ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ
Жанна Ю. Кара*, Алёна В. Акулинчева, Владислав И. Котельников
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия * E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные подходы к исследованию коммуникативной толерантности в подростковом возрасте. Данная тема не перестает быть актуальной, т. к. различные конфликтные ситуации продолжают оставаться реальными фактами действительности. К тому же средства массовой коммуникации постоянно освещают такие острые моменты современной действительности, тем самым поддерживая интерес у населения. Все чаще в появляющейся информации наблюдается тенденция омоложения участников конфликтов. Новизна исследования заключается в изучении коммуникативной толерантности подростков, проживающих в Ростовской области, и принятия образа партнера по общению.
Использованы анкетирование, тестирование, статистический анализ результатов (факторный анализ, анализ Спирмена). Объектом выступили 20 старших подростков (15-18 лет), проживающие в Ростовской области.
Рассмотрены различные источники современной научной литературы по предмету и объекту исследования. Подобраны психодиагностические методики, релевантные предмету исследования. Выявлены особенности коммуникативной толерантности современных старших подростков. Авторы делают следующие выводы: личностные особенности старших подростков определяют идеальные характеристики партнера по общению в кругу сверстников, что выражается в следующем - неприятие индивидуальности Другого указывает на критическое отношение к себе самому, склонность к категоричности/консерватизму указывает на желание общения с умным партнером, высокая самооценка показывает нетерпимость к упрямству партнера, показатель фактора активности указывает на значимость собеседника, умеющего слушать.
Определены личностные особенности старших подростков, определяющие идеальные характеристики партнера по общению в кругу сверстников. Образ партнера по общению у старших подростков в связи с коммуникативной толерантностью имеет определенные особенности - использование себя в качестве образца, наличие интоле-рантности к дискомфорту (физическому или психическому) и фактора активности.
Ключевые слова
коммуникативная толерантность, старшие подростки, образ партнера, личностные особенности, толерантная личность, общение, конфликты, ценности, самооценка
Для цитирования: Кара Ж. Ю., Акулинчева А. В., Котельников В. И. Изучение коммуникативной толерантности старших подростков // Северо-Кавказский психологический вестник. 2018. № 16/1-2. С. 25-39.
COMMUNICATIVE TOLERANCE IN LATE ADOLESCENTS
Zhanna Yu. Kara*, Alena V. Akulincheva, Vladislav I. Kotel'nikov
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia * Corresponding author. E-mail: [email protected]
This paper deals with the main approaches to studying communicative tolerance in adolescence. This issue remains important, because various conflict situations are still real facts of reality. Moreover, the mass media constantly cover such acute issues of modern reality, thereby maintaining interest among the population. Various information sources indicate an increasing tendency towards the rejuvenation of participants in conflicts. The novelty of this study lies in examination of communicative tolerance among adolescents living in the Rostov region, and their perception of the image of a communication partner.
This study employed questioning, testing, statistical analysis of the results (factor analysis, Spearman analysis). The sample consisted of 20 late adolescents aged 15-18 years living in the Rostov region.
The authors (a) examined various sources of scholarly literature on the subject and object of this study; (b) used psychodiagnostic techniques relevant to the subject of the study; and (c) described the characteristics of communicative tolerance in contemporary late adolescents. The following conclusions were drawn: (a) Personality traits of late adolescents determine the ideal characteristics of a communication partner among peers. (b) Adolescents' rejection of the Other's individuality indicates their critical attitude towards themselves. (c) A tendency towards categorization/conservatism indicates a desire to communicate with a smart partner. (d) High self-esteem shows intolerance towards their partner's stubbornness. (e) The activity factor indicates the importance of the interlocutor who knows how to listen.
The findings revealed personality traits in late adolescents that determine the ideal characteristics of communication partners among their peers. In relation to communicative tolerance, the image of communication partners has certain characteristics in late adolescents, including the use of themselves as a model, intolerance towards discomfort (physical or mental), and the activity factor.
Keywords
communicative tolerance, late adolescents, partner's image, personality traits, tolerant personality, communication, conflicts, values, self-esteem
For citation: Kara Zh. Yu., Akulincheva A. V., Kotel'nikov V. I. Communicative tolerance in late adolescents. Severo-Kavkazskiipsikhologicheskii vestnik- North-Caucasian Psychological Bulletin, 2018, no. 16/1-2, pp. 25-39 (in Russian).
