Научная статья на тему 'Внедрение системно-деятельностного подхода с использованием метода проектов при обучении иностранному языку студентов вуза'

Внедрение системно-деятельностного подхода с использованием метода проектов при обучении иностранному языку студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / студенты / метод / проект / системно-деятельностный подход / education / students / method / project / system-activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н Ф. Плотникова, Н Г. Сигал

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе представляет собой образовательные технологии, методы и приемы, которые использует преподаватель с целью формирования студентов, как личностей с активной жизненной позицией, владеющих профессиональными компетенциями, способными адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современного общества. Преимущества проектного метода заключаются в оптимизации процесса обучения, развитии навыков самостоятельной работы студентов, интегрированном подходе приобретения знания из различных областей, практическом применении полученных знаний, выдвижении новых идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF SYSTEM-PERFORMANCE APPROACH USING A PROJECT METHOD WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO UNIVERSITY STUDENTS

The system-activity approach in the educational process is an educational technology, methods and techniques that the teacher uses to form students, as individuals with an active lifestyle, possess professional competencies that can adapt to the ever-changing conditions of modern society. The advantages of the project method are in optimizing the learning process, developing students' independent work skills, an integrated approach to acquiring knowledge from various fields, the practical application of the knowledge gained, the promotion of new ideas.

Текст научной работы на тему «Внедрение системно-деятельностного подхода с использованием метода проектов при обучении иностранному языку студентов вуза»

УДК 81243

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Н.Ф. Плотникова, Н.Г. Сигал

plotnikova. nailya@list. ru, Natalya. Sigal@ksu. ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе представляет собой образовательные технологии, методы и приемы, которые использует преподаватель с целью формирования студентов, как личностей с активной жизненной позицией, владеющих профессиональными компетенциями, способными адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современного общества. Преимущества проектного метода заключаются в оптимизации процесса обучения, развитии навыков самостоятельной работы студентов, интегрированном подходе приобретения знания из различных областей, практическом применении полученных знаний, выдвижении новых идей.

Ключевые слова: образование, студенты, метод, проект, системно-деятельностный подход.

Для цитирования: Плотникова Н.Ф., Сигал Н.Г. Внедрение системно-деятельностного подхода с использованием метода проектов при обучении иностранному языку студентов вуза // Казанский лингвистический журнал. 2018. Том 1, № 3 (3). С. 121-124.

IMPLEMENTATION OF SYSTEM-PERFORMANCE APPROACH USING A PROJECT METHOD WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO UNIVERSITY

STUDENTS

N.F. Plotnikova, N.G. Sigal

[email protected], [email protected]

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

Abstract. The system-activity approach in the educational process is an educational technology, methods and techniques that the teacher uses to form students, as individuals with an active lifestyle, possess professional competencies that can adapt to the ever-changing conditions of modern society. The advantages of the project method are in optimizing the learning process, developing students' independent work skills, an integrated approach to acquiring knowledge from various fields, the practical application of the knowledge gained, the promotion of new ideas.

Keywords: education, students, method, project, system-activity.

For citation: Plotnikova N.F., Sigal N.G. Implementation of system-performance approach using a project method when teaching a foreign language to university students // Kazan linguistic journal. 2018. Vol. 1, No. 3 (3). Pp. 121-124.

К исследованиям, направленные на рассмотрение вопросов о системно-деятельностном подходе, относятся работы Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что обучающиеся самостоятельно участвуют в исследовательской деятельности, что предполагает поиск необходимой информации, выявление способов решения проблемы,

отработку в речи грамматических и лексических структур. Обучающиеся получают знания «не в готовом виде, а добывая их сами, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему ее норм, активно участвуют в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений» [Сухов]. Задача преподавателя заключается не только во введении или отработке материала, в его доступном объяснении, но и в организации самостоятельной исследовательской работы студентов. Отношения, складывающиеся между педагогом и студентом «освобождают педагога от роли всезнайки, но заставляют принять не менее трудную роль организатора процесса познания» [Петровский].

Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (выдвижение проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. При использовании проектного метода, находят применение такие формы работы как: тематические образовательные проекты; олимпиады, конкурсы; тематические конференции [Плотникова].

В рамках системно - деятельностного подхода на уроках иностранного языка всё чаще практикуется метод проектной деятельности, интенсивные методы, проблемный метод, модульное обучение, групповая работа, которые дают преподавателю возможность включить студентов в реальное общение, насыщенное иноязычными контактами, опирающиеся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты своего труда [Кудрявцева].

Преимуществами проблемного метода обучения являются следующие моменты: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности; высокий интерес к учебному труду; развитие продуктивного мышления; прочные и действенные результаты обучения. К недостаткам проблемного метода следует отнести: слабую управляемость познавательной деятельностью учащихся; большие затраты времени на достижение запроектированных целей; недостаточный уровень языковой подготовки от дельных групп; нехватка времени на тщательное изучение той или иной темы [Петерсон].

Использование системно - деятельностного подхода на уроках иностранного языка заключается в реализации познавательной и практической деятельности обучающихся на уроках с использованием разнообразных приёмов, формы и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Использование проектного метода в процессе обучения английскому языку позволяет студентам практически использовать свои речевые навыки и умения, а также развивать такие качества как любознательность, ответственность, уважение к близким, взаимопонимание и ряд других. В качестве примера авторы исследования предлагают рассмотреть фрагмент урока по теме: «What do you like in your city?», проведенного среди студентов 1 курса для неязыковых специальностей. К уроку были подготовлены различные наглядные пособия, а именно фотографии, иллюстрации, макет города, аудио и видео материалы. Каждая группа получила

задание выступить по предложенным темам с использованием различных форм передачи информации (фотогазета, видеофильм, выступление с докладом).

