Научная статья на тему 'Использование метода проектов на уроках английского языка'

Использование метода проектов на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2614
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / МЕТОД / METHOD / ПРОЕКТ / PROJECT / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / FOREIGN LANGUAGE / ГРУППОВАЯ РАБОТА / GROUP WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Ю.В., Плотникова Наталья Фёдоровна

Для активизации познавательной и практической деятельности студентов вуза в процессе изучения иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Внедрение метода проектной деятельности, групповой работы дают преподавателю возможность создать для студентов среду реального общения, насыщенное иноязычными контактами, направить их на исследовательскую деятельность, на совместный труд для достижения реальных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Ю.В., Плотникова Наталья Фёдоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование метода проектов на уроках английского языка»

УДК 93/94

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Ю.В. Андреева, Н.Ф. Плотникова*

plotnikova.nailya@list.ru*

Институт международных отношений, истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. Для активизации познавательной и практической деятельности студентов вуза в процессе изучения иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Внедрение метода проектной деятельности, групповой работы дают преподавателю возможность создать для студентов среду реального общения, насыщенное иноязычными контактами, направить их на исследовательскую деятельность, на совместный труд для достижения реальных результатов.

Ключевые слова: студенты, метод, проект, деятельность, иностранный язык, групповая работа.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, так какпред-полагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во -вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста [5].

Проектная деятельность обучающихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. При использовании проектного метода, находят применение такие формы работы как: тематические образовательные проекты; олимпиады, конкурсы; тематические конференции. Специальные методические приемы, как «мозговой штурм», «обсуждение слабых мест», дебаты, написание эссе с их доработкой, редактированием и обнародованием [3], проведение различных проблемных семинаров, диспутов, дискуссий в форме «круглый стол», математические и экономические «бои», выполнение различных типов заданий, требующих анализа, сравнения, сопоставления, упражнения, конструирования материала [1] являются эффективными и позволяют студентам приобретать навыки межличностного и делового общения, делового взаимодействия взаимопонимания. Составными компонентами использования проектного метода в процессе обучения является «система актов взаимодействия обучения и обучаемых; деятельность педагога по регулированию взаимодействия отдельных студентов и групп с целью создания позитивных межличностных отношений, создание эмоционального фонда [4].

Работа над проектом на уроках английского языка представляет сочетание самостоятельной работы с парной или групповой формой проектной деятельно-

сти, предполагает наличие знаний из разных областей образования, проникновение английского языка в другие виды деятельности.

Использование проектного метода в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у студентов языковые и страноведческие знания, параллельно развивать умения и навыки в процессе аудирования, говорения, чтения, письма, а также совершенствовать различные аспекты языка, обучать речевому этикету, а также предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях.

В качестве примера авторы статьи предлагают рассмотреть фрагмент урока по теме: " What do you know about Great Britain".

План урока:

1.Коммуникативные задачи:

- научитьвосприниматьипонимать mini-text about Big Ben, Blues and Royal Horse-guards, Bag-Pipe, soccer;

- научить читать мини-тексты, выделять главную мысль и основные детали;

- научить студентов высказывать свою точку зрения, используя новые лексические единицы и новую грамматическую структуру.

2. Языковые задачи:

Лексика:

1) введение новых лексических единиц;

2) научить воспринимать, понимать и воспроизводить новые лексическиее-диницы, употреблять новые лексические единицы в упражнениях.

Грамматика:

1) ввести новую грамматическую структуру и научить употреблять ее в упражнениях:

Is, are - worth ...+ ing.

Фонетика:

1) употреблять произношение звуков [w], [z], названий достопримечательностей Великобритании.

3.Лингвострановедческая задача:

Используя наглядный материал, дать дополнительную информацию о других достопримечательностях Великобритании.

Оснащение:

1) иллюстрации с достопримечательностями Великобритании;

2) открытки, фотографии;

3) таблицы с грамматическими структурами.

Ход урока:

1.Подготовка студентов к иноязычной учебной деятельности

1.1. Организационный момент.

- Приветствие.

- Беседа со студентами.

- ункциональнаяустановкакзанятию.

