Научная статья на тему 'Основные направления взаимодействия власти и бизнеса по формированию единого парковочного пространства в городе Москве'

Основные направления взаимодействия власти и бизнеса по формированию единого парковочного пространства в городе Москве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕДИНОЕ ПАРКОВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РЕГЛАМЕНТЫ И ТАРИФЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрижов Станислав Алексеевич, Демидова Дарья Андреевна

Статья посвящена проблеме формирования единого парковочного пространства в г. Москве. Актуальность данной проблемы определяется тем, что перегруженность улично-дорожной сети мегаполиса потоками автомобилей, количество которых увеличивается из года в год, создает угрожающую ситуацию для транспортной системы города. Возникает необходимость в развитии улично-дорожной сети, повышении ее качества, использовании административных мер регулирования этого процесса. Цель работы определить возможные механизмы взаимодействия органов власти и бизнеса по формированию единого парковочного пространства мегаполиса. В работе использованы методы стратегического анализа, контент-анализа, анализа документов и наблюдений. Авторы рассматривают основные направления формирования единого парковочного пространства, отмечая при этом, что создание и развитие экономических рычагов поддержания и развития системы краткосрочного и долгосрочного хранения автотранспорта с использованием механизмов государственно-частного партнерства является одним из важных направлений реализации данной задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стрижов Станислав Алексеевич, Демидова Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Тhe main areas of cooperation between government and business to shaping a single parking space in the city of Мoscow

The article is devoted to the problem of shaping a single Parking space in Moscow. The relevance of this problem is determined that the congestion of the road network of the metropolis traffic, the number of which increases from year to year, creates a threatening situation for the city's transport system. There is a need in the development of the road network, improve its quality, the use of administrative regulation of this process. The objective was to determine the possible mechanisms of interaction between the authorities and business on shaping of a single Parking space in the metropolis. Used in the work methods of strategic analysis, content analysis, document analysis and observations. The authors consider the main directions of shaping a single Parking space, noting that the creation and development of economic instruments maintenance and development of short and long-term storage of vehicles using the mechanisms of public-private partnership is one of the important directions of implementation of this task.

Текст научной работы на тему «Основные направления взаимодействия власти и бизнеса по формированию единого парковочного пространства в городе Москве»

УДК 005:332.1(470 -25)

с.а. Стрижов ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

д а. Демидова ВЛАСТИ И БИЗНЕСА ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЕДИНОГО ПАРКОВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования единого парковочного пространства в г. Москве. Актуальность данной проблемы определяется тем, что перегруженность улично-дорожной сети мегаполиса потоками автомобилей, количество которых увеличивается из года в год, создает угрожающую ситуацию для транспортной системы города. Возникает необходимость в развитии улично-дорожной сети, повышении ее качества, использовании административных мер регулирования этого процесса. Цель работы - определить возможные механизмы взаимодействия органов власти и бизнеса по формированию единого парковочного пространства мегаполиса. В работе использованы методы стратегического анализа, контент-анализа, анализа документов и наблюдений. Авторы рассматривают основные направления формирования единого парковочного пространства, отмечая при этом, что создание и развитие экономических рычагов поддержания и развития системы краткосрочного и долгосрочного хранения автотранспорта с использованием механизмов государственно-частного партнерства является одним из важных направлений реализации данной задачи.

Ключевые слова: единое парковочное пространство, взаимодействие органов власти и бизнеса, государственно-частное партнерство, регламенты и тарифы.

Stanislav Strijov Dar'ya Demidova

THE MAIN AREAS OF COOPERATION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS TO SHAPING A SINGLE PARKING SPACE IN THE CITY OF MOSCOW

Annotation. The article is devoted to the problem of shaping a single Parking space in Moscow. The relevance of this problem is determined that the congestion of the road network of the metropolis traffic, the number of which increases from year to year, creates a threatening situation for the city's transport system. There is a need in the development of the road network, improve its quality, the use of administrative regulation of this process. The objective was to determine the possible mechanisms of interaction between the authorities and business on shaping of a single Parking space in the metropolis. Used in the work methods of strategic analysis, content analysis, document analysis and observations. The authors consider the main directions of shaping a single Parking space, noting that the creation and development of economic instruments maintenance and development of short and long-term storage of vehicles using the mechanisms ofpublic-private partnership is one of the important directions of implementation of this task.

Keywords: single Parking space, the interaction of government and business, public-private partnerships, regulations and tariffs.

