Научная статья на тему 'Принципы осуществления мониторинга формирования критического мышления студентов при командной форме организации обучения'

Принципы осуществления мониторинга формирования критического мышления студентов при командной форме организации обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМАНДА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / СФОРМИРОВАННОСТЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / TEAM / CRITICAL THINKING / MONITORING / DEVELOPMENT / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Наиля Фагимовна

Настоящая статья посвящена вопросам проведения мониторинга в процессе формирования критического мышления студентов вуза при командной форме организации обучения. Мониторинг дает возможность преподавателям не только определить уровень сформированности критического мышления студентов, ее динамику, реальные и потенциальные возможности студентов, обучающихся в командах, но и обнаруживать и решать собственные профессиональные проблемы, связанные с организацией обучения и сопровождением студентов в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Наиля Фагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF MONITORING THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN STUDENTS DURING TEAM LEARNING ACTIVITIES

This article is devoted to the issues of monitoring the development of critical thinking in university students during team learning activities. Monitoring enables teachers both to determine the level of critical thinking in students, its dynamics, real and potential abilities of students and to detect and solve their own professional problems, related to the organization of teaching and supporting student learning.

Текст научной работы на тему «Принципы осуществления мониторинга формирования критического мышления студентов при командной форме организации обучения»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №4(42)

УДК 378.147

ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ КОМАНДНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

© Н.Ф.Плотникова

Настоящая статья посвящена вопросам проведения мониторинга в процессе формирования критического мышления студентов вуза при командной форме организации обучения. Мониторинг дает возможность преподавателям не только определить уровень сформированности критического мышления студентов, ее динамику, реальные и потенциальные возможности студентов, обучающихся в командах, но и обнаруживать и решать собственные профессиональные проблемы, связанные с организацией обучения и сопровождением студентов в процессе обучения.

Ключевые слова: команда, критическое мышление, мониторинг, сформированность, процесс обучения.

Введение

Командная форма организации обучения способствует формированию [1] критического мышления студентов вуза и дает возможность обучить студентов вузов умениям работы в условиях делового взаимодействия и сотрудничества, то есть в «команде».

Как показывает анализ литературы [2-4], тема исследования процессов обучения критическому мышлению, поиску выхода из сложных ситуаций и применению данных умений на практике является актуальной и привлекает внимание многих авторов, в том числе зарубежных. По их мнению, студенты должны обладать интегративными умениями, умением работать в команде, думать критически, воплощать свои идеи креативно, инновационно. В качестве примера можно привести экспериментальное исследование [5], проведенное группой ученых, целью которого была оценка эффективности работы студентов в командах при выполнении проекта, а также определение наиболее важных для командной деятельности студентов умений. В опросе участвовало 165 респондентов. Полученные результаты эксперимента позволили исследователям сформировать следующий рейтинг умений, которые соответствовали наиболее эффективной по результатам работе студентов в командах:

- умение лидировать - 43%;

- умение критически мыслить и решать проблемы - 36%;

- коммуникативные умения - 34%;

- умение работать в команде - 30%.

Критическое мышление: необходимость

Основываясь на приведенных выше результатах, можно сделать следующее заключение: для того чтобы группа студентов превратилась в

единое целое, ее участники должны обладать определенными качествами: интегративным умением критически мыслить и работать в команде. Данные качества должны быть включены в состав профессиональных компетенций будущего специалиста, их формирование возможно лишь при целенаправленном, системном обучении студентов на специальных курсах и семинарах с использованием интерактивных технологий обучения мышлению и практической деятельности.

Зарубежные исследователи [5-7], занимающиеся данной проблематикой, отмечают тот факт, что обучение студентов критическому мышлению, особенно в командах, позволяет им использовать теоретические знания, полученные в ходе семинаров, тренингов в реальной жизни, и выделяют следующие этапы реализации критического мышления [8]:

- определение проблемы;

- системное наблюдение;

- мозговой штурм;

- начало решения проблемы;

- постановка краткосрочных целей;

- аргументация, основанная на качественных показателях;

- обратная связь и самооценка.

Мы согласны с точкой зрения зарубежных исследователей и считаем, что реализация критического мышления и, следовательно, его формирование в определенной степени возможно на всех этапах, везде, где существует альтернатива - при анализе проблемной ситуации (анализ требует критического отношения).

