Научная статья на тему 'ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ'

ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОДРОСТОК / УЧАЩИЙСЯ / ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богачева Ольга Викторовна, Пронина Наталья Андреевна

Политические и экономические процессы конца XX - начала XXI в. на территории Российской Федерации вызвали появление новых радикальных концепций в общественном сознании, оказали негативное влияние на атмосферу былого единства этносов, проживавших на территории СССР. В настоящее время перед государством и педагогами стоит вопрос обеспечения формирования толерантных качеств личности учащихся в процессе поликультурного образования, в особенности этнической толерантности и межнационального общения. Целью исследования является формирование толерантности у старших подростков во внеклассной деятельности. Были использованы методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный метод, метод обобщения накопленного опыта; метод психолого-педагогического наблюдения, опросно-диагностический метод, метод педагогического эксперимента и метод моделирования. Полученные экспериментальные данные в ходе исследования подвергались количественному анализу. Разработана и в ходе педагогического эксперимента апробирована программа по формированию толерантности у старших подростков, включающая в себя 11 внеклассных мероприятий, и выявлена ее эффективность. Исследование носит практикоориентированный характер и может быть интересно учителям, психологам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богачева Ольга Викторовна, Пронина Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A FACTOR OF FORMING TOLERANCE IN ADOLESCENTS

The political and economic processes of the late XXth - early XXIst centuries on the territory of the Russian Federation caused the emergence of new radical concepts in the public consciousness, had a negative impact on the atmosphere of the former unity of ethnic groups, who lived on the territory of the USSR. Currently, the state and teachers are faced with the issue of ensuring the development of tolerant personality traits of students in the process of multicultural education, especially ethnic tolerance and interethnic communication. The aim of the study is to form tolerance in older adolescents in extracurricular activities. The following research methods were used: the theoretical analysis of psychological-pedagogical and educational-methodical literature on the research topic, the comparative method, the method of generalization of accumulated experience; the method of psychological-pedagogical observation, the questionnaire-diagnostic method, the method of pedagogical experiment and the method of modeling. The experimental data obtained during the study were subjected to the quantitative analysis. The program for forming tolerance in older adolescents, which includes 11 extracurricular activities, has been developed and tested during the pedagogical experiment; its effectiveness has been proved. The study is practice-oriented and may be of interest to teachers, psychologists.

Текст научной работы на тему «ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ»

УДК 374.1 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-156-163

ББК 74.2

ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A FACTOR OF FORMING TOLERANCE IN ADOLESCENTS

Богачева Ольга Викторовна

Студент, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» E-mail: sunrise.451@mail.ru

Bogacheva Olga V.

Student, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

E-mail: sunrise.451@mail.ru

Пронина Наталья Андреевна

Доцент кафедры психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», кандидат педагогических наук, доцент E-mail: natalie4941@rambler.ru

Pronina Natalia A.

Assistant Professor at the Department of Psychology and Pedagogy, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, PhD in Education, Associate Professor E-mail: natalie4941@rambler.ru

Аннотация. Политические и экономические процессы конца XX - начала XXI в. на территории Российской Федерации вызвали появление новых радикальных концепций в общественном сознании, оказали негативное влияние на атмосферу былого единства этносов, проживавших на территории СССР. В настоящее время перед государством и педагогами стоит вопрос обеспечения формирования толерантных качеств личности учащихся в процессе поликультурного образования, в особенности этнической толерантности и межнационального

Abstract. The political and economic processes of the late XXth - early XXIst centuries on the territory of the Russian Federation caused the emergence of new radical concepts in the public consciousness, had a negative impact on the atmosphere of the former unity of ethnic groups, who lived on the territory of the USSR. Currently, the state and teachers are faced with the issue of ensuring the development of tolerant personality traits of students in the process of multicultural education,

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Богачева О. В., Пронина Н. А., 2023

общения. Целью исследования является формирование толерантности у старших подростков во внеклассной деятельности. Были использованы методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования, сравнительно-сопоставительный метод, метод обобщения накопленного опыта; метод психолого-педагогического наблюдения, опросно-диагностический метод, метод педагогического эксперимента и метод моделирования. Полученные экспериментальные данные в ходе исследования подвергались количественному анализу. Разработана и в ходе педагогического эксперимента апробирована программа по формированию толерантности у старших подростков, включающая в себя 11 внеклассных мероприятий, и выявлена ее эффективность. Исследование носит практико-ориентированный характер и может быть интересно учителям, психологам.

especially ethnic tolerance and interethnic communication. The aim of the study is to form tolerance in older adolescents in extracurricular activities. The following research methods were used: the theoretical analysis of psychological-pedagogical and educational-methodical literature on the research topic, the comparative method, the method of generalization of accumulated experience; the method of psychological-pedagogical observation, the questionnaire-diagnostic method, the method of pedagogical experiment and the method of modeling. The experimental data obtained during the study were subjected to the quantitative analysis. The program for forming tolerance in older adolescents, which includes 11 extracurricular activities, has been developed and tested during the pedagogical experiment; its effectiveness has been proved. The study is practice-oriented and may be of interest to teachers, psychologists.

