УДК 372.8
РОЛЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПИСЬМУ
Н.Ф. Плотникова
Аннотация. Задача данного исследования заключается в отражении как теоретических, так и практических идей, направленных на введение элементов критического мышления в учебный процесс, развитие навыков критического мышления в процессе обучения студентов иностранному языку. Формирование критического мышления студентов происходит при обучении студентов письменной речи на уроках иностранного языка. Обучение письму рассматривается как мыслительный процесс, включающий элементы критического мышления. Ключевые слова: критическое мышление, письмо, иностранный язык, подход
Внедрение критического мышления в процесс обучения студентов иностранному языку способствует улучшению их мыслительной способности, расширению коммуникативных навыков, развитию письменной компетенции и повышению мотивации.
Использование навыков критического мышления в письменной речи означает изучение различных точек зрения открыто и детально, оценку своей собственной позиции и умение представлять свои выводы в ясной и аргументированной форме, способность убедить других читателей. Критически мыслящие люди не только представляют точное понимание проблемы, но и могут определить тенденции развития и прогнозировать результаты.
Критическое мышление - это С.Л. Рубинштейн рассматривает процесс мышления как анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом; это затем абстракция и обобщение, являющиеся производными от них. «Закономерности этих процессов в их взаимоотношениях друг с другом суть основные внутренние закономерности мышления» [1, с.28]. Д.М. Шакирова предлагает следующую формулировку критического мышления. «Критическое мышление - это способности и потребности человека:
а) видеть несоответствие высказывания (мысли) или поведения другого человека общепринятому мнению или нормам поведения или собственному представлению о них;
б) сознавать истинность или ложность теории, положения, алогичность высказывания и реагировать на них; в) уметь отделять ложное, неверное от правильного, верного; критически анализировать, доказывать или опровергать, оценивать предмет, задачу, вносить коррективы, показывать образец мысли, высказывания, поведения; это выражение собственного ценностного отношения, ценностной ориентации; г) это умение доказывать и опровергать, правильно оценивать предмет, задачу, поведение, процесс, результат и т.д. [2, с.52.]. В исследовании М. Векслера понятие «критическое мышление» рассматривается как процесс решения проблемы, включающей различное обсуждение процесса и результатов труда, их оценка. Эта оценка может быть выражена в обнаружении ошибки, либо в установлении положительного, ценного в предметах и явлениях, либо в установлении истинности обсуждаемого факта, идеи [3,7].
Критическое письмо - это не означает раскрытие темы в отрицательной форме. Автор должен быть осведомлен в вопросах, связанных с темой эссе, уверен, что использует все стороны аргументации, как и при чтении, увидеть различные подходы к одной и той же проблеме.
Наиболее характерными чертами критического подхода к письму являются [4]:
- отказ принять выводы других авторов без оценки аргументов и доказательства, которые они предоставляют;
- рациональное изложение причин, по которым выводы других авторов могут быть приняты или могут потребоваться относиться с осторожностью;
- четкое представление ваших собственных доказательств и аргументов, приводящее к вашему заключению;
- признание ограничений в ваших собственных доказательствах, аргументах и выводах.
Рассмотрим, как происходит освоение навыков критического мышления на одном из занятий по английскому языку со студентами вуза при подготовке к письменной речи.
План проведения урока-игры: «Travel recommendation» разработан авторами исследования по учебнику "English Result" [5].
1 стадия заключается в активном познании.
Задачи:
- Обсуждение преимуществ активного познания информации в контексте решения проблемы.
- Актуализация имеющихся знаний студентов.
- Пробуждение интереса к теме.
- Определение цели изучения материала.
Все участники игры делятся на две группы. Преподаватель нацеливает студентов на работу, предлагая следующую установку «Представьте, что вы собираетесь отправиться на каникулы, но не знаете куда поехать». «Какой источник информации вы использовали при выборе места и почему?» (Guidebooks, recommendations from the friends, organized tours, the Internet, asking local people, other...).
Студенты не только выбирают из списка ответы, но и обсуждают разные варианты ответов в группе.
На первой стадии происходит сбор и анализ необходимой информации по теме урока. Источниками информации могут выступать различные учебники, пособия, справочники, журналы, книги, газеты, радио, телевидение и т.д. Полученная информация позволяет им выдвинуть ряд идей и на основе их анализа выбрать оптимальную идею для решения проблемы.
