Образование и кадры
© Коллектив авторов, 2015 УДК 614.2:331.548.2(574)
Семенова Ю.М, Битебаева Д.М., Байльдинова К.Ж., Лепесова С.Ж., Даулетьярова М.А.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Государственный медицинский университет г. Семей, 071400, г. Семей, Республика Казахстан
Кадровые ресурсы играют решающую роль в обеспечении эффективного функционирования любой системы здравоохранения. Целью данного исследования являлось изучение особенностей формирования профессионального самоопределения у выпускников общеобразовательных школ Республики Казахстан, выбирающих медицинские специальности.
Исследование проводилось в городе Павлодар и Павлодарской области Республики Казахстан. Всего было проанкетировано 447 школьников 9—11 классов, 25 сотрудников из 3 городских и 1 сельской школы, а также 12 преподавателей медицинского университета. Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS (версия 20.0.).
Установлено, что медицина стала популярной профессией: ее выбрали 22% школьников. Из их числа только 37,4% принадлежали к типу личности "человек—человек", соответствующему медицинским специальностям. Мечта детства стала основной причиной выбора медицины у 55,6% школьников. На втором месте стояла перспектива трудоустройства, на третьем — настоятельный совет родителей (13,1 и 7,1% соответственно). Только 31,3% знакомы со спецификой медицинских специальностей, 52,5% имеют самостоятельный опыт оказания первой медицинской помощи. Считают дополнительную подготовку необходимой для поступления в медицинский вуз 72,7%. Из опрошенных сотрудников школ и медицинского университета ограничиваются только разовыми мероприятиями 65,5 и 66,7%% соответственно.
Профориентационная работа, проводимая в общеобразовательных школах Республики Казахстан, может быть значительно улучшена. Необходимо рассмотреть возможность внедрения тестирования для определения типа личности, а также применения инновационных методов профориентационных мероприятий. Ключевые слова: школьники; профессиональная ориентация; самоопределение.
Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (6): 49—53.
Для корреспонденции: Даулетьярова Маржан Амангалиевна, marzick85@mail.ru
Semenova Yu.M., BitrebaevaD.M., BaildinovaK.J., Lepesova S.J., DauletiarovaM.A.
THE PROFESSIONAL MEDICAL SELF-APPRAISAL OF GRADUATES OF COMPREHENSIVE SCHOOLS
OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
The state medical university of city of Semeii, 071400, Semeii, the Republic of Kazakhstan
The human resources play a decisive role in support of effective functioning of any health care system. The study was carried out to analyze characteristics of formation of professional self-appraisal of graduates of comprehensive schools of the Republic of Kazakhstan choosing medical specialties. The study was organized in city of Pavlodar and the Pavlodarskaia oblast of the Republic of Kazakhstan. The sample included447 schoolchildren of 9—10 classes, 25 workers of 3 urban and 1 rural schools, 12 lecturers of medical university. The questionnaire survey was applied. The statistical processing of data was implemented using SPSS v.20 .software.
It is established that medicine became a popular profession because it was chosen by 22%% of schoolchildren. Out of them, only 37.4%% belonged among personality type "human—human" corresponding to medical specialties. The childhood dream became main cause of choosing medicine among 55.6% of schoolchildren. The second place took perspective of employment and third place — insistent advice of parents (13.1% and 7.1% correspondingly). Only 31.3% of schoolchildren were aware of specificity of medical specialties and 52.5% had independent experience of initial medical care provision. The additional training is considered by 72.7%% of schoolchildren as necessary for entering medical university. The workers of schools and medical university65.5% and 66.7% limit themselves by once-only activities.
The vocational guidance activities implemented in comprehensive schools of the Republic of Kazakhstan can be significantly ameliorated. The possibility of implementing personality type test is to be considered. The application of innovative methods of vocational guidance is to be considered too. Keywords: schoolchildren; vocational guidance; self-appraisal
Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (6): 49—53.
For correspondence: Dauletiarova M.A., marzick85@mail.ru
Received 19.08.2015
Согласно стратегии "Казахстан-2050", профессиональные знания и навыки являются ключевыми ориентирами современной системы обучения, подготовки и переподготовки кадров. Современное общество нуждается в подготовке высококвалифицированных медицинских специалистов, способных к устойчивому и продолжительному функционированию в избранной ими специальности, поскольку именно кадровые ресур-
сы играют решающую роль в обеспечении эффективного функционирования любой системы здравоохранения [1].