Мониторинг, проводимый преподавателями в процессе формирования критического мышления студентов, работающих в командах, позволяет оперативно и систематически отслеживать состояние уровня сформированности критического

Н. Ф.ПЛОТНИКОВА

мышления, динамику, эффективность влияния всей системы факторов познавательного развития студентов, реальные и потенциальные возможности студентов и т.д.

Уровни культуры критического мышления

Опираясь на исследования [9-11], связанные с вопросами развития критического мышления обучаемых, выделим следующие уровни сфор-мированности критического мышления при командной форме деятельности: начальный, средний и высокий уровень критического мышления. Начальный уровень заключается в том, что студенты обладают лишь приблизительным представлением о критическом мышлении, низкой способностью давать оценку и доказывать степень своей правоты. Сформированность мыслительных операций, включающих анализ, синтез, сравнение, выделение основной мысли, находится также на низком уровне. Данный уровень характеризуется тем, что все действия, выполняющиеся студентами, происходят по известному алгоритму, а роль преподавателя заключается в создании определенной ситуации и в поиске этапов выхода из нее.

Средний уровень можно охарактеризовать как постоянную отработку операций мышления. Студенты обладают средним уровнем организованности и отсутствием активной позиции, опыт доказательства и опровержения еще недостаточен.

И только обладая высоким уровнем критического мышления студенты имеют четкое понятие о критическом мышлении, сформированных навыках основных мыслительных операций, могут выявить свои и чужие недостатки, проявляющиеся в поведении, поступках, речи и т.д., не только давать оценку и самооценку, но и обосновывать их, выдвигать гипотезу и аргументировать ее, иметь терпимое отношение к аргументированной критике.

Управление процессом формирования и мониторинг

Для сохранения потенциала команды, желания студентов активно работать, поддержания стремления к совместной деятельности требуется оценка результатов и корректировка командной работы. С этой целью проводится экспертиза совместной деятельности членов студенческой команды, использующая следующие оценочные показатели:

1. Принятие членами команды общих целей.

2. Выявление лидеров и единства внутри команды.

3. Распределение функций в команде.

организационных структур

4. Четкость управления.

5. Взаимосвязь целей и результатов деятельности.

Преподаватель, проводя наблюдение за взаимоотношениями членов команды, оценивает достижение студентами прогресса в учебе, использование ими межличностных, межгрупповых умений и развитие качеств критического мышления. «Управлять - значит длительно наблюдать» [7]. Исследователи выделяют так называемые официальные (по утвержденному графику) и неофициальные наблюдения (неофициальные наблюдения студенческих выражений), и, согласно их теории, выделим три ступени управления.

1. Подготовка к наблюдению за студенческой командой: выбор формы наблюдения, назначение и обучение наблюдателя.

2. Наблюдение с целью оценки качества сотруднических усилий в студенческих командах.

3. «Вмешательство», когда необходимо улучшить сотрудничество в студенческой команде.

В ходе наблюдения за работой команды преподаватель может вмешиваться в процесс для улучшения усвоения материала студентами и развития необходимых умений, для уточнения указаний, повторения важных процедур и стратегии для завершения задания, отвечать на вопросы, подсказывать способы решения задач. Слушая, как студенты группы объясняют друг другу тему, которую они изучают, преподаватели могут определить, что студенты понимают, а что нет. При обсуждении концепции и изучаемой информации преподавателю следует делать заключения типа: «Да, это один из способов нахождения главной идеи параграфа», а не высказываться в виде: «Да, правильно» [7: 44]. Развернутая оценка усиливает у студентов интерес к учебе, помогает им ассоциировать способ выражения с их учением. Умение выбрать момент вмешательства является частью искусства обучения. При этом преподаватель предлагает членам команды следовать следующей процедуре:

Выслушать поставленную преподавателем проблему

Решить, какой вариант они испробуют вначале Создать несколько возможных вариантов решения

Рис. 1. Этапы решения групповой задачи

Таким образом, анализ, проведенный в работе [12], позволяет отметить тот факт, что эффективное проведение разностороннего наблюдения с привлечением к нему студентов - членов команды, а также политики «вмешательства» педагога для формирования критического мышления способствует успешной организации процесса группового обучения.