Преподаватель предлагает студентам записывать ключевые слова по изучаемой теме, после чего происходит групповое обсуждение списка ключевых слов вместе с преподавателем.
2 стадия - осмысление содержания.
Задачи:
- Обсуждение, выбор действий.
- Планирование решения задач.
- Выбор решения.
- Обсуждение альтернативных вариантов решения.
На данном этапе осуществляется основная содержательная работа студентов с текстом.
Студенты внимательно изучают текст «A website travel recommendation». В процессе работы студента с новой информацией используются такой прием как чтение текста с остановками и дальнейшее выявление соответствия параграфов текста с предложенными вопросами:
- What do I need to take?
- Where is it and what is it?
- Are there any problems?
- What will be able to see and do?
3 стадия - размышления или рефлексия.
Задачи: Размышления о том, чему обучились.
Обучаемый осмысливает изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу.
На данном этапе преподаватель предлагает студентам:
1. Провести анализ «интеллектуальной карты» «mind map».
2. На основании проведения анализа, выделить на карте те идеи, которые уже были отражены в тексте.
wMbfc
3. Изучить все составляющие компоненты «mind map» для самостоятельного составления карты участниками групп. Выделить два неверных пункта на карте и аргументировать свой выбор.
4. Выбрать наиболее интересное место для проведения каникул членов команды. Выполнить следующие пошаговые действия для составления карты «mind map».
1. Put the main topic in a circle in the middle.
2. Think of words connected with the topic and write them around it.
3. Make a list of words, which are connected with each other in the same area of the map. 4 стадия. Члены команды проходят три основные стадии сформирования критического мышления: стадии вызова, осмысления и размышления. Однако, на наш взгляд, необходима и четвертая стадия - обобщение и оценка. Все этапы не просто взаимосвязаны, но и взаимозависимы [6].
Обобщение и оценка Задачи:
- Обобщение доводов, доказательств;
- Оценка, самооценка.
Доводы, доказательства обобщаются, и дается самооценка и публичная ценка идеи, знания, предложения только доброжелательным способом. На данном этапе преподаватель предлагает студентам:
1. Think of a good place for an excursion that all group members know.
2. Draw a new mind map.
3. Compare mind maps; produce a logically organized recommendation.
4. Write essay.
Таким образом, необходимо интегрировать критическое мышление в процесс обучения студентов вуза иностранному языку, включать элементы критического мышления в программы курсов, которые будут обучать студентов анализировать и строить умозаключения.
Литература
1. Рубинштейн, С.Л. О природе мышления и его составе: Психология мышления / С.Л. Рубинштейн-М.: Педагогика, 1991. -80 с.
2. Шакирова, Д. М. Тенденции в развитии высшего образования в странах Запада возможности их реализации в России / Д. М. Шакирова // Novitas. Новые научные концепции, идеи, гипотезы. - Казань: Школа, 1999. -Вып. 5. Педагогика. -С. 21-28.
3. Векслер, М. Критическое мышление: дис. ... канд. психол. наук / М. Векслер. -Киев, 1973. -132с.
4. BengU Aksu Ataj. From Descriptive to critical writing: A Study on the Effectiveness of Advanced Reading and Writing Instruction. Procedia- Social and Behavioral Sciences 199, 2015, pp.620-626.
5. Annie McDonald@Mark Hancock. English Result, Oxford University Press, 2009. -189 с.
6. Плотникова Н. Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения: дис. .. .канд. пед. наук. - Казань, 2008. -209 с.
7. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р., Панченко О.Л. Магистратура как методологический феномен: вызовы современности // Человек и образование. - 2017. - №3. - С.77-81.
Сведения об авторе
Плотникова Наиля Фагимовна, Доцент ИМОИиВ КФУ, e-mail: [email protected]
Abstract. The aim of this study is to reflect both theoretical and practical ideas aimed at the introduction of elements of critical thinking in the educational process, the development of critical thinking skills in the process of teaching students a foreign language. The formation of critical thinking of students occurs when teaching students writing in foreign language lessons. Teaching writing is considered as a thought process that includes elements of critical thinking.
Keywords: critical thinking, writing, foreign language, approach.
Data about the author
Plotnikova N., Assistant Professor of Kazan federal University, e-mail: [email protected]
THE ROLE OF CRITICAL THINKING IN TEACHING OF WRITING
N. Plotnikova