ВВЕДЕНИЕ
Вопросами изучения различных аспектов толерантности занимаются уже достаточно длительный период времени. Одним из интересующих нас направлений в области толерантности выступает коммуникативная толерантность. Коммуникативная толерантность выступает составным сложным образом личности, включающим в себя многие компоненты, такие как: темперамент, особенности мышления, характер, установки, потребности, интересы, привычки, ценности, стереотип поведения и т. д. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. Проявления коммуникативной толерантности человека говорят окружающим о его внутреннем состоянии, психическом здоровье, о возможности регуляции поведения, наличии самоконтроля. Люди находятся в постоянном коммуницировании друг с другом, и это проявляется в большом многообразии повседневного общения: кто-то нетерпим к окружающим, кто-то очень терпелив и снисходителен, кто-то тщательно старается не замечать раздражающие свойства собеседника. Изучение коммуникативной толерантности является актуальным направлением исследований в различных областях. В современной научной литературе вопросом исследования коммуникативной толерантности в подростковом возрасте занимались А. Г. Асмолов, В. В. Бойко, Н. В. Зыкова,
3. Ш. Шаукенова, Н. Б. Дрожжина, М. В. Кошкина, Д. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, С. В. Русакова, Т. В. Семеновских, Г. У. Солдатова, Е. С. Толмачева, А. М. Юдина и др. [1, 2, 3, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21]. Проблема коммуникативной толерантности остается до сих пор актуальной и обсуждаемой. Теоретический анализ научной литературы позволил нам выделить некоторые аспекты коммуникативной толерантности: толерантность определяют как формируемое в процессе взаимодействия интегративное качество личности, устойчивое личностное состояние [10, 11, 12, 14, 15, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30]; выделяют - эмоционально-волевой, когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты толерантности [2,
4, 20, 31, 32]; обозначены пять уровней выраженности сформированной коммуникативной толерантности: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий [18, 21, 26, 33]; моноэтническая среда предрасполагает к непри-
нятию индивидуальности другого человека и категоричности или консерватизму в оценках других людей, полиэтническая среда показывает более высокий уровень коммуникативной толерантности [14]; коммуникативные свойства влияют на определение социальных установок, на реакции на поведенческом уровне [22, 23, 27]; внешнее влияние среды посредством СМИ существенно влияет на формирование социальных норм, ценностных ориентаций [1, 29, 33]; направление развития потенциально конфликтной ситуации к конструктивному разрешению [3, 6, 21, 34]; актуальность разработок теоретических и практико-ориентированных проблем воспитания толерантности у подростков [1, 2, 5, 6, 10, 12, 20, 23, 24, 32, 35]; коммуникативная толерантность способна определять жизненный путь личности и ее деятельность [11, 12, 19, 29]; имеется различная степень принятия человеком различий между людьми [2, 9, 20, 36]; характеристика отношения личности к людям, степень терпимости в общении к неприемлемым психическим состояниям, качествам и поступкам партнеров по коммуникации [1, 2, 19, 20, 21, 29], и т. д.
Сегодня проблема толерантности широко освещается СМИ, что связано с фактами открытых конфликтов между людьми. Нередко участниками жестоких и порой кровавых споров являются именно подростки. Подобная тенденция может быть связана с наличием низкого уровня терпимости у детей, их неумением корректно и грамотно излагать свою позицию, не задевая чувства окружающих. Отметим, что подростковый возраст является сензитивным к усвоению социально значимых ценностей и формированию коммуникативной толерантности. Общение имеет огромное значение в формировании психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения подростка, при этом формируются его будущая жизненная позиция и способы поведения в обществе [2, 10, 11, 12, 14, 31].
В качестве определения под коммуникативной толерантностью мы понимаем отношение личности к людям, выраженное в степени напряжения и степени принятия психических состояний, индивидуальных особенностей, качеств и поступков партнеров по коммуникативному взаимодействию. В качестве
основных характеристик коммуникативной толерантности рассматриваем интеллектуальную, ценностно-ориентационную, эстетическую, эмоциональную, сенсорную,энергодинамическую, алгоритмическую, характерологическую, функциональную, на которые опирались в нашей работе.
МЕТОДЫ
Предположительно развив толерантное отношение подростков к определенным особенностям других людей, можно сократить количество конфликтов и разногласий в настоящем и будущем. В связи с этим мы хотели бы исследовать проблему коммуникативной толерантности старших подростков.
Цель - выявить особенности коммуникативной толерантности современных старших подростков.
Предмет - особенности коммуникативной толерантности современных старших подростков.
Объектом выступили 20 старших подростков (15-18 лет), проживающие в Ростовской области.
Гипотезы: личностные особенности старших подростков могут определять идеальные характеристики партнера по общению в кругу сверстников; образ партнера по общению у старших подростков в связи с коммуникативной толерантностью будет иметь определенные особенности.
Методы исследования: анкетирование, тестирование, статистический анализ результатов (факторный анализ, анализ Спирмена) [13, 28].
Методический инструментарий: авторская анкета «Представление об идеальном партнере», опросник коммуникативной толерантности В. В. Бойко, методика «Личностный семантический дифференциал» [3, 32].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Мы предположили, что личностные особенности старших подростков могут определять идеальные характеристики партнера по общению в кругу сверстников. В результате корреляционного анализа, представленного в таблице 1, установлено, что повышение значения общего уровня коммуникативной толерантности у стар-
ших подростков сопровождается неприятием демонстративности партнера (г = -0,478). Для старших подростков с неприятием или непониманием индивидуальности другого человека были обнаружены значимые отрицательные корреляционные взаимосвязи с грубостью и фактором оценки (г = -0,487 и г = -0,565), а также положительная взаимосвязь с чувством юмора (г = 0,632). Это можно объяснить тем, что ввиду низкой самооценки подросток, в первую очередь, не принимает себя самого, свою индивидуальность, и потому не может принять и индивидуальность других людей. У него возникает потребность в своеобразном стиле общения с оппонентом - чувство юмора является значимым фактором для возникновения общения, при этом отрицаются и избегаются жесткость и грубость.