С ростом автомобилизации обострилась проблема парковки легковых автомобилей в центральных районах крупных городов-миллионников. Ограниченность территориальных возможностей и низкая пропускная способность улично-дорожных сетей (УДС) центральных частей городов, а также многочисленная точечная застройка предопределяют возможность размещения на стоянках данной территории весьма ограниченного количества автомобилей, несмотря на то что потребность в количестве машино-мест значительно выше. В настоящее время сложилась удручающая ситуация: на 4,5 млн зарегистрированных только в Москве автомобилей приходится всего 1,1 млн парковочных мест [6].

Данная проблема связана с беспорядочной застройкой города Москвы на протяжении многих

© Стрижов С.А., Демидова ДА., 2014

лет [3]. Застройщик мог выстроить дом в 30 этажей на месте снесенной «хрущевки», предусмотрев в подземной парковке лишь 70 машино-мест на 100 квартир. Никаких значительных улучшений в окружающих данный дом дорогах и подъездах обычно не производилось совсем. Квартиры при этом успешно распродавались, и по 150-200 автомобилей сверх обладателей подземных машино-мест устраивались во дворе, а также на междворовых территориях; ближайшие улицы в скором времени становились точками концентрации хронических заторов [2].

Для совершенствования транспортной и парковочной составляющей столицы требуется принятие незамедлительных мер. К этой работе уже приступили: в 2012 г. начала реализовываться государственная программа столицы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 гг.» [7]. Государственная программа имеет подпрограмму «Создание единого парковочного пространства». В задачах этой подпрограммы, как понятно из названия, стоит введение в эксплуатацию новых машино-мест. Данные меры призваны избавить жителей от ежедневного поиска стоянки для машины во дворах и позволят автовладельцам удобно и без ущерба (угон, повреждение машины и неприязнь окружающих) хранить личный транспорт. Следует выделить основные направления формирования Единого парковочного пространства.

Упорядочение существующих парковочных мест. В настоящее время властями города осуществляется программа упорядочения существующих парковочных мест. Парковка, где она не мешает движению прочего транспорта, может быть разрешена. Стоит задача оптимизировать существующие схемы размещения транспорта, применяя мероприятия по расширению площадей под парковки. В соответствии с программой происходит обустройство парковочных мест в Москве (имеются в виду платные места). Благодаря увеличению границ платной парковки на участке между границами Бульварного и Садового колец появится более 12 000 мест для парковки. Также в последнее время осуществляется реализация проекта по введению платного парковочного пространства от Садового кольца до Третьего транспортного кольца. С конца 2012 г. платный паркинг расширился с 19 улиц в центре Москвы до Третьего транспортного кольца. В Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы ожидают, что по итогам работы новой зоны парковки скорость движения на улицах увеличится на 8-12 % [1; 3]. Эта зона имеет свои особенности: проживающие в ней граждане могут получить резидентные разрешения, которые позволяют с 1 августа 2014 г. парковаться ночью в районе проживания бесплатно, аза 3 тыс. руб. в год - круглосуточно. На некоторых улицах стоянка машин теперь вообще запрещена, в определенных местах введено одностороннее движение. В то же время введение новых правил создало новые проблемы: оформить разрешение местным жителям в период отпусков проблематично, при этом дворы домов уже забиты машинами приезжающих на работу людей. Муниципальные депутаты, учитывая массовое недовольство москвичей, ищут совместно с властями выход из создавшегося положения [5].

Нормативно-правовое обеспечение системы парковок. Важнейшее значение в комплексе мероприятий, направленных на усовершенствование транспортной ситуации в городе Москве, имеет пересмотр существующей нормативно-правовой базы. Основным направлением нормативно-правового обеспечения является регулирование платы за парковку, вопросов контроля соблюдения основных регламентов парковки, а также административной ответственности за нарушение этих регламентов. Для устранения проблемы нормативно-правового обеспечения следует формировать до -рожную сеть города в комплексе с перспективной градостроительной политикой. В связи с вышеперечисленным требуется корректировка нормативно-правовой базы (возможно, внесение изменений в действующий Градостроительный кодекс Российской Федерации), определяющая, в частности, количество мест для парковки автотранспортных средств в зависимости от площади жилых помещений.