Главной предпосылкой включения критического мышления в учебную программу является то, что «образование не дается преподавателем, оно достигается самим студентом». Поэтому критичность мышления означает не негативное отношение ко всему окружающему, а принятие обоснованных решений суждений и решений. Критичность мышления предполагает тот факт, что члены студенческой команды ничего не принимают на веру, каждый студент вырабатывает свое мнение в контексте процесса обучения. Таким образом, исследуя проявления критического мышления у студентов, за основу берутся такие показатели, как проявление оценочных суждений и умений распознавать и давать оценку своим ошибкам.

Подход к оценке навыков критического мышления

Автор статьи предлагает следующие рекомендации для оценки результатов овладения познавательными навыками членами студенческой команды при решении задач:

- обобщенная формулировка задачи;

- ключевое задание;

- контекст решения задачи (предлагаются различные контексты одной и той же задачи);

- выполнение заданий, которые приведут к решению задачи:

• определение студентом теоретического знания, опираясь на которое он может решить поставленную задачу;

• сбор информации о том, как решается данная задача различными исследователями;

• проявление созидательной инициативы в командной деятельности;

• обсуждение возможного варианта решения поставленной задачи с другими членами команды;

• оформление окончательного варианта решения задачи и его представления;

• контекст предложенной задачи в реальной жизни.

При оценке знаний и представлений, показывающих сформированность критического мышления у студентов, практико-ориентированную готовность проявления мыслительных способностей, учитываются следующие сведения:

- чтение дополнительной литературы;

- поиск информации по определенной теме с последующей презентацией;

- проведение микроисследований;

- разработка проекта;

- выполнение тестовых заданий;

- выполнение итоговой контрольной работы.

Исследователи, занимавшиеся изучением

данной проблемы [12], рассматривают четыре ее аспекта:

1) отношение студентов к оценке работы их преподавателем (методы - анкеты, наблюдения, беседы со студентами);

2) самооценка студентов в учебной деятельности (методы - саморецензирование, самохарактеристики);

3) формирование адекватной критической и самокритической оценки выполнения учебного задания;

4) воспитание критического подхода к добываемым знаниям (методы - рецензирование письменных работ, своих и членов своей группы до и после оценки их преподавателем, составление характеристик и самохарактеристик студентов и т.д.).

Разумеется, что все перечисленное выше связано и с определенным социальным поведением студента, его опытом общения, с наличием у него познавательных способностей и творческих возможностей: умением анализировать проблемную ситуацию, формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить способы их доказательства.

Выводы

Проводя мониторинг в студенческой команде, преподаватели не ставят перед собой цели осуществлять контроль и давать оценку членам группы, а стараются находить и решать собственные профессиональные проблемы. К ним относятся выявление недоработанных сторон в работе преподавателя, нахождение способов решения обнаруженных проблем, оказание необходимой помощи студентам, педагогам и учебному заведению с целью формирования критического мышления.

Для организации работы в командах на учебном занятии преподаватель принимает ряд решений, объясняет студентам учебное задание и принципы командного сотрудничества на занятии, направляет работу команды студентов в нужное русло, управляет взаимодействием, корректирует способы положительного взаимодействия, оказывает помощь в изучении учебного материала, оценивает и перерабатывает результаты.

H. Ф.ПЛОТНИКОВА

Проведение мониторинга позволяет судить об обретении студентами навыков самоорганизации своей ценностно-познавательной деятельности и формировании личной потребности углубить духовное и профессиональное саморазвитие. Стремление и способность будущих специалистов к самостоятельной работе свидетельствует об их личностном самоутверждении в своей профессионально-направленной и индивидуально-развивающей деятельности на основе развития способности к самоорганизации личности. Становление познавательной активности студентов у будущих специалистов проявляется в сформировавшейся у них осмысленной познавательной направленности деятельности, активной и ответственной позиции личности, готовности к реализации творческих способностей, самореализации профессиональных знаний о критическом мышлении и умений их изучения и распространения в обществе.

1. Плотникова Н.Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2008. - 20 с.

2. Eva Imania Eliasa. Increasing Values of Teamwork and Responsibility of The Students. Through Games: Integrating Education Character in Lectures // Procedia Social and Behavioral Sciences - 2014. - 123. -P. 196 - 203.

3. Renee-Pascale Laberge. Teamwork in Crossdiscipli-narity // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2013. - 106. - P. 2566 - 2574.