Таким образом, чем выше неприятие или непонимание индивидуальности Другого, тем выше склонность к критическому отношению человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя, неприятие в собеседнике грубости и требование от собеседника чувства юмора.
Для старших подростков со склонностью к категоричности или консерватизму были выявлены значимые положительные взаимосвязи с такими качествами партнера по общению, как спокойствие (г = 0,471) и интеллект (г = 0,557). Подобный факт объясняется тем, что старшие подростки, которые стремятся к постоянству и устою в жизни ввиду их возраста, стремятся к общению с более уравновешенными, неторопливыми людьми, имеющими высокий интеллект.
Таким образом, чем выше склонность к категоричности или консерватизму у старшего подростка, тем выше его желание общаться с умным и спокойным партнером.
Чем выше уровень показателя «неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства», тем выше уровень толерантности к демонстративности (г = -0,459) партнера у старших подростков. Стремление «подогнать партнера под себя» имеет значимые положительные корреляционные связи с агрессией (г = 0,452), замкнутостью (г = 0,550), неискренностью (г = 0,448) и спокойствием (г = 0,491). Иными словами, чем выше выраженность «стремление в обще-
нии подогнать под себя партнера», тем ниже щим перечисленными в предыдущем абзаце желание общаться с собеседником, обладаю- качествами.
Таблица 1
Матрица значимых корреляций (г Спирмена)
1 3 4 6 7 8 9 10 Фактор оценки (О) Фактор силы (С) Фактор активности (А)
Агрессивность - - - - - 0,475* 0,460* - - - -
Агрессия - - - 0,452* - - - - - - -
Вежливость - - - - - - - - -0,448* - -
Грубость -0,487* - - - - - - - -
Демонстративность - - -0,459* - - - - -0,478* - - -
Замкнутость - - - 0,550* - - - - - - -
Злость - - - 0,513* - - - - - -
Неискренность - - - 0,448* - - - - - -
Некультурность - - - - 0,462* - - - - - -
Нецензурная речь - - - - - - - 0,627** 0,572**
Спокойный - 0,471* - 0,491* - - - - - - -
Умение слушать - - - - - - - - - - 0,480*
Умный (ум) - 0,557* - - - - - - - - -
Упрямство - - - - - - - - 0,505* - -
Примечания: 1 - неприятие или непонимание индивидуальности другого человека; 2 - использование себя в качестве эталона; 3 - категоричность или консерватизм; 4 - неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства; 5 - стремление переделать, перевоспитать партнеров; 6 - стремление «подогнать партнера под себя»; 7 - неумение прощать Другим ошибки; 8 - нетерпимость к физическому или психическому состоянию; 9 - неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям Других; 10 - общий уровень толерантности; * - корреляция значима на уровне 0,05; ** - корреляция значима на уровне 0,01.
Продолжение Таблицы 1
Матрица значимых корреляций (г Спирмена)
1 3 4 6 7 8 9 10 Фактор оценки (О) Фактор силы (С) Фактор активности (А)
Фактор активности (А) - - - - - - - - - - -
Фактор оценки(О) -0,565** - - - -0,479* - -0,505* - - - -
Фактор силы (С) - - - - - - - - - -
Чувство юмора 0,632** - - - - - - - - - -
Повышение выраженности нетерпимости к физическому или психическому дискомфорту сопровождается интолерантностью к агрессивности потенциального партнера по общению (г = 0,475).
У старших подростков с преобладанием неумения прощать Другим ошибки связано повышение нетерпимости к злости и некультурности собеседника. На это указывают положительные корреляции этого фактора со злостью (г = 0,513) и некультурностью (г = 0,462), а также занижение самооценки (г = -0,479), корреляция с фактором оценки (г = -0,479). Выраженность неумения приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям Других способствует избеганию собеседников с выраженной агрессивностью (г = -0,460). Для старших подростков с высокой самооценкой были выявлены значимая отрицательная связь с вежливостью (г = -0,448) и положительная связь с упрямостью (г = 0,505). Таким образом, чем выше самооценка, тем ниже требования к вежливости со стороны партнера и выше нетерпимость к его упрямству.
Повышение уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях у старших подростков сопровождается повышением интолерантности к нецензурной речи партнера (г = -0,627). У старших подростков с повышением показателей фактора активности обнаружены значимые положительные корреляционные взаимосвязи с умением слушать и нецензурной речью (г = 0,480 и г = 0,572).
