Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (3)
DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-3-182-185
За рубежом
За рубежом
© Коллектив авторов, 2016 УДК 614.253.52(574)
Искакова А.М.1, Абзалова Р.А.2, Шалгумбаева Г.М.1, Юодайте-Рачкаускене А.3, Ахметова А.К.1, Сундеева Е.А.1, Кулуспаев Е.С.1
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ СЕСТРИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
1 Государственный медицинский университет г. Семей, 071400, г. Семей, Республика Казахстан; 2 Учебно-практический центр семейной медицины «Демеу», 010009, г. Астана, Республика Казахстан; 3 Вильнюсский университет, факультет медицины Института общественного здравоохранения, LT-01513 г. Вильнюс, Литва
Целью исследования стало изучение готовности среднего медицинского персонала службы первичной медико-санитарной помощи Казахстана к внедрению новых сестринских технологий.
Исследование проведено в г. Астана и г. Семей Республики Казахстан, было проанкетировано 168 работников среднего медицинского звена.
В группе средних медицинских работников, ведущих самостоятельный прием, патронаж здоровых детей до 1 года на дому готовы выполнить 70,2%, в группе опрошенных, ведущих традиционный прием — 51,4°%. Провести скрининг самостоятельно в группе с традиционным видом приема готовы 45,9°% опрошенных, а в группе с самостоятельным видом приема — 75,4°% респондентов. Обучать пациентов в школах здоровья при традиционном виде приема готовы лишь 27,9°% респондентов, при самостоятельном приеме — 73,7°%. Выполняющие самостоятельный прием средние медицинские работники более других готовы к введению инновационных технологий, ведущие традиционный прием с большой осторожностью относятся к новым сестринским технологиям и менее готовы к принятию самостоятельных решений. Ключевые слова: средние медицинские работники, инновация, сестринские технологии. Для цитирования: Искакова А.М., Абзалова Р.А., Шалгумбаева Г.М., Юодайте-Рачкаускене А., Ахметова А.К., Сундеева Е.А., Кулуспаев Е.С. Приверженность медицинских работников среднего звена Казахстана к внедрению новых сестринских технологий. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (3): 182—185. DOI 10.1016/0869-866X-201624-3-182-185
Для корреспонденции: Шалгумбаева Гульнар Металловна, PhD, ассистент кафедры интернатуры по общей врачебной практике, постдипломного и дополнительного образования Государственного медицинского университета г. Семей, [email protected]
Iskakova A.M.1, Abzalova R.A.2, Shalgumbaieva G.M.1, Yuodaite-RachkauskeneA.3, Akhmetova A.K.1, Sundeieva E.A.1, Kuluspaiev E.S.1 THE IMPLEMENTATION OF NEW NURSING TECHNOLOGIES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
'The Semeii state medical university, 071400 Semeii, the Republic of Kazakhstan; 2The "Demeu" training practical center of family medicine, 010009 Astana, the Republic of Kazakhstan; 3The Vilnusskii university, the faculty of medicine of the institute of public health, LT-01513 Vilnius, Lithuania The study was carried out in Astana and Semeii of the Republic of Kazakhstan to investigate preparedness of paramedical personnel of service of primary medical sanitary care of Kazakhstan for implementation of new technologies for medical nurses. The sampling of survey consisted of 168 of paramedical workers. In the group of paramedical workers involved into independent appointment, 70.2°% are ready to implement patronage of healthy children aged before one year and in the group of respondents involved into traditional appointment — 51.4°%. To implement screening independently in the group with traditional appointment were ready 45.9% of respondents and in the group with independent appointment — 75.4°%. To train patients in schools of health in case of traditional appointment were ready only 27.9% of respondents and in case of independent appointment — 73.7°%. The paramedical workers involved into independent appointment are more ready for implementation of innovative technologies whereas respondents involved into traditional appointment were more cautious about innovative technologies and less ready for independent decision making. Keywords: paramedical personnel; innovation; medical nurse
For citation: Iskakova A.M., Abzalova R.A., Shalgumbaieva G.M., Yuodaite-Rachkauskene A., Akhmetova A.K., Sundeieva E.A., Kuluspaiev E.S. The implementation of new nursing technologies in the Republic of Kazakhstan. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (3): 182—185 (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-3-182-185
For correspondence: Shalgumbaieva G.M., PhD, assistant of the chair of internship of general physician practice, postgraduate and additional training. e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support
Expression of gratitude. The authors express their gratitude to medical workers of institutions of Astana and Semeii: Demeu-1, Demeu-2, Janagat, SVA 3, SVA 9, SVA 11 and also to administration of the Semeii state medical university.
