июль АВГУСТ
2002
4
том
ьхххш
ИЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТАТАРСТАНА, СОВЕТА НАУЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОБЩЕСТВ ТАТАРСТАНА И КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 658.387:614.2.07
ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
И.Г. Иизамов, М.В. Русак
Кафедра организации здравоохранения (зав. — проф. И.Г. Иизамов)
Казанской государственной медицинской академии последипломного образования, многопрофильная городская больница № 2 (главврач — М.В. Русак), г. Тольятти
Успешное решение задач, стоящих перед здравоохранением на современном этапе, зависит прежде всего от уровня организации и управления лечебнопрофилактическими учреждениями (ЛПУ). Кардинальные преобразования в системе здравоохранения, переход к системе рыночных отношений требуют иных, принципиально новых подходов к управлению. Расширение экономических методов управления в службах здравоохранения побуждает лПУ полнее и рациональнее использовать материально-техническую базу и кадры, внедрять в практику прогрессивные медицинские технологии, улучшать качество медицинской помощи. При этом повышение экономической эффективности должно быть связано с ростом медицинской действенности [1, 2]. Очевидно, что совершенствование системы управления лПУ зависит от современных компьютерных технологий.
Целью настоящего исследования являлась разработка концептуальных подходов и механизмов системы адекватного управления деятельностью многопрофильной городской больницы на базе комплексной автоматизации ее работы.
© 16. ’’Казанский мед. ж.”, № 4.
Материалами настоящего исследования служили данные официальной медицинской документации: 27712 историй болезни и статистических карт выбывших из стационара (ф. 066у), а также оперативные учетные документы об объемах оказанной медицинской помощи. Исследование осуществлялось в 5 этапов на базовом учреждении — МУЗ ’Городская больница № 1” г. Тольятти.
На первом этапе (1996—1997) выполнялись проектные и организационнотехнические работы по созданию комплексной автоматизированной информационной системы управления больницей (КАИС-Б). Суть второго этапа (1997—1998) заключалась в разработке и практической реализации мероприятий по развитию научно-методического, информационно-аналитического и программно-технического обеспечения управленческих процессов в больнице. На следующем этапе опытной эксплуатации (1998—1999) одновременно контролировалось внедрение отработанных проектных решений, корректировались выявленные неэффективные или нетехнологичные действия. Переходу на этот этап исследования предшествовала боль-
241
шая организационная работа, направленная на обучение медицинского персонала больницы элементам компьютерной грамотности, использованию на практике прикладных программных средств КАИС-Б. Степень владения персоналом больницы возможностями новой информационной компьютерной технологии при решении стоящих перед ним функциональных задач во многом (если не в главном) определяет успех внедрения разработанной системы в целом. В результате все 167 врачей научились пользоваться персональным компьютером на своих рабочих местах.
Ввод в промышленную эксплуатацию системы КАИС-Б (1999—2000) позволил подвести итоги этой многолетней работы и обеспечить возможность настоящего научного обобщения ее результатов (2001). Центральным звеном созданной КАИС-Б является единая общебольничная база медицинских данных, в которой хранится персонифицированная медико-экономическая информация о каждом пролеченном или находящемся на лечении пациенте. С информационной точки зрения, КАИС-Б состоит из нескольких независимых функциональных подсистем, решающих свой круг задач, но связанных между собой информационно в структуре локальной вычислительной сети больницы. Процесс функционирования управляющей системы крупной многопрофильной больницы сводится к одновременной работе комплекса ее подсистем, обработке информации и обмену ею в оперативном и плановом режимах. При этом каждая из функциональных подсистем оказывает воздействие на работу других подсистем и системы КАИС-Б в целом.
В управляющей системе выделены средства хранения информации (базы данных), режимы их ведения и актуализации информационных ресурсов больницы, а также взаимодействия с другими субъектами муниципальной и территориальной систем здравоохранения. Следует иметь в виду, что система КАИС-Б создавалась в условиях функционирования базового учреждения —
городской больницы № 1 г. Тольятти и ее по началу совершенно неавтоматизированной системы управления. Скачкообразный переход к новой модификации был исключен по следующим причинам:
1. Создание полностью законченной комплексной автоматизированной информационной системы крупной многопрофильной городской больницы представляет собой сложный научноисследовательский и организационный процесс. Ее подготавливают поблочно, частями, поэтапно. При ее внедрении неизбежно сочетание автоматизированных и неавтоматизированных участков, что имело место в действительности.
2. К омплексную информационную систему учреждения невозможно разработать без экспериментальной ее проверки, поэтому в исследовании был предусмотрен этап опытной эксплуатации системы.
3. При внедрении в больнице новых информационных технологий системы КАИС-Б неизбежен психологический барьер, который легче преодолевается при постепенной, эластичной перестройке сложившейся системы управления.
