Научная статья на тему 'ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАВЕРШАЮЩЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАВЕРШАЮЩЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ / ПУТИ ВОСПИТАНИЯ / МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВОГО ФОНА ЭКОЛОГИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / УЧАЩИЕСЯ ЗАВЕРШАЮЩЕЙ СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ENVIRONMENTAL EDUCATION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / EDUCATIONAL ACTIVITIES / EDUCATIONAL TOOLS / EDUCATIONAL METHODS / METHODS OF EDUCATIONAL WORK / MAINTAINING A HEALTHY BACKGROUND OF ENVIRONMENTAL ECOLOGY / STUDENTS AT THE FINAL STAGE OF PRIMARY SCHOOL / THE FIRST STAGE OF SCHOOL EDUCATION / ENVIRONMENTAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батырова Маргарита Даурбековна

Целью проделанной работы является раскрыть основные пути и средства экологического воспитания во внеклассной работе в образовательных учреждениях начальной ступени обучения в Чеченской республике, сформировать экологическую культуру учащихся в процессе изучения кумыкского как родного языка в местах компактного проживания кумыков (село Виноградное, Брагунское). Методы: экспериментальным путем обоснована валидность выбора методов, средств и направлений внеклассной работы для получения и фиксирования оптимальных результатов успешности формирования экологической культуры учащихся. Результаты: анализ информационных источников, выявил первостепенную значимость и важность вопроса о сохранении и развитии благоприятной экологической обстановки в Чеченской республике для ее Главы, Героя России - Рамзана Ахматовича Кадырова. Охрана природы и природных ресурсов выступает в качестве одной из самых приоритетных задач его политики. Научная новизна: проведенное нами исследование убедительно доказывает насущную необходимость организации данного направления деятельности во внеклассной воспитательной работе с младшими подростками на первой ступени школьного образования. В статье рассматриваются проблемы внеклассной воспитательной деятельности, направленной на экологическое воспитание учащихся выпускных классов начальной школы, сравниваются различные подходы к ее организации и осуществлению в истории и теории педагогики. Практическая значимость: основные выводы статьи могут быть использованны в педагогической деятельности учителей начальных классов сел Виноградное и Брагунское при формировании экологической культуры на уроках родного языка (кумыкского).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRA CLASS WORK AS A MEANS OF ECOLOGICAL EDUCATION AT THE FINAL LEVEL OF TEACHING IN ELEMENTARY SCHOOL

The aim of the work done is to reveal the main ways and means of environmental education in extracurricular activities in educational institutions of the initial stage of education in the Chechen Republic, to form an ecological culture of students in the process of learning kumyk as their native language in places of compact residence of kumyks (Vinogradnoye, Bragunskoye villages). Methods: experimentally substantiated the validity of the choice of methods, tools and areas of extracurricular activities to obtain and record the optimal results of the success of the formation of environmental culture of students. Results: an analysis of information sources revealed the paramount importance and importance of the question of maintaining and developing a favorable environmental situation in the Chechen Republic for its Head, Hero of Russia - Ramzan Akhmatovich Kadyrov. The protection of nature and natural resources is one of the highest priorities of its policy. Scientific novelty: our study convincingly proves the urgent need to organize this area of activity in extracurricular educational work with younger adolescents at the first stage of school education. The article discusses the problems of extracurricular educational activities aimed at the environmental education of primary school students, compares various approaches to its organization and implementation in the history and theory of pedagogy. Practical significance: the main conclusions of the article can be used in the pedagogical activity of primary school teachers in the villages of Vinogradnoye and Bragunskoye in the formation of ecological culture in the lessons of the native language (rumyk).