Today we'll know a lot of interesting things about sights, traditions, customs of Great Britain.

1.2. Фонетическая зарядка.

- Совершенствовать произношение звуков.

- Отрабатывать произношение названий достопримечательностей Великобритании (Big Ben, Blues and Royal Horse-guards, St. James Palace и др.).

1.3. Речевая зарядка.

1.4. Проверка домашнего задания.

2.Работа с языковым материалом

Формирование навыков.

Задача: научить воспринимать, понимать и произносить новые лексические единицы. Parade, ceremony, bagpipe, worth, soccer, uniform, to mean, part-time job, hamburger, wheel, hot dog, pizza.

3. Обучение различным видам речевой деятельности

3.1. Обучение чтению.

Задача: научить читать и понимать текст, выделяя основную мысль, содержание, детали и факты.

Установка: Now, we'll read about sights in Great Britain. Be ready to my questions.

3.2. Развитие монологической умений.

Задача: научить студентов составлять монолог на основе фраз из упражнений.

Установка:

Say what items you would like to include into the list of your country's best things. Agreeordisagreetoyourgroupmate 'sopinion.

3.3. Аудирование.

Задача: научить студентов воспринимать, понимать мини-тексты на тему. При помощи вопросов проверить понимание текстов.

Установка:

Now, we will listen to six short texts. Listen to them attentively; be ready to answer to my questions.

4.Заключительный этап

Задача:

4.1. Проверить, достигнуты ли поставленные в начале урока задачи.

Today we spoke about sights, traditions and customs of Great Britain. Now we have known many new things about it.

4.2. Домашнеезадание.

Домашнее задание заключалось в разработке проекта на тему: "What do you like in your home town". Были сформированы три микрогруппы, каждая из которых, получила отдельную тему для обсуждения:

1. Advantages of living in the big cities;

2. Disadvantages of living in the big cities;

3. What do you like in your native town?

Защита темы проходила в виде оформления фотогазеты, макета города, выступления с докладами, просмотра видеофильма. Роли были заранее распределены между студентами, и они имели возможность психологически настроиться, обдумать манеру поведения и речи, были подготовлены и распределены вопросы, для будущего обсуждения данной темы.

1. Сможете ли вы обосновать значимость и актуальность выбранной темы?

2.Почему многие люди не представляют свою жизнь в небольших тихих городах?

3. Почему многих людей пугает жизнь в крупных городах?

4. Что вам нравится в вашем городе?

В ходе учебного занятия использовались такие элементы, которые строятся на тесном взаимодействии педагога и обучаемого, эта работа для каждого члена группы в отдельности и для всех. Во время проведения вышеуказанного цикла занятий ставились следующие задачи:

1. Определить общую цель - научить каждого в отдельности, а также всех вместе;

2. Распределить роли в каждой группе (подводящий итоги, поддерживающий каждого в процессе обучения, развивающий идеи);

3. Постоянно следить за уровнем знаний каждого члена команды;

4. Проверять индивидуально работу каждого участника, либо выбрать одного члена команды для проведения тестирования;

5. Наблюдать за работой всей группы;

6. Обсуждать результаты совместной работы группы.

Сотрудничество членов группы между собой и с другими группами позво-ляетим развивать следующие умения:

- умение лидировать;

- умение принимать решения;

- умение разрешать конфликты;

- умение анализировать работу каждого члена команды;

- умение обобщать и подводить итоги работы.

Использование проектной методики нацелило участников группы на развитие определенных исследовательских навыков. Участники проекта получили возможность осуществлять творческие замыслы в рамках заданной темы, самостоятельно добывать и анализировать необходимую информацию. Участие в проектной работе позволило студентам продемонстрировать определенный уровень своего интеллектуального развития. Каждый студент мог включиться в обсуждение, так как участвовала вся группа, а не отдельные ее представители, поведение и речь были более раскрепощенными, чем на обычных занятиях. Обычно инертные студенты заметно оживлялись, проявляя заинтересованность. Беседа, проведенная со студентами, после окончания занятия показала, что группа испытывала психологическое единение, «чувство локтя», радость от того, что они добились успеха вместе.

