ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В КОНТЕКСТЕ WEB-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ:
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»
А. А. Беловодская
В статье рассматриваются возможности интеграции различных форм обучения в сотрудничестве (collaborative learning) в web-ориентированную модель образования. Благодаря активному использованию ресурсов Всемирной паутины (World Wide Web) и смарт-технологий при коллективном решении поставленных перед группой студентов задач достигается синергетический образовательный эффект: развитие собственно языковых компетенций происходит одновременно с развитием навыков межперсональной коммуникации, командной работы, поиска и структурирования информации.
The article focuses on the possibilities to integrate different forms of cooperative learning into the web-oriented model of education. Owing to the intense use of the World Wide Web recourses as well as the appliance of smart technologies into the process of solution of the tasks sets for a group of students, a synergetic educational effect can be gained when the development of one's own language competence takes place simultaneously with the development of interpersonal communicative skills, team work, the search for as well as the structuring of the information.
Ключевые слова: обучение в сотрудничестве, смешанная модель обучения, web-ориентированная модель образования.
Key words: collaborative learning, a mixed model of education, web-oriented model of education.
Идея обучения в сотрудничестве далеко не нова и в различных вариантах широко используется в преподавательской практике. При этом обучение в сотрудничестве успешно комбинируется с использованием новых информационных технологий и прекрасно встраивается в web-ориентированную модель образования. Подобная интеграция различных технологий позволяет создать такую учебную платформу, которая может применяться и при дистанционной, и при смешанной модели обучения, построенной на сочетании работы в аудитории с активным использованием web-ресурсов и смарт-технологий.
Важнейшим компонентом обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативных компетенций. Обучение в сотрудничестве позволяет максимально эффективно развивать коммуникативный подход к преподаванию благодаря тому, что язык перестает восприниматься исключительно как изучаемый предмет, а начинает использоваться в своей основной - коммуникативной - функции. В данной статье рассматривается командно-ролевая форма обучения в сотрудничестве, включенная в процесс web-ориентированного преподавания русского языка делового общения в иностранной аудитории.
Работа с курсом «Русский язык делового общения» выстраивается в соответствии с искусственно моделируемой ситуацией, которая задаётся студентам как исходная: некое крупное государственное или коммерческое
432
предприятие («заказчик») объявляет тендер на получение услуг в той или иной области. Конкретный заказчик тендера и услуги, необходимые этому заказчику, могут меняться в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией самих студентов. В нашем случае (при работе со студентами филологического профиля) предлагается ситуация, когда некое реально существующее коммерческое предприятие «объявляет» тендер на получение услуг в области копирайтинга или перевода. Разделившись на группы по два человека, студенты должны найти в Интернете информацию о компаниях, занимающихся интересующей заказчика деятельностью, а затем выбрать одну компанию, от имени которой они будут работать дальше. Так, к примеру, в ходе знакомства с типами деловых бумаг (заявлением о приеме на работу, приказом о назначении на должность и т. п.) студенты учатся составлять документы с использованием реквизитов выбранной ими компании; работая над составлением резюме, студенты ориентируются на те позиции, которые они могли или хотели бы занимать в выбранной ими компании и т. д. Такая web-ориентированная учебная работа позволяет студентам погрузиться в реалии деловой жизни и научиться работать с достаточно широким информационным пространством русскоязычного Интернета - несмотря на то, что русский язык находится лишь на 9 месте в шкале наиболее часто используемых в интернете языков, по количеству сайтов, созданных на русском языке, Рунет занимает второе место во Всемирной паутине (данные Э.Г. Азимова). При этом, занимаясь поиском и отбором информации в Рунете, студент овладевает рядом фоновых знаний лингвострановедческого, культурологического и собственно-делового характера.
В завершение курса в ходе импровизированного тендера несколько «конкурирующих» групп студентов выступают с презентациями своих компаний. При оценивании презентаций преподавателем учитывается их соответствие «фактору адресата», что подразумевает умение не просто найти и механически отобрать информацию о компании, но и преподнести ее таким образом, чтобы продемонстрировать, насколько предлагаемые услуги и опыт работы компании соответствуют запросам заказчика тендера. В качестве «представителей» заказчика выступают те студенты, которые не участвуют в данном тендере (их задача - выбрать наиболее подходящую компанию и заключить с ней контракт). Помимо «заказчиков», в аудитории присутствуют и так называемые «антилоббисты», задающие конкурирующей организации «дискредитирующие» вопросы с целью косвенного продвижения своей компании. Подобное сценарное моделирование учебной ситуации даёт студентам возможность «примерить» различные социальные роли и овладеть разнообразными навыками социального взаимодействия. Одновременно развиваются навыки критического слушания и спонтанной речи, что особенно важно при обучении иностранным языкам.
Для организации учебного процесса как в аудитории, так и вне её используется сайт, созданный на платформе google (пример одного из сайтов: https://sites.google.com/site/delovojrusskijazyk2015/). Благодаря использованию wiki-технологий данный ресурс может быть использован не только как «виртуальное» хранилище материалов курса и инструкций для проектной работы, но и как площадка для совместного создания контента, общения студентов
433
между собой и с преподавателем. Следует отметить, что при обучении в сотрудничестве «учение происходит в процессе общения» (Gerlach, 1994), благодаря чему традиционная монологическая передача информации от преподавателя к студенту заменяется полилогом. Преподаватель становится координатором учебного процесса, цель которого - обеспечить максимально приближенную к реальной коммуникацию на изучаемом языке. При этом wiki-технологии сайта позволяют преподавателю поддерживать обратную связь со студентами вне зависимости от местонахождения и в удобное для себя и студентов время.
Подводя итоги, отметим, что интегрирование обучения в сотрудничестве в web-ориентированную модель преподавания позволяет перейти к новому этапу развития образовательных технологий - «Smart education», т. е. «гибкому обучению в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе» (Тихомиров В.П., Тихомирова Н.В., 2012). В результате взаимодействия всех перечисленных компонентов образовательного процесса достигается синергетический эффект, который особенно ярко проявляется при обучении иностранным языкам: наряду с развитием всех видов речевой деятельности (чтения, письма, говорения и слушания) и значительным обогащением словарного запаса и фоновых знаний, происходит овладение навыками межперсональной коммуникации, командной работы, поиска и структурирования информации в соответствии с заданными целями.
Список литературы
1. Азимов Э. Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Рус. яз., 2012.
2. Тихомиров В. П., Тихомирова Н. В. Smart-education: новый подход к развитию образования. МЭСИ, 2012. URL: http://www.elearningpro.ru/forum/topics/smart-education [Accessed 25 March 2015].
3. Gerlach J. M. Is this collaboration? In: Bosworth, K. & Hamilton, S. J. (Eds.), Collaborative Learning: Underlying Processes and Effective Techniques. New Directions for Teaching and Learning, No. 59. pp.5-14. - San Francisco: Jossey-Bass Publishing, 1994.
4. Marjan Laal, Mozhgan Laal. Collaborative learning: what is it? In: Procedia - Social and Behavioral Sciences World Conference on Learning, Teaching & Administration, 2012. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042811030217 [Accessed 25 March 2015].
434