РЕЗЮМЕ
С.Б. МАХАМБЕТОВА, Г.У. БАКАЕВА, К.К. ЕРМЕНОВА, Л.С. СЫДЫК НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ТРУДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанов, г. Актобе
В статье рассматриваются некоторые возможности и трудности при обучении иноязычной коммуникации.
SUMMARY
S.B. MAKHAMBETOVA, G.U. BAKAYEVA, K.K. ERMENOVA, L.S. SYDYK SOME POSSIBILITIES AND DIFFICULTIES IN TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE
West Kazakhstan Marat Ospanov state medical university, Aktobe city In the article some possibilities and difficulties in teaching a foreign language communication are presented.
С.Б. МАХАМБЕТОВА, Г.К. МИРМАНОВА
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, г. Актобе
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), являясь составной частью учебного процесса, имеет немаловажное значение в процессе обучения иностранному языку и в формировании общего уровня образованности и культуры студентов. Организация НИРС - важное средство формирования учебно-познавательной компетенции студентов как неотъемлемой составляющей коммуникативной компетенции. НИР учит и воспитывает студентов работать самостоятельно, создаёт предпосылки для развития потребности в самообразовании, развивает логическое мышление. Исследовательская работа студентов - важнейшее средство повышения уровня полученных студентами гуманитарных, экологических, информационных и других знаний, а также приобретаемых ими навыков, служит развитию у них способностей к самостоятельной учебно-познавательной деятельности и профессиональной работе [1]. Выполнение разного рода учебно-исследовательских, творческих работ, участие в конференциях - один из основных видов учебно-познавательной деятельности. В ходе НИРС активизируется процесс познания, развиваются исследовательские способности, формируется интерес к научной деятельности и интеллектуальному труду. Преподаватели курса иностранных языков используют НИРС как эффективное дополнение к другим видам обучения. В процессе учебно-научно-исследовательской деятельности решаются важные задачи: отработка необходимых умений и навыков, расширение кругозора и формирование исследовательской компетентности будущего специалиста. Подготовка реферата, выступление с докладом на материале прочитанной литературы на иностранном и родном языках не только обогащает знания, но и вырабатывает умение самостоятельно работать с информацией, размышлять, анализировать, сопоставлять различные точки зрения, обобщать. В ходе НИРС студенты
., , _ Г " „.. „ „,„, „„.,„ Батыс Казахстан медицина журналы №2 (26) 2010 ж. 133 Медицинскии журнал Западного Казахстана №2 (26) 2010 г. N_!_ _;___
ЖАНА Б1Л1М БЕРУ ТЕХНАЛОГИЯЛАРЫ
выполняют различные задания: информационные, учебно-познавательные, творческие. Привлекая студентов к научно-исследовательской работе (НИР), можно добиться повышения мотивации к изучению иностранного языка, активизации их деятельности. При выполнении НИР реализуются следующие задачи:
а) умение добыть информацию из различного рода печатной продукции, пользуясь справочной литературой на иностранном и родном языках;
б) умение добыть информацию из электронных носителей, включая систему Интернет;
в) умение обобщить полученную информацию [2].
Проводимая на курсе научно-исследовательская работа является достаточно эффективной. НИРС осуществляется на 2-ом курсе, ранее также проводилась на 3 и 5 курсах. Каждый студент имеет возможность участвовать в выполнении исследовательской работы, поэтому проводится достаточно активная работа. Тематика, предлагаемая для НИРС, включает страноведческий комплекс, темы по экологии и некоторые вопросы по грамматике иностранного языка. Страноведческий комплекс охватывает различные аспекты, к примеру, культуру, экономику, медицину, спорт, медобслуживание в странах изучаемого языка. Задания позволяют студентам находить конкретные темы для исследовательской работы. В ходе работы студенты значительно обогащают свой словарный запас, знакомятся с традициями и культурными особенностями стран изучаемого языка, перерабатывают и обобщают материалы на иностранном и родном языках, впоследствии используемые на занятиях при изучении соответствующих тем. Выбранные направления расширяют познавательные возможности студентов, формируют важные качества: способность к творческому поиску, извлечению информации, обобщению. Студенты имеют прекрасную возможность расширить свой кругозор и сферу исследовательских интересов. Реализация НИРС осуществляется через индивидуальную работу студентов, включающую подготовку докладов к учебно-тематическим и научным конференциям. Исследовательская тематика, разрабатываемая преподавателями и студентами, позволяет использовать полученные результаты в учебном процессе при составлении методических рекомендаций для преподавателей и студентов и на практических занятиях. Включение результатов НИРС в план занятий помогает подать изучаемую