Текст научной работы на тему «ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАВЕРШАЮЩЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Batirova Margarita Daurbekovna EXTRA CLASS WORK AS A MEANS ..

pedagogical sciences

УДК 37.033

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0901-0004

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАВЕРШАЮЩЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2020

AuthorlD: 763150

Батырова Маргарита Даурбековна, старший преподаватель кафедры «Иностранных языков»

Чеченский государственный педагогический университет (364037, Россия, Грозный, ул. С.Кишиевой, 33, e-mail: ritadaur@gmail.com)

Аннотация. Целью проделанной работы является раскрыть основные пути и средства экологического воспитания во внеклассной работе в образовательных учреждениях начальной ступени обучения в Чеченской республике, сформировать экологическую культуру учащихся в процессе изучения кумыкского как родного языка в местах компактного проживания кумыков (село Виноградное, Брагунское). Методы: экспериментальным путем обоснована валидность выбора методов, средств и направлений внеклассной работы для получения и фиксирования оптимальных результатов успешности формирования экологической культуры учащихся. Результаты: анализ информационных источников, выявил первостепенную значимость и важность вопроса о сохранении и развитии благоприятной экологической обстановки в Чеченской республике для ее Главы, Героя России - Рамзана Ахматовича Кадырова. Охрана природы и природных ресурсов выступает в качестве одной из самых приоритетных задач его политики. Научная новизна: проведенное нами исследование убедительно доказывает насущную необходимость организации данного направления деятельности во внеклассной воспитательной работе с младшими подростками на первой ступени школьного образования. В статье рассматриваются проблемы внеклассной воспитательной деятельности, направленной на экологическое воспитание учащихся выпускных классов начальной школы, сравниваются различные подходы к ее организации и осуществлению в истории и теории педагогики. Практическая значимость: основные выводы статьи могут быть использованны в педагогической деятельности учителей начальных классов сел Виноградное и Брагунское при формировании экологической культуры на уроках родного языка (кумыкского).

Ключевые слова: экологическое воспитание, внеклассная работа, воспитательная деятельность, средства воспитания, пути воспитания, методы воспитательной работы, сохранение здорового фона экологии окружающей среды, учащиеся завершающей ступени начальной школы, первая ступень школьного образования, экологическая культура

EXTRA CLASS WORK AS A MEANS OF ECOLOGICAL EDUCATION AT THE FINAL LEVEL OF TEACHING IN ELEMENTARY SCHOOL

© 2020

Batirova Margarita Daurbekovna, teacher of the department of foreign languages Chechen State Pedagogical University (334037, Russia, Grozny, S.Kishieva St., 33, e-mail: ritadaur@gmail.com)

Abstract. The aim of the work done is to reveal the main ways and means of environmental education in extracurricular activities in educational institutions of the initial stage of education in the Chechen Republic, to form an ecological culture of students in the process of learning kumyk as their native language in places of compact residence of kumyks (Vinogradnoye, Bragunskoye villages). Methods: experimentally substantiated the validity of the choice of methods, tools and areas of extracurricular activities to obtain and record the optimal results of the success of the formation of environmental culture of students. Results: an analysis of information sources revealed the paramount importance and importance of the question of maintaining and developing a favorable environmental situation in the Chechen Republic for its Head, Hero of Russia - Ramzan Akhmatovich Kadyrov. The protection of nature and natural resources is one of the highest priorities of its policy. Scientific novelty: our study convincingly proves the urgent need to organize this area of activity in extracurricular educational work with younger adolescents at the first stage of school education. The article discusses the problems of extracurricular educational activities aimed at the environmental education of primary school students, compares various approaches to its organization and implementation in the history and theory of pedagogy. Practical significance: the main conclusions of the article can be used in the pedagogical activity of primary school teachers in the villages of Vinogradnoye and Bragunskoye in the formation of ecological culture in the lessons of the native language (rumyk).

Keywords: environmental education, extracurricular activities, educational activities, educational tools, educational methods, methods of educational work, maintaining a healthy background of environmental ecology, students at the final stage of primary school, the first stage of school education, environmental culture

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Современная сложная экологическая ситуация в первой трети XXI века активно и напряженно обсуждается на всех континентах планеты, чрезвычайно большое количество форумов, конференций ежегодно посвящаются вопросам экологической культуры общества. Несомненно, особое внимание к ним не могло обойти стороной и российские общеобразовательные учреждения, несущие основную ответственность за подготовку к жизни молодого поколения. Доказательством тому является программа ФГОС, в разделе 19.7 которой представлена «Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», главная задача последней определяется здесь как обеспечение формирования «представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для челове-26

ка и окружающей среды» [8]. Успешное решение этой проблемы возможно лишь в том случае, если общество изменит генеральные аксиологические установки и выработает новые ценностные ориентации по отношению к окружающей среде, лимитирует свои потребности в целях обеспечения здоровой природы для сохранения жизни будущих поколений наших потомков. Не подлежит сомнению, что экологический кризис, порождается прежде всего, тем, что индустриальное потребление различных видов природных ресурсов входит в противоречие со способностью природы к самовосстановлению. Ранее человечество, в силу своей экологической непросвещенности, практически не уделяло внимания данной проблеме.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ науч-Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)

педагогические науки

Батырова Маргарита Даурбековна ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ...