В основе профессиональной ориентации лежит оказание помощи молодому человеку в сознательном выборе будущей специальности [2]. От того, насколько успешно эта задача будет решена, зависит рост производственных показателей, снижение текучести кадров, повышение трудового потенциала [3].
Медицинские специальности предъявляют особые требованиях степени умственной, психической и физической подготовленности молодых людей к будущей деятельности [4, 5]. В немалой степени осознанный выбор специальности зависит от знания молодым человеком своих психофизиологических особенностей [6]. Такой интерес к своему "я", к своим психическим склонностям и особенностям возникает, как правило, в пубертатном возрасте, который характеризуется стремлением к самопознанию и достижению самостоятельности [7]. О будущей специальности ребенок начинает размышлять еще в дошкольном возрасте, "примеряя" на себя различные профессии. В последующем эти устремления претерпевают ряд изменений и в результате вызревает окончательный выбор [8].
Причиной для выбора медицинской специальности может послужить ряд факторов: влияние семьи, знакомых, друзей, чтение специальной литературы, просмотр фильмов, призвание и склонность к медицине, желание помогать людям [9—11]. На практике нередко мотивом для выбора профессии врача служит болезнь кого-то близкого, из-за чего молодой человек стремится получить медицинское образование, чтобы помочь [12].
Основной причиной ухода молодых людей из выбранной специальности, в том числе на стадии получения образования, является ошибочный выбор профессии [13]. Уход молодых врачей от медицинской деятельности является нежелательным для государства, так как наносит урон вследствие неоправданных финансовых вложений в медицинское образование [14]. Существует прямая связь между некачественно или недостаточно проводимой профориентационной работой и оттоком медицинских специалистов из профессии [15].
Таким образом, отбор абитуриентов на медицинские специальности и закрепление специалистов в системе здравоохранения являются актуальными и не решенными окончательно проблемами общественного здравоохранения.
Целью исследования являлось изучение особенностей формирования профессионального самоопределения у выпускников общеобразовательных школ Республики Казахстан, выбирающих медицинские специальности.
Материалы и методы
Исследование является поперечным, проведено в Павлодаре и Павлодарской области Республики Казахстан в 2014/2015 учебном году. Население Павлодара на начало 2015 г. составило 357,1 тыс., Павлодарской области — 756,5 тыс., в городской зоне функционирует 43 общеобразовательных школы, в сельской зоне 6. Для получения репрезентативной выборки случайным образом были отобраны 4 школы, отображающие различные типы средних общеобразовательных учебных заведений Республики Казахстан: школа-гимназия № 3, школа-лицей № 20, средняя школа № 22 и сельская школа (село Щербакты).
Всего было проанкетировано 447 учеников 9, 10 и 11-х классов, из которых 99 сообщили о своем желании поступать на медицинские специальности. Из числа опрошенных школьников мальчиков было 170 (38%), девочек 277 (62%), в Павлодаре проживали 368 (82,3%), в Павлодарской области 79 (17,7%).
Проанкетировали также 25 классных руководителей вышеуказанных школ, 4 школьных психологов и 12 преподавателей Государственного медицинского университета г. Семей (ГМУ г. Семей), ответственных за проведение профориентационной работы в школах Павлодарской области.
Профессиональная направленность личности оценивалась с помощью анкеты, разработанной на основе типологии профессий, предложенных Е.А. Климовым [16]. Данная методика ранее использовалась для определения типа личности в ходе исследований других авторов [17, 18].
Для определения мотивации выбора профессии и наличия профориентационной работы в образовательных учреждениях мы использовали самостоятельно разработанную анкету, которая содержала 20 вопросов и была предварительно апробирована на группе учеников, не участвовавших в основном исследовании. Дополнительно нами была разработана анкета для школьников, заявивших о своем намерении поступать на медицинские специальности, которая детализировала вопросы выбора профессии и характера подготовки в медицинские вузы (14 вопросов).
Анкеты для школьного персонала и преподавателей ГМУ г. Семей, направленные на изучение характера проводимой ими профориентационной работы, были также разработаны нами самостоятельно и содержали 17 и 13 вопросов соответственно.
