Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ'

ВНЕДРЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ / МЫШЕЧНЫЙ ЗАЖИМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наквасина С.Н.

Статья посвящена вопросу внедрения некоторых способов психологической саморегуляци для студентов вузов. Описываются психотерапевтические техники, применяемые в работе с телом (техники В. Райха, А. Лоуэна, Э. Джекобсона). Предлагается форма внедрения данных техник на занятиях по физической культуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF EXERCISES FOR PSYCHOLOGICAL SELF-REGULATION IN DHYSICAL EDUCATION CLASSES IN UNIVERSITIES

The article is dedicated to the question of introducing some methods of psychological self-regulation for university students. Psychotherapeutic techniques used in work with body (techniques of W. Reich, A. Lowen, E. Jacobson) are described. A form of introduction of these techniques in physical education classes is proposed.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ»

методов социальной работы с людьми пожилого возраста. Важность каждодневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением доли пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире.

УДК 613.71

Наквасина С.Н. студент 4 курса факультет клинической психологии Оренбургский государственный медицинский университет

научный руководитель: Петренко Ф.А.

ассистент кафедра физической культуры Россия, г. Оренбург

ВНЕДРЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ

Аннотация. Статья посвящена вопросу внедрения некоторых способов психологической саморегуляци для студентов вузов. Описываются психотерапевтические техники, применяемые в работе с телом (техники В. Райха, А. Лоуэна, Э. Джекобсона). Предлагается форма внедрения данных техник на занятиях по физической культуре

Ключевые слова: личность, психологической здоровье, физическая культура, психологическая саморегуляция, мышечный зажим.

Nakvasina S.N. student

4th course, faculty of clinical psychology Orenburg state medical university Russia, Orenburg Scientific advisor: Petrenko F.A. Physical education department assistant INTRODUCTION OF EXERCISES FOR PSYCHOLOGICAL SELF-REGULATION IN DHYSICAL EDUCATION CLASSES IN UNIVERSITIES

Abstract. The article is dedicated to the question of introducing some methods of psychological self-regulation for university students. Psychotherapeutic techniques used in work with body (techniques of W. Reich, A. Lowen, E. Jacobson) are described. A form of introduction of these techniques in physical education classes is proposed.

Keywords: personality, psychological health, physical education, psychological self-regulation, muscle contraction.

Многие полагают, что, достигая совершеннолетия (или иначе -психологической зрелости), человек перестает развиваться. Однако в действительности к этому возрасту личность завершает свое формирование, а развитие ее происходит на протяжении всей его жизни.

Развитие - это движение (как прогресс, так и регресс). Обычно мы комбинируем оба пути движения, и не замечаем, как во время мучительной гонки в одной из сфер нашей жизни неумолимо теряем в другой. Все чаще и чаще этой угнетенной сферой оказывается психологическое здоровье.

Способы поддержания и восстановления психологического здоровья известны многим, однако немногим (опять-таки в гонке со временем) удается выкроить на заботу о себе 1-2 часа ежедневно. Поэтому мы предлагаем внедрить упражнения для психологической саморегуляции студентов во время занятий физической культурой.

1) Индивидуальная проработка телесных блоков (зажимов), или «мышечных панцирей» по В. Райху.

В. Райх выделил семь уровней блокирования: глаза, рот, шея, грудь, диафрагма, живот и таз. Первый уровень охватывает мышцы лица (мышцы подбородка, горла и затылка, блокирующие крик и плач). Те же эмоциональные проявления блокируются и на третьем уровне, охватывающем мышцы шеи и язык. Грудной сегмент включает в себя мышцы груди, плеч, лопаток и рук. Здесь происходит сдерживание дыхания, являющееся средством подавления эмоций. Пятый уровень - это диафрагма, солнечное сплетение, внутренние органы и мышцы нижних позвонков. Наличие «панциря» проявляется в выгнутости позвоночника таким образом, что, когда человек лежит, между нижней частью спины и кушеткой остается значительный промежуток. Блокирование этого уровня способствует удержанию сильного гнева. Сегмент живота включает мышцы живота и спины, при этом напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения, а «панцирь» на боках - с подавлением злости и неприязни. Последний, тазовый, сегмент включает все мышцы таза и нижних конечностей. Тазовый «панцирь» способствует подавлению сексуального возбуждения.