Эволюционность указанного процесса (у нас он занял более 3 лет) имеет свои преимущества, так как при этом представляется возможным постепенно уточнить состав подсистем и задач КАИС-Б, скорректировать структуру системы, то есть создавать систему методом последовательных приближений. Принципиальным моментом разработки КАИС-Б являются обследование существующих потоков информации и унификация первичной медицинской документации. В системе в отношении использования данных медицинской и экономической отчетности реализуется принцип направленности информации. Он заключается в том, что вся собранная и обработанная информация готовится и выдается по запросам конкретных пользователей или в справочном варианте для принятия соответствующих управленческих решений. Запросы могут быть постоянные, действующие в течение длитель-
ного периода, и разовые — апериодические. По своему содержанию они бывают стандартными, предусматривающими выдачу информационных справок по заранее установленной форме, и нестандартными, по которым выдаются произвольные сведения из компьютерной базы данных системы. Не забыты были и вопросы обеспечения эффективности внедряемой системы как с медицинской, так и с экономической и социальной точек зрения.
В итоге нами создан, апробирован и внедрен информационный программный комплекс (ПК), обеспечивающий сбор, обработку всесторонней информации о пациенте и деятельности ЛПУ для управления стационаром, информационно взаимосвязанный с территориальным управлением здравоохранения, сетью медицинского обслуживания территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС) и др. ПК сертифицирован Минздравом России (свидетельство №5 от 02.03.99 г.).
Практический опыт управления рядом ЛПУ по организации медицинской помощи с использованием созданного
ПК показал, что средствами информационных технологий формируется единое информационное пространство для всех автоматизированных систем и средств управления медицинскими учреждениями, которое позволяет проводить постоянный анализ требуемого объема медицинской помощи, определять затраты на оказание медицинской помощи населению, контролировать соответствие государственным программам гарантированных объемов медицинской помощи гражданам, повышать эффективность использования ресурсов здравоохранения путем внедрения ресурсосберегающих и ресурсозамещающих технологий, контролировать соответствие обязательств органов исполнительной власти по выполнению программы обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью.
В составе прикладного программного обеспечения, построенного на прогрессивной основе СасЬе-технологий (пост-реляционной базы данных), функционирует несколько ПК по автоматизации обработки информации лечебно-диагностического процесса, административнохозяйственной и финансовой деятельности больницы (рис. 1).
Рис. 1. Структурная схема программного комплекса управления стационаром.
Внедрение системы позволяет ежедневно осуществлять полный учет всех находящихся на лечении больных по форме №7 ’Учет движения больных и коечного фонда” по отделениям и стационару в целом. Расчеты данных выполняются в автоматизированном режиме под контролем специалистов отдела медицинской статистики. Оперативные данные статистического учета движения больных накапливаются в единой общебольничной компьютерной базе данных. Кроме того, эта база данных обеспечивает ведение и хранение электронных версий историй болезни всех находящихся на лечении и пролеченных ранее больных. Для этого используется главный стандарт КАИС-Б — личный медицинский код пациента, который присваивается ему при первом обращении в приемное отделение больницы.
Формирование единой общебольничной базы данных создает целостное информационное пространство больницы, которое объединяет АУП, лечебные отделения, параклинические отделения и лаборатории, кабинет медицинской статистики, около 160 автоматизированных рабочих мест (АРМ) медицинских работников больницы, плановый отдел и бухгалтерию, больничную аптеку и комиссию по экспертизе качества оказания медицинской помощи. Персонифицированная медико-экономическая информация о каждом пациенте является основой для организации на муниципальном уровне мониторинга за состоянием здоровья жителей города.
Таким образом, разработанная организационная и информационная модель сопровождения пациента оказывает положительное влияние на такие показатели результативности медицинской помощи, как оперативность, затраты, качество и уровень обслуживания. Она способствует получению оптимального клинического и экономического эффектов, сокращению сроков пребывания больных в стационаре и затрат на оказываемые медицинские услуги в целом, а следовательно, снижению себестоимости проводимого комплексного лечения. Функциональной подсистемой КАИС-Б
Рис. 2. Схема технологии экспертизы качества оказания медицинской помощи.
является комплекс автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи. Для внедрения этой технологии в больнице обучены 36 врачей и все заведующие лечебными отделениями, создан экспертный совет больницы и, что очень важно, разработан и утвержден целый ряд нормативных документов: положение об экспертном
совете многопрофильной больницы, о враче-эксперте качества медицинской помощи (КМП), о порядке проведения экспертизы и др.
История болезни и другие учетные медицинские документы в электронном виде в базе данных больницы служат исходной информацией для технологии АТЭ КМП. В них отражены все действия врача со всесторонней их оценкой (статистической, экономической, юридической и др.), причем эти сведения можно получать в формализованном виде за любой промежуток времени. Принципиальная схема отработки этой информации приведена на рис. 2.
Представленная технология способствует оценке качества медицинской помощи на ином информационном уровне, и эта информация достаточна для подготовки и принятия управлен-
Основные результаты деятельности больницы в 1996—2000 гг.