Часть вопросов всех составленных нами анкет содержала готовые варианты ответов, т. е. была закрытой, в то время как другая часть позволяла респондентам дать собственный вариант ответа на поставленный вопрос, т. е. была открытой. Мы постарались максимально предусмотреть возможные варианты готовых ответов в вопросах закрытого типа, предоставив респондентам возможность не отвечать на поставленный вопрос. Учитывая, что часть из них предпочли отвечать на вопросы на казахском языке, мы перевели все анкеты с русского языка на казахский и обратно для того, чтобы обеспечить правильность перевода.
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью статистического пакета программы SPSS (Statistical Package for the Social Sciences) версия 20.0 для Windows (ГМУ г. Семей). Исследование было одобрено этическим комитетом Государственного медицинского университета г. Семей. После получения разрешения Управления образования Павлодарской области на проведение исследования мы связались с родителями учащихся, которые были проинформированы о целях исследования и подписали информированное согласие.
Результаты исследования
Из 447 опрошенных учащихся, 163 (36,5%) — ученики 9-го, 149 (33,3%) — 10-го и 135 (30,2%) — 11-го класса. Казахский язык был языком обучения 336 (75,2%) учащихся, 111 (24,8%) обучались на русском языке. Преобладание казахского языка в школьной среде связано с этническим составом современного Казахстана, где крупнейшая этническая группа представлена казахами (63,1%), а доля русского населения составляет 23,7%.
По нормативно-правовым актам, принятым в Республике Казахстан в течение последнего времени (Приказ Министра образования и науки от 14 декабря 2006 г. № 640 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе", Постановление Правительства РК от 19 июля 2006 г. № 681 "Об утверждении методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса на основной ступени в общеобразовательной школы"), общеобразовательные учебные заведения должны заниматься профессиональной ориентацией учащихся и консультировать их по выбору профессии. Однако результаты проведенного нами исследования показали, что данная работа прово-
дится лишь частично. Так, положительно на вопрос о том, проводилась ли в их школе профориентационная работа, смогли ответить только 278 школьников против 169, ответивших "нет" или "не знаю".
Медицинские специальности имеют большую популярность среди молодых людей Казахстана: из числа опрошенных 99 (22,1%) школьников пожелали связать свою судьбу с медициной, что значительно превысило интерес к другим специальностям. Второй по популярности группой профессий стали инженерные специальности — 37 (8,3%) школьников, на третьем месте оказались: туризм, финансы и экономика, каждую выбрали по 29 (6,5%) школьников. Наименьший интерес у респондентов вызвали специальности биолога, военного, полицейского и авиатора (0,7% респондентов), 126 (28,2%) еще не определилась окончательно с выбором будущей профессии (табл. 1).
Сравнение данных опроса по школам города и села показывает, что мечта детства стала основной причиной выбора медицинских специальностей. Однако ни одно из различий, представленных в таблице 1, не было статистически значимым.
Склонность к эмпатии, доброта, умение разделить чужие невзгоды являются ключевыми личностными качествами медика. По данным нашего исследования, 81 (93,1%) городской школьник и 8 (66,7%) сельских, что им присущи эти качества (р < 0,05). Возможно, это связано с более суровыми условиями развития и роста детей на селе (раннее приобщение к труду, необходимость ухаживать за скотом и т. д.).
На вопрос о наличии опыта оказания первой медицинской помощи утвердительно ответили 49 (56,3%) городских школьников и 3 (33,3%) сельских (р < 0,05). Не испытывают по этому поводу чувства удовлетворения и гордости за свой труд 32,3% опрошенных, что свидетельствует о несоответствии личностных особенностей человека избирираемой профессии и может в будущем привести к разочарованию в своей специальности и уходу из нее.
В табл. 2 представлены сведения о том, чем является медицина для школьников, избравших профессию врача.
В качестве вариантов значения медицины в их жизни школьники указывали "призвание", "необременительную работу", "возможность заниматься наукой", " не знаю".
На вопрос о знакомстве со сроками обучения в медицинском вузе, со спецификой медицинских специальностей (условиями труда, режимом работы, обязанностями специалиста-медика) утвердительный ответ дал только 31 школьник из 99. При этом каждый второй школьник из сельской зоны отметил свое знакомство с условиями и режимом работы врача и медицинской сестры, такое же представление о специфике медицинских специальностей имеют только 28,7% жителей города.