Received 09.02.2016 Accepted 30.03.2016
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) вы- стемы здравоохранения во всем мире: предоставление делила основополагающие направления развития си- услуг, кадровый потенциал, информационные ресурсы,
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (3)
DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-3-182-185_183
From abroad
медицинские изделия, вакцины и технологии, финансирование, руководство и управление. При этом наблюдаются значительные различия в этих секторах между развитыми и развивающимися странами. Проблемами системы здравоохранения развивающихся стран являются доступ к базовым медицинским услугам, детская смертность, миграция работников здравоохранения, отсутствие инфраструктуры; в развитых странах это старение населения и высокая распространенность хронических заболеваний. Предоставление медицинских услуг вышло за рамки оказания только первичной и экстренной медицинской помощи, делается все больший акцент на длительный уход. Особое внимание уделяется расходам и качеству здравоохранения, лидеры государств борются со снижением расходов на здравоохранение [1].
В Республике Казахстан национальная политика в области здравоохранения определяется Министерством здравоохранения. После провозглашения независимости Казахстан предпринял значительные усилия, направленные на реформирование унаследованной им от советского периода системы здравоохранения. Изменения в системе предоставления медицинской помощи включают оптимизацию стационарной помощи и перенос акцента на первичную медико-санитарную помощь (ПМСП). Первичная помощь станет центральным звеном национального здравоохранения для предупреждения и ранней борьбы с заболеваниями [2]. В соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением, меняются функции и организационные формы деятельности медицинских сестер [3]. Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения. Качество сестринской помощи определяется внедрением новых организационных форм ухода за пациентами, стандартов и технологий практической деятельности сестринского персонала, умением работать с профессиональной информацией, используя современные информационные технологии. Во многих странах мира растет спрос на сестринский персонал, поскольку их практика гибко реагирует на демографические, экономические и социальные перемены. В результате этого сестринская деятельность превратилась в ключевой компонент медицинского обслуживания в любых условиях [4].
Одно из важнейших направлений развития здравоохранения — внедрение инновационных технологий. Средний медицинский персонал выполняет 80% первичной помощи, поэтому может внести значительный вклад во внедрение инноваций в медицинскую практику [5]. Инновационные технологии в сестринском процессе не только повышают качество медицинской помощи, но и облегчают труд [6]. По этой причине мировые эксперты по сестринскому делу очень рекомендуют проводить инновации для улучшения сестринской помощи [7, 8].
Целью исследования было изучение готовности среднего медицинского персонала ПМСП Казахстана к внедрению новых сестринских технологий.
Материалы и методы
Исследование проведено в г. Астана и г. Семей (Семипалатинск) Республики Казахстан в период 1 октября — 30 ноября 2015 г. Население г. Астаны на 1 сентября 2015 г. составило 871,2 тыс., г. Семей — 339,4 тыс. человек. В г. Астана работают 23, в г. Семей — 19 медицинских учреждений ПМСП. Для получения репрезентативной выборки случайным образом были отобраны 6 учреждений ПМСП: 3 3 учреждения ПМСП г. Астаны (Демеу-1, Демеу-2, Шапагат) и 3 учреждения ПМСП г. Семей (семейно-врачебные амбулатории № 3, № 9, № 11). Эти учреждения оказывают доврачебную или квалифицированную медицинскую помощь без круглосуточного медицинского наблюдения, проводят профилактические, диагностические, лечебные мероприятия, экспертизу временной нетрудоспособности. Отличительной особенностью центров Демеу-1 и Демеу-2 является то, что в данных учреждениях семейные медицинские сестры ведут прием отдельно от врача.
Для определения готовности среднего медицинского персонала ПМСП к внедрению новых сестринских технологий и принятия самостоятельных решений, мы использовали разработанную нами анкету, которая содержала 40 вопросов открытого и закрытого типа и была предварительно апробирована на группе медицинских работников, не участвовавших в основном исследовании. Опросник содержал вопросы, касающиеся социально-демографического статуса, объема и характера работы, готовности самостоятельного выполнения тех или иных медицинских услуг. Анкета была разработана на русском языке, затем переведена на казахский, затем с казахского на русский для проверки валидности переведенного опросника. Анкетирование было анонимное, каждому участнику исследования присваивался идентификационный номер. Оно было одобрено этическим комитетом Государственного медицинского университета г. Семей.
