Внедрение платных парковок в городе Санкт-Петербург как решение транспортной проблемы Попов Д. А.
Попов Дмитрий Анатольевич /Popov Dmitry Anatol'evich - магистрант, кафедра управления государственными информационными системами,
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматриваются факторы, повлекшие повышение загрузки дорожной сети в городе Санкт-Петербург, что явилось предпосылкой к созданию платных парковочных зон.
Abstract: the article examines the factors that caused the increase of capacity of the road network in the city of St. Petersburg, which was a prerequisite for the establishment ofpaid parking zones.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, платные парковки, Санкт-Петербург.
Keywords: transport infrastructure, paid parking, St. Petersburg.
Развитие транспортной инфраструктуры является одним из наиболее актуальных вопросов жизни города. Очевидный факт, что дорожная сеть любого города является каркасом, вокруг которого происходит городское развитие. В течение последних десятилетий транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга развивалась под влиянием множества факторов. Следует особо отметить следующие:
• Относительная стабильность в численности населения города (в 1990 г. - 5 002 тыс. чел., 2000 г. - 4 742 тыс. чел. и в 2010 г. - 4 889 тыс. чел.) [1].
• Активное развитие жилищного строительства в Петербурге, его ближайших пригородах (Девяткино, Бугры, Сертолово и т. д.) и в населенных пунктах Санкт-Петербургской агломерации, расположенных за пределами города, как субъекта федерации (Гатчина, Всеволожск и т. д.).
• Изменение структуры занятости (за последние 25 лет уменьшилось число занятых в обрабатывающей промышленности и возросло в сфере услуг - до 82 %) [2].
• Рост числа автомашин в городе с 75 шт./1000 жит. в 1991 г. до 295 шт./1000 жит. в 2013 г. [3].
Таким образом, мы можем увидеть, что при стабильном числе жителей в Санкт-Петербурге наблюдается
увеличение расстояний от мест массовых застроек до центральной части города. Вместе с этим, изменения в части структуры занятости населения вносят свой вклад в увеличение ежедневного потока к местам работы в центральную часть города и обратно. А тот факт, что число машин выросло почти в 4 раза, непосредственно влияет на загрузку транспортной инфраструктуры. Всё это, так или иначе, подводит нас к необходимости принятия мер для разгрузки транспортных потоков, особенно в центре города.
Одной из таких мер, для решения данной проблемы, является установка платных парковочных мест в историческом центре города.
Платная парковка — это один из нескольких видов мероприятий для влияния на качество движения в городе, которые стимулируют жителей и гостей города отказываться от использования личных автомобилей и склоняться в сторону общественного транспорта, велосипедов, пеших перемещений [4].
Впервые об установке платных парковочных мест в Санкт-Петербурге, заговорил губернатор Георгий Полтавченко в 2012 году на ежегодном отчете о деятельности Правительства и Губернатора Санкт-Петербурга за 2011 год. Он обозначил необходимость отработки правовой базы и подготовки пилотного проекта [5].
В результате, важным этапом для решения проблемы загруженности улично-дорожной сети в Санкт-Петербурге стала организация современного парковочного пространства. Это разноплановая задача, которая включает в себя множество отдельных мероприятий, в том числе - внедрение системы платных парковок в центре города.
Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга было принято решение организовать пилотную зону платных парковок в центральной исторической части города. Протяженность зоны составляет порядка 15,3 км и рассчитана на 2 895 парковочных мест. Пилотная зона ограничена частью Невского проспекта, частью набережной реки Фонтанки, частью Лиговского проспекта и Кирочной улицы и включает в себя 29 улиц города, однако парковочные места располагаются на 27 улицах.
В заключение стоит отметить, что пилотная зона платных парковок начала свою работу в сентябре 2015 года. Первые выводы о работе данной зоны, влиянии на дорожный трафик, а также экономическую эффективность можно будет делать спустя год функционирования.
Литература
1. Численность постоянного населения на 1 января // Единая межведомственная информационно -
статистическая система. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.fedstat.ru/mdicator/data.do?id=31557 (дата обращения 14.12.2015).
2. Амосов М. И., Сафина С. С. Основные проблемы развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и возможные пути их решения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 5 (95). С. 44-49.
3. Петербург догоняет Москву по количеству автомобилей // РКБ от 19.08.2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://top.rbc.ru/spb_sz/19/08/2013/5592a8959a794719538d028c (дата обращения 14.12.2015 г.).
4. Что такое платная парковка? Что, зачем и почему // Трансспорт 03.09.2015. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://transspot.ru/2015/09/03/platnaya-parkovka-uzhe-v-peterburge/ (дата обращения
14.12.2015).
5. Отчет о результатах деятельности Правительства СПб и Губернатора СПб за 2011 год // Сайт Законодательного собрания СПб. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.assembly.spb.ru/welcome/show/633200014/5335 (дата обращения 14.12.2015).