Необходимость дополнительной подготовки для поступления на медицинские специальности отмечают 72 (72,7%) респондента, 20 (20,2%) респондентов не считают такую подготовку нужной, остальные сомневаются. В табл. 3. представлены ответы респондентов о характере подготовки для поступления на медицинские специальности.
Основные различия между респондентами из города и села по характеру подготовки к поступлению на медицинские специальности отмечались в отношении дополнительных занятий с репетитором и отсутствием какой-либо подготовки. Это можно отчасти объяснить более высокими доходами городских жителей, благодаря чему они могут себе позволить оплату труда репетиторов. Однако существует и другое объ-
Таблица 1
Структура причин выбора профессии врача городскими и сельскими школьниками (Х±^х)
Причина выбора медицинской специальности Городские школьники Сельские школьники
абс. % абс. %
Мечта детства 50 57,5±5,35 5 41,7±14,1
Перспектива трудоустройства 11 12,6±3,65 2 16,7±10,7
Настоятельный совет родителей 6 6,9±2,8 1 8,3±7,95
Престиж профессии 1 1,1±1,25 1 8,3±7,95
Хорошая оплата труда 1 1,1±1,25 1 8,3±7,95
Семейная династия 12 13,8±3,75 1 8,3±7,95
Желание иметь диплом 6 6,9±2,8 1 8,3±7,95
о высшем образовании
Таблица 2
Распределение ответов респондентов о значении медицины в их жизни (Х±^х)
Значение медицины в жизни школьников Городские школьники Сельские школьники
абс. % абс. %
Проявление милосердия 34 39,1±5,3 6 50±14,3
Выполнение обязательств 36 41,4±5,35 3 25±12,4
Способ заработать 2 2,3±1,7 1 8,3±7,95
Другое 15 17,2±4,1 2 16,7±10,7
Таблица 3
Форма подготовки к поступлению на медицинские специальности городских и сельских школьников (Х±^х)
Городские Сельские
Форма подготовки школьники школьники
абс. % абс. %
Занимался с репетитором 42 48,3±5,4* 1 8,3±7,95*
Самостоятельно изучал 9 10,3±3,35 1 8,3±7,95
медицинскую литературу
Следил за новостями медицины 6 6,9±2,8 1 8,3±7,95
Не готовился 15 17,2±4,1 41,7±14,1
Беседовал с медиками из числа 12 13,8±3,75 1 8,3±7,95
родственников, знакомых
Другое 3 3,4±2,05 1 8,3±7,95
Примечание. *р < 0,01 между городскими и сельскими школьниками.
яснение этого факта: в Казахстане действует система предоставления "сельских квот" выпускникам сельских школ, что гарантирует их поступление на медицинские специальности с более низким баллом, но налагает обязательство по возвращению в село после завершения обучения.
В соответствии с типологией профессий, предложенных Е.А. Климовым, 37,4% респондентов принадлежали к типу "человек-человек", что соответствует всем профессиям, связанным с обслуживанием людей и медициной, 21,2% составили группу специальностей "человек-знак", связанную с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, а 17,2% отнесены к типу "человек-природа", к которому относятся профессии, связанные с растениеводством и животноводством, 13,1% представляли тип "человек-техника", к которому относятся технические профессии, пятую группу составили респонденты типа "человек-художественный образ", к которому относятся все творческие специальности.
Таким образом, только чуть более трети будущих медицинских работников имеют направленность личности "человек-человек", идеально соответствующую
данному роду деятельности. Это подчеркивает необходимость профессионального консультирования школьников, принадлежащих к другим типам личности, с целью избегания разочарования в избранной специальности и преждевременному уходу из нее. Именно среди этих учащихся чаще всего встречались ответы: "мне не знакома специфика медицинских специальностей", "не испытываю сострадания к другому человеку", "не знаю, почему выбираю эту профессию".