тему более интересно. При исследовании студенты сознают, что их работы могут быть использованы на занятиях, что заставляет их думать над содержанием, обращать внимание на грамотность изложения, на понятность и четкость фраз, делать выводы. Наиболее содержательные рефераты прослушиваются и обсуждаются на практических занятиях, фрагменты докладов используются как тексты для чтения и как наглядный материал. Активно участвуя в НИР, студенты вносят свой вклад в организацию практического занятия. Результаты их поисковой деятельности используются в коммуникативных упражнениях, тем самым дополняя и расширяя программный материал, в частности, при изучении тем по страноведению, «Охрана окружающей среды», «Спорт, здоровый образ жизни», «Медицинское обслуживание» и др. Использование результатов исследовательской работы студентов помогает повысить эффективность занятия, привлечь студентов к коммуникативной деятельности. В ходе деятельности студенты реализуют свои способности, учатся взаимодействовать друг с другом. Наиболее эффективным в плане развития коммуникативной компетенции является оформление конечных результатов НИР в форме учебно-тематических конференций. Занятия по типу учебно-тематической конференции проводятся на курсе иностранных языков регулярно и позволяют студентам применять накопленные знания и умения по предмету. Студенты выступают с докладами, сообщениями на иностранном и родном языках, отвечают на вопросы, используя при этом дополнительный наглядный материал. Участники приобретают опыт выступления перед аудиторией на иностранном языке, а слушатели учатся слушать и слышать иностранную речь, понимать ее, приобретают навыки аудирования, узнают что-то новое и полезное. Таким образом, преодолевается одна из главных трудностей при изучении иностранного языка - языковой барьер [3]. Такие конференции могут использоваться и как метод обучения, и как форма контроля, так как совершенствуется и контролируется уровень формирования у студентов большого спектра умений и навыков в использовании языкового материала. За прошедший год на курсе проведены учебно-тематические конференции на тему «Выдающиеся ученые - медики» на англо-немецко-казахско-русском языках. Студенты также участвовали в научной студенческой конференции, выступив с докладом на английском языке. Материалы конференций использованы при изучении программных тем. Ежегодно студенты участвуют в подготовке рефератов. Учебно-тематические конференции - прекрасное дополнение к практическим занятиям, наглядно демонстрирующее результаты проводимой студентами учебно-научно-исследовательской работы. Такие занятия-конференции дополняют программный материал, стимулируют интенсивный информационный обмен, способствуют активизации приобретенных знаний и умений по иностранному
134 Батыс Казахстан медицина журналы №2 (26) 2010 ж. , _ _ " „ .. _________
_;_ _!___Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (26) 2010
языку и эффективному усвоению новых знаний. Как показывает наша практика, в результате столь эффективной работы складывается позитивное отношение к предмету, студенты активно используют полученные ранее знания, умения, навыки в различных ситуациях, овладевая новыми дополнительными знаниями.
Литература:
1. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск: «Вышэйшая школа». - 2001. - С. 320.
2. Салтовская Г.К., Мартиросова В.С. Учебно-исследовательский проект по английскому языку в профильном классе // Иностранные языки в школе. - Москва. - 2008. - №5 . - С. 24-25.
3. Белякова М.А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика // Иностранные языки в школе. - Москва. - 2007. - №3. - С. 79-82.
TY^H
С.Б. МАХАМБЕТОВА, Г.К. МИРМАНОВА
ШЕТ Т1Л1 БОЙЫНША Б1Л1М МЕН КАБ1ЛЕТТ1 БЕЛСЕНД1РУД1Н Б1Р TYPI ОКУ ПРОЦЕС1НЕ СТУДЕНТТЕРДЩ ГЫЛЫМИ - ЗЕРТТЕУ Ж¥МЫСЫНЫН Н9ТИЖЕЛЕР1Н ЕНГ1ЗУ
Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекеттiк медицина университетi, А^тебе ^аласы
Ма^алада студенттердщ гылыми - зерттеу жумысыньщ (СГЗЖ) нэтижелерiн о^у процесiнде пайдалану шет тiлiн о^ыту барысында студент бiлiмi мен ^абшетЫ белсендiрудiн жолдары ретiнде ^арастырылады. СГЗЖ шет тiлiн о^ыту барысында шет тгглне деген ынтаны жэне коммуникативт эрекеттердi кYшейтуге ыщпал етедi.
SUMMARY
S.B. MAKHAMBETOVA, G.K. MIRMANOVA
INTRODUCTION OF STUDENTS' RESEARCH WORK INTO THE TEACHING PROCESS AS A WAY OF ACTIVIZATION OF SKILLS AND HABITS IN THE FOREIGN LANGUAGE
West Kazakhstan Marat Ospanov state medical university, Aktobe city
The ways of activization of skills and habits in the foreign language by the use of students' research work in the teaching process are regarded in the article. Students' research work facilitates to the rise of motivation to the foreign language study and activization of the communicative activity.
., , _ I " „.. „ „,„, „„.,„ Батыс Казахстан медицина журналы №2 (26) 2010 ж. 135 Медицинский журнал Западного Казахстана №2 (26) 2010 г. N_!_ _;___