Таким образом, чем выше показатель фактора активности, тем ниже склонность к коммуникации с нецензурно выражающимся собеседником и выше значимость собеседника, умеющего слушать.
Статистическое подтверждение получила и вторая гипотеза (образ партнера по общению у старших подростков в связи с коммуникативной толерантностью будет иметь определенные особенности). В результате факторного анализа полученных данных были обнаружены следующие варианты представлений старших подростков о партнере по общению. Вариант 1 (табл. 2):
образ партнера по общению у коммуникативно интолерантных старших подростков характеризуется положительной связью с показателями общего уровня коммуникативной толерантности. Отсутствие коммуникативной толерантности или ее низкий уровень можно объяснить наличием негативных реакций старшего подростка на обнаруженные различия между подстуктурами своей личности и личности партнера по общению. При этом мы видим, что данные различия выражаются в следующих показателях: неумение прощать Другим ошибки, стремление переделать партнеров, неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям Других; респонденты стремятся «подогнать партнера под себя», не принимают или не понимают индивидуальность другого человека, не умеют скрывать или сглаживать неприятные чувства, используют себя в качестве эталона, они категоричны или консервативны, нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту.
Таким образом, у респондентов в данном варианте наблюдается интолерантность к окружающим и, соответственно, высокая вероятность конфликтов. По всей видимости, этому способствует критическое отношение старшего подростка к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, а также
уровнем принятия самого себя. Как известно, личность старшего подростка на этом возрастном этапе интенсивно развивается, при этом происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных. И этот ряд изменений вынуждает подростка принимать «нового» себя.
Особо низкие значения фактора О в самооценках могут свидетельствовать о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности. При этом у респондентов также наблюдаются недостаточный самоконтроль, неспособность держаться принятой линии поведения, зависимость от внешних обстоятельств и оценок, а также это может свидетельствовать и указывать на астенизацию и тревожность. Отметим, что в образе партнера по общению данной категории респондентов не особо важны следующие атрибуты собеседника - демонстративность, образованность, упрямство, общительность, неприятный запах, честность. Вариант 2 (табл. 3): образ партнера по общению у старших подростков, «подгоняющих собеседника под себя», характеризуется положительной связью с показателями стремления «подогнать партнера под
Таблица 2
Образ партнера по общению у коммуникативно интолерантных старших подростков
Показатели r
Общий уровень толерантности 0,967
Неумение прощать Другим ошибки 0,790
Стремление переделать, перевоспитать партнеров 0,771
Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям Других 0,739
Стремление «подогнать партнера под себя» 0,725
Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека 0,711
Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства 0,682
Использование себя в качестве эталона 0,583
Категоричность или консерватизм 0,538
Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту 0,511
Фактор оценки (О) -0,575
Демонстративность -0,570
Образованность -0,460
Упрямство -0,439
Общительность -0,427
Фактор силы (С) -0,334
Неприятный запах -0,318
Честность -0,312
себя», использования себя в качестве эталона, фактора активности.
Таким образом, респонденты выборки склонны оценивать поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, рассматривая в качестве эталона самого себя, и желают при этом подогнать Других к своему характеру, привычкам, притязаниям. Вероятно, этому способствует личная экстравертированность респондентов, а также высокие активность, общительность и импульсивность. Такие респонденты обычно судят о партнерах, руководствуясь своими привычками, установками и настроениями, считая свое мнение «истиной в последней инстанции».
Образ партнера по общению у старших
под
Для образа партнера по общению данной категории респондентов характерны такие положительные атрибуты собеседника, как спокойствие, живая мимика, уверенность, ум, умение слушать, уверенная походка, честность, общительность и опрятный внешний вид; при этом не имеет значения, вежлив человек или нет. Для данных респондентов не приемлемы агрессия, замкнутость, неискренность, неприятные черты лица, вредные привычки и упрямство собеседника.
Вариант 3 (табл. 4): образ партнера по общению у старших подростков, не принимающих индивидуальность собеседника, характеризуется положительной связью с показателем
Таблица 3
цростков, «подстраивающих собеседника
>я»
Показатели г
Агрессия 0,818
Спокойствие 0,749
Мимика 0,724
Замкнутость 0,618
Уверенность 0,608
Умный (ум) 0,573
Умение слушать 0,545
Неискренность 0,509
Уверенная походка 0,498
Неприятные черты лица 0,457
Честность 0,451
Стремление «подогнать партнера под себя» 0,443
Вредные привычки 0,396
Упрямство 0,387
Использование себя в качестве эталона 0,376
Общительность 0,347
Фактор активности (А) 0,333
Опрятный вид 0,302
Вежливость -0,344
неприятия или непонимания индивидуальности другого человека, при наблюдении отрицательной связи с показателями фактора силы, фактора активности и фактора оценки.
