы чтецов;

7) Олимпиада по литературе;

8) Творческие встречи с писателями и поэтами [8].

Ведущие методисты считают, что внеклассное чтение, включая коллективное чтение и обсуждение книг, является главным и популярным видом внеклассной работы по литературе. «Внеклассное чтение - вид самостоятельного чтения учащихся, который осуществляется под руководством учителя на основе рекомендованных списков произведений, предложенных программой по литературе» [8]. Основная цель уроков внеклассного чтения не только курировать самостоятельное чтение школьников, но и побуждать это чтение, развивать интерес к книге, и вследствие этого формировать читательскую культуру учащегося. Методистами-словесниками еще XX века было определено, что читаемые школьниками вне класса книги гораздо сильнее влияют на воспитание и читательскую культуру, чем программная литература.

Важно отметить, что уроки внеклассного чтения должны планироваться в системе, в которой учитель предусматривает разумное сочетание произведений классики и современной литературы, тематическое разнообразие, сочетание произведений разных

жанров в соответствии с интересами учителя и учащихся, а также чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, концерт, викторина, экскурсия, собеседование и т.д.).

Существуют множество эффективных приемов проведения уроков внеклассного чтения, но нас интересуют именно те, которые формируют навык выразительного чтения. К таким мы можем отнести:

1) Выразительное чтение отрывков из произведения. Чтение фрагментов произведения может происходить как учителем, так и учащимися. Эти отрывки могут быть как ключевыми моментами произведения, так и просто интересными сценами, которые нашли отклик и интерес со стороны читающего, благодаря чему прочтение будет наиболее выразительным. Так, в 8 классе вполне возможно взять на рассмотрение зарубежное литературное произведение Джерома Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Одним из ключевых фрагментов произведения считается диалог главного героя - Холдена Колфилда с младшей сестрой Фиби, над которым классу дается возможность порассуждать после выразительного чтения учащихся по ролям:

«Но я ее не слушал. Мне пришла в голову одна мысль - совершенно дикая мысль.

- Знаешь, кем бы я хотел быть? - говорю. - Знаешь, кем? Если б я мог выбрать то, что хочу, черт подери!

- Перестань чертыхаться! Ну, кем?

- Знаешь такую песенку - «Если ты ловил кого-то вечером во ржи...»

- Не так! Надо «Если кто-то звал кого-то вечером во ржи». Это стихи Бернса!

- Знаю, что это стихи Бернса.

Она была права. Там действительно «Если кто-то звал кого-то вечером во ржи». Честно говоря, я забыл.

- Мне казалось, что там «ловил кого-то вечером во ржи», - говорю. - Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом - ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело - ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему. Наверное, я дурак...» [6].

2) Инсценировка. Данный прием заключается в разыгрывании ролей и игровых ситуаций, которые помогают лучше понять и запомнить произведение, а также непосредственно развивают навык выразительного чтения учащихся, их творческие способности. Инсценировка наиболее интересна учащимся младших классов. Например, для урока внеклассного чтения по Древнегреческим мифам (5-6 классы) учитель может заранее подготовить с более артистичными учащимися театрализованную инсценировку «Суд Париса» (на основе материала Н.А. Куна «Мифы Древней Греции»), что позволит детям в интересной форме изучить и запомнить материал.

3) Художественное чтение наизусть помогает учащимся лучше понять и запомнить произведение, развивает их память, умение анализировать и интерпретировать текст, и несомненно нужный нам навык выразительного чтения. Подобный вид работы может быть включен в урок внеклассного чтения в 9 классе по сонетам У. Шекспира или фрагментов пьесы «Ромео и Джульетта» (монолог Джульетты на балконе для девочек и монолог Ромео в саду Капулетти для мальчиков).

