Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БАСКЕТБОЛА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ВНЕДРЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БАСКЕТБОЛА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
физическое воспитание / студенты / баскетбол / тренажер / координация движений / скорость / бросковая точность / physical education / students / basketball / simulator / coordination of movements / speed / throwing accuracy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузенков Е.О.

В статье обоснована необходимость внедрения тренажерных средств для обучения технических приемов и развития двигательных качеств студентов на занятиях по баскетболу. Предложены специальные тренажеры «Shooting duable» для улучшения точности бросков в кольцо и «Сoordination ladder» для повышения скорости и координации движений в баскетболе, описан принцип их использования в образовательном процессе студентов по физическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузенков Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF TRAINERS IN THE PROCESS OF TRAINING BASKETBALL STUDENTS IN THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION

The article substantiates the need for the introduction of simulators for teaching techniques and developing the motor qualities of students in basketball. Special simulators «Shooting duable» to improve the accuracy of shots into the basket and «Сordination ladder» to increase the speed and coordination of movements in basketball are proposed, the principle of their use in the educational process of students in physical education is described.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БАСКЕТБОЛА СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

7. 1нтерактивш технологи навчання // Укра!-номовт реферати.—Режим доступу:

http://www.refotext.com/referat-text-16587-1.html.

8. Сучасний урок, 1нтерактивш технологи навчання: науково-методичний поабник /О.1. Поме-тун, А.В. Пироженко; ред.. О.1. Пометун. - К.: А.С.К., 2004. - С. 8-24

ВНЕДРЕНИЕ ТРЕНАЖЕРОВ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БАСКЕТБОЛА СТУДЕНТОВ

В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Кузенков Е.О.

Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова, г. Киев, Украина, аспирант кафедры теории и методики физического воспитания

INTRODUCTION OF TRAINERS IN THE PROCESS OF TRAINING BASKETBALL STUDENTS IN

THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION

Kuzenkov Ye.O.

National Pedagogical Dragomanov University,

Kiev, Ukraine, graduate student, Department of theories and methods of physical education

Аннотация

В статье обоснована необходимость внедрения тренажерных средств для обучения технических приемов и развития двигательных качеств студентов на занятиях по баскетболу. Предложены специальные тренажеры «Shooting duable» для улучшения точности бросков в кольцо и «Coordination ladder» для повышения скорости и координации движений в баскетболе, описан принцип их использования в образовательном процессе студентов по физическому воспитанию.

Abstract

The article substantiates the need for the introduction of simulators for teaching techniques and developing the motor qualities of students in basketball. Special simulators «Shooting duable» to improve the accuracy of shots into the basket and «Cordination ladder» to increase the speed and coordination of movements in basketball are proposed, the principle of their use in the educational process of students in physical education is described.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, баскетбол, тренажер, координация движений, скорость, бросковая точность.

Keywords: physical education, students, basketball, simulator, coordination of movements, speed, throwing accuracy.

При решении задач физического воспитания студентов дополнительным средством, усиливающим воздействие физических нагрузок, является техническое оборудование - устройства, системы, аппараты, используемые для обучения техники физических упражнений, развития двигательных качеств, а также для контроля в образовательном процессе. К техническим средствам относятся тренажеры, задачей которых является специальное моделирование и программирование движений в лабораторных условиях, что позволяет повысить результативность учебных занятий без повышения объема и интенсивности физических нагрузок.

Баскетбол - один из самых популярных видов спорта среди студенческой молодежи. Характер игры отличается динамичностью, эмоциональностью и высокой моторной плотностью, разнообразием двигательных действий и вариативностью игровых ситуаций,

В основе индивидуального технического мастерства в баскетболе лежат скоростные и коорди-

национные качества, традиционная методика развития которых включает многократное повторение технических приемов в различных условиях и непосредственно игровой деятельности, а потому отличается однообразием в применении средств и методов для обучения технике физических упражнений и повышения двигательной подготовленности. Тренажеры в образовательном процессе позволяют достичь эффекта сопряженного воздействия на двигательные качества и технические умения, то есть решать одновременно задачи разучивания техники баскетбола, развития специальных физических качеств, целенаправленного воздействия на сенсорные системы и психофизиологические показатели организма занимающихся. Тренажерные устройства доступны для применения на занятиях с лицами разного пола, возраста и уровня подготовленности. Они позволяют моделировать условия, соответствующие параметрам результативности движений, что дает возможность целостное и качественное выполнение упражнений даже на начальных этапах обучения технике.

Исследования В. Е. Волдозерова, А. В. Хох-лова, А.Г. Соснова и др. [1; 2] подтверждают, что специальные тренажерные устройства обладают рядом свойств, которые усиливают воздействие традиционных средств физического воспитания, а именно:

1) обеспечивают выполнение движений по заданным параметрам и структуре в условиях строгого дозирования;

2) способствуют улучшению межмышечной и внутримышечной координации, устранению явлений излишней активности мышц, не задействованных в движении;

3) исключают возможности негативного влияния на опорно-двигательный аппарат, практически исключая травматизм и психическое напряжение;

4) дают возможность четкого программирования структуры движений, а также характера и размера специфической нагрузки;

5) позволяют выполнять движения при различных режимах работы мышц;

6) создают условия для формирования мышечного чувства при усвоении отдельных фаз двигательного задания;

7) обеспечивают более полное усвоение биомеханических характеристик движений;

8) уменьшают вероятность возникновения ошибок в технике выполнения упражнений;

9) повышают моторную плотность занятия;

10) позволяют учитывать индивидуальные особенности занимающихся;

11) эффективны для самостоятельного использования, что активизирует процесс самоконтроля, то есть сознательной оценки промежуточного и конечного результатов;

12) предусматривают четкую программу действий для контроля и управления образовательным процессом.