Перед описанием количественных данных мы проверяли тип распределения на генеральную совокупность с помощью критерия Шапиро—Уилка для выборок с числом наблюдений 50 и менее, а для больших выборок — с помощью критерия Колмогорова—Смирнова. Для описания количественных данных, имеющих нормальное распределение, использовали среднее арифметическое (M) и стандартное отклонение (СО). Также был представлен 95% доверительный интервал (ДИ) для популяционной средней. Для описания качественных данных использовались частоты, доли в процентах, для проверки гипотезы о связи двух качественных признаков использовались критерий %2 Пирсона и точный критерий Фишера (если значение любой из ячеек не превышало 10).
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью статистического пакета программы SPSS (Statistical Package for the Social Sciences), версия 20.0 для Windows (ГМУ г. Семей).
Результаты исследования
В анкетировании приняли участие 168 работников среднего медицинского звена, средний возраст которых составил 34,3 года (95% ДИ: 32,5—36,1; СО = 11,6). Почти половина (49,4%) респондентов про-
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (3)
БО! 10.1016/0869-866Х-2016-24-3-182-185
За рубежом
Таблица 1
Отношение к работе медицинского персонала среднего звена
Вид приема
Вариант ответа самостоя- традици- р
тельный онный
Нахожу свою работу интересной 40 (70,2) 60 (54,1) 0,044
Очень завышенные требования 1(1,8) 7(6,3) 0,190
Ничто не нравится 0 (0) 0 (0)
Люблю свою профессию, но работать 12 (21,1) 34 (30,6) 0,187
сложно
Нет определенного ответа
3 (5,3)
10 (9) 0,390
Примечание. Здесь и в табл. 2 в скобках — проценты.
живают в г. Астана, 50,6% — в г. Семей. При этом 14,3% работают в Демеу-1, 19% — в Демеу-2, 16,1% — в Ша-пагат, 19% — в СВА № 3, 17,3% — в СВА № 9, 14,3% — в СВА № 11. В анкетировании приняли участие 98,2% женщин и 1,8% мужчин. По этническому составу 86,9% были казахи, 10,1% — русские, 3% составили другие национальности. Средний стаж работы участников исследования равнялся 10,5 года (95% ДИ: 8,8—12,2; СО = 11,1), минимальный стаж работы менее 1 года, максимальный — 44 года. При этом 71,4% респондентов не имели квалификационной категории, 7,7% имели 2-ю категорию, 1-ю категорию имели 10,7% опрошенных, высшая категория была у 10,1% респондентов. Лишь 3,6% медицинских работников подрабатывали дополнительно в других организациях.
Традиционный вид приема ведут 66,1% респондентов, а 33,9% ведут самостоятельный прием. Сравнительный анализ показал, что в группе средних медицинских работников, ведущих прием в традиционной форме, до 10 пациентов за рабочую смену принимают 3,6% опрошенных, от 11 до 20 человек принимают 33,3%, от 21 до 30 пациентов принимают 37,8% респондентов, более 30 посетителей принимают 25,2%. В группе ведущих самостоятельный прием до 10 пациентов принимают 7% опрошенных, от 11 до 20 — 40,4%, от 21 до 30 — 26,3%, более 30 — 26,3% респондентов.
Время, затраченное на прием одного пациента, условно разделили на четыре периода: ! — до 10 мин, II — 11—20 мин, III — 21—30 мин, IV — более 30 мин. Оказалось, что 43,9% медицинских работников среднего звена, ведущих самостоятельный прием, тратят до 10 мин на обслуживание одного пациента, 11—20 мин тратят 38,6%, 17,5% респондентов тратят на одного пациента от 21 до 30 мин. В группе ведущих прием в традиционной форме 23,4% респондентов тратят на обслуживание одного пациента до 10 мин, 62,2% — 11—20 мин, 13,5% — 21—30 мин, более 30 мин тратят на одного пациента 0,9% опрошенных.
Мы попросили участников опроса поделиться впечатлениями от работы по предложенным вариантам ответов (табл. 1). Находят свою работу интересной 70,2% медицинских работников, ведущих самостоятельный прием, и 54,1% участвующих в традиционном виде приема (х2 = 4,063; df = 1; р = 0,044). Очень завышенными считают требования в работе 6,3% в группе с традиционным приемом и 1,8% — в группе с самостоятельным видом приема (х2 = 1,721; df = 1; р = 0,190). Любят свою работу, но считают ее сложной 30,6% медицин-
ских работников в группе с традиционным приемом и 21,1% в группе ведущих самостоятельный прием (х2 = 1,738; df = 1; р = 0,187).