ных работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных данной теме, свидетельствует о низком уровне экологического образования и воспитания мирового сообщества в целом [11-19]. Так, в своей диссертационной работе, О.Г. Трегубова, приводит убедительные свидетельства тому факту, что повышение уровня информативности школьников в вопросах, касающихся экологических проблем, не всегда говорит об изменениях их отношения к экологическим проблемам и взаимосвязи общества и окружающего мира [20].

Формирование целей статьи. Успешное решение экологических проблем зависит от правильной организации экологического образования и воспитания. Только его тщательно выверенная и точно сбалансированная система может стать действенным средством формирования экологической культуры, в основу которой должны быть заложены новые концепции общей экологии и экологии человека. Документ, закладывающий основы модернизации российского образования на период до 2010 года, подчеркивает необходимость совершенствования механизма его устойчивого развития, что, главным образом, касается тех методов обучения, которые содействуют формированию у учащихся навыков самостоятельной работы, развивая и воспитывая целостную гармоничную личность учащегося [9, С. 1-2]. Основным подходом к системе современного экологического образования в вышеприведенном документе указан междисциплинарный подход, целью которого является формирование и развитие экологической культуры школьника. Данное положение мотивируется, прежде всего, тем, что поставленные Программой задачи не могут быть решены в рамках одной универсальной дисциплины. Необходимость целостной подготовки подрастающего поколения обусловлено, в первую очередь, осмыслением современной сущности экологических проблем. Наличие у человека определенных жизненно необходимых ему экологических знаний, моральных убеждений, готовность к бережному отношению к окружающей среде как неотъемлемая часть целостной личности и «является экологической культурой» (См.: Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И. Т.).

Постановка задания. Целостность учебно-воспитательного процесса включает в себя организацию совместной творческой работы учителя и учащегося. Глобальные процессы реформирования, происходящие в образовательной системе нашей страны, вызывают острую необходимость пересмотра традиционного подхода к образовательному процессу. Технологические возможности современного образовательного пространства требуют разработки теоретических основ интеграции урочных и внеурочных занятий школьников, где приоритет должен быть отдан широкому развитию различных креативных способностей учащихся, а искусно организованная педагогом внеклассная работа способствовать становлению самостоятельности, предоставляющей широкие возможности самореализации учащегося как личности.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Формирование экологической культуры учащихся начальной школы в обучении родному языку в процессе внеклассной учебной деятельности, возможна лишь в том случае, когда учащийся, в первую очередь, хорошо владеет знаниями особенностей территориального характера места своего проживания. Осознание ребенком региональных экологических проблем будет эффективным, поскольку он находится в реальном микроокружении, мире, в котором протекает жизнь его самого, его семьи, рода. Изучение исторической уникальности родного края, природы является важным элементом в формировании экологической культуры учащихся завершающей ступени обучения в начальной школе. Этапы экологического образования должны соответствовать учету основных особенностей учащихся в процессе их обучения родному языку (кумыкскому) во

внеклассной работе. Здесь важную роль играет выработка интегральных основополагающих принципов экологического образования.

Учитывая данное положение, В.С. Кукушкин обоснованно предлагает разделить программу экологического образование, используемую в своей работе учителями сел Виноградное и Брагунское, на два этапа:

1 этап. Привлечь внимание ребенка к тому, что происходит вокруг него (школы, количество и типы растущих растений, транспорт и т.д.)

2 этап. Научить учащихся ставить экологические задачи и уметь решать их, уметь рационально и критически давать оценку состояния окружающей среды [5, с. 106]

Каждый этап сопровождается учетом особых требований к уровню сформированности экологической культуры. Надежная система и последовательность в организации воспитательной деятельности педагога, отсутствие протекания воспитательной работы от случая к случаю, чуткий подход к поставленной перед учителем цели, являются, по их мнению, эффективными средствами в формировании экологической культуры учащихся начальных классов.