4. Sariwati M Shariff, Zaimy Johana Johan, Norina Ahmad Jamil. Assessment of Project Management Skills and Learning Outcomes in Students' Projects // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. 90. - P. 745 - 754.

5. Paul R., Elder L. The Analysis & Assessment of Thinking February, 2008. Foundation For Critical Thinking. URL: www.criticalthinking.org (дата обращения: 10.10.2015).

6. Elder L. with Paul R. Critical Thinking Development: A Stage Theory. 2010. URL: www.criticalthinking.org (дата обращения: 10.10.2015).

7. Nor'Aini Yusof Siti Nur Fazillah Mohd Fauzi. Students' Performance in Practical Training: Academicians Evaluation // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - 93. - P. 1275 - 1280.

8. Gabriela Kelemen. Specific Methods For Increasing Learning Abilities In Students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - 116. - P. 4505 -4510.

9. Махмутов М.И. Понятие менталитета в педагогике. - М.: Магистр, 1997. - 87 с.

10. Шакирова Д.М. Мышление, интеллект, одаренность: вопросы теории и технологий / под ред. М.И.Махмутова. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 304 с.

11. Johnson D. Joining together: group theory and group skills. - Boston: Allyn & Bacon, 1997. - 134 p.

12. Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1968. -142 с.

PRINCIPLES OF MONITORING THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING IN STUDENTS DURING TEAM LEARNING ACTIVITIES

N.F.Plotnikova

This article is devoted to the issues of monitoring the development of critical thinking in university students during team learning activities. Monitoring enables teachers both to determine the level of critical thinking in students, its dynamics, real and potential abilities of students and to detect and solve their own professional problems, related to the organization of teaching and supporting student learning.

Key words: team, critical thinking, monitoring, development, learning process.

1. Plotnikova N.F. Formirovanie kriticheskogo mysh-leniya studentov vuza v usloviyax komandnoj formy organizacii obucheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kazan', 2008. - 20 s. (in Russian)

2. Eva Imania Eliasa. Increasing Values of Teamwork and Responsibility of The Students. Through Games: Integrating Education Character in Lectures // Procedia Social and Behavioral Sciences - 2014. - 123. -P. 196 - 203. (in English)

3. Renee-Pascale Laberge. Teamwork in Crossdiscipli-narity // Procedia - Social and Behavioral Sciences. -2013. - 106. - P. 2566 - 2574. (in English)

4. Sariwati M Shariff, Zaimy Johana Johan, Norina Ahmad Jamil. Assessment of Project Management Skills and Learning Outcomes in Students' Projects // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. 90. - P. 745 - 754. (in English)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Paul R., Elder L. The Analysis & Assessment of Thinking February, 2008. Foundation For Critical Thinking. URL: www.criticalthinking.org (accessed: 05.11.2015). (in English)

6. Elder L. with Paul R. Critical Thinking Development: A Stage Theory. 2010. URL: www.criticalthinking.org (accessed: 05.11.2015). (in English)

7. Nor'Aini Yusof, Siti Nur Fazillah Mohd Fauzi. Students' Performance in Practical Training: Academicians Evaluation // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - 93. - P. 1275 - 1280. (in English)

8. Gabriela Kelemen. Specific Methods For Increasing Learning Abilities In Students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - 116. - P. 4505 -4510. (in English)

9. Maxmutov M.I. Ponyatie mentaliteta v pedagogike. -M.: Magistr, 1997. - 87 s. (in Russian)

10. Shakirova D.M. Myshlenie, intellekt, odarennost': voprosy teorii i texnologij / pod red. M.I.Maxmutova. - Kazan': Centr innovacionnyx texnologij, 2006. -304 s. (in Russian)

11. Johnson D. Joining together: group theory and group skills. - Boston: Allyn & Bacon, 1997. - 134 p. (in English)

12. Lipkina A.I. Kritichnost' i samoocenka v uchebnoj deyatel'nosti. - M.: Prosveshhenie, 1968. - 142 s. (in Russian)

Плотникова Наиля Фагимовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и перевода Института экономики, управления и права.

420111, Россия, Казань, ул. Московская, 42. E-mail: [email protected]

Plotnikova Naila Fagimovna - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Foreign Languages and Translation, the Institute of Economics, Management and Law.

42 Moskovskaya Str., Kazan, 420111, Russia E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 06.11.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.