У респондентов с данным вариантом наблюдается неумение либо нежелание понимать или принимать индивидуальные особенности других людей. По всей видимости, этому способствуют интровертированность, определенная пассивность, критическое отношение старшего подростка к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. Человек в возрасте 15-18 лет, как правило, направлен на поиск себя, потому ему трудно понять индивидуальность окружающих. Индивидуальность Другого - это, прежде всего, то, что составляет особенное в нем: данное от природы, воспитанное, усвоенное в среде обитания. Мера несовпадения личностных подструктур партнеров и составляет различия их индивидуальностей.
Особо низкие значения фактора О в самооценках могут свидетельствовать о возможных
невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности. При этом у респондентов также наблюдаются недостаточный самоконтроль, неспособность держаться принятой линии поведения, зависимость от внешних обстоятельств и оценок; также это может свидетельствовать и указывать на астенизацию и тревожность. В образе партнера по общению респонденты данной категории хотят видеть такие качества и внешние атрибуты, как улыбка, опрятный вид, отзывчивость, доброта, привлекательная внешность, уверенность, чувство юмора, честность, уверенная походка и ум. Такие черты и внешние атрибуты, как агрессивность, эгоизм, неуравновешенность, вульгарность, злость и некультурность, для респондентов данной группы мешают в коммуникации с обладателем этих качеств.
Вариант 4 (табл. 5): образ партнера по общению у старших подростков с нетерпимостью к физическому или психическому дискомфорту собеседника характеризуется положительной связью с показателями нетерпимости к физичес-
Таблица 4
Образ партнера по общению у старших подростков, не принимающих индивидуальность собеседника
Показатели r
Улыбка 0,695
Эгоизм 0,631
Агрессивность 0,629
Опрятный вид 0,625
Отзывчивость 0,507
Неуравновешенность 0,507
Вульгарность 0,482
Доброта 0,473
Привлекательная внешность 0,457
Уверенность 0,444
Злость 0,432
Некультурность 0,424
Чувство юмора 0,405
Честность 0,384
Уверенная походка 0,353
Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека 0,308
Фактор силы (С) -0,370
Фактор активности (А) -0,341
Фактор оценки (О) -0,322
Умный (ум) -0,303
кому или психическому дискомфорту и фактора активности.
Данные респонденты нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался Другой. Такое наблюдается в тех случаях, когда партнер недомогает, жалуется или ищет соучастия и сопереживания, а в ответ подросток получает безразличие, его игнорирование собеседником. Известно, что человек с низким уровнем коммуникативной толерантности либо не замечает подобных состояний, либо вызывает осуждение. При этом, пребывая в дискомфортном состоянии, подростки ожидают понимания и поддержки окружающих. Возможно, этому способствует личная экстра-вертированность респондентов, а также высокие активность, общительность и импульсивность.
Для образа партнера по общению данной категории респондентов характерны такие положительные атрибуты собеседника, как веселость, вежливость, умение слушать, опрятность и образованность, при этом респонденты нетерпимы к собеседникам, которые неопрятны, грубы, некультурны, демонстративны, вульгарны, дурно пахнут, имеют вредные привычки и нецензурно выражаются в процессе коммуникации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы изучили современную научную литературу по предмету и объекту исследования. Подобрали психодиагностические методики, релевантные предмету исследования, с помощью методик выявили
Таблица 5
Образ партнера по общению у старших подростков с нетерпимостью к физическому или психическому дискомфорту состояния собеседника
Показатели г
Неопрятность 0,811
Неопрятный вид 0,807
Грубость 0,656
Веселый 0,631
Нецензурная речь 0,593
Вежливый 0,586
Умение слушать 0,533
Некультурность 0,494
Опрятность 0,461
Вредные привычки 0,444
Неприятный запах 0,403
Образованность 0,380
Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту 0,378
Фактор активности (А) 0,370
Демонстративность 0,319
Вульгарность 0,307
Общительность -0,427
особенности коммуникативной толерантности современных старших подростков Ростовской области. И пришли к следующим выводам:
1. В качестве определения под коммуникативной толерантностью мы понимаем отношение личности к людям, выраженное в степени напряжения и степени принятия психических состояний, индивидуальных особенностей, качеств и поступков партнеров по коммуникативному взаимодействию.
2. Личностные особенности старших подростков определяют значимые характеристики партнера по общению в кругу сверстников. Это выражается в следующем:
- чем выше неприятие или непонимание индивидуальности Другого, тем выше склонность к критическому отношению человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя, неприятие в собеседнике грубости и требование от собеседника чувства юмора;
- чем выше склонность к категоричности или консерватизму, тем выше желание общения с умным и спокойным партнером;
- чем выше самооценка, тем ниже требования к вежливости со стороны партнера и выше нетерпимость к его упрямству;
- чем выше показатель фактора активности, тем ниже склонность к коммуникации с нецензурно выражающимся собеседником и выше значимость собеседника, умеющего слушать.
Таким образом, важно также отметить, что образ партнера по общению у старших подростков в связи с коммуникативной толерантностью имеет определенные особенности. Мы определили, что: старшие подростки данной выборки интолерантны к окружающим и имеют высокую вероятность конфликтов; старшие подростки стремятся «подогнать партнера под себя», используя себя в качестве эталона, фактора активности; старшим подросткам свойственно неприятие или непонимание индивидуальности другого человека; старшие подростки переживают нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту и фактору активности.
