ф
Эксперимент и инновации в школе № 5/2015
Наши великие соотечественники
Е.Л. Абрамян
Изучение жизни и творчества С. Есенина посредством внеурочной деятельности как формы организации учебно-воспитательной работы
Аннотация
Данная статья демонстрирует последовательный и системный подход к формированию личности с осознанной позицией, морально-этической ориентацией на культурно-исторические нормы общества посредством изучения жизни и творчества С.А. Есенина в рамках внеклассной работы.
учебно-воспитательная деятельность, творчество, поэзия, мероприятие, внеурочная работа, осмысление, разноуровневое обучение, потенциальные способности, область знания, общедидактические принципы._
Сергей Есенин — то не просто имя,.
России стихотворная душа.
(Т. Зубкова)
Успех усвоения литературы в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внеурочная работа, которая помогает учителю более тщательно изучить воспитанников и совершенствовать их подготовку, повышает общий культурный уровень школьников, вызывает стойкий интерес к предмету, вырабатывает художественный вкус. Учеников привлекают разнообразные формы этой работы, появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, глубже познакомиться с произведениями художественной литературы.
В основе организации внеклассной работы, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности, доступности, система-
тичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности [1]. Наряду с ними имеются еще такие специфические методические принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой — формы, виды и методы проведения внеклассной работы.
Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному. Это и эпизодические мероприятия, проводимые в отдельных классах, и общешкольные мероприятия, и систематические занятия (кружок, клуб). Следует заметить, что проведение эпизодических мероприятий обычно вызывает у учащихся кратковременный интерес низшего уровня, интерес к факту мероприятия, а не к предмету [3]. Поэтому эффективность такой работы сравнительно мала. Принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически.
Интерес к внеклассной работе поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью форм и видов, отличных от уроков.
При планировании внеурочной работы учитываются специфические особенности различных видов деятельности. Объём и содержание деятельности на каждом возрастном этапе отвечают уровню и характеру психического развития учащихся. Поэтому при планировании внеклассной работы необходимо учитывать частоту проведения, а также методику подготовки тех или иных видов мероприятий, т.е. планировать работу следует так, чтобы она не создавала перегрузки учащихся и в то же время обеспечивала их равномерную, регулярную работу.
Так, отношение к лирике С. Есенина на разных этапах разное. Но в результате на последнем этапе важно подвести ученика к осмыслению того, что произведение есть отражение авторского миропонимания, а его творчество — отражение процесса формирования, изменения взглядов. Автор ведет диалог с прошлым, настоящим и обращен в будущее, которому принадлежит современный читатель.
Итак, задача учителя: раскрыть наиболее сильные стороны Есенина, показать то, что делает его поэтом большого масштаба, обогатившим русскую и мировую поэзию, но при этом выработать личностное отношение к творчеству поэта. Здесь, как мне кажется, уместно применить разноуровневое обучение, чтобы предоставить шанс каждому ученику развить свои потенциальные способности. Исходя из этого, мне представляется целесообразным следующее распределение видов деятельности внеклассной работы:
1. Экскурсионная деятельность. Ежегодно: 5 класс-село Константиново; ознакомительная экскурсия с жизнью и творчеством поэта, а также посещение школьного музея; 6 класс — дом-музей Есенина в Москве; 7 класс — «Есенинская Москва»; 8 класс — посещение Свято-Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупово, знакомство с историческими местами Рыбновского района Рязанской области, посещение литературного музея в селе Константиново; 9 класс — посещение школы-музея Есенина в г. Спас-Клепики.
2. Проектно-исследовательская деятельность. Ежегодно: тематика в зависимости от возраста и особенностей детей.
3. Литературная гостиная: 1) литературно-музыкальная композиция, 2) конкурс чтецов (преемственность, от старших к младшим).
Работа ведется по разным направлениям, но общей для всех главной задачей является зна-
комство школьника с произведениями поэта, не вошедшими в основную государственную программу, и их изучение. Она позволяет дополнить и углубить традиционные разделы школьного курса литературы, изучающие жизнь и творчество Есенина.
Целью экскурсионной деятельности является углубить знания учащихся о жизни и творчестве С. Есенина, развить познавательную активность школьников, воспитать чувство любви к малой Родине. Не вижу необходимости подробно рассказывать об экскурсионной деятельности. Скажу только, что результатом экскурсий становится изменение восприятия учащимися жизни и творчества поэта, ближе становится есенинская земля, что находит отражение в фотоальбоме со словесным описанием экскурсий по есенинским местам, а также в прозаических и поэтических миниатюрах о личном восприятии Сергея Есенина. Но самым главным здесь являются, конечно же, впечатления и эмоции учащихся.
Программа проектно-исследовательской деятельности составлена в соответствии с возрастными особенностями детей. Целью ее станет осмысление учащимися художественного мира творчества Есенина, знакомство с научными текстами, формирование самостоятельного общения с книгой, умение анализировать прочитанное. Остановлюсь на одной из работ, выполненной учащимися 5 класса. Продуктом этой работы стал сборник. В процессе работы над сборником, дети прослеживают стремление автора к поэтической емкости и выразительности каждого образа.
По итогам работы выявились знания из разных областей: история и обществознание, ботаника, изобразительное искусство, литература, а также культура разных народов с их бытом, нравами, отношением к жизни. Знание хотя бы некоторых элементов может позволить детям глубже понять красоту и неповторимость поэзии Есенина. Исследовательская деятельность дополняет учебную работу и приносит положительные результаты [3].