Запрет парковки на тех участках УДС, где автомобили создают помехи. Проводится поэтапное сокращение парковки с нарушением Правил дорожного движения (ПДД). Ежедневно на ули-

цах города можно наблюдать, как работает служба парконов (передвижной комплекс фото-видеофиксации, контролирующий нарушения в части парковки автомобиля). Также в городе работают порядка 200 эвакуаторов. В будущем их количество планируется увеличить до тысячи. Работой по эвакуации машин будут заниматься частные компании, определены они будут по итогам конкурса к концу лета 2014 г. В Москве также появятся эвакуаторы, которые смогут эвакуировать не только легковые автомобили, но и большегрузные машины, такие, как грузовики и «ГАЗели».

В Центральном административном округе (ЦАО) сегодня более трети автомобилей паркуются с нарушением ПДД. При этом наполняемость существующих капитальных парковок не достигает и 30 % в часы пик, - об этом заявил руководитель Департамента транспорта Правительства г. Москвы Максим Ликсутов [10]. К концу текущего года в ЦАО планируется избавиться от 7 000 нелегальных парковочных мест. В следующем году будет проверена законность 39 000 мест на парковках между Бульварным и Садовым кольцами.

Создание новых мест для парковки автомобилей. В настоящий момент существует значительная нехватка мест для парковки на придомовых территориях. Проблема практически не решается городскими службами, несмотря на многолетние обращения жителей. Автомобильный парк ежегодно растет, и автовладельцы вынуждены парковаться на газонах, нанося эстетический и экологический урон облику города. В Москве необходим комплексный подход к решению данной проблемы, ведь если будут созданы условия для парковки автомобиля возле дома, автовладелец не бросит свое транспортное средство на проезжей части, а следовательно, не создаст дополнительных помех для движения. Необходимо введение нового норматива на количество машино-мест около новостроек, следует оборудовать придомовые территории парковочными карманами.

В настоящее время в столице с успехом реализуются проекты перехватывающих парковок вблизи станций метрополитена. Перехватывающая парковка - стоянка, располагающаяся вблизи автотранспортных путей следования населения из мест проживания (как правило, периферийных, жилых зон города, а также прилегающих районов Подмосковья) в места осуществления трудовой деятельности (если она осуществляется в деловой части города, то такие места, как правило, находятся в центре городского пространства). Перехватывающие парковки позволяют уменьшить загруженность автотранспортной системы города, освободив ее от части личного автотранспорта. Обычно они размещаются вблизи железнодорожных станций, станций метрополитена, остановок иного общественного транспорта, расположенных на подъезде к центральной части города.

Что касается грузовых автомобилей, то с парковочными местами для них дела обстоят следующим образом. После запрета въезда грузовых автомобилей на МКАД в Подмосковье с 1 марта 2013 г. на 24 автотрассах открылись более 70 стоянок для грузового транспорта. На них водители транзитных грузовиков могут временно оставить свои автомобили, чтобы не въезжать на Московскую кольцевую автодорогу в дневное время: с 6:00 до 22:00. Полный список парковок опубликован на сайте ГИБДД России. Стоянки для грузовиков открылись, в частности, на трассах М-1 «Беларусь», М-2 «Крым», М-4 «Дон», М-5 «Урал», А-104 «Москва - Дубна» и ряде других. Общая вместимость парковок составляет около 2000 машино-мест [12].

В настоящее время власти столицы приняли проект, согласно которому в районе всех пешеходных зон в центральной части города будут созданы и оборудованы стоянки для такси. Эти стоянки будут снабжены особыми детекторами, с помощью которых можно будет легко отличить легаль -ных перевозчиков от нелегальных. На текущий момент запланированы к реализации более 70 новых парковочных зон для стоянок такси в столице. В настоящее время спроектированы и оценены первые десять площадей под такие парковки. По предварительной информации, такие парковки такси будут сделаны для четырех автомобилей, также они будут оборудованы видеорегистраторами.

Создание доступной информационной системы. Для информирования автовладельцев о

наличии незанятых машино-мест необходима единая информационная система. В данном направлении реализуется программа Департамента транспорта, в соответствии с которой на улицах города появились информационные табло с количеством доступных мест для парковки. Также ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» (далее - ГКУ АМПП) был создан сайт, позволяющий оплачивать и отслеживать свободные места в той или иной платной зоне.

Для более полного информирования водителей целесообразна организация бронирования места под парковку. В результате введения данного сервиса человек сможет заранее зарезервировать место под свой автомобиль перед кинотеатром, выставочным залом, рестораном и т.д. С помощью данного сервиса возможно сокращение времени поиска места для парковки автомобиля. А чем меньше времени автомобиль находится на улицах города, тем меньше помех для движения он создает прочему транспорту.

