Научная статья на тему 'ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ'

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
848
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИТЕРАТУРА / ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубова Светлана Павловна

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности по литературе. Автор предлагает опыт организации внеурочной деятельности по литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ»

- принцип эстетической организации среды, сочетающий при этом привычные и неординарные элементы;

- принцип открытости - закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

- принцип половых и возрастных различий, как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Построение развивающей среды с учетом индивидуальных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию творческого потенциала личности ребенка.

Окружающая среда создается с учетом следующих задач:

- обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей;

- поддержание познавательной активности детей и обеспечение её дальнейшего роста;

- создание условий для реализации усвоенных им на занятиях способов действия, приобретенных знаний;

- создание условий для эмоционального проживания различных ситуаций с целью осмысления переживаемых содержаний.

Предметная среда должна постоянно содержать в себе признак новизны и проблемности. Она должна быть насыщенной, разнообразной, меняющейся, эмоционально привлекательной.

Одним из условий влияния окружающей среды на развитие ребенка является участие находящегося рядом взрослого. Он может стимулировать познавательную деятельность детей, поддерживать имеющийся них интерес, обеспечивая их материалами для экспериментирования, играми, игрушками, отвечая на многочисленные вопросы или предлагая новые сферы деятельности.

Литература

1. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: АСТ, 1995.

2. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей / Н.Ф. Виноградова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С. 25-27.

3. Выготский Л.С. Детская психология // Л.С. Выготский. Собрание сочинений. - Т. 4. - М., 1982. - 386 с.

4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н.Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

5. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир / Н.Г. Денисенко // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - 100 с.

УДК 37

Зубова С.П.

Формы организации внеурочной деятельности обучающихся по литературе

Аннотация

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности по литературе. Автор предлагает опыт организации внеурочной деятельности по литературе.

I Ключевые слова: внеурочная деятельность, организация внеурочной деятельности, формы внеурочной деятельности, литература.

елью современного образования является I развитие личности учащегося. Сегодня обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их последствия, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу своей страны.

Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность, так как именно собственное действие ребенка может стать основой формирования его способностей. Перед нами, педагогами, ставится задача создания условий, подталкивающих учащихся к развивающей деятельности. Приоритетным является сегодня духовно-нравственное воспитание и развитие, станов-

ление личностной культуры, формирование важнейших жизненных ценностей.

Одним из ресурсов, способствующих достижению личностных, метапредметных и предметных результатов - тех новых результатов образования, которые определены в новом стандарте образования -является наряду с урочной внеурочная деятельность. Развитие индивидуальных способностей, познавательной и творческой активности, самостоятельности мысли учащихся неизбежно связано с внеурочной работой. Это мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, средство расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках.

Особенностью внеурочной деятельности по литературе является то, что она основывается на работе с книгой. Еще С. Залыгин сказал: «Чтение действует на наше сознание в целом, на все его развитие и самую способность его к развитию». Оно заставляет мыслить, служит воспитателем эмоций и нравственных чувств.

Главными её принципами являются принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся, принцип развивающего обучения, принцип занимательности. Эффективность внеурочной деятельности по литературе обеспечивается разнообразием её форм. Разрабатывая программу, включаю в неё как индивидуальные, так и массовые формы (деятельность обучающихся при проведении литературных гостиных, вечеров, праздников, спектаклей, литературных игр, конкурсов чтецов, конкурсов презентаций, литературно-музыкальных композиций, литературных встреч). На занятиях по теме «Художественное слово Русского Севера» приобщаю детей к творчеству лучших писателей и поэтов-северян. Рассмотрим подробнее некоторые из форм.