Ключевые слова: учитель, толерантность, подросток, учащийся, внеклассная деятельность.

Keywords: a teacher, tolerance, a teenager, a student, extracurricular activities.

Для цитирования: Богачева О. В., Пронина Н. А. Внеклассная деятельность как фактор формирования толерантности у подростков // Проблемы современного образования. 2023. № 1. С. 156-163. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-156163.

Cite as: Bogacheva O. V., Pronina N. A. Extracurricular activities as a factor of forming tolerance in adolescents. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 1, pp. 156-163. DOI: 10.31862/2218-87112023-1-156-163.

Среди ученых нет единой точки зрения на определение толерантности, наиболее полным представляется определение в Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.): «Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.

Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [1].

На современном этапе проблема формирования толерантности рассматриваются в работах отечественных и зарубежных ученых: Г. Р. Асадуллиной [2], Н. А. Аюпо-вой [3], А. М. Валеева [4], Н. А. Гулиной [5], Р. Андреассен Andreassen) [6], М. Катарси (М. Catarci) [7].

Проблемы воспитания толерантности у подростков поднимаются в работах П. В. Дашкуевой [8], Д. В. Корнева [9], Н. Л. Сомовой [10], О. В. Чкадуа [11], О. И. Юдиной [12] и др.

Анализ исследований вышеуказанных авторов позволил выявить, что основную роль в формировании толерантности у старших подростков играют школа и педагоги, при этом в большое внимание уделяется диагностике толерантности и формированию положительных установок личности, но остаются малоизученными психологические аспекты данной проблемы.

На первом этапе был проведен мониторинг эффективности внеклассной работы по формированию толерантности у старших подростков на базе МБОУ ЦО № 36 г. Тулы с помощью следующих методик: методика изучения толерантности детей (по материалам ЮНЕСКО, автор - Доминик де Сент-Марс), диагностика уровня сформированности толерантности у школьников (автор - П. В. Степанов).

Эмпирическую выборку составили 84 учащихся 8-х и 9-х классов (48 девочек и 36 мальчиков).

Результаты показали, что старшие подростки имеют преимущественно невысокий уровень толерантности, они также осознают проблему влияния СМИ на мировоззрение граждан, они признают, что их окружение некорректно оценивает миграционную политику государства. Старшие подростки учатся критически оценивать всю поступающую информацию и ориентироваться на свой жизненный опыт, но сохраняются многие негативные установки.

Из результатов диагностики по методике Доминик де Сент-Марс следует, что наибольшую степень интолерантности старшие подростки проявляют в семье (35,7% учащихся отметили более половины интолерантных ответов). Это связанно с резким повышением гормональной активности подростков: подростки не понимают, что происходит с их телом, но в то же время они много времени уделяют своему внутреннему миру, выражению индивидуальности: татуировки, одежда, нестандартные прически, новые увлечения.

Многие родители часто не понимают, насколько важно понимание и принятие интересов подростков на данном жизненном этапе, выступают против новых увлечений своего ребенка, его внешнего вида и круга общения, что создает дополнительные конфликты в семье: подросток чувствует себя непонятым и начинает протестовать, что выражается в негативных привычках, например, в курении, скандалах на почве «у меня тоже есть личная жизнь». В то же время подросток настаивает на признании своих прав, но нести ответственности за свои решения не хочет.

Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников (методика П. В. Степанова) показала следующие результаты: 65,5% (55 респондента) обладают

невысоким уровнем толерантности, 20,2% (17 респондентов) обладают невысоким уровнем интолерантности, а 14,3% (12 респондентов) обладают высоким уровнем толерантности. Учащиеся с высоким уровнем интолерантности отсутствуют.

Далее в рамках формирующего этапа эксперимента была реализована программа формирования толерантности у старших подростков. Цель: формирование толерантности у старших подростков.

Задачи:

1. Формирование у старших подростков понятия о толерантности и способах ее проявления в жизни.

2. Расширение представления об этническом и религиозном многообразии, формирование навыков межкультурного общения и толерантного поведения.