В дальнейшем предполагается продолжить исследование, расширив выборку и территорию охвата.
Психолого-педагогические рекомендации
В результате исследования мы предлагаем использовать полученные данные в контексте образования для установления оптимального стиля взаимоотношения, а именно: применение в рамках учебного процесса интерактивных форм обучения, социально-психологических тренингов, ролевых игр, коллективных творческих занятий; развитие самоуправления; методические рекомендации для психолога и родителей; лекторий для родителей и детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Марцинковская Т. Д. Профилактика экстремистских установок подростков и молодежи // Образовательная политика. 2016. № 3 (73). С. 26-34.
2. Почебут И. Г. Ассертивность и толерантность в межкультурном взаимодействии // Социальная психология и общество. 2017. № 8 (3). С. 8-19.
3. Фетискин Н. П. Практическая девианто-логия: Учебно-методическое пособие. М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. 272 с.
4. Чебыкина О. А. Формирование толерантности у младших подростков в процессе конструктивного взаимодействия: дисс. ... канд. психол. наук. Шадринск, 2015. 188 с.
5. Шамионов Р. М. Отношение к изменениям и толерантность к неопределенности как предикторы адаптивности и адаптационной готовности // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 2. С. 90-104. DOI: 10.21702/rpj.2017.2.5
6. Юдина А. М. Диагностика корреляций коммуникативных составляющих в гуманитарном образовании при формировании социокультурной толерантности у старшеклассников // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 140-142.
7. Martin J. N., Nakayama T. K. Intercultural communication in contexts. Mayfield Publishing Company, 2000.
8. Peffley M., Knigge P., Hurwitz J. A multiple values model of political tolerance // Political Research Quaraterly. 2001. Vol. 54, № 2. P. 379-406.
9. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., ШайгероваЛ. А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. 2001. № 1-2. С. 8-19.
10. Балданова Е. А. Модель процесса развития коммуникативной толерантности // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2018. Т. 80, № 1 (75). С. 110-116.
11. Бекетова А. П., Куприна Т. В. Теоретико-методологические подходы к определению межкультурной коммуникативной толерантности // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 4, № 1. С. 37-40.
12. Белашева И. В. Индивидуально-типологические особенности личности в построении моделей толерантного взаимодействия в молодежной среде // Проблемы педагогики и психологии. 2015. № 2. С. 311-319.
13. Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015.
14. Гусева И. С. Структурная модель отчужденности личности с разным уровнем коммуникативной толерантности // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 7-2. С. 93-96.
15. Касьянова Е. И., Виноградова Н. И. Теоретический анализ коммуникативной толерантности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2014. № 4 (57). С. 28-34.
16. Лекторский В. А. О толерантности // Философские науки. 1997. № 3-4. С. 14-18.
17. Леонтьев Д. А. К операционализации понятия «толерантность» // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 3-16.
18. Овсепян О. Т., Берберян А. С. Исследование взаимосвязи коммуникативной толерантности и тревожности у молодежи // Научные труды КубГТУ. 2017. № 6. С. 279-285.
19. Рачицкая Н. В. Коммуникативная толерантность как элемент коммуникативной компетентности // Современная психология: Материалы II Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2014. С. 55-56.
20. Састамойнен Т. В., Константинов С. А., Малашенков Р. В. Развитие коммуникативной толерантности у студентов творческих профессий // Наука в современном мире: теория и практика. 2016. № 1 (4). С. 71-73.
21. Семеновских Т. В. Взаимосвязь толерантности и стрессоустойчивости в старшем подростковом возрасте // Вестник евразийской нау-
ки. 2015. № 5 (30). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vzaimosvyaz-tolerantnosti-i-stressoustoychivosti-v-starshem-podrost-kovom-vozraste (дата обращения: 15.09.2017).
22. Дрожжина Н. Б. Психологическое исследование коммуникативной толерантности современных подростков // Интерактивная наука. 2016. № 10. С. 91-93.
23. Жолобова И. К. Проблема формирования коммуникативной толерантности студентов высших учебных заведений // Гуманитарные и социальные науки. 2017. № 3. С. 113-122.
24. ЗыковаН. В., ШаукеноваЭ. Ш. Психопрофилактика интолерантности подростков по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. 2016. № 3. С. 91-95.
25. Кара Ж. Ю., Касьянова Д. В. Исследование толерантных отношений в младшем дошкольном возрасте // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 73-81.
26. КошкинаМ. В. Способы диагностики уровня толерантности в подростковом возрасте // Magister Dixit. 2013. № 4. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/sposoby-diagnostiki-urovnya-tolerantnosti-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 09.07.2017).
27. Кривцова Е. В. Взаимосвязь толерантности личности с ценностным самоопределением // Вестник КемГУ. 2010. № 3. С. 173-177.
