Научная статья на тему 'Организация систем парковочных пространств в крупных городах'

Организация систем парковочных пространств в крупных городах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
663
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЕДИНОГО ГОРОДСКОГО ПАРКОВОЧНОГО ПРОСТ РАНСТВА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА / ГОРОДСКОЙ АВТО МОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / SYSTEM OF SINGLE CITY WIDE PARKING SPACE / URBAN TRANSPORT DEVELOPMENT STRATEGY / URBAN CAR TRAFFIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабенко Ю.И.

лемы городских пробок состоит в ограничении транспортных потоков до пропускной способности объектов улично дорожной сети. Выдвигается концепция создания системы единого городского парковочного пространства, которая позволит эффективно управлять транспортными потоками и приносить прибыль в муниципальные бюджеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабенко Ю.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of parking space systems in the cities

The article proves that the effective method of solving the problem of traffic jams in the cities is limiting traffic flows down to carrying capacity of street and road network, and promotes the concept of creating a system of single city wide parking space which would allow to effectively manage traffic flows and provide income to the municipal budgets

Текст научной работы на тему «Организация систем парковочных пространств в крупных городах»

Организация систем парковочных пространств в крупных городах

Ю. И. БАБЕНКО, директор консалтинговой компании ООО «Экотехмаш»

Один из эффективных способов решения проблемы городских пробок состоит в ограничении транспортных потоков до пропускной способности объектов улично-до-рожной сети. Для его реализации необходимо создание системы единого городского парковочного пространства, которая позволяет эффективно управлять транспортными потоками и приносить прибыль в муниципальные бюджеты.

В последние 7-8 лет в крупных российских городах происходит особенно бурный рост автопарков: ежегодно их численность увеличивается на 7-9 %. К местному автотранспорту ежедневно прибавляется значительное количество транспортных средств, прибывающих в крупные города из пригородных районов и других регионов страны. Таким образом, проблема временного размещения автотранспорта на городских территориях резко обострилась. В первую очередь это касается большегрузных автомобилей и автобусов.

Легковой транспорт становится почти монополистом на городских улицах и в жилых зонах. Особенно это заметно в исторических и деловых центрах городов.

Нет эффективных решений, касающихся создания стоянок такси и экскурсионного транспорта.

Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что жилые здания и объекты массового посещения строятся без должного обеспечения их стояночными местами, и это значительно увеличивает дефицит парковочного пространства.

Изначально под термином «крупный город» экспертами подразумевались города-милионники, но в настоящее время проблемы, обусловленные ростом автомоблилизации, присущи практически всем российским региональным центрам и городам с населением более 300 тыс. человек и численностью автопарка более 300 автотранспортных средств на 1 тыс. жителей.

Помимо общего количества автотранспортных средств еще одним важным параметром при оценке исходной ситуации в крупных городах является плотность автотранспорта на

1 кв. км. Стало очевидным, что размещение 300-350 автомобилей на 1 тыс. жителей в любом поселке или маленьком городке является вполне комфортным вариантом, а такое же количество автомобилей во дворе одного многоэтажного дома, где проживают 1 тыс. жителей, становится серьезной социальной и экологической проблемой.

В последние годы автотранспорт превратился в одного из основных загрязнителей окружающей городской среды: по данным природоохранных органов в крупных городах на его долю приходится до 80 % всех выбросов в атмосферу.

Постоянное и радикальное ухудшение транспортной ситуации во всех крупных российских городах — общая тенденция.

Организационно-правовые способы борьбы с пробками

Вместе с тем анализ зарубежного опыта показывает, что в последние десятилетия в мире реализовано много эффективных способов решения элементарных транспортных задач. Например, широко используются организационно-технические и правовые методы в части ограничения доступа и размещения автотранспортных средств в отдельных городских зонах, перегруженных объектами улично-дорожной сети или характеризующихся неблагоприятной экологической обстановкой.

В отличие от большинства развитых «автомобильных держав», имеющих многолетний положительный опыт в реализации транспортных стратегий (транспортной политики) и организации дорожного движения в крупных городах, в России из двух основных ор-

ганизационно-правовых способов решения проблемы дорожных пробок используется только один — наращивание пропускной способности улично-дорожной сети или ее отдельных элементов.

Этот способ в основном реализуется через новое дорожно-мостовое строительство или реконструкцию имеющейся дорожной инфраструктуры. В меньшей степени используется другой элемент данного способа — комплекс мер по организации и управлению дорожным движением (начиная от светофорного хозяйства и заканчивая культурой поведения водителей).