4) Живое чтение учителя. Общеизвестно, что первоначально именно пример выразительного чтения учителем является главным образцом в формировании выразительного чтения у школьников. Декламирование учителем художественного произведения развивает у учащихся чувство выразительности языка, умение анализировать и интерпретировать текст, а также улучшает их ораторские навыки и уверенность в себе. Современные школьники в наши дни испытывают трудности в чтении и понимании

поэтических произведений по причине великого множества эпитетов, метафор, аллегорий, сравнений и других фигур речи в произведении. Чтение учителем поэзии на уроке и его последующий анализ облегчает учащимся восприятие стихотворений, соответственно привлекая внимание к данному жанру литературы.

Одним из распространенных видов внеклассной работы по литературе считается кружок. Литературный кружок - это самодеятельное объединение учащихся, занимающихся углубленным изучением литературы [ 1 ]. Опыт работы учителей показывает, что в основном в качестве внеклассных мероприятий ведется кружковая работа. В теории выделяют кружки выразительного чтения, рассказывания, литературные, драматические, литературно-творческие. Однако на практике литературные кружки включают в себя все виды деятельности: и выразительное чтение, и анализ произведения, и постановка драматических произведений и многое другое.

Особо стоит отметить работу над выразительным чтением в рамках кружковой деятельности. В данном виде внеклассной работы наиболее детально рассматривается процесс выразительного чтения, который невозможен в полной мере в классной работе в виду времязатратности. Литературный кружок выразительного чтения - это занятия, на которых дети учатся читать произведения литературы с выражением и эмоциональной окраской, анализировать их содержание и форму, выражать свои мысли и эмоции. Кружок выразительного чтения предполагает не только изучение теории и практики чтения (интонация, повышения и понижения голоса, различные виды пауз и ударения), а также участие в конкурсах и творческих проектах, посещение театров и музеев. Литературный кружок выразительного чтения позволяет учащимся максимально развивать свои творческие способности, улучшать речь и технику чтения, расширять свой кругозор.

Одним из упражнений, которое можно применять в рамках кружка по выразительному чтению, является чтение текста с передачей эмоций. Для этого выбирается короткий текст - стихотворение или отрывок из книги (например, стихотворение «Осень»

A.С. Пушкина) и чтение его учащимся несколько раз с разными эмоциями: радостью, грустью, удивлением, страхом и т.д. Также можно предложить читающему изменять интонацию, громкость и скорость чтения. Другим упражнением может быть чтение текста на время, при этом школьник должен сохранять выразительность чтения. Важно, чтобы упражнения были интересными и разнообразными, содержали достаточное количество эмоциональных слов и фраз, чтобы читающий был заинтересован в процессе и мог проявить свою выразительность в полной мере.

В рамках литературного кружка могут быть включены различные виды внеклассной работы по литературе, которые некоторые педагоги выделяют особо. Это раздел литературного краеведения, в рамках которого учащиеся могут изучать произведения литературы, связанные с историей и культурой региона, а также биографии и творческий путь писателей-соотечественников. Внеклассные занятия литературным краеведением позволяют осознать связь литературы с жизнью, увидеть обстоятельства и окружающую среду, которые послужили материалом для творчества писателя, а также понять, каким образом литература отражает историю и культуру родного региона.

В Курганской области на уроках литературного краеведения изучают произведения писателей, связанных с историей и культурой региона. Ученики знакомятся с творчеством

B.К. Кюхельбекера, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.Ф. Мерзлякова, К.Д. Носилова, В.Ф. Потанина, С.А. Васильева, А. М. Пляхина, А.Н. Еранцева и многих других. В частности, учителям города Шадринска и Шадринского района на уроках литературного краеведения стоит включать в учебную программу биографию и творчество шадринских поэтов, например, А.М. Виноградова («Ты - человек!», «Нет правды без любви к природе», «Лицом к мирозданью» и др.) и В.И. Юровских («На Барнёвке», «Материнское благословление», «Журавлиные корни» и др.). Творчество зауральских писателей заслуживает внимания как источник информации о жизни и культуре Курганской области, как пример

литературного наследия региона, который сближает и приобщает учащихся к творческому достоянию родного края.