По В. Райху, освобождение тела от блоков должно идти сверху вниз — от глаз к тазу:

- для расслабления на уровне глаз необходимо как можно шире их открыть, что приводит в движение и мышцы лба;

- на оральном уровне защитный панцирь может быть расслаблен путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания и посредством прямой работы над соответствующими мышцами. Прямое воздействие на мышцы в глубине шеи невозможно, средствами расслабления «панциря» в этой области являются крики, вопли и т. п.;

- мышцы груди расслабляются с помощью работы над дыханием, в

особенности осуществлением полного вдоха. Работа с диафрагмой возможна только после расслабления четырех предшествующих сегментов;

- расслабление на уровне живота происходит без дополнительных усилий после открытия верхних сегментов;

- расслабление таза осуществляется посредством лягания ногами и удара тазом по кушетке или мату в положении лежа на спине.

2) Поза А. Лоуэна.

Мышечные блоки изменяют дыхание — оно становится более поверхностным. Блокирование груди перекрывает грудное дыхание, появляется вдох и выдох «лесенкой» (в виде сознательного углубления вдоха и выдоха). Блокирование живота перекрывает брюшное дыхание, часто блокируется диафрагма. Блокированное дыхание снижает уровень потребления кислорода, а в связи с этим — скорость метаболических превращений и общий уровень энергетики. Организм в этом случае является не целостным, основные части тела разрознены [1].

А. Лоуэн предложил вставать в особую позу (т.н. арка А. Лоуэна), стоя в которой на протяжении 5-10 минут и более человек ощущает вибрацию в ногах и во всем теле, что позволяет ему более полно прочувствовать свое тело. Стоя в позе А. Лоуэна, человек расставляет ноги на расстояние 45 см, носки слегка повернуть вовнутрь, колени согнуть, насколько это возможно, не отрывая пятки от пола, кулаки поставить на поясницу и прогнуться назад (рис. 1). Дышать при этом необходимо диафрагмой и позу удерживать как можно дольше.

Рис. 1. Поза Лоуэна (арка А. Лоуэна).

3) Прогрессивная мышечная релаксация по Э. Джекобсону.

Упражнения «прогрессивной релаксации» проводятся в 3 этапа. На первом разучивается и тренируется расслабление различных групп мышц; каждое упражнение сначала тренируется при помощи реального движения, а затем без движения, мысленно, путем припоминания ощущений, На втором этапе человек обнаруживает, какие мышцы напрягаются у него при отрицательных эмоциях. На третьем - человек расслабляет выявленные на втором этапе группы мышц и таким образом добивается самоуспокоения.

На занятиях по физической культуре возможно реализовать первый этап прогрессивной мышечной релаксации.

4) Дыхательные упражнения.

Соответствуют вышеописанным концепциям и могут выполняться на любом этапе занятия. Рекомендуется применение методики А.Н. Стрельниковой, что, помимо психологической разгрузки, способствует укреплению дыхательных мышц, т.е. повлияет на выносливость организма.

Описанные упражнения рекомендуется включить в начальную часть занятия, во время которой проводится разминка, с целью снятия накопившегося в мышцах напряжения, с учетом индивидуальных особенностей (локализация мышечного напряжения, мышечные зажимы). Например, после общего построения в начале занятия выполнять дыхательные упражнения. Затем, после 7-10-минутного бега до разминки (в индивидуальном режиме) или во время разминки (каждый студент проводит упражнения для всей группы) студенты в течение 5-7 минут разминают те группы мышц, в которых у них сконцентрировано наибольшее напряжение.

Таким образом, психологической саморегуляции и общему укреплению организма могут способствовать различные упражнения, в том числе психотерапевтические (снятие мышечных зажимов по В. Райху, поза А. Лоуэна, прогрессивная мышечная релаксация по Э. Джекобсону, дыхательные упражнения), которые можно внедрить в процесс занятия студентов физической культуры.

Использованные источники: 1. Бурлачук Л.Ф. Психотерапия. Учебник для ВУЗов / Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко. - СПб.: Издательство Питер, 2012. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.