Второй же способ — ограничение транспортных потоков до пропускной способности объектов улично-дорож-ной сети — в нашей стране практически не применяется, хотя является в значительной степени более эффективным инструментом в условиях крупных городов и мегаполисов. Широко используемый в мировой практике, он предусматривает административные и экономические меры ограничения доступа на городские территории, проблемные с точки зрения транспортной нагрузки и экологии (введение дополнительной экономической нагрузки на водителей в виде оплаты за размещение автотранспортных средств на платных стоянках либо оплаты за въезд в отдельную городскую зону). Используя гибкую тарифную политику (в которой бы учитывалось время суток, вид и тип транспортного средства и пр.), можно эффективно управлять транспортными потоками, в первую очередь в наиболее перегруженных зонах городских центров.

Реализуется данный способ через создание системы единого городского парковочного пространства (системы ЕГПП). Являясь составной частью организации дорожного движения и транспортной стратегии в целом, она позволяет эффективно стимулировать снижение времени нахождения автотранспорта в проблемных транспортных зонах городов, повышать его оборачиваемость и снижать макси-

Подпрограмма «Система единого городского парковочного пространства»

Рис. Стратегия развития транспортного комплекса Москвы на период до 2020 г.

мальную нагрузку на городские улич-но-дорожные сети.

Что препятствует внедрению системы ЕГПП

Анализ нормативных правовых актов, правоприменительной практики, действующих систем документооборота, систем учета и контроля материальных и финансовых потоков при размещении автотранспортных средств на территории крупных городов и мегаполисов в России и в ведущих европейских странах позволяет сделать ряд выводов о том, что в нашей стране практически полностью отсутствует база для создания системы единого городского парковочного пространства.

Ни в одном регионе или крупном городе Российской Федерации нет, во-первых, разработанной (и тем более действующей) транспортной стратегии и одного из ее элементов — системы размещения автотранспортных средств. При этом следует иметь в виду, что речь идет не о системе генпланов городов (которые, по сути, являются только одним из инструментов реализации транспортных стратегий), а о системе более высокого уровня.

Во-вторых, нет единого управляющего органа, определяющего единую политику строительства и функционирования (эксплуатации) объектов парко-вочного пространства как элемента общей системы организации дорожного движения. (Например, в Москве гаражи, приобъектные и внутридворовые стоянки, транспортно-пересадочные узлы и перехватывающие стоянки строят и эксплуатируют несколько структур, не имеющих никакого отношения к организации и обеспечению дорожного движения.)

В-третьих, не существует единой системы учета всех объектов парковочно-го пространства и органа, осуществляющего надзор и контроль за сделками с такими объектами.

В-четвертых, отсутствует единая система управления финансовыми и материальными потоками системы парко-вочных пространств (в том числе финансированием строительства и эксплуатации объектов парковочного пространства); не разработана единая тарифная политика, которая бы регулировала в том числе размещение автотранспортных средств в различных зонах города и в различное время суток.

В-пятых, не применяются безналичные формы оплаты услуг за размещение автотранспортных средств на городских стоянках.

Действующие в стране меры административной ответственности за нарушение правил размещения автотранспортных средств на городских территориях (включая улично-дорожную сеть) неэффективны и не обеспечивают требуемых результатов, а правоприменительная практика не использует весь имеющийся арсенал мер воздействия на нарушителей правил.

Существующая правовая база не охватывает весь спектр правонарушений,

связанных с размещением автотранспортных средств (особенно в жилых и природоохранных зонах, а также на резервных территориях).

Действующие СНиПы и стандарты не обеспечивают строительство достаточного количества стояночных мест.

Действующие системы землепользования, организации строительства и привлечения инвестиций не стимулируют создание многоярусных объектов

парковочного пространства вместо плоскостных.

Пути решения

Очевидно, что для решения указанных проблем в стране потребуется построение новой организационно-технической и правовой конструкции. По сути дела, речь идет о создании с нуля новой отрасли городского хозяйства.

Наиболее эффективно эту задачу можно реализовать через механизмы государственных и муниципальных целевых программ, предусматривающих реализацию сложного комплекса взаимосвязанных мер. Перечислим ключевые из них.

• Создание промышленной инфраструктуры системы ЕГПП, включающей в себя все виды и типы объектов парко-вочного пространства, непосредственно или косвенно влияющих на дорожное движение. Это парковки (особый вид автостоянок, созданных на, над и под объектами улично-дорожной сети); автостоянки, в том числе на внутридво-ровых и междомовых территориях; на транспортно-пересадочных узлах, перехватывающие, специализированные (для туристических автобусов и автобусов междугородных перевозок, технологического и специального транспорта, такси и пр.); гаражи и гаражные комплексы. Обязательным требованием при этом является создание на всей территории города достаточного количества стоянок различных типов, сбалансированных с пропускной способностью улично-дорожной сети и с соблюдением интересов пешеходов, городских коммунальных и специальных служб.