Показатели Годы
1996 1997 1998 1999 2000
Число больничных коек 5 О о 5 О о 440 5 4 4 445
Занятость койки (в днях) 309,6 300 318,4 325,7 347,5
Среднее число дней пребывания больного
на койке (в днях) 14,3 12,8 13,0 12,5 12,3
Оборот койки 21,7 23,4 24,5 24,9 28,1
Число пролеченных больных 10840 11400 11700 12300 12791
ческих решений. В соответствии с изложенной технологией в больнице проводятся выборочные, текущие и тематические экспертизы КМП. В результате были вскрыты крупные резервы использования клинических ресурсов (медицинского оборудования, лекарственных средств и др.). По итогам работы в 1998— 2000 гг. выявлены и устранены факты недостаточного объема выполняемых лечебно-диагностических мероприятий, врачебных ошибок ресурсного содержания, приводящих к нерациональному использованию средств диагностики и лечения больных, включая лекарственные средства. Такая целенаправленная работа в больнице привела к уменьшению количества врачебных ошибок в 3 раза. Врачебные ошибки ресурсного содержания были сокращены на 62%, количество необоснованных назначений лекарственных препаратов — на 6,3%, необоснованных госпитализаций — на 4,2%. Повышению качества оказываемой медицинской помощи активно способствует также внедрение в больнице современных методов малоинвазивной хирургии, благодаря которым сокращается летальность, улучшаются показатели деятельности больницы (количество дней пребывания больного на койке, хирургическая активность, число пролеченных больных, абсолютное количество операций при тех же штатах и койках).
Медицинская эффективность заключается в совершенствовании информационного обеспечения основного лечебно-диагностического процесса больницы, доступности для каждого врача сведений из истории болезни пациента, нормативной и справочной информации (МКБХ, протоколы ведения больных и
др.) из единой общебольничной базы данных. Автоматизированная технология экспертизы КМП способствует поднятию медицинского статуса лечебного учреждения не только в системе здравоохранения, но и, что главное, среди потребителей медицинских услуг.
Медико-социальная и экономическая результативность внедрения новых технологий обеспечивается за счет увеличения количества дорогостоящих больничных коек, числа пролеченных больных и улучшения показателей работы стационара (см.табл.). Именно информационные технологии позволяют выйти на управленческие решения, приводящие к подобной положительной динамике показателей деятельности больницы. Социальная эффективность отчетливо прослеживается в неограниченных возможностях компьютерных баз персонифицированных медицинских данных для сопровождения каждого пациента на всех этапах оказания ему медицинской помощи в лечебных учреждениях различного типа, для диспансерного наблюдения, четкой организации и учета лекарственного обеспечения льготных категорий больных.
Медицинские информационные базы данных позволяют контролировать и анализировать характер, объемы и качество медицинской помощи любым категориям пациентов (например, относящихся к социально незащищенным группам — инвалиды, пенсионеры, дети, мигранты и др.).
ВЫВОДЫ
1. Опыт внедрения новых информационных технологий в крупной многопрофильной городской больнице пока-
зал, что этими средствами обеспечивается единое информационное пространство системы управления медицинским учреждением, которое позволяет проводить постоянный анализ требуемого и оказываемого объема медицинской помощи в соответствии с уровнем и структурой заболеваемости населения, определять необходимые затраты для оказания медицинской помощи на уровне соответствующей территории, соблюдать соответствие гарантированных объемов бесплатной медицинской помощи гражданам реальным объемам финансирования территориальной программы ОМС, повышать эффективность управления ресурсами больницы.
2. Центральным звеном созданной комплексной автоматизированной информационной системы больницы КАИС-Б является единая общебольничная база медицинских данных, в которой хранится персонифицированная медико-экономическая информация о всех пролеченных или находящихся на лечении пациентах.
3. Существенным результатом проведенного научного исследования и внедрения его в систему практического здравоохранения является отработка организационной и информационной модели взаимодействия различных субъектов здравоохранения в едином информационном пространстве при информационном сопровождении каждого пациента на этапах оказания медицинской помощи.
4. Система автоматизированной экспертизы качества медицинской помощи позволяет формировать достоверную информацию для принятия управленческих решений по повышению квалификации медицинских кадров больницы, по оптимизации использования ее материально-технических и финансовых ресурсов, что в совокупности является объективными предпосылками для обеспечения качества медицинской помощи населению. Сочетание информационных ресурсосберегающих технологий и автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи создает прочную основу для внедрения в больнице прогрессивных методов медицины, основанной на доказательствах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Корчагин В.П. Финансовое обеспечение здравоохранения. — М., 1997.
2. Лисицын Ю.П. Информационные технологии в здравоохранении. — Казань, 2001. — № 1.
Поступила 29.01.01.
INTRODUCTION OF CURRENT INFORMATION TECHNOLOGIES IN ADMINISTRATION OF HOSPITALS
¡.G. Nizamov, M.V. Rusak
S u m m a г у
All stages of informatization beginning with inspecting the institution, at the stage of formulating technical task up to using the complex automated control system in practice are studied. The structural scheme of information motion in departments of the hospital are explained in detail as are the basic functions of automated control system.