Государственно-частное партнерство по созданию единого парковочного пространства.

Создание и развитие экономических рычагов поддержания и развития системы краткосрочного и долгосрочного хранения автотранспорта с использованием механизмов государственно-частного партнерства является одним из важных направлений формирования единого парковочного пространства. Необходимо отметить, что в российской практике уже имеются частные места для хранения автомобилей, в строительстве которых принимали участие инвесторы, и которые до сих пор находятся в ведении управляющих компаний, т.е. соответствуют идентичным западным аналогам. Так как в России сфера парковок как инвестиционной недвижимости только начинает зарождаться, следует обратить внимание на западный опыт, где для разных вложений доступны самые разнообразные виды автопарковок, включающие в себя многоэтажные паркинги и паркинги у торговых центров. Уже сейчас в этом сегменте присутствуют механизмы, которые не нужно изобретать с нуля, они уже давно отработаны на Западе и вполне приемлемы для России.

Каков же должен быть объем инвестиций в одно парковочное место, если организовывать его с самого начала и включить в стоимость не только расходы на работу по возведению конструкции, но и цену самого земельного участка под ним? Приблизительная стоимость парковочного места в России будет составлять 3 млн руб., т.е. примерно 85 000 долл. Такая стоимость вполне сопоставима с идентичными парковками в таких крупных европейских городах, как Лондон или Париж. В европейских столицах стоимость одного места парковки варьирует в промежутке от 70 000 до 150 000 долл. Именно поэтому могут появиться сомнения, будет ли это интересно российскому бизнесу? Скорее всего, инвесторам такое предложение будет интересно. Опасения существуют, потому как это новый инвестиционный класс для России. И хотя нельзя точно сказать, как это будет работать, тем не менее возможная выгода от таких проектов должна перевесить сомнения. Предпосылки для динамичного развития этой отрасли в России есть [8].

Рассмотрим возможные механизмы взаимодействия органов власти и бизнеса при формировании единого парковочного пространства.

Передача бизнесу части уже готовых парковочных площадей в целях осуществления эксплуатации и последующего получения доходов. Не секрет, что часть построенных перехватывающих парковок в Москве не имеет стопроцентной стабильной заполняемое™, большинство из них просто пустуют. В такой ситуации целесообразно передать их бизнесу для развития данной территории и последующего получения дохода, но в то же время с условием сохранения большего количества ма-шино-мест для парковки.

Строительство новых парковочных площадей совместно государством и бизнесом. В настоящее время данный механизм распространен при реконструкции автовокзалов, железнодорожных вокзалов, транспортно-пересадочных узлов. Инвестор вкладывает средства в торговлю, которая будет располагаться рядом с этими объектами, и получает впоследствии с аренды этой торговой площади

неплохой доход. В то же время власти вменяют инвестору реконструкцию этих автовокзалов, вокзалов с последующей эксплуатацией. Такой же механизм можно предложить и для устройства дополнительных парковочных мест. Инвестор, вкладываясь в торговую площадь, обязан обеспечить ее необходимым по нормативам количеством машино-мест. При этом можно возложить на него обязанность по устройству дополнительных мест с последующей передачей их государственному сектору. Таким образом, государство будет иметь уже построенные парковочные места, а инвестор будет получать прибыль от торговли. Также зарубежный опыт показывает, что парковочные места в торговых центрах могут с успехом использоваться жителями ближайших районов для хранения собственных автотранспортных средств, тем самым принося хозяину торгового центра дополнительный доход. Также в настоящий момент осуществляется первый этап создания группы автоматических парковок на 10 участках в центре столицы, в том числе на улице Гиляровского, Цветном бульваре, на Таганской улице, на Лесной улице в районе Белорусского вокзала. При этом, по информации ГУП «Дирекция гаражного строительства», существует более 200 адресов, где можно построить автоматические паркинги. Скорее всего, организатором этих паркингов выступит компания «SPOT Parking». Как заявил в интервью РИА Новости генеральный директор компании Сергей Львов, изначальная договоренность с ГУП «Дирекция гаражного строительства» уже есть (это государственное предприятие занимается координацией устройства парковок в городе Москве). По словам Львова, «SPOT Parking» планирует обустроить в Центральном административном округе порядка 150 автоматизированных парковок [9]. Очевидно, что данная компания возместит свои затраты на строительство за счет последующей платы за парковку.