• Реализация единой технической и информационной политики в системе ЕГПП — в первую очередь в отношении технологий и оборудования, обеспечивающих сбор платежей за использование городских объектов парковочного пространства, а также в отношении контроля за соблюдением установленных правил пользования городскими стоянками и своевременной и полной оплатой услуг при их использовании.

• Создание органов управления и контроля системы ЕГПП и их технического оснащения. Имеются в виду зональные и центральный диспетчерские центры, управляющие компании, пар-ковочная инспекция и другие органы учета и контроля финансовых и материальных потоков. Необходимо также решить вопросы персонального обеспечения системы ЕГПП (подготовки кадров).

• Разработка пакета нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения различных субъектов права в указанной сфере деятельности (автовладельцев, органов власти, коммерческих операторов и др.). Это потребует значительных временных, интеллектуальных и организационных затрат. Помимо основного законопроекта с условным названием «О размещении автотранспортных средств на территории города» потребуется разработать и ввести ряд правовых актов, регламентирующих порядок учета объектов улично-дорожной сети и парковочно-го пространства (реестров или кадастров). Кроме того, необходимо введение правил пользования городскими стоянками, систем оплаты за размещение автотранспортных средств на этих стоянках (включая систему тарифов, поправочных коэффициентов и льгот) и ответственности за их нарушения. Также требуется регламентировать деятельность парковочной инспекции и внести ряд изменений в строительные нормы и правила.

• Проведение PR-компании, которая должна обеспечить дружественное отношение общества к деятельности городских органов власти и бизнеса и к проводимым ими мероприятиям. Для Москвы, например, негативное отношение жителей к действиям властей в этой сфере уже приняло чрезвычайный характер, чему способствовали серьезные ошибки, допущенные городскими чиновниками в последние несколько лет при проведении программ гаражного строительства, сносе гаражей-ракушек и реконструкции дворовых территорий.

Прибыльность доказана

Система единого городского парко-вочного пространства — одна из немногих частей городского хозяйства, которые являются самодостаточными с финансовой точки зрения и способны эффективно пополнять городской (муниципальный) бюджет. Укрупненное технико-экономическое обоснование, выполненное при разработке концепции единого городского пространства в городе Москве, показало следующее.

В рамках первого этапа создания системы ЕГПП в Москве планируется создать примерно 60 тыс. машино-мест на платных парковках и 100 тыс. машино-мест на перехватывающих автостоянках. Кроме того, будут созданы городские службы управления, учета и контроля, а также вся требуемая нормативная правовая база. Для

реализации этих планов потребуются затраты в сумме более 45 млрд руб. при сроке их окупаемости не более 5 лет. При этом доля средств городского бюджета не превысит 15 млрд руб., остальная часть будет обеспечена за счет привлеченных средств инвесторов через инвестиционные и лизинговые схемы.

В качестве инвесторов при таком варианте могут выступить коммерческие структуры, специализирующиеся на оказании услуг в парковочном бизнесе и способные дать городу не финансовые средства, но и передовые технологии, оборудование, методики и высококвалифицированный персонал. Очевидно, что такие инвестиции гораздо эффективнее, чем инвестиции торго-во-развлекательного бизнеса.

Начиная с шестого года после начала проекта при обороте 27-28 млрд руб. в бюджет Москвы может поступать до 10 млрд руб. чистой прибыли, которую, как это принято во всем мире, целесообразно направлять на дальнейшее развитие городского парковочного пространства и городского пассажирского транспорта.

В указанные суммы включены и поступления от административных штрафов, размер которых был рассчитан с учетом зарубежного опыта. При расчете учитывалось, что создание и эксплуатация притротуарных парковок является высокорентабельным видом деятельности (срок окупаемости одного машино-места составляет 4-8 месяцев в зависимости от установленного тарифа); перехватывающие стоянки низкорентабельны (срок окупаемости одного машино-места составляет 15-20 лет), а осуществление пассажирских перевозок городским транспортом требует дотаций из городского бюджета.

Очевидно, что для создания и эффективного функционирования системы ЕГПП необходим сбалансированный бюджет: высокие доходы от парковок должны перераспределяться на содержание перехватывающих стоянок и городского пассажирского транспорта.

При наличии заказа и финансирования целевая комплексная программа (региональная или муниципальная) по созданию системы единого городского парковочного пространства может быть разработана в течение 6 месяцев, а реализована в течение 3 лет.

В настоящее время в Москве планируется разработка такой программы, реализовать которую можно будет в течение 3 лет, с 2012 по 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.