В своем, получившем мировую известность, произведении «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко обращает внимание читателей на один из докладов, который был прочитан на Всероссийском совещании по педагогическим наукам. Макаренко резко критикует данный доклад в целом, а в особенности содержавшееся в нем утверждение оратора о том, что «воспитательная работа» носит, по большей части, «лишь оберегающий характер и его воздействия сводятся лишь к борьбе с отрицательными проявлениями в поведении учащихся». Негативно он отнесся и к высказыванию о воспитательном воздействии педагога на детей, которое, мнению докладчика, «должно начинаться лишь после того, как ученик уже совершит действие». Макаренко был абсолютно не согласен с тем, что выступавший с докладом отрицал необходимость в воспитании тех детей, которые якобы никогда не совершают проступков [7, с. 3132]. Талантливый воспитатель и писатель был убежден в необходимости постоянно искать и находить такие универсальные педагогические методы, которые будучи общими и едиными, дадут возможность каждому отдельно взятому индивиду развивать свои особенности, сохраняя при этом свою уникальность. Согласно его взглядам, педагогам также необходимо обладать хорошей политической чуткостью и не забывать того, образно говоря, что дети представляют собой «разнообразный материал для воспитания», и то, что из этого получится, тоже будет разнообразным.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Анализ программ и учебных пособий по родному языку в СОШ сел Виноградного и Брагунского в начале опытно-экспериментальной работы, показал, что внеклассные занятия экологической направленности проводятся не эффективно, а основной материал усваивается лишь на уроке. Данное положение оптимально изменилось, когда в этом виде деятельности были учтены предложения Л.Л. Баговой, убедительно обосновавшей необходимость обязательного учета в ее организации и проведении следующих принципов построения внеклассной работы, имеющей экологическую направленность:

- формирование интегрированного представления об окружающей среде и социальном окружении как среде жизни, отдыха и труда;

- совершенствование способности воспринимать природу посредством органов чувств и познавательного интереса, а также способность к объяснению при рассмотрении фактов и явлений окружающей действительности;

- обучение учащихся младших классов методам познания окружающего мира;

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 1(30)

27

Batirova Margarita Daurbekovna pedagogical

EXTRA CLASS WORK AS A MEANS ... sciences

- воспитание нравственного и эстетического отношения к жизнедеятельности ребенка, способность вести себя в среде в соответствии с нормами морали [1].

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Учителя вышеназванных школ исходят в своей опытно-экспериментальной работе из того, что начало третьего тысячелетия имеет особое значение в области роли экологии в образовательном процессе - это обосновывается стратегией выживания человека и преодоления противоречий между техно сферой, природой и человеком. Во главу угла они поставили анализ социально-экономического развития Чеченской республики характеристика которого будет недостаточно полной без оценки ее экологической обстановки. Накануне боевых действий состояние окружающей среды было уже близко к катастрофическому. Бессистемная добыча и переработка нефтяных продуктов наносила непоправимый ущерб окружающей среде нашей республики, а годы военных событий нанесли еще больший урон ее и без того критическому состоянию. В связи с этим, в послевоенные годы, в период восстановительных работ, был особенно остро поставлен вопрос о природоохранной деятельности в ЧР. Анализ экологического обследования территории ЧР Министерством природных ресурсов РФ также позволил им дать объективную оценку экологическому состоянию республики. В Минэкономразвития РФ были переданы предложения о необходимых санациях и рекультивации загрязненной нефтепродуктами территории [10]. Большое внимание в республике настоящего времени уделяется вопросу об охране природы и природных ресурсов, которые находятся на особом контроле Главы Чеченской Республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова.