1. Advantages of living in the big cities.

2. Disadvantages of living in the big cities.

3. What do you like in your native town?

Поскольку роли были заранее распределены между студентами, это дало им возможность психологически настроиться, обдумать манеру поведения и речи. Для каждой группы были подготовлены и распределены вопросы для дальнейшего обсуждения темы.

1. Обосновать значимость и актуальность выбранной темы.

2. Почему многие люди не представляют свою жизнь в небольших тихих городах?

3. Почему многих людей пугает жизнь в крупных городах?

4. Что вам нравится в вашем городе?

В ходе проведения занятий преподаватель выдвигал следующие задачи:

1. определить общую цель - научить каждого в отдельности и всех вместе;

2. распределить роли в каждой группе (подводящий итоги, поддерживающий каждого в процессе обучения, развивающий идеи);

3. постоянно следить за уровнем знаний каждого члена команды;

4 проверять индивидуально работу каждого участника, либо выбрать одного члена группы для проведения тестирования;

5. наблюдать за работой всей группы;

6. обсудить результаты совместной работы группы.

Использование проектной методики нацеливает участников команды на развитие определенных исследовательских навыков. Участники проекта получают возможность осуществлять творческие замыслы в рамках заданной темы, самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию. Работа в проектной работе способствует творческому успеху студентов, позволяет им продемонстрировать определенный уровень своего интеллектуального развития, преодолеть страх и испытать психологическое единение, гордость за то, что они сообща добились успеха [Marjan Laal].

Проведенный цикл занятий позволил авторам исследования выявить преимущества обучения студентов в проектных группах:

- Все активны, работают над заданием все без исключения;

- Четко представляют себе общую цель;

- Обсуждают, высказывают свое мнение, слушают друг друга, задают себе вопросы «Почему ты так думаешь?»:

- Учатся оказывать поддержку друг другу «А как ты это понимаешь?», возникает чувство,

что « я не один»;

- Высокий уровень любознательности, желание познать больше и передать эту информацию других заинтересованным членам группы.

Таким образом, использование проектного метода в процессе обучения позволяет развивать творческие способности студентов, умения, навыки сотрудничества в результате взаимодействия преподавателя и студента [Plotnikova, Kondrateva]. А также в процессе выполнения проекта, обучающиеся самостоятельно приобретают знания, получают опыт в познавательной и учебной деятельности, а также формируют исследовательские навыки, что позволяет им ориентироваться в потоке информации, анализировать ее, обобщать, делать выводы и заключения.

Литература

1. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников: монографи. Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 155 с.

2. Петровский А.В. Некоторые аспекты разработки стратометрической концепции групп и коллективов. Вопросы психологии. 1976. № 6. С. 38.

3. Плотникова Н.Ф., Андреева Ю.В. Использование метода проектов на уроке английского языка. Казанский вестник молодых ученых, 2018. Т. 2, № 2(5). С.40-45.

4. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения. Справочник заместителя директора, 2011. №4. С. 20.

5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. М.: Школа 2000 АПК и ППРО, 2008. 48 с.

6. Laal Marjan, Azadeh Sadat Naseri, Mozhgan Laal, Zhina Khattami-Kermanshahic. What do we achieve from learning in collaboration? Procedia - Social and Behavioral Sciences 93, 2013. Pp. 1427-1432.

7. Plotnikova N.F., Kondrateva I.G. Development of Integrative Skills in Higher Education Students // Helix, 2018. Vol. 8 (1). Pp. 2877-2883.

References

1. Suhov, V. P. (2004) Sistemno-deyatel'nostnyj podhod v razvivayushchem obuchenii shkol'nikov: monografi. Ros. gos. ped. un-t im. A.I. Gercena. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena. 155 p. (In Russian).

2. Petrovskij, A.V. (1976) Nekotorye aspekty razrabotki stratometricheskoj koncepcii grupp i kollektivov. Voprosy psihologii. No. 6. Pp. 38. (In Russian).

3. Plotnikova, N.F., Andreeva, Yu.V. (2018) Ispol'zovanie metoda proektov na uroke anglijskogo yazyka. Kazanskij vestnik molodyh uchenyh. T. 2. № 2 (5). Pp. 40-45. (In Russian).

4. Kudryavceva, N.G. (2011). Sistemno-deyatel'nostnyj podhod kak mekhanizm realizacii FGOS novogo pokoleniya. Spravochnik zamestitelya directora. № 4. Pp. 20. (In Russian).

5. Peterson, L.G., Kubysheva, M.A., Kudryashova, T.G. (2008). Trebovaniya k sostavleniyu plana uroka po didakticheskoj sisteme deyatel'nostnogo metoda. M.: SHkola, 2000. APK i PPRO. 48 pp. (In Russian).

6. Marjan Laal, Azadeh Sadat Naseri, Mozhgan Laal, Zhina Khattami-Kermanshahic. (2013). What do we achievefrom learning in collaboration? Procedia - Social and Behavioral Sciences 93. Pp. 1427 - 1432. (In English).

7. Plotnikova, N.F., Kondrateva, I.G. (2018). Development of Integrative Skills in Higher Education Students. Helix. Vol. 8 (1). Pp. 2877-2883. (In English).

Авторы публикации

Плотникова Наиля Фагимовна — кандидат педагогических наук, доцент, Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18.

E-mail: plotnikova. nailya@list. ru

Сигал Наталья Германовна — кандидат педагогических наук,доцент, Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18.

E-mail:: [email protected]

Authors of the publication

Nailya F. Plotnikova — Candidate of pedagogics, Associate professor,Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation.

E-mail:plotnikova. [email protected]

Natalia G. Sigal — Candidate of pedagogics, Associate professor,Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию: 1.11.2018. Принята к публикации: 17.11.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.