Отдельно стоит отметить театральные кружки. Школьный театр как традиционная форма организации коллективного детского художественного творчества всегда имела значимость в развитии и воспитании школьников. Во всех школьных моделях прошлого можно найти место театра: и в Царскосельском лицее, и в школе Сухомлинского, и в школе Макаренко, и сегодня в российских школах действуют школьные театры, в которых артистами и зрителями являются дети [2]. В современной социокультурной ситуации в связи модернизацией образования и введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения особенно остро стоит вопрос художественного воспитания обучающихся через внеурочную деятельность [5]. Школьный театр в рамках внеурочной деятельности в полной мере имеет место.

Работа театрального кружка вбирает многие виды направлений: ритмопластика, культура и техника речи, основы театральной культуры, актёрское мастерство, сценическое движение.

Нас же интересует взаимосвязь театрального искусства внеурочной деятельности с формированием навыка выразительного чтения у учащихся. Определенно выразительное чтение школьника становится совершеннее, если он занимается в театральном кружке. На это влияет работа над культурой и техникой речи:

- игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата;

- упражнения на развитие и совершенствование логики речи;

- упражнения по произнесению скороговорок и стихов;

- тренировка четкого произношения согласных в конце слова;

- обучение нахождение ключевых слов в тексте и выделение их голосом;

- упражнения на правильное использование интонации, разнообразных эмоциональных состояний.

Театральный кружок играет важную роль в развитии умений и навыков выразительного чтения. В рамках театральной работы учащиеся изучают произведения литературы, учатся их выразительно воспроизводить. Они изучают способность выражать эмоции и чувства, используя различные интонации и ритмы, работают над своей дикцией и произношением. Кроме того, театральный кружок способствует развитию уверенности в себе и своих способностях, а также учит работать в команде и сотрудничать с людьми. Именно поэтому можно утверждать, что театральный кружок является важным инструментом в развитии умений и навыков выразительного чтения и устной речи. Для постановки детского спектакля в основной школе рекомендуются классические пьесы, такие как «Ромео и Джульетта» и «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Ревизор» Н.В. Гоголя и многие другие.

Читательские конференции, включающие в себя дискуссии, диспуты, викторины, в некой мере формируют навык выразительного чтения, но это не является их первоочередной задачей. В данном виде внеклассной работы возможны к рассмотрению как теоретические аспекты выразительного чтения, так и практические. К примеру, учитель может предложить учащимся монотонно прочитать отрывок из рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», не обращаясь к эмоциям и знакам препинания, а затем обсудить, вызвало ли такое прочтение какие-либо чувства, внутренний отклик.

«...Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями.

Сначала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!...» [3].

Затем учитель может попросить класс выразительно прочитать этот отрывок, используя различные интонации, эмоции, соблюдая пунктуационные знаки. Результатом конференции может считаться проведенная учителем дискуссия о том, как выразительное чтение влияет на восприятие произведения, какие эмоции оно вызывает, и какие техники выразительного чтения могут быть использованы для передачи этих эмоций. Задача учащихся - высказывать свои мнения, делиться впечатлениями о произведении и о том, как они его воспринимают.

Следующий вид внеклассной работы по литературе - литературные гостиные. Это способ реализации творческого потенциала учащихся, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения. Литературная гостиная есть специфическая форма досуговой и познавательной деятельности. Основной принцип - осуществление деятельностного подхода к осмыслению литературы, реализация творческих способностей школьников, их гуманитарного потенциала.

Литературные вечера - самый эмоциональный и в то же время массовый вид внеклассной работы. В подготовке к мероприятию может быть задействована вся школа -одни выступают в роли организаторов, а другие в роли зрителей. Следовательно, по охвату учащихся литературно-художественные вечера подразделяются на массовые (общешкольные), смежные (для смежных или параллельных классов) и камерные (один класс или группа учеников) [4].