Инновационные технологии в сестринском процессе предусматривают делегирование части полномочий от врача медицинским сестрам с доведением соотношения врачей и среднего медицинского персонала до оптимального уровня. Один из пунктов опросника касался самостоятельности выполнения медицинских услуг средними медицинскими работниками (табл. 2). Так, патронаж здоровых детей до 1 года на дому готовы выполнить самостоятельно 70,2% опрошенных в группе с самостоятельным видом приема и 51,4% респондентов группы с традиционным видом приема (х2 = 5,469; df = 1; р = 0,019). Самостоятельно консультировать по медико-социальным вопросам готовы 77,2% ведущих самостоятельный прием и 25,2% респондентов группы с традиционным приемом (х2 = 41,531; df= 1; р = 0,000).
Важнейшими задачами дальнейшего развития здравоохранения Республики Казахстан являются усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний и травм (Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казакстан» на 2011—2015; утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 г.). На вопрос о возможности самостоятельного проведения бесед с населением по пропаганде и формированию здорового образа жизни дали положительный ответ 49,5% причастных к традиционному приему и 75,4% ведущих самостоятельный прием (х2 = 10,385; df = 1; р = 0,001). Провести скрининг самостоятельно при традиционном приеме готовы 45,9% опрошенных и 75,4% ведущих самостоятельный прием (х2 = 13,292; df = 1; р = 0,000). Провести обучение пациентов в школах здоровья в группе с традиционным видом приема готовы
Таблица 2 Готовность средних медицинских работников к самостоятельному выполнению медицинских услуг
Ответ Вид приема
Вид деятельности самостоятельный традиционный р
Патронаж здоровых детей Да 40 (70,2) 57 (51,4) 0,019
до 1 года на дому Нет 17 (29,8) 54 (48,6)
Активный патронаж диспансер- Да 25 (43,9) 43 (38,7) 0,522
ных больных с хроническими заболеваниями на дому Нет 32 (56,1) 68 (61,3)
Самостоятельный прием по Да 44 (77,2) 28 (25,2) 0,000
медико-социальным вопросам Нет 13 (22,8) 83 (74,8)
Выписка рецептов больным, Да 31 (54,4) 45 (40,5) 0,088
состоящим на «Д» учете Нет 26 (45,6) 66 (59,5)
Проведение бесед с населени- Да 43 (75,4) 55 (49,5) 0,001
ем по вопросам пропаганды и формирования здорового образа жизни Нет 14 (24,6) 56 (50,5)
Иммунопрофилактика Да 21 (36,8) 35 (31,5) 0,489
Нет 36 (63,2) 76 (68,5)
Проведение скрининга Да 43 (75,4) 51 (45,9) 0,000
Нет 14 (24,6) 60 (54,1)
Обучение пациентов Да 42 (73,7) 31 (27,9) 0,000
в школах здоровья Нет 15 (26,3) 80 (72,1)
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (3)
DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-3-182-185_185
From abroad
27,9% опрошенных, а в группе с самостоятельным приемом 73,7% (х2 = 32,089; ё/ = 1; р = 0,000).
Обсуждение
В исследовании принимали участие средние медицинские работники, ведущие как самостоятельный, так и традиционный прием. При этом большая часть ведущих самостоятельный прием — это семейные медицинские сестры. Они ведут занятия в школах по укреплению здоровья, проводят первичную медико-социальную оценку семьи. Мы выяснили, какое количество пациентов за рабочую смену принимают опрошенные в каждой группе. Большинство опрошенных, участвующих в традиционном виде приема, за рабочую смену принимают от 21 до 30 пациентов, а при самостоятельном виде приема обслуживают от 11 до 20 человек. При этом 43,9% респондентов, ведущих самостоятельный прием, тратят на одного пациента в среднем до 10 мин, в группе традиционного приема 62,2% опрошенных на обслуживание одного пациента тратят от 21 до 30 мин. Это, по-видимому, связано с объемом и уровнем оказываемых медицинских услуг.
Средние медицинские работники, ведущие самостоятельный прием, более позитивно относятся к своей работе, большинство участников исследования в этой группе считают свою работу очень интересной, в отличие от участвующих в традиционном приеме, где лишь половина респондентов находят свою работу очень интересной.
Средние медицинские работники могут внести значительный вклад в укрепление здоровья и профилактику болезней, оказать содействие отдельным лицам и семьям в том, чтобы справиться с каким-то заболеванием или хроническим состоянием, а также в стрессовых ситуациях, консультировать по вопросам образа жизни и связанными с поведением факторами риска. Хронические заболевания являются самой большой проблемой XXI века, поэтому роль медицинской сестры возрастает, но не в диагностике, а в разъяснении, как жить человеку или семье с данным заболеванием. Средние медицинские работники не берут на себя роль и функции врача, они дополняют его работу. В нашем исследовании мы попытались определить готовность среднего медицинского персонала ПМСП к внедрению новых сестринских технологий, принятию самостоятельных решений. Согласно данным нашего исследования, средние медицинские работники, выполняющие самостоятельный прием, больше всего готовы к проведению самостоятельных мероприятий: проведению профилактических мероприятий и бесед с пациентами, патронажу здоровых детей до 1 года на дому, проведению скрининга. Средние медицинские работники, ведущие традиционный прием, с большой осторожностью относятся к новым сестринским технологиям и меньше всего готовы к принятию самостоятельных решений.