Преимущества и возможности технических средств говорят о том, что будущее развития технологий обучения движений и развития двигательных качеств связано именно с ними. Одним из путей интенсификации физического воспитания студентов является внедрение тренажеров как нетрадиционных средств обучения физических упражнений и повышения физической подготовленности занимающихся.

На современном этапе развития физического воспитания и спорта успешно апробированы тренажеры для совершенствования технических действий в нападении и защите в баскетболе А. С. Доб-рушина, В. М. Кудимова, В. М. Притыкина, К. Н. Чариковой и др. Учитывая высокую вариативность двигательных действий в баскетболе и связь качества освоения техники игры с двигательными способностями, актуальна разработка и внедрение новых, доступных и эффективных тренажерных устройств на занятиях по баскетболу для студентов.

С целью повышения бросковой точности студентов в процессе занятий по баскетболу разработан специальный тренажер «Shooting duable» (рис. 1).

*

Рис. 1. Тренажер «Shooting duable» для повышения бросковой точности в баскетболе

Устройство содержит металлическое кольцо диаметром 380 мм (диаметр баскетбольного кольца: 450-457 мм), которое закрепляется сверху на баскетбольное кольцо амортизационными фиксаторами. Тренажер «Shooting duable» направлен на повышение точности бросков в корзину за счет концентрированного взаимодействия зрительного и тактильного анализаторов при ограничении площади зоны попадания.

Предложенное техническое средство способствует повышению точности баскетбольного броска любым способом. При этом развивается глазомер и пространственная ориентация. Принцип

использования этого тренажера заключается в выполнении студентами бросков в кольцо повторно -серийным методом с последовательным усложнением задания: постепенным увеличением дистанции, бросками с разных точек игровой площадки. Авторская разработка «Shooting duable» может эффективно применяться в образовательном процессе для студентов разного уровня подготовленности как при начальном обучении баскетбольных бросков, так и для совершенствования их точности.

Для развития скорости и координации движений разработан тренажер «Сoordination ladder» (рис.2)

Рис. 2. Тренажер «Сoordination ladder» для развития скорости и координации движений

Предложенный тренажер представляет собой закрепленную сверху и снизу 6-метровую веревочную лестницу общей длиной с 12-тью ступеньками толщиной 4 мм, шириной 36 мм, длиной 500 мм.

Общая методика использования средства включает одноименные и разноименные движения и изменением скорости, темпа, направления. Также возможно одновременное выполнение движений с ведением мяча. Устройство «Coordination ladder» является универсальным и может использоваться на разных этапах обучения и не только в баскетболе.

При разработке и внедрения описанных тренажеров предусматривались необходимость простоты их применения, портативность и финансовая доступность. Кроме этого, учитывалось, что скорость и координация движений, точность баскетбольных бросков - важнейшие составляющие игровой результативности.

Для оценки эффективности применения тренажеров на занятиях по баскетболу необходимы контрольные упражнения и нормативы, которые соответствуют двигательным задачам. Таким образом, в качестве контроля следует выбирать упражнения, результат выполнения которых позволяет оценить уровень технического мастерства и физической подготовленности студентов. Например, эффективность тренажера «Shooting duable» можно оценивать по количеству попаданий из 10 бросков со средней дистанции или 10 штрафных бросков; в качестве контрольного тестирования на тренажере,

эффективность «Coordination ladder» - по тесту челночный бег 4х8 м с двумя кубиками в с.

Разработанные тренажеры относятся к средствам сопряженного воздействия, одновременно решают педагогические задачи развития специальных двигательных качеств и обучения технике баскетбола студентов. Поскольку предложенные тренажерные устройства предъявляют повышенные требования к зрительному контролю в условиях ограниченной площади рабочей зоны, это создает предпосылки для совершенствования пространственно-мышечного чувства и формирования динамического стереотипа движений. Поэтому разработанные тренажеры могут использоваться для реализации задач физической и технической подготовки в баскетболе для студенпв разного уровня мастерства.

Список литературы

1. Водлозеров В. Е. Тренажеры локально направленного действия: монография. - Симферополь: Издательский центр КГМУ, 2003. - 101 с.

2. Хохлов А. В., Соснов А. Г. Роль тренировочных устройств и тренажеров в физическом воспитании студентов // Науковий часопис Нацюналь-ного педагопчного ушверситету iменi М. П. Драго-манова. Cерiя 15. Науково-педагопчш проблеми фiзичноi культури ^зична культура i спорт). -К., 2015. - Вип. 3 К (57). - Т. 2. - С. 356-359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.