3. Формирование навыков эффективного общения, конструктивного разрешения конфликтов, их предупреждение.

4. Развитие эмоционального интеллекта, в частности, понимание своих эмоций и эмоций других людей, умение ими управлять.

Принципы:

1. Принцип поддержки и сотрудничества: отказ от авторитарных методов работы, создание атмосферы доверия между учащимися и педагогом, готовность давать обратную связь и оказывать необходимую помощь.

2. Принцип комплексного подхода: внеклассные мероприятия затрагивают различные аспекты толерантности, используются различные формы работы.

3. Принцип рефлексивной позиции: развитие способности учащихся осознанно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, корректировать их в соответствии с этическими и толерантными нормами.

4. Принцип свободы выбора: создание благоприятных условий для развития умений самостоятельно принимать решение, готовность взять на себя за них ответственность.

5. Принцип адекватности: учет различных факторов при работе (национальных, религиозных, возрастных).

Таблица 1

Тематический план

Форма работы Количество занятий

Классный час 5

Диспут 1

Просмотр и обсуждение к/ф 1

Фестиваль 1

Деловая игра 3

Количество внеклассных мероприятий - 11 (табл. 1). Встречи проводились 1-2 раза в месяц, некоторые из них приурочивались к государственным праздникам, дням памяти и т. д.

В целях воспитания толерантных установок, представлений современных подростков о понятии «толерантность» был проведен классный час «Единство непохожих». Для демонстрации проблемы нетерпимости в школьной и детской среде был показан кинофильм «Чучело» с последующим обсуждением. Для расширения знаний о традициях и обычаях народов, проживающих на территории России, была проведена игра «Другой. Другое. О других» и фестиваль «Познаем народы России и мира - познаем себя». Классный час «Как ужиться в этом сложном мире» был направлен на усвоение подростками физиологической толерантности. Классный час «Эмоциональный интеллект. О том, как слушать и слышать себя и других» проведен с целью повышения у старших подростков EO. Деловая игра «Как работает наш мозг и почему он ошибается?» включает в себя и знакомство учащихся с когнитивными искажениями. Классный час «Барби против всех: о гендерном неравенстве» посвящен преимущественно обсуждению проблемы гендерного неравенства в отношении женщин. Для повышения навыков эффективного и бесконфликтного общения проведено мероприятие «Soft skills: секреты эффективного общения». Для демонстрации проблемы религиозной нетерпимости в обществе показан кинофильм «Мусульманин» с последующим обсуждением. Классный час «Без срока давности» приурочен к празднику победы над нацизмом, направлен на расширение знаний о геноциде во время Второй мировой войны, событиях, происходивших на территории Тульской области, пострадавших поселениях.

На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровня толерантности у старших подростков.

Был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов, в результате получено подтверждение эффективности предложенной программы.

Изучение толерантности детей (методика Доминик де Сент-Марс)

100 80 60 40 20 0

Рис. 1. Диагностика по методике Доминик де Сент-Марс

Толерантность Толерантность Толерантность

в кругу друзей, % и окружающий мир, % у себя дома, %

■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап

Результаты повторной диагностики по методике Доминик де Сент-Марс представлены на рис. 1.

Уровень толерантности в кругу друзей повысился на 11,9% и составляет 92,2%, уровень толерантности в окружающем мире повысился на 14,3% и составляет 89,3%, уровень толерантности у себя дома повысился на 23,8 и составляет 88,1%.

Сравнительный анализ результатов формирования толерантности у старших подростков по методике П. В. Степанова отображен на рис. 2.

Изучение толерантности детей (методика П. В. Степанова)

70 60 50 40 30 20 10 0

Рис. 2. Диагностика по методике П. В. Степанова

Количество учащихся с невысоким уровнем интолерантности снизилось на 8,3% и составляет 11,9%, количество учащихся с невысоким уровнем толерантности также снизилось на 8,4% и составляет 57,1%, а количество учащихся с высоким уровнем толерантности повысилось на 16,7% и составляет 31%.

Во время реализации программы внеклассной деятельности по формированию толерантности комплексно использовались индивидуальные, групповые и коллективные формы взаимодействия, проводилась работа по формированию навыков конструктивного, бесконфликтного общения и взаимодействия на основе толерантных ценностей, программа также включала в себя психологические компоненты по развитию эмпатии, критического мышления, навыков для самостоятельной работы с агрессией.

Таким образом, мы делаем вывод о том, что предложенная программа внеклассных мероприятий эффективна и может быть использована педагогами и психологами в воспитательном и образовательном процессе.