Заключение
Средние медицинские работники, ведущие самостоятельный прием, более позитивно относятся к своей работе, большинство участников исследования в этой группе считают свою работу очень интересной. Среди, в отличие от средних медицинских работников, участвующих в традиционном приеме лишь половина
респондентов находят свою работу очень интересной. Средние медицинские работники, выполняющие самостоятельный прием, в большей степени готовы к проведению самостоятельных мероприятий, ведущие традиционный прием с большой осторожностью относятся к новым сестринским технологиям и менее готовы к принятию самостоятельных решений.
Данное исследование является частью диссертационной работы, выполненной в рамках учебного гранта.
Авторы выражают благодарность медицинским работникам учреждений ПМСП г. Астаны и г. Семей: Демеу-1, Демеу-2, Шапагат, СВА № 3, СВА № 9, СВА № 11, а также администрации Государственного медицинского университета г. Семей.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов по поводу публикации данной статьи.
ЛИТЕРАТУРА
1. WorldHealth Organization. StrengtheningHealth Systems to Improve Health Outcomes: WHO framework for action. 2007. Available at: http://www.who.int/healthsystems/strategy/everybodys_business. pdf, accessed 14 December 2011.
2. Katsaga A., Kulzhanov M., Karanikolos M., Rechel B. Kazakhstan: Health system review. Hlth Syst. Transit. 2012; 14(4): 1—15.
3. Иванова О.В. Перспективы совершенствования и развития сестринского дела в Пермском крае. Главная медсестра. 2010; (3): 16—24.
4. Матвейчик Т.В. О новых запросах к подготовке сестринского персонала. В кн.: Стратегия развития и совершенствования последипломной подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в Республике Беларусь и пути ее реализации: Сборник материалов научно-практической конференции. Минск; 2008: 24—8.
5. Hughes F. Nurses at the forefront of innovation. Int. Nurs. Rev. 2006, 53: 94—101.
6. Moody R.C. Nurse productivity measures for the 21st century. Hlth CareManag. Rev. 2004; 9: 7—19.
7. ICN. Delivering Quality, Serving Communities: Nurses Leading Care Innovation. International Council of Nurses. Geneva; 2009.
8. van der Weide M., Smits J. Adoption of innovations by specialised nurses: personal, work and organizational characteristics. Hlth Policy. 2004; 68: 81—92.
Поступила 09.02.2016 Принята в печать 30.03.2016
REFERENCES
1. World Health Organization (2007) Strengthening health systems to improve health outcomes: WHO framework for action. Available at: http://www.who.int/healthsystems/strategy/everybodys_business. pdf, accessed 14 December 2011.
2. Katsaga A., Kulzhanov M., Karanikolos M., Rechel B. Kazakhstan: Health system review. Hlth Syst. Transition. 2012; 14(4): 1—15.
3. Ivanova O.V. Possibility for improvement and development of nursing in the Perm region. Glavnaya medsestra. 2010; (3): 16—24. (in Russian).
4. Matveychik T.V. New demands in nursing education/ Matveychik T.V. In: Development and improvement of postgraduate training of secondary medical and pharmaceutical education in the Republic of Belarus and the ways of realization: Proceedings of the scientific practical conference [Strategija razvitija i sovershenstvovanija poslediplomnoj podgotovki specialistov so srednim medicinskim i farmacevticheskim obrazovaniem v Respublike Belarus' i puti ee realizacii: sb. materialov nauchno-prakticheskoj konferencii]. Minsk; 2008: 24—8. (in Russian).
5. Hughes F. Nurses at the forefront of innovation. Int. Nurs. Rev. 2006; 53: 94—101.
6. Moody R.C. Nurse productivity measures for the 21st century. Health Care Management Review, 2004, 9: 7—19.
7. ICN. Delivering Quality, Serving Communities: Nurses Leading Care Innovation. International Council of Nurses. Geneva; 2009.
8. van der Weide M., Smits J. Adoption of innovations by specialised nurses: personal, work and organizational characteristics. Hlth Policy, 2004, 68: 81—92.