Литературные гостиные «Поэзии живые строки» в рамках внеурочной деятельности традиционно провожу в последней декаде марта, приурочив ко Всемирному дню поэзии. Посвящаю их творчеству поэтов-северян. Так, в 2021 году мероприятие проводилось в честь юбилея русского поэта Н.М.Рубцова, в раннем детстве жившего в нашем городе, и в гости к школьникам приходил поэт-земляк, лауреат премии им. Н.М. Рубцова, Павел Антонович Захарьин. А в 2022-м исполнялось 85 лет северной поэтессе Ольге Фокиной, члену Союза писателей России, и подготовленный литературный праздник был посвящен ее жизни и творчеству. Своим отношением к творчеству Ольги Фокиной поделилась её землячка, гостья праздника - известная в Няндоме поэтесса Надежда Алексеевна Теплухина. Работа по подготовке гостиной распределялась с учетом желания ребят: под руководством учителя юные исследователи работали с литературой о жизни и творчестве поэта, анализировали и отбирали материал для сценария литературно-музыкальной композиции «Я живу на миру, не горбясь», составляющей первую часть мероприятия; писали отзывы о понравившихся произведениях. Ведущие и чтецы готовили выразительное чтение. В творческой мастерской шла работа над оформлением стенда, созданием рисунков, продумывалось украшение помещения. Юные стихотворцы имели возможность выступить со своими произведениями. С каждой группой ребят проводила индивидуальную работу. Таким образом, каждый ребенок в ходе подготовки гостиной мог проявить и развить свои способности. Содержание литературного материала имело воспитывающий характер и служило обогащению духовного мира ребенка. В увлекательный рассказ, сопровожденный компьютерной презентацией, включалось прослушивание аудиозаписей выступлений самих поэтов, песен на их стихи. (Например, о страданиях в лихую годину войны - аудиозапись стихотворения «Станут слезы комом» в исполнении О. Фокиной, песни на стихи поэтессы «Я с детства живу борьбою», «Звездочка моя ясная» - произведения о жизненной стойкости

и великой силе любви). Доступные для понимания и такие близкие нам по тематике и образам стихи земляков развивают воображение, побуждают ребят к творчеству. К встречам они готовили свои стихи! Исполнение художественного чтения проводилось в виде конкурса на лучшего исполнителя, которым затем были вручены памятные призы, грамоты, каждому - сертификат об участии в конкурсе чтецов. Литературным гостиным свойственна атмосфера душевного подъема и радости.

Вечера, спектакли (постановки) как составляющие внеурочной деятельности по литературе позволяют ученикам погрузиться в атмосферу творчества писателя, увидеть его глазами современников. Огромный интерес вызвали у наших обучающихся такие вечера-спектакли, как «Поэт и Муза» (А.С. Пушкин), «Золотые словеса», посвященный Б.В. Шергину, «Поэзия и русский романс». Структурными компонентами вечеров были постановки сцен из жизни авторов, основанные на воспоминаниях современников, дневниковых записях, произведениях самих писателей (например, «Детство в Архангельске» Б.В. Шергина). Отбирался материал, раскрывающий лучшие черты характера замечательных людей (благородство, совестливость, человеческое достоинство), их чувства. Такая постановка может включать художественную декламацию и мелодекламацию, музыкальные, танцевальные номера (скажем, Пушкин на балу у Йогеля), как мы делали на вечерах о поэтах. Вечера позволяют развивать самые разные таланты детей, память (все тексты читаются наизусть), выразительность речи, актерское мастерство. На вечере по прозе (в нашем случае, по произведениям Б.В. Шерги-на) в отдельную часть выносится исполнение инсценировок произведений писателя. Постановки придают вечеру особую эмоциональность, будят воображение, благодаря им восприятие сообщаемого материала становится более глубоким и ярким, воспитывающим. А можно подготовить в соответствии с темой вечера разнообразные занимательные задания и игры. К вечерам мы готовили наглядно оформленный иллюстративный материал, в том числе литературные газеты, выставки по теме вечера. Обязательным элементом в подготовке к вечеру является создание творческой группы, которая занимается составлением с помощью учителя программы вечера, распределением всех видов работ между классами, установлением сроков изготовления наглядных пособий, назначение репетиций, оформлением пригласительных билетов для гостей вечера. Ребята готовят костюмы, реквизит, декорации. Неоценимую помощь могут оказать родители. Каждый класс выделяет для подготовки вечера лучших чтецов, певцов и музыкантов и художников. Подготовка к вечеру способствует развитию духовно - нравственных качеств личности, культуры поведения, познавательных интересов, формированию дружного сплоченного коллектива. Литературные вечера, несомненно, оставляют неизгладимый след в памяти их участников, помогают ближе узнать и полюбить литературу, развивают художественный вкус.