28. Кричевец А. Н. Математическая статистика для психологов. М.: Academia, 2015. 384 c.
29. Почебут Л. Г. Межкультурная коммуникативная компетентность: толерантность или ассертивность // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, № 2. С. 189-195.
30. Толмачева Е. С. Воспитание толерантности школьников как один из ключевых аспектов создания благоприятного психологического климата в детском коллективе // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ vospitanie-tolerantnosti-shkolnikov-kak-odin-iz-klyuchevyh-aspektov-sozdaniya-blagopriyatnogo-psihologicheskogo-klimata-v-detskom (дата обращения: 06.06.2017).
31. Русакова С. В. Психологическое сопровождение развития коммуникативной толерант-
ности у подростков в общеобразовательных учреждениях: дисс. ... канд. психол. наук. Шадринск, 2014. 187 с.
32. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева). URL: http://www.gurutestov. ru/test/364 (дата обращения: 10.09.2017).
33. Никитина Е. В., Борисова У. С. Проблемы коммуникативной толерантности в студенческой среде // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 9-1 (63). С. 77-80.
34. Малютина Т. В., Абраменко А. А. Значение толерантных отношений подростков во внеучебной деятельности // Омский психиатрический журнал. 2015. № 3 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-tolerantnyh-otnosheniy-podrostkov-vo-vneuchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 18.10.2017).
35. Маслова Т. М. Развитие коммуникативной толерантности участников образовательного процесса вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 283-286.
36. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3-26.
REFERENCES
1. Martsinkovskaya T. D. Prevention of extremist attitudes in adolescents and youths. Obrazovatel'naya politika - Educational Policy, 2016, no. 3 (73), pp. 26-34 (in Russian).
2. Pochebut I. G. Assertiveness and tolerance in intercultural interaction. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo - Social Psychology and Society, 2017, no. 8 (3), pp. 8-19 (in Russian).
3. Fetiskin N. P. Prakticheskaya devianto-logiya [Applied deviantology]. Moscow, Forum, INFRA-M Publ., 2015. 272 p.
4. Chebykina O. A. Formirovanie tolerantnosti u mladshikh podrostkov v protsesse konstruk-tivnogo vzaimodeistviya [The development of tolerance in early adolescents in the process of constructive interaction]. Diss. Cand. Sci. (Psych.). Shadrinsk, 2015.188 p.
5. Shamionov R. M. Attitudes towards changes and tolerance for uncertainty as predictors of adaptability and adaptive readiness. Rossiiskii psikhologicheskiizhurnal- Russian Psychological Journal, 2017, V. 14, no. 2, pp. 90-104. DOI: 10.21702/rpj.2017.2.2 (in Russian).
6. Yudina A. M. Correlations of communicative components in arts education during the development of sociocultural tolerance among senior high school students. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya - The World of Science, Culture, and Education, 2015, no. 6 (55), pp. 140-142 (in Russian).
7. Martin J. N., Nakayama T. K. Intercultural communication in contexts. Mayfield Publishing Company, 2000.
8. Peffley M., Knigge P., Hurwitz J. A multiple values model of political tolerance. Political Research Quaraterly, 2001, V. 54, no. 2, pp. 379406.
9. Asmolov A. G., Soldatova G. U., Shaigerova L. A. On the meanings of the concept of'tolerance'. Vek tolerantnosti. Nauchno-publitsisticheskii vestnik - The Age of Tolerance: Scientific-Publicistic Bulletin, 2001, no. 1-2, pp. 8-19 (in Russian).
10. Baldanova E. A. A Model for the process of the development of communicative tolerance. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernykh tekhnologii - Bulletin of the Voronezh State University of Engineering Technologies, 2018, V. 80, no. 1 (75), pp. 110116 (in Russian).
11. Beketova A. P., Kuprina T. V. Theoretical and methodological approaches to the treatment of intercultural communicative tolerance. Uspekhi sovremennoi nauki i obrazovaniya -Success of Modern Science and Education, 2017, V. 4, no. 1, pp. 37-40 (in Russian).
12. Belasheva I. V. individual typological characteristics of personality in the models of tolerant interaction among youths. Problemy pedagogiki ipsikhologii - Problems of Pedagogy and Psychology, 2015, no. 2, pp. 311-319 (in Russian).
13. Vysokov I. E. Matematicheskie metody v psikhologii [Mathematical methods for psychology]. Moscow: Yurait Publ., 2015.
14. Guseva I. S. A structural model of alienation of individuals with various levels of
communicative tolerance. Novaya nauka: sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya - New Science: Current State and Ways of Development, 2016, no. 7-2, pp. 93-96 (in Russian).
15. Kas'yanova E. I., Vinogradova N. I. Theoretical analysis of communicative tolerance. Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta - Scholarly Notes of Transbaikal State University, 2014, no. 4 (57), pp. 28-34 (in Russian).