По характеру программы различают тематические вечера (например, «Сказки А.С. Пушкина»), игровые вечера (в основе которых постановка сцен или коротких пьес («Басни И.А. Крылова»), музыкальные (романсы, песни, связанные с литературным произведением («Песни военных лет 1941-1945 гг.»), вечера чтецов (в том числе конкурсные) [7]. Темы литературных гостиных связаны с изучаемым базовым курсом литературы и углубляющим. Это могут быть юбилейный вечера, посвященные круглой дате какого-либо события, в котором рассматривается творчество ряда писателей (например, в октябре 2023 года исполняется 445 лет первой книге мирского назначения - русский букварь «Азбука» Ивана Федорова), либо же отдельным писателям и их крупным произведениям (так, в 2024 году исполнится 225 лет со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина).

Подготовка и проведение литературных гостиных очень сложна и трудоемка, включает в себя множество подготовительных этапов: подбор литературного материала, написание сценария, подбор актерского состава для инсценировки, углубленное изучение биографии писателя и его творчества, работа с музыкальными и художественными материалами, создание костюмов, декораций и многое другое [4]. В связи с этим, данный вид внеклассной работы по литературе требует особого контроля и помощи со стороны учителя, но главным принципом все же остается самостоятельность учащихся в подготовке мероприятия. Педагог выступает в роли куратора и наставника. Главные действующие лица - дети. Часто учителя забывают об этом и, например, берут на себя обязанности сценариста или ведущего вечера, однако это вполне осуществимо самими учащимися. Более того, это развивает их самостоятельность и творческие, сценические способности.

Как правило, стандартная структура проведения литературной гостиной включает сбор гостей, представление и знакомство с участниками и гостями, обращение внимания на символ мероприятия (обычно это ритуал зажжения свечи), поэтическое вступление в тему,

сценическая реализация, отклик зрителей (получение обратной связи, пожеланий, замечаний).

Важно отметить, что литературные гостиные - это не только углубление в школьную программу по литературе и искусству, более близкое знакомство с писателями, поэтами, но и привлечение учащихся к искусству слова, к работе с текстом, расширение их кругозора, возможность каждому ученику проявить свои таланты и способности. Литературные вечера решают актуальную для нас проблему - развивают навык выразительного чтения. Для участников это проявляется в виде индивидуальной работы над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение художественных произведений, выполнение упражнений по технике речи). Зрители, находясь в пассивной роли участия мероприятия, развивают навыки выразительного чтения в процессе слушания художественного прочтения произведений.

Другой вид внеклассного мероприятия - конкурс чтецов, который может выступать в самостоятельном статусе, или же быть включенным в более массовое, например, в литературную гостиную. Конкурс чтецов - одна из форм культурно-массовой и воспитательной работы. Такое мероприятие может быть посвящено юбилеям поэтов, литературных деятелей, юбилею города и области, другим знаменательным и памятным, культурным, краеведческим и историческим датам (например: «Живая классика», «Стихи любимых поэтов», «Мы о войне стихами говорим», «Моя Родина, мой край!» и пр.). Конкурс чтецов позволяет учащимся проявить свою творческую активность, приобщиться к лучшим отечественным и мировым образцам художественной литературы и поэзии.

Отметим, что участвовать в подобных конкурсах изъявляют желание школьники, которые уже имеют способности и навыки выразительного чтения, поэтому подготовка к данному мероприятию направлена не на формирование базовых умений выразительного чтения, а на их совершенствование. В этом случае работа учителя как наставника с учеником будет более усердной и углубленной. Не стоит забывать, что конкурс чтецов подразумевает в себе оценку не только выразительного чтения, но и актерскую игру конкурсанта, его мимику, жесты, понимание прочитанного.