Неотъемлемой частью программы внеурочной деятельности являются литературные конкурсы (КВНы,

викторины) - это соревнования, имеющие целью выделить наилучших участников, наилучшие работы (С.А. Ожегов). Такие соревнования провожу в рамках Недели филологии либо после изучения большого раздела по литературе. Целью является проверка знаний и умений учащихся, развитие творческих способностей. Отличительная особенность этого вида внеклассной работы - обязательное присутствие игровых моментов. В практике моей работы - литературный КВН, викторина «Счастливый случай», игра «Что? Где? Когда?» (по названию популярных телевизионных передач). Эти конкурсы носили обобщающий характер, включали задания на знание теории литературы, текстов и героев произведений, биографий писателей, литературных мест России и т. д. Проводила конкурсы между командами, представляющими разные группы одного класса, и между смешанными командами из учащихся разных классов. Некоторые вопросы друг для друга команды готовили сами. Но помогала сориентироваться в учебной, научно-популярной литературе, выбрать из большого количества материала наиболее интересные задачи. Вопросы-задания предлагаю поочередно командам в целом или их представителям. После коллективного обсуждения вопроса и принятия решения капитаны (либо члены команды) сообщают ответы. Домашнее задание командам - творческое (инсценирование, слово в защиту родного языка и др.). Участие в конкурсах заставляет погрузиться в материал, учит работать в команде, эффективно общаться, воспитывает чувство ответственности, вызывает переживание за успех группы.

Традиционно включаю в программу внеурочной деятельности долгожданные литературные встречи - это приезд в школу по специальному приглашению писателя, поэта или человека, лично знавшего талантливого автора. Такие встречи требуют определенной подготовки. Чем больше узнают учащиеся о его жизни и творчестве, тем лучше. Это повышает интерес к его личности и книгам. Не оставили равнодушными учащихся нашей школы встречи с выходцами из Няндомы поэтом Дмитрием Алексеевичем Ушаковым, писателем, поэтом и сценаристом Александром Валерьевичем Александровым. Ребята готовили для громкого чтения понравившиеся стихи и отрывки из прозы. Солисты и юные музыканты разучивали песни, написанные композиторами на слова поэта. Были проведены литературно-краеведческие разыскания учащихся, связанные с предстоящей встречей, так перед приездом из Санкт-Петербурга А.В. Александрова старшеклассники беседовали с его родными (матерью, братом), собирали материал о писателе-земляке в СМИ, знакомились с описанными в его произведениях местами, фотографировали памятные места (в том числе дом, в котором писатель родился и жил). Вместе с учащимися обдумывали, как лучше устроить выставку книг писателя, что показать на ней из литературного творчества школьников, как оформить стенд, посвященный этому событию, продумывали вопросы интервью. Живой рассказ гостей, чтение ими произведений, подаренные книги неизменно вызывают большой интерес детей. В ходе встреч - во время выступления и после

него - завязывается беседа. Школьники расширяют свои знания, развивают коммуникативные навыки, умения задавать вопросы и высказывать свои суждения, т. е. развивается их речь. Литературные встречи способствуют приобщению как можно большего количества учащихся к литературному краеведению и чтению. Живое слово современника, согретое человеческим теплом, способно оказать очень сильное воздействие на школьников.

На занятиях внеурочной деятельности по литературе обучающиеся занимаются созданием различного рода творческих продуктов: буклетов, поэтических альманахов, литературных газет, презентаций, сборников творческих работ. Выполненный учащейся буклет памяти Д.А. Ушакова мы передали его жене, ныне живущей в г. Москве, и преподнесли в дар гостям конкурса чтецов в честь поэта «Его поэзия жива». А после изучения темы «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов» в 6 классе предложила детям обратиться к историям семей, после чего, поработав индивидуально над совершенствованием сочинений о том, как воевали их прадеды, мы создали своеобразную Книгу памяти, куда вошли рассказы детей, копии фотографий и снимки семейных реликвий (наград, писем, документов).

Занимаясь с учащимися исследовательской работой, учу добывать и применять знания, самостоятельно мыслить, анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать материал, описывать результат. Темы исследований выходят за рамки школьного курса, находятся на стыке нескольких областей знаний, позволяют проявить индивидуальность. Работая над исследованиями творчества малоизвестных северных писателей, мы проводили литературно-краеведческие разыскания: например, выезжали в деревню Андреевскую, чтобы собрать материал о совсем недавно жившем здесь уникальном человеке, сказочнике Панфиле Миныче Богданове, беседовали с его вдовой, знакомыми, фотографировали памятные места. Готовые исследовательские работы представляются ребятами на школьных, а лучшие - на районных научно-исследовательских конференциях, Ломоносовских чтениях.