Анкетирование 25 классных руководителей и 4 школьных психологов показало, что 65,5% из них занимаются профориентационной работой только 1 раз в год, 17,2% проводят мероприятия 1 раз в полгода, 10,3% — 1 раз в квартал, 7% затруднились ответить. Формат проводимых мероприятий по профессиональной ориентации школьников включает презентации различных специальностей (24,1%), работу с родителями на родительских собраниях (13,8%), консультирование учащихся по профессиональному ориентированию (13,8%), информационно-справочные консультации (13,8%), профориентационные игры (6,9%) и тренинги (3,4%). Ни один из педагогов и психологов не назвал такие формы профориентационной работы, как визиты на предприятия и в учреждения, в учебные заведения, встречи с представителями различных специальностей, организация стажировок на летний период, что можно было бы легко осуществить при поддержке родителей школьников.
Государственный медицинский университет г. Семей традиционно проводит профориентационную работу в Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях. Анкетирование преподавателей, работающих в филиале Университета в Павлодаре, показало, что из них 91,7% ограничиваются только работой с 11-классника-ми и только 8,3% проводят мероприятия и с 10-классни-ками. Частота проводимых мероприятий была даже ниже, чем среди школьного персонала: 66,7% ограничиваются только однократным визитом в школу, а 33,3% посещают школу за учебный год дважды. Диапазон мероприятий по профессиональной ориентации значительно уступает по разнообразию работе, проводимой сотрудниками школ: 75% используют только презентации, агитируя поступать в Университет, 25% проводят еще и профессиональное консультирование.
Заключение
Результаты исследования показали, что профориен-тационная работа, проводимая в общеобразовательных школах Республики Казахстан, может быть значительно улучшена. Многие школьники, выбравшие медицинские специальности, не имеют соответствующей личностной направленности, не знакомы с условиями и спецификой работы медиков и имеют мотивацию, не совместимую с будущей деятельностью. Мероприятия по профессиональной ориентации, проводимые на уровне школ и сотрудниками медицинского вуза, отличаются нерегулярностью, неадекватным охватом учащихся и традиционностью форм. Необходимо рассмотреть возможность внедрения тестирования для определения типа личности, а также применения инновационных методик проведения профориентационной работы.
Данное исследование является частью диссертационной работы, выполненной в рамках учебного гранта.
Авторы выражают свою благодарность всем учащимся, сотрудникам школ, преподавателям, принявшим участие в исследовании, Управлению образования Павлодарской области, а также администрации Госу -дарственного медицинского университета г. Семей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Milani R.V., Lavie C.J. Health care 2020: reengineering health care delivery to combat chronic disease. Am. J. Med. 2015; 128 (4): 337—43.
2. Семенков Н.Н. Социальные проблемы медицинской профориентации (научный обзор). Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. 1995; 4: 48—51.
3. Galbraith N.D., Brown K.E. Assessing intervention effectiveness for reducing stress in student nurses: quantitative systematic review. J. Adv. Nurs. 2011; 67 (4): 709—21.
4. Sturmberg J., Heard S. General practice education in Australia. Current issues. Aust. Fam. Physician. 2004; 33 (5): 353—5.
5. Burg F.D., Kelley M.A., Zervanos N.J. Supporting primary care medical education. J. Gen. Intern. Med. 1994; 9 (4, Suppl. 1): S104—14.
6. Sousa F., Schwalbach N., Adam Y., Goncalves L., Ferrinho P. The training and expectations of medical students in Mozambique. Hum. Res. Hlth. 2007; 5: 11.
7. Hale D.R., Bevilacqua L., Viner R.M. adolescent health and adult education and employment: A systematic review. Pediatrics. 2015; Jun 22. pii: peds. 2014—2015.
8. Hogan R., Hogan J., Roberts B.W. Personality measurement and employment decisions: Questions and answers. Am. Psychologist. 1996; 51: 469—77.
9. Landy F.J., Shankster L.J., Kohler S.S. Personnel selection and placement. Annu. Rev. Psychol. 1994; 45: 261—96.
10. Ferguson E., James D., Madeley L. Factors associated with success in medical school: systematic review of the literature. Br. Med. J. 2002; 324: 952—7.
11. Puertas E.B., Arósquipa C., Gutiérrez D. Factors that influence a career choice in primary care amongmedical studentsfrom high-, middle-, and low-income countries: a systematicreview. Rev. Panam. SaludPubl. 2013; 34 (5): 351—8.
12. Stagg P., Prideaux D., Greenhill J., Sweet L. Are medical students influenced by preceptors in making career choices, and if so how? A systematic review. Rural Remote Hlth. 2012; 12: 1832.