Строительство новых парковочных мест с нуля совместно с инвестором. В настоящее время органы власти ищут инвестора для помощи при строительстве подземного паркинга в районе Белорусского вокзала. На государственные средства предполагается строительство эстакады, а на деньги инвестора строительство платного паркинга с последующей передачей его в частные руки. Такой проект привлекателен для инвесторов с точки зрения места дислокации Белорусского вокзала, ведь места у вокзала всегда будут востребованы, а следовательно, инвестор получит впоследствии соответствующий доход.

Привлечение инвесторов для реконструкции сети дорог и улиц, строительства новых мест для стоянок. В настоящее время существует проект администрации Санкт-Петербурга совместно со Всемирным банком по совершенствованию городских транспортных систем, включающий в себя строительство 21 000 мест платной парковки. По данному проекту Всемирный банк выделяет бюджету города займ на эти мероприятия с последующим погашением его за счет платы за парковку, а также за счет штрафов за административные правонарушения на данном участке улично-дорожной сети.

Еще одним механизмом является фиксация административных правонарушений за несанкционированную парковку. В настоящее время Департаментом транспорта города Москвы эвакуация транспортных средств возложена на частные компании. При несанкционированной парковке человек оплачивает штраф за эвакуацию и хранение своего автомобиля, средства идут бизнесу. Таким образом, Департамент транспорта возложил эвакуацию на бизнес, сняв с себя расходы на эксплуатацию и содержание машин-эвакуаторов. Возможно также привлечение малого бизнеса для контроля несанкционированной парковки через создание так называемых «пеших патрулей». Бизнесу будет выгодно сфотографировать наибольшее количество неправильно припаркованных автомобилей (имеется в виду тот случай, когда номерные знаки скрывают либо заклеивают отдельные его буквы или цифры), если часть средств из штрафов пойдет на его счет.

При формировании единого парковочного пространства важной задачей является обеспечение его эффективного использования. И здесь свою позитивную роль может сыграть применение соответствующих регламентов и тарифов.

Когда власти городов стали сталкиваться с проблемой низкой пропускной способности улиц, чаще всего предпринимались меры, способствующие решению данных проблем в пользу автолюбителей (строились дороги, расширялась улично-дорожная сеть и т.д.). Но при этом следует отметить, что темп роста строительства дорог никогда не успеет за спросом автомобилей на эти дороги, так как увеличивающееся предложение будет вызывать увеличение числа проданных автомобилей, позволяющих сократить издержки своих автовладельцев. Планируемые меры транспортной политики в настоящее время должны быть направлены на перемещение точки индивидуальных предпочтений в сторону социальных и общих интересов. И хотя сегодня такие меры, как введение платы за использование дорог, платы за въезд в перегруженные центры города, пока так и не получили должного распространения, поскольку для их реализации требуются серьезные усилия и затраты, тем не менее любые ограничения, связанные с парковочными регламентами и парковочными тарифами, могут быть реализованы без особых трудностей. Среди таких мер можно выделить следующие.

Введение дифференцированных парковочных тарифов. Политика органов власти по введению различных парковочных тарифов может оказать существенное влияние на распределение пассажиров по отдельным видам транспорта в различных районах. При этом самыми важными являются два пункта: величина тарифа и его составляющие. Величина парковочного тарифа оказывает влияние на привлекательность использования своего личного автотранспортного средства по сравнению с альтернативными видами транспорта, а также на принятие решения о том, совершать автомобильную поездку в данный момент времени или вообще от нее отказаться. Составляющие тарифа также влияют на решения об использовании автомобиля или же предпочтении альтернативного вида транспорта в зависимости от времени суток. К примеру, однородный парковочный тариф (не зависящий от времени стоянки автомобиля) способствует использованию автомобиля для поездок на работу, но при этом делает нецелесообразной краткосрочную парковку, необходимую в случае поездок в торговые центры, кафе или на деловые переговоры. С точки зрения суммарного положительного эффекта такой тариф неэффективен: использование автомобиля для поездок на работу наименее выгодно в сравнении с альтернативными видами транспорта, и наоборот, использование автомобиля вполне приемлемо для поездок в торговые центры, кафе и на деловые переговоры. С одной стороны, часовые тарифы на парковку, особенно построенные на основе возрастающей шкалы (плата за час парковки увеличивается по мере ее продолжительности), могут быть рационально использованы в целях уменьшения нагрузки на улично-дорожную сеть в часы пик, а также на снижение потребности на полнодневные парковки автотранспортных средств, крайне нежелательные в городских центрах. С другой стороны, тарифы такого рода подразумевают экономию средств, требуемую при поездках в гости, по магазинам или на деловые встречи [2].