Проведенный цикл занятий позволил авторам исследования выявить [2]:

1) преимущества обучения студентов в проектных группах;

2) отличия между проведением учебных занятий, основанных на использовании метода проекта и традиционной формой проведения учебных занятий (табл.).

Таблица

Отличительные стороны проведения учебных занятий с использованием проектной методики

Проведение занятий в проектных группах Проведение занятий в виде традиционной формы

Все активны, работают над заданием все без исключения Работают только активные ученики

Четко представляют себе общую цель Полное непонимание студентами цели урока

Обсуждают, высказывают свое мнение, слушают друг друга, задают себе вопросы «Почему ты так думаешь?» Часто равнодушное, безразличное отношение к ответам других студентов

Учатся оказывать поддержку друг другу «А как ты это понимаешь?», возникает чувство, что « я не один» Каждый студент работает сам за себя, и его не интересует, что чувствуют другие

Высокийуровень любознательности, желание познать больше и передать эту информацию других заинтересованным членам группы Низкий или средний уровень, а иногда и отсутствие любознательности

Таким образом, внедрение в процесс обучения метода проектов приводит к изменению позиции преподавателя, который становится организатором познавательной, исследовательской деятельности своих учеников, психологического климата в коллективе, переориентации деятельности преподавателя и студентов на различные виды самостоятельной деятельности.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бенно А. Выбор учебных заданий для организации групповой работы в классе // Проблемы совершенствования обучения в школе. М., 1973. С. 187-194.

2. Плотникова Н.Ф., Линючкина Е.Г. Формирование интегративных умений при игровой форме обучения студентов вуза // Вестник НЦ БЖД. 2017. № 4 (34). С. 43-48.

3. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 240 с.

4. Шакирова Д.М., Сибгатуллина И.Ф., Сулейманова Д.Ш. Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологий / под ред. М.И. Махмутова. Казань: Центр инновационных технологий, 2006.

5. https://studfiles.net/preview/5764802/

Авторы публикации

Андреева Ю.В., студент-магистр Института международных отношений, истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Плотникова Наталья Фёдоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки для естественно-научногонаправления» Института международных отношений, истории и востоковедения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. Email: plotnikova.nailya@list.ru

USE OF THE METHOD OF PROJECTS AT ENGLISH LESSONS Yu. Andreeva, N. Plotnikova* *plotnikova.nailya@list.ru Institute of the international relations, history and oriental studies, Kazan (Volga) Federal university, Kazan, Russia

Abstract. To enhance the cognitive and practical activities of students in the process of learning foreign language, you can use a variety of techniques, forms and methods of educational process. The introduction of the method of project activity, group work, give the teacher the opportunity to create an environment of real communication for students, saturated with foreign language contacts, direct them to research activities, joint work to achieve real results.

Keywords: students, method, project, activity, foreign language, group work.

References

1. Benno A. Vybor uchebnykh zadanii dlya organizatsii gruppovoi raboty v klasse // Problemy sover-shenstvovaniya obucheniya v shkole. M., 1973. S. 187-194.

2. Plotnikova N.F., Linyuchkina E.G. Formirovanie integrativnykh umenii pri igrovoi forme obucheniya studentov vuza // Vestnik NTs BZhD. 2017. № 4 (34). S. 43-48.

3. Khalpern D. Psikhologiya kriticheskogo myshleniya. SPb.: Piter, 2000. 240 s.

4. Shakirova D.M., Sibgatullina I.F., Suleimanova D.Sh. Myshlenie, in-tellekt, odarennost': voprosy teorii i tekhnologii / pod red. M.I. Makhmutova. Kazan': Tsentr innovatsionnykh tekhnologii, 2006.

5. https://studfiles.net/preview/5764802/

Authors of the publication Yu. Andreeva, Master-student, Institute of the international relations, history and Oriental studies, Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia

Nataliya Plotnikova, Ph.D. (Pedagogy), associate professor, Institute of the international relations, history and Oriental studies, Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russia. Email: plotnikova.nailya@list.ru

Дата поступления 08.02.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.