13. O'Neill L.D., Wallstedt B., Eika B., Hartvigsen J. Factors associated with dropout in medical education: a literature review. Med. Educ. 2011; 45: 440—54.
14. Crossley J.G., Vivekananda-Schmidt P. Student assistantships: bridging the gap between student and doctor. Adv. Med. Educ. Pract. 2015; 6: 447—57.
15. Soria M., Guerra M., Gimenez I., Escaenro J.F. La decision de estudiar meditsina: caracteristicas. Educ. Med. 2006; 9 (2): 91—7.
16. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия; 2004.
17. Исаев Е.И., Исаева Н.Е. Психология развития субъектности студентов в образовательном процессе высшей школы в контексте компетентностного подхода. В кн.: Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сборник научных трудов. М.; 2014; 90—3.
18. Файзуллина К.М. Научное обоснование профессионального отбора при поступлении в медицинские вузы: Дисc. ... д-ра мед наук. Алматы; 2013.
Поступила 19.08.2015
REFERENCES
1. Milani R.V., Lavie C.J. Health care 2020: reengineering health care delivery to combat chronic disease. Am. J. Med. 2015; 128 (4): 337—43.
2. Semenkov N.N. Social problems of medical professional orientation (a review). Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 1995; 4: 48—51. (in Russian)
3. Galbraith N.D., Brown K.E. Assessing intervention effectiveness for reducing stress in student nurses: quantitative systematic review. J. Adv. Nurs. 2011; 67 (4): 709—21.
4. Sturmberg J., Heard S. General practice education in Australia. Current issues. Aust. Fam. Physician. 2004; 33 (5): 353—5.
5. Burg F.D., Kelley M.A., Zervanos N.J. Supporting primary care medical education. J. Gen. Intern. Med. 1994; 9 (4, Suppl. 1): S104—14.
6. Sousa F., Schwalbach N., Adam Y., Goncalves L., Ferrinho P. The training and expectations of medical students in Mozambique. Hum. Res. Hlth. 2007; 5: 11.
7. Hale D.R., Bevilacqua L., Viner R.M. adolescent health and adult education and employment: A systematic review. Pediatrics. 2015; Jun 22. pii: peds. 2014—2015.
8. Hogan R., Hogan J., Roberts B.W. Personality measurement and employment decisions: Questions and answers. Am. Psychologist. 1996; 51: 469—77.
9. Landy F.J., Shankster L.J., Kohler S.S. Personnel selection and placement. Annu. Rev. Psychol. 1994; 45: 261—96.
10. Ferguson E., James D., Madeley L. Factors associated with success in medical school: systematic review of the literature. Br. Med. J. 2002; 324: 952—7.
11. Puertas E.B., Arósquipa C., Gutiérrez D. Factors that influence a career choice in primary care amongmedical studentsfrom high-, middle-, and low-income countries: a systematicreview. Rev. Panam. SaludPubl. 2013; 34 (5): 351—8.
12. Stagg P., Prideaux D., Greenhill J., Sweet L. Are medical students influenced by preceptors in making career choices, and if so how? A systematic review. Rural Remote Hlth. 2012; 12: 1832.
13. O'Neill L.D., Wallstedt B., Eika B., Hartvigsen J. Factors associated with dropout in medical education: a literature review. Med. Educ. 2011; 45: 440—54.
14. Crossley J.G., Vivekananda-Schmidt P. Student assistantships: bridging the gap between student and doctor. Adv. Med. Educ. Pract. 2015; 6: 447—57.
15. Soria M., Guerra M., Gimenez I., Escaenro J.F. La decision de estudiar meditsina: caracteristicas. Educ. Med. 2006; 9 (2): 91—7.
16. Klimov E.A. Psychology of Occupational Self-identification. [Psik-hologiya professional'nogo samoopredeleniya]. Moscow: Akademi-ya; 2004. (in Russian)
17. Isaev E.I., Isaeva N.E. Psychology of subjectivity development in students within the process of higher education in the context of competence approach. In: Design and Organization of Independent Work of Students in the Context of Competence Approach: Interuniversity Collection of Scientific Papers. Moscow; 2014; 90—3. (in Russian)
18. Fayzullina K.M. Scientific Substantiation of Professional Selection for Admission to Medical Schools: Diss. Almaty; 2013. (in Russian)