Компенсация парковочныхрасходов. Такие схемы основаны обычно на компенсации оплаты за парковку. Большинство владельцев торговых центров считают такие меры очень эффективным маркетинговым ходом: автолюбитель, приезжающий в большой гипермаркет, оплачивает скромную сумму за парковку своего автомобиля. Такие схемы социально несправедливы по отношению к другим людям: ведь тем, кто приехал общественным транспортом, не предоставляется никаких льгот. Тем не менее преимущество такого механизма сохраняется до тех пор, пока магазины по соседству не предложат своим посетителям бесплатную парковку. Так как столкновение таких интересов наносит вред транспортной системе в целом (с точки зрения образования заторовых ситуаций на дорогах), его необходимо ликвидировать при помощи выравнивания условий доступа для всех граждан ко всем торговым центрам этого района. Таким образом, мерами государственного регулирования в данном

случае могут стать новые равноценные тарифы на данной территории. Другими рациональными изменениями могут стать положения, согласно которым каждый торговый центр, вводя минимальный тариф на парковку для своих посетителей, обязан будет возместить оплату проезда покупателям, которые приехали на общественном транспорте. Владельцы торговых гипермаркетов обычно апеллируют к тому, что общественным транспортом пользуются люди с маленькими доходами, среди которых много пенсионеров и студентов. Поэтому они отрицают идею о введении компенсирующих схем для подобных категорий покупателей.

Компенсация парковочных льгот. Данный механизм основан на соглашении между работодателем и персоналом о замене бесплатной парковки в районе места работы равноценной денежной выплатой для оплаты проезда. При этом все сотрудники могут по собственному желанию тратить эту компенсацию на оплату парковки или на оплату проезда в наземном городском пассажирском транспорте. Сотрудник может, получив это вознаграждение, добираться до места работы пешком или на альтернативных видах транспорта - велосипедах, мопедах. Такая схема при согласии со стороны работника, а также поддержке со стороны работодателя смогла бы улучшить существующее положение. С точки зрения улучшения транспортного движения в городе такая компенсация привела бы к устранению перевеса в пользу автолюбителей в ущерб другим видам транспорта. При этом для тех, кто использует автомобиль для ежедневных поездок на работу, эта мера была бы нейтральной по затратам. Компенсация таких расходов заставляет задуматься о более выгодных способах совершения поездок на работу (к примеру, на велосипеде).

Снижение тарифа на парковку или предоставление бесплатного места для автомобиля, используемого для коллективных поездок. Данный механизм уже с успехом применяется во многих крупных городах, исправляя тем самым перевес в пользу автотранспорта, используемого для поездок в одиночку, и поощряя использование автотранспортных средств для коллективных поездок. Такой механизм требует сравнительно меньших территориальных ресурсов в расчете на одного пассажира и тем самым улучшает транспортную ситуацию в мегаполисе.

Введение стандартов на максимальное количество мест для парковки. Стандарты такого рода являются мощным средством контроля использования автомобиля в городах и пригородах, позволяющим в то же время управлять распределением поездок горожан на различных видах транспорта. Такие стандарты значительно влияют на комфортность жизни в городской агломерации. С одной стороны, чрезмерное предложение недорогих или вовсе бесплатных мест для парковки способствует растущей зависимости жителя города от личного транспорта и также разрушает исторический облик городских кварталов, заполняя все имеющееся пространство парковками различных видов. С другой стороны, ограниченное количество мест для парковки и соответствующее увеличение парковочных тарифов способствуют поиску альтернативных видов транспорта жителями мегаполисов [2].

Внедрение инновационных технологий для удобства использования парковок. Использование тех или иных парковочных мест должно быть привлекательным и удобным для жителей города. Удобной нашу жизнь делают инновации. С точки зрения нововведений в парковочном пространстве можно выделить следующие.

