За рубежом
За рубежом
© Коллектив авторов, 2016 УДК 378.661(574)
Ибраева Ж.Б., Семенова Ю.М., Алдынгуров Д.К., Мысаев А.О., Даулетьярова М.А.,
Сергазина Г.М., Оразалина А. С.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Государственный медицинский университет г. Семей, 071400, г. Семей, Республика Казахстан
При обучении в медицинском вузе иностранным студентам приходится адаптироваться не только к образовательной среде, но и к социокультурной среде. Целью данного исследования являлось изучение удовлетворенности иностранных студентов комплексом мероприятий по социокультурной поддержке в одном из медицинских вузов Казахстана.
Исследование проводилось в Государственном медицинском университете г. Семей Республики Казахстан. Всего было проанкетировано 225 студентов курса общемедицинского факультета, из которых 87 были иностранными студентами. Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS (версия 20.0). Работа куратора группы стала наиболее полезной мерой социокультурной поддержки с точки зрения иностранных и местных студентов (93,1 и 77,4% соответственно), а круглый стол, посвященный борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, наименее (24,1 и 28,5% соответственно). Из числа планируемых мер социокультурной поддержки 81,6% иностранных и 30,7% местных студентов отдали предпочтение дополнительным курсам казахского и/или русского языка. Полезность такой предполагаемой меры, как установление и поддержание контакта с родителями, была оценена 81,6% иностранных студентов и 30,7 местных. Социокультурная поддержка, оказываемая иностранным студентам в одном из медицинских вузов Республики Казахстан, является в целом удовлетворительной, но требует совершенствования. Университету необходимо пересмотреть план мероприятий, проводимых с целью социокультурной поддержки, отказавшись от наименее востребованных и сосредоточившись на наиболее нужных. Ключевые слова: студенты; социокультурное сопровождение; удовлетворенность. Для цитирования: Ибраева Ж.Б., Семенова Ю.М., Алдынгуров Д.К., Мысаев А.О., Даулетьярова М.А., Сергазина Г.М., Оразалина А.С. Удовлетворенность иностранных студентов социо-культурным сопровождением медицинского университета Республики Казахстан. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (1): 39—43. DOI 10/1016/0869-866X-2016-1-39-43
Для корреспонденции: Даулетьярова Маржан Амангалиевна, магистр мед. наук, ассистент кафедры акушерства и гинекологии, [email protected]
Ibraieva J.B., Semenova Yu.M., AldingurovD.K., MisaievA.O., DauletiarovaM.A., Sergazina G.M., OrazalinaA.S. THE SATISFACTION OF FOREIGN STUDENTS WITH SOCIAL CULTURAL SUPPORT IN THE MEDICAL UNIVERSITY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
The state medical university of city of Semeii, 071400 city of Semeii, the Republic of Kazakhstan
During education in medical university, foreign students are to adapt both to educational and social cultural environments. The study was organized to investigate satisfaction of foreign students with complex of activities concerning social cultural support in one of medical university of the Republic of Kazakhstan. The study was carried out in the state medical university of city of Semeii of the Republic of Kazakhstan. The sampling of questionnaire survey consisted of225 students of medical faculty and 87 out of them were foreign students. The statistical processing of data was implemented using SPSS v. 20.0 .software.
The work of supervising professor became the most useful measure of social cultural support from point of view of both foreign and resident students (93.1 and 77.4%% correspondingly). The round-table discussion related to struggle with religious extremism and terrorism was considered as the least useful measure of such kind of support (24.1% and 28.5% correspondingly). Out of planned measures of social cultural support, 81.6% of foreign and 30.7% of resident students showed preference to additional courses of Kazakh and/or Russian languages. The usefulness of such supposed measure as establishment and maintenance of contact with parents was supported by 81.6% of foreign and 30.7% of resident students. The social cultural support provided to foreign students in one of medical university of the Republic of Kazakhstan is in general satisfactory though requires certain development. the university is to reconsider plan of activities implemented with purpose of social cultural support by renouncing of the least called-for and focusing on the most required instead.
Keywords: students; social cultural support; satisfaction