Невысокий уровень Невысокий уровень Высокий уровень

интолерантности,% толерантности,% толерантности,%

■ Констатирующий этап ■ Контрольный этап

Список литературы

1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. URL: http://simfschoolinternat2.crimea. com/Декларация%20принципов%20толерантности.pdf (дата обращения: 07.07.2022).

2. Толерантность молодежи и интернет-коммуникации / Г. Р. Асадуллина, Н. В. Коров-кина, Э. В. Садретдинова [и др.] // Изв. высш. учеб. заведений. Социология. Экономика. Политика. 2018. № 4. С. 69-80.

3. Аюпова Н. А. О сущности гендерной толерантности // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2. С. 142-144.

4. Валеев А. М., Фомин Е. М. История и сущность понятия толерантность // Символ науки. 2016. № 2. С. 80-83.

5. Гулина Н. А., Садкина Т. М., Филимонова Е. И. Понятие толерантности: история и современность // Sciences of Europe. 2018. № 26. С. 54-56.

6. Andreassen R. Human Exhibitions: Race, Gender and Sexuality in Ethnic Displays. UK: Routledge, 2016. 238 p.

7. CatarciM. Intercultural education in the European context: key remarks from a comparative study // Intercultural Education. 2014. Vol. 25, No. 2. P. 95-104.

8. Дашкуева П. В., Магомеддибирова З. А. Современное состояние формирования коммуникативной толерантности в школе // Гуманитарные науки. 2020. № 3. С. 16-20.

9. Корнев Д. В. Формирование этнической толерантности подростков средствами фольклора в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. 26 с.

10. Сомова Н. Л. Программа психолого-педагогического сопровождения развития социальной толерантности младших подростков // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты: материалы III Национальной науч.-практ. конф. М.: ФПО России, 2006. С. 56-58.

11. Чкадуа О. В. Воспитание толерантности у подростков // Учен. заметки ТОГУ. 2016. Т. 7, № 4 (2). С. 515-521.

12. Юдина О. И. Формирование этнической толерантности школьников-подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2008. 23 с.

References

1. Deklaratsiya printsipov tolerantnosti. Utverzhdena rezolyutsiey 5.61 Generalnoy konferentsii YuNESKO ot 16.11.1995. Available at: http://simfschoolinternat2.crimea.com/ Deklaratsiya%20printsipov%20tolerantnosti.pdf (accessed: 07.07.2022).

2. Asadullina G. R., Korovkina N. V., Sadretdinova E. V. et al. Tolerantnost molodezhi i internet-kommunikatsii. Izv. vyssh. ucheb. zavedeniy. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika. 2018, No. 4, pp. 69-80.

3. Ayupova N. A. O sushchnosti gendernoy tolerantnosti. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022, No. 2, pp. 142-144.

4. Valeev A. M., Fomin E. M. Istoriya i sushchnost ponyatiya tolerantnost. Simvol nauki. 2016, No. 2, pp. 80-83.

5. Gulina N. A., Sadkina T. M., Filimonova E. I. Ponyatie tolerantnosti: istoriya i sovremennost. Sciences of Europe. 2018, No. 26, pp. 54-56.

6. Andreassen R. Human Exhibitions: Race, Gender and Sexuality in Ethnic Displays. UK: Routledge, 2016. 238 p.

7. Catarci M. Intercultural education in the European context: key remarks from a comparative study. Intercultural Education. 2014, Vol. 25, No. 2, pp. 95-104.

8. Dashkueva P. V., Magomeddibirova Z. A. Sovremennoe sostoyanie formirovaniya kommunikativnoy tolerantnosti v shkole. Gumanitarnye nauki. 2020, No. 3, pp. 16-20.

9. Kornev D. V. Formirovanie etnicheskoy tolerantnosti podrostkov sredstvami folklora v uchrezhdeniyakh dopolnitelnogo obrazovaniya detey. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2013. 26 p.

10. Somova N. L. Programma psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya sotsialnoy tolerantnosti mladshikh podrostkov. In: Psikhologiya obrazovaniya: kulturno-istoricheskie i sotsialno-pravovye aspekty. Proceedings of the III National scientific-practical conference. Moscow: FPO Rossii, 2006. Pp. 56-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Chkadua O. V. Vospitanie tolerantnosti u podrostkov. Uchen. zametki TOGU. 2016, Vol. 7, No. 4 (2), pp. 515-521.

12. Yudina O. I. Formirovanie etnicheskoy tolerantnosti shkolnikov-podrostkov. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Orenburg, 2008. 23 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 1

Статья поступила в редакцию 18.07.2022 The article was received on 18.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.