В своем интервью еще в 2017 году министр природных ресурсов и охраны окружающей среды по ЧР Саид-Магомед Магометович Темирханов обратил внимание на то, что по итогам года, который был объявлен Президентом России Годом экологии (2017), Чеченская республика была включена в пятерку регионов, принимавших наиболее активное участие по реализации всех, поставленных перед страной задач. Согласно его выступлению, Год экологии позволил осуществить огромный прорыв в развитии и становлении экологического состояния ЧР. Было посажено более 335 000 молодых деревьев, очищено более семи объектов, где ранее были расположены нефтешламовые амбары и накопители. Все проведенные по оздоровлению природных богатств нашего края мероприятия должны в ближайшем будущем служить фундаментом улучшения экологического состояния республики. Большой вклад в развитие экологической культуры, экологического воспитания подрастающего поколения вносят волонтерские молодежные организации, такие как АНО «Зеленое золото», «Российский союз сельской молодежи», МОПД «Ахмат» и многие другие. Они в значительной степени оказывают существенную поддержку делу реализации запланированных мероприятий. Активное участие молодежи в уборке мусора, в посадке деревьев, очистке водоемов и в иных природоохранных мероприятиях особенно важно, так как именно молодежь и есть наше будущее, а сохранность окружающей среды во многом зависит от нее [3]. В республике было организованно большое число акций, приуроченных к Году экологии.

Выводы исследования. Такого рода мероприятия объединяют людей, они эффективно влияют на мировоззренческие взгляды подрастающего поколения, поскольку каждое конкретное, полезное дело, которое было реализовано в рамках проекта, безусловно, оставило свой след в сознании подрастающего поколения. Ведь экологический опыт старшего поколения чрезвычайно важен при формировании экологической культуры детей.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Мероприятия, имеющие экологическую направленность, осуществляемые на постоянной основе во 28

всех регионах нашей республики, позволяют успешно решать экологические проблемы, возникавшие на протяжении долгих лет в Чеченской республики. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Багова Л.Л. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младшего школьника в рамках интегративного курса «окружающий мир». / Вестник Майкопского государственного технологического университета. — Майкоп: МГТУ, 2015. — С.

2. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теория обоснованности и пути реализации. Дисс. док. пед. наук. — М., 1985. — 389 с.

3. Информационное Агенство «Грозный-информ» [Электронный ресурс]/ (дата обращения 15.12.2019).

4. Калустьянц, К.А. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни подростков в процессе проектно-исследовательской деятельности автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. /Калустьянц, К.А. — Владикавказ, 2015.- 25с.

5. Кукушкин, В.С. Теория и методика воспитания /В.С. Кукушкин. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 508 с.

6. Литвинова, О.А Формирование экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. /Литвинова О.А. - Саратов, 2013. -25 с.

7. Макаренко, А.С. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. А.С. Макаренко; Академия педагогических наук СССР. — Т. 1 —М. 1977. — 399 с.

8. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 ФЗ №273

9. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.

10. Тавбулатов, А.А. Экологические проблемы использования природных ресурсов ЧР/ А.А. Тавбулатов, З.К. Тавбулатова // Чечня на рубеже веков: состояние и перспективы / Материалы научно-практической конференции 27 марта 2004 года. Том II. — Грозный, 2004.-С. 61-63.

11. Мдивани М.О., Хисамбеев Ш.Р. Экологическое самосознание как основа проэкологического поведения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 346-348.

12. Попов Ю.М., Сазонова Н.Н. Системный подход к формированию экологической культуры личности в эпоху социальной турбулентности // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 243-246.

13. Лощилова А.А., Винокурова Н.Ф. Эколого-ориентированная развивающая образовательная среда детского общественного объединения как средство формирования экологической ответственности у школьников //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 35-39.

14. Мансурова Д.С. Теоретические основы проектирования инновационных технологий формирования экологической культуры студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 97-99.

15. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.

16. Левченко Н.В. Экологическое образование: классификация теоретико-методологических подходов // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2016. № 1 (36). С. 109-116.

17. Бусыгин А.Г., Лизунова Е.В. Методика формирования экологических знаний у студентов педагогического университета // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 205-209.

18. Гордеева Д.С., Тюнин А.И., Апухтин А.С., Демцура С.С. Нерешенные проблемы непрерывного профессионального образования на стыке экологии и экономики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 63-67.

19. Иванова Т.Н., Иванов М.Н. Теоретические подходы к изучению экологической культуры в современной социологии //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-133.

20. Трегубова, О.Г. Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной средней школы. Дисс. канд. пед. наук. — П., 2015. — 211 с.

Статья публикуется при поддержке гранта ЧГПУ «Целевой конкурс по поддержке молодых ученых»

Статья поступила в редакцию 06.12.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 1(30)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.