Олимпиада по литературе как вид внеклассной работы проводится между школьниками разных классов с целью выявления лучших и разносторонних знаний в области литературы. Олимпиады могут проводиться на уровне школы, региона или всей страны. Задания могут включать в себя вопросы о произведениях литературы, литературных терминах, анализ текстов и другие задачи, которые проверяют понимание и знание литературы. Такой вид соревнования не обучает умениям и навыкам выразительного чтения, но имеет возможность проверить и закрепить теоретические знания в этой области: виды ударений, различия и особенности стихотворных размеров, графические обозначения пауз и т.д.

Менее популярным, но очень важным внеклассным мероприятием по литературе для развития навыков и умений выразительного чтения считается встреча с писателями и поэтами. Такие встречи необходимо проводить для расширения кругозора учащихся, понимание творческой сферы и труда писателей, а также воспринимать прочтение художественного произведения из «первых уст». Творческо-литературные встречи могут разделяться по принципу общения: диалоговые, где преобладает живое общение и элементы дискуссии, и монологовые - рассказ писателя о себе, своем творчестве и его ответы на вопросы аудитории. Проблема подобного мероприятия заключается в сложности его организации. Не многие писатели готовы проводить творческие безвозмездные встречи в школах, а в провинциальных городах, селах и деревнях практически нет признанных писателей, которые могли бы научить чему-либо. Поэтому встречи с литераторами, писателями и поэтами особо ценны и должны проводиться с учениками по мере возможности.

Каждый рассмотренный в статье вид внеклассной работы и приёмы формирования навыков выразительного чтения при умелых организации и проведении представляют не только возможность развития умений и навыков выразительного чтения, но также интерес и педагогическую ценность. Внеклассная работа требует от учителя неустанного труда, большой затраты времени и сил. Но он находит в ней удовлетворение, видя, как развиваются его ученики, как становятся духовно богатыми людьми. В этом труде его поддерживает сознание того, что он вносит свой вклад в решение большой задачи, такой, как воспитание совершенного человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Майман, Р.Р. Выразительное чтение в системе учебной и внеклассной работы по литературе в школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.00 / Майман Роберт Робертович. -Ленинград, 1967. - 490 с. - Текст : непосредственный.

2. Никитина, Е.Е. Обучение выразительному чтению в дореволюционной школе России: концепция В.П. Острогорского / Е.Е. Никитина. - Текст : электронный // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 4 (7). - С. 148-155. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-vyrazitelnomu-chteniyu-v-dorevolyutsionnoy-shkole-rossii -kontseptsiya-v-p-ostrogorskogo.

3. Паустовский, К.Г. Корзина с еловыми шишками / К.Г. Паустовский - Москва : Махаон, 2022. - 120 с. - Текст : непосредственный.

4. Пунтус, Ю.И. Литературные гостиные как форма работы над творческим саморазвитием личности / Ю.И. Пунтус, С.А. Рашидова. - Текст : электронный // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 8. - С. 150-154. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literaturnye-gostinye-kak-forma-raboty-nad-tvorcheskim-samorazvitiem-lichnosti.

5. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ от 17 дек. 2010 г. № 1897 : ред. от 11 дек. 2020 г. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Текст : электронный.

6. Сэлинджер, Дж.Д. Над пропастью во ржи / Дж.Д. Сэлинджер ; пер. с англ. Р.Я. Райт-Ковалевой. - Москва : Э, 2017. - 272 с. - Текст : непосредственный.

7. Трегубова, Н.Е. Работа над выразительным чтением учащихся на уроках литературного чтения / Н.Е. Трегубова. - Текст : электронный // Молодой ученый : электрон. науч. журн. - 2014. - № 18 (77). - С. 655-657. - URL: https://moluch.ru/archive/77/13346/.

8. Eshniyazova, E. Внеклассная работа по литературе / E. Eshniyazova. - Текст : электронный // SAI. - 2022. - № B8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneklassnaya-rabota-po-literature.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.В. Раева, ассистент, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: lena.korotovskikh@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.V. Raeva, Instructor, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: lena.korotovskikh@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.