Введение единой информационной системы (портала) о парковочном пространстве города. На таком портале жители должны иметь возможность не только посмотреть количество свободных мест на той или иной улице, но и суметь зарезервировать для себя место в случае планирования поездки в центр города. Также интересной возможностью портала была бы статистика о наличии свободных мест на улицах города, которая помогла бы москвичам планировать свои поездки, экономя время.

Интеллектуальный помощник поиска свободного места. Сэкономить свои средства на штрафах за парковку в неположенном месте и сократить время поиска свободного места для парковки ав-

тотранспортного средства поможет специализированный мобильный ассистент. Столичные власти выпустили официальное приложение для смартфонов - «МПП lite». Первыми преимущества новой услуги смогут оценить владельцы мобильных телефонов на базе операционной системы «Android». За три дня ее работы программу поставили на свои телефоны порядка 1 000 автомобилистов. Общее число пользователей таких мобильных приложений уже превысило 20 000 человек. Приложение помогает обнаружить ближайшее свободное парковочное место и проложить к нему удобный маршрут. Информационная карта каждого объекта содержит данные о стоимости парковки, графике ее работы, а также содержит контактный телефон. В систему уже внесено порядка 500 парковочных зон в пределах города [11].

Введение дистанционной, оплаты парковки. Одним из удобных средств оплаты может стать микрочип, встроенный непосредственно в автомобиль. То есть водителю при постановке своего автомобиля на парковку не потребуется ничего предпринимать. Встроенная система сама спишет средства с виртуального счета автовладельца, со счета мобильного телефона либо непосредственно с банковской карты.

Недалек тот день, когда, вернувшись вечером с работы, мы будем ставить на зарядку не только свой смартфон и ноутбук, но и средство передвижения, просто подключив его к розетке на паркинге. Чтобы этот сюжет стал былью, Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы (ФСК ЕЭС) запускает общероссийскую программу по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта, которая уже начала реализовываться в Москве.

Единая информационная система о наличии свободных мест на парковках. В настоящее время центр Москвы оборудован информационными табло с количеством свободных мест для парковки. Важно данные информационные табло распространить по всему городу и, самое главное, на подъездах к нему. Ведь наличие свободных мест для парковки в том или ином районе может служить стимулом для использования перехватывающей парковки.

В целом можно отметить, что формирование эффективного единого парковочного пространства в Москве позволит решить ряд важных для города задач. Упорядочится система парковки автотранспорта, что снимет напряженность в среде автовладельцев. Одновременно нормализуется социальная составляющая данной проблемы: значительно сократится число конфликтов между жильцами домов и автовладельцами из-за хаотичной парковки во дворах. Улучшится транспортная обстановка в городе, повысится средняя скорость автотранспорта за счет сокращения пробок. Уменьшение паркующегося транспорта во дворах домов позволит улучшить экологическую обстановку за счет со -кращения выброса СО. И, безусловно, нельзя упускать из вида существенный экономический эффект для города, который будет сопровождать эксплуатацию организованного парковочного пространства. Ведь только за два с половиной года ГКУ АМПП собрал с жителей около 1 млрд руб. за хранение машин, и объем средств, получаемых с платных парковок, может быть значительно увеличен.

Библиографический список

1. Боровик Е.Н. Формирование парковочных пространств на территории Москвы // Транспортная безопасность и технологии. - 2005. - № 2(3). - С. 58-62.

2. ВучикВ.Р. Транспорт в городах удобных для жизни / В.Р. Вучик. - М.: Территория будущего, 2011. -576 с.

3. Кичеджи В.Н. Москва: транспортные проблемы мегаполиса / В.Н. Кичеджи, К. Хатояма. - М.: ДПК Пресс, 2010. - 284 с.

4. Кузин М.В. Имитационная модель координированных транспортных потоков в дорожной сети города // Информационные технологии моделирования и управления. - 2009. - № 4 (56). - C. 502-508.

5. Москвичи тянут стояночный тормоз // Коммерсантъ. - 12 августа 2014 г. - № 141.

6. Осипков В. Машинам тут не место [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/comments/2013/11/10_a_5746929.shtml

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://parking.mos.ru/

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fnpr.org.ru/construction/parkovochnoe-prostranstvo-kak-^^^ауа/

9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.riarealty.ru/news_infrastructure/20120227/ 397306783.html

10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.dtis.ru/index.php/2010-08-17-11-17-32/newsdtis/366-2012-04-12epp

11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mos.ru/authority/activity/innovations/ index.php?id_14=22575

12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lenta.ru/news/2013/03/01/parkings/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.