Литературная гостиная включает в себя два вида работ. Это конкур чтецов и литературно-музыкальная композиции. Здесь я также применяю разноуровневое обучение, потому что развитие способностей эффективно, если давать ребёнку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.
Так, конкурс чтецов строится следующим образом. Более сильные по уровню подготовки ученики старшего возраста проводят это мероприятие, а
Изучение жизни и творчества С. Есенина посредством внеурочной деятельности как формы организации учебно-воспитательной работы
учитель в данном случае является координатором. В этом прослеживается преемственность классов от старших к младшим и трансляция опыта, передача традиций от класса к классу по мере взросления. Такая систематическая работа с последовательным переходом от простого к сложному позволяет ученику работать на доступном на сегодняшний день уровне с последующим усложнением.
Литературно-музыкальная композиция способствует повышению познавательного интереса учащихся к теме и их активности, развитию их артистических способностей, помогает пробудить у учащихся личностное восприятие литературных произведений. Для одной из таких композиций мы выбрали тему «Есенин и Кавказ». В ранее опубликованной нами статье приводился сценарий данного мероприятия [2]. Напомним цели и задачи этого мероприятия:
Обучающие(предметные): о познакомить учащихся с кавказским периодом
жизни и творчества поэта; о сформировать представление о художественном своеобразии поэзии С. Есенина.
Развивающие (метапредметные): о формировать личностное восприятие поэтического произведения; о развивать творческие способности учащихся.
Воспитывающие (личностные): о формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству через чтение произведений С. Есенина; о формировать навыки учебного общения и сотрудничества со сверстниками.
Основными этапами проведенной работы были:
• Старшеклассники определили уровень первоначальных знаний по этой теме, выстроили цепь ассоциаций, возникающих в связи с восприятием темы, творческой личности, отдельных образов, определили форму сценического действия, сформулировали частные задачи.
• Дети, под руководством учителей, с большим интересом собирали исторический и литературный материал о жизни и творчестве С. Есенина, самостоятельно изучали произведения, не включенные в школьную программу («Поэтам Грузии», «Никогда я не был на Босфоре», «Прощай, Баку», «Улеглась моя былая рана...», «На Кавказе»), и историю их создания; знакомились с дополнительной литературой, видеоматериалами; уточняли и определяли ключевые эпизоды сценария.
• Творческая группа учащихся репетировала, обсуждала важные детали (компьютерная поддержка, музыкальное оформление); записывала музыку, которая чудесным образом дополнила сам сценарий (Азербайджанская народная музыка, «Дудук и скрипка», «Немного светлой грусти» в исполнении Д. Гаспаряна); подготовила реквизит. Надо сказать, что ход подготовки и непосредственно само мероприятие, вызвали живой интерес учащихся к изучению творчества поэта, послужили развитию их любознательности, творческих способностей, умения выразительно читать, углубили их знания по теме.
Интерактивное занятие «Есенин и Кавказ» проходило в учебном кабинете.
В центре кабинета на ковре стоит столик, у доски полукругом расставлены стулья. Столик и стулья оформлены в восточном стиле. На столе восточные кувшины, пиалы с виноградом, кинжал, стаканчики «армуды» (грушевидной формы), из которых пьют чай в чайхане.
Интерьер дополняют картины с изображением видов Батуми, Тбилиси, Баку, портреты С.А. Есенина 1923-1924-х годов.
На столах для гостей разложены брошюры с миниатюрным толковым словарем непонятных слов, используемых в презентации и кроссвордом по теме «Есенин и Кавказ». А компьютерная презентация позволила эффективно и эстетично представить богатый наглядный материал, познакомить учащихся с адресатами лирики поэта, провести заочную экскурсию по местам пребывания Есенина.
Поскольку традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения школьников, заинтересованного обсуждения изучаемой темы, а также не предоставляет возможностей всем учащимся для самораскрытия, форма данного занятия эти проблемы во многом позволила решить.
Подготовка к проведению мероприятия требовала от учащихся усвоения большого объёма материала, а также интеграции усилий разных групп участников: ведущих, чтецов, оформителей. Подобная дифференциация занятия позволила осуществить разноуровневый подход к ученикам при подготовке к мероприятию, установить живую и свободную взаимосвязь между учителем и учащимися, создать возможность выражения собственного «Я» каждому школьнику.
В заключении скажем, что все виды деятельности объединяет направленность на личностный результат образования. Особенностью каждого
ф
Эксперимент и инновации в школе. №5, 2015
направления является развитие у учащихся умения пополнить компетенции в требуемой области. А именно погружение в жизнь и творчество Есенина. И все это формирует личность ученика с осознанной позицией, морально-этической ориентацией на культурно-исторические нормы общества.
Литература
1. Базалук О.М. Проект модели организации внеурочной деятельности «Через ключевые компетенции к личностному совершенствованию». // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № .С. 9-16.
2. Вердиян Л.Н., Абрамян Е.Л. Сценарий «Есенин и Кавказ». // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 71-75.
3. Нагайченко Н.Н., Петухова Т.В. Инновационная программа дополнительного образования «Успех», ориентированная на достижение метапредметных результатов. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2.С.51-54.
4. Логинова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. М., 1994.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1996
6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.,1982
7. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.