16. Lektorskii V. A. On tolerance. Filosofskie nauki - Philosophical Sciences, 1997, no. 3-4, pp. 14-18 (in Russian).
17. Leont'ev D. A. Towards the operationalization of the concept of'tolerance'. Voprosy psikhologii, 2009, no. 5, pp. 3-16 (in Russian).
18. Ovsepyan O. T., Berberyan A. S. Associations between communicative tolerance and anxiety in youths. Nauchnye trudy KubGTU -Scientific Works of the Kuban State Technological University, 2017, no. 6, pp. 279-285 (in Russian).
19. Rachitskaya N. V. Kommunikativnaya tole-rantnost' kak element kommunikativnoi kompetentnosti [Communicative tolerance as an element of communicative competence]. Sovremennaya psikhologiya: Materialy II Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Proc. 2nd International Theoretical Conference "Modern psychology"]. Perm, Merkurii Publ., 2014, pp. 55-56 (in Russian).
20. Sastamoinen T. V., Konstantinov S. A., Malashenkov R. V. Development of communicative tolerance in students of creative professions. Nauka v sovremennom mire: teoriya i praktika - Science in the Modern World: Theory and Practice, 2016, no. 1 (4), pp. 71-73 (in Russian).
21. Semenovskikh T. V. Associations between tolerance and stress resistance in late adolescents. Bulletin of Eurasian Science, 2015, no. 5 (30). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-tolerantnosti-i-stressoustoychivosti-v-starshem-podrostkovom-vozraste (Accessed 15 September 2017).
22. Drozhzhina N. B. Psychological study of communicative tolerance in contemporary adolescents. Interaktivnaya nauka - Interactive Science, 2016, no. 10, pp. 91-93 (in Russian).
23. Zholobova I. K. The development of communicative tolerance in students of
higher educational institutions. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki - Humanitarian and Social Sciences, 2017, no. 3, pp. 113-122 (in Russian).
24. Zykova N. V., Shaukenova E. Sh. Psycho-prophylaxis of intolerance towards individuals with disabilities in adolescents. Kontsept -Concept, 2016, no. 3, pp. 91-95 (in Russian).
25. Kara Zh. Yu., Kasyanova D. V. The study of tolerant relations in the early preschool age. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki - Proceedings of Southern Federal University. Pedagogical Sciences, 2017, no. 4, pp. 73-81 (in Russian).
26. Koshkina M. V. Methods for diagnosing the level of tolerance in adolescence. Magister Dixit, 2013, no. 4, Available at: http://cyberleninka. ru/article/n/sposoby-diagnostiki-urovnya-tolerantnosti-v-podrostkovom-vozraste (Accessed 09 July 2017).
27. Krivtsova E. V. Associations between individual tolerance and value self-determination. Vestnik KemGU - Bulletin of Kemerovo State University, 2010, no. 3, pp. 173-177 (in Russian).
28. Krichevets A. N. Matematicheskaya statistika dlya psikhologov [Mathematical statistics for psychologists]. Moscow, Academia Publ.,
2015. 384 p.
29. Pochebut L. G. Intercultural communicative competence: Tolerance or assertiveness. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika - Bulletin of the Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, V. 27, no. 2, pp. 189-195 (in Russian).
30. Tolmacheva E. S. Education for tolerance in schoolchildren as a key aspect of creating a favorable psychological climate in a group of children. Pedagogical Education in Russia,
2016, no. 3. Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/vospitanie-tolerantnosti-shkolnikov-kak-odin-iz-klyuchevyh-aspektov-sozdaniya-blagopriyatnogo-psihologicheskogo-klimata-v-detskom (Accessed 06 June 2017).
31. Rusakova S. V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie razvitiya kommunikativnoi tolerantnosti u podrostkov v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Psychological support for the development of communicative tolerance in adolescents in secondary schools]. Diss. Cand. Sci. (Psych.). Shadrinsk, 2014. 187 p.
32. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. The personal differential technique (the version modified at the V. M. Bekhterev Scientific Research Institute). Available at: http://www. gurutestov.ru/test/364 (Accessed 09 October 2017).
33. Nikitina E. V., Borisova U. S. Communicative tolerance in the student environment. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal - International Research Journal, 2017, no. 9-1 (63), pp. 77-80 (in Russian).
34. Malyutina T. V., Abramenko A. A. Tolerant relations of adolescents in extracurricular activities. Omsk Journal of Psychiatry, 2015, no. 3 (5). Available at: https://cyberleninka.ru/
article/n/znachenie-tolerantnyh-otnosheniy-podrostkov-vo-vneuchebnoy-deyatelnosti (Accessed 18 October 2017).
35. Maslova T. M. The development of communicative tolerance of participants in the educational process of the university. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya - Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2018, V. 7, no. 1 (22), pp. 283-286 (in Russian).
36. Asmolov A. G., Shekhter E. D., Chernorizov A. M. Preadaptation to uncertainty as a strategy of developing systems navigation: The ways of evolution. Voprosypsikhologii, 2017, no. 4, pp. 3-26 (in Russian).