Условием успешной реализации программы внеурочной деятельности по литературе, несомненно, является сотрудничество с библиотекой, историко- краеведческим музеем Дом Няна, при непосредственном участии специалистов нами подготовлены и проведены мероприятия по литературному краеведению - «Северная вечорка», «Путешествие в Страну Читалию», «Не хлебом единым» и другие.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что внеурочная деятельность по литературе дают учителю неограниченные возможности, во-первых, для развития у школьников общеучебных, интеллектуальных и речевых умений: умения самостоятельно подобрать материал, составить по нему доклад или провести беседу; навыков правильной литературной речи; навыков публичных выступлений; умения пользоваться разнообразными словарями-справочниками и др.; во-вторых, для развития творческих способностей учащихся (со-

*

ставление грамматических загадок, шарад, кроссвордов и т. д.; написание небольших сочинений или рассказов на грамматические и свободные темы); и, наконец, для приобщения школьников к научно-исследовательской работе, к научному поиску, пускай еще не совсем само-

стоятельному. Внеурочная деятельность позволяет учащимся проявить свой творческий потенциал, побуждает их самих стать активными участниками литературного процесса, значительно повышает интерес к литературе, развивает интеллект.

Литература

1. Копылова Н.А. После уроков: организация внеклассной работы с учащимися старших классов по литературе: книга для учителя: из опыта работы / Н.А. Копылова. - М.: Просвещение, 1989.

2. Чернова Н.А. Творческая деятельность как средство развития личности учащегося: учеб. пособ. / Н.А. Чернова. - Кемерово: Кузбассвуиздат, 1995.

3. Шило Т.Б. Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики») / Т.Б. Шило // Проблемы и перспективы развития образования: мат. II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г). - Пермь: Меркурий, 2012.

4. Зубова С.П. Цифровые образовательные ресурсы в дополнительном образовании (из опыта применения на занятиях литературного кружка) / С.П. Зубова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://narfu.ru/upload/mediaHbrary/4M/Zubova-S.P_.pdf (дата обращения: 25.01.2023).

УДК 37

DOI 10.21661/Г-558868

Мороз Е.М.

Воспитание патриотизма учащихся в начальной школе

Аннотация

В статье рассматривается проблема воспитания патриотизма учащихся в начальной школе. Автор предлагает методическую разработку внеурочного занятия с использованием информационно коммуникативных технологий. На занятии были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

| Ключевые слова: формирование патриотизма, личностные результаты, внеурочное занятие, результат образовательной деятельности, задачи учителя начальной школы.

На сегодняшний день воспитание патриотизма у школьников одна из главных задач. Оценка личностных результатов в начальной школе строится на сформированности патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

Главные задачи учителя начальной школы, направленные на формирование патриотического воспитания у учащихся:

- формировать любовь к Родине;

- развивать любовь и уважение, к своему народу, его прошлому;

- воспитывать любовь к родному языку;

- формировать готовность защищать Родину и трудиться на благо Родины;

- воспитывать ответственность за то, каким будет будущее нашей страны.

Результатом образовательной деятельности, направленной на формирование патриотического воспитания является портрет выпускника начальной школы: умеющий добывать информацию, способный организовать свою деятельность, познающий мир, любящий Родину, свой край, понимающий ценности семьи и общества, умеющий высказывать свое мнение.

Внеурочные занятия дают возможность создать необходимые условия для воспитания чувства любви к Родине,

осмысления нравственных ценностей. Через содержание определенного тематического материала можно передать опыт человечества, образцы духовности, гуманизма.

Приведу в качестве примера внеурочное занятие в третьем классе.

Тема - «Герой Великой Отечественной войны наш односельчанин Юдин Владимир Георгиевич».

Цель - формировать уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.

Задачи:

- воспитывать у учащихся патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою малую Родину;

- познакомить учащихся с подвигом Юдина В.Г. героя ВОВ;

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, бумага для письма.

Форма: тематическая беседа.

Ход занятия.

Вступительная беседа (слайд 1).

Учитель: Ребята, как вы думаете, какому событию будет посвящен наш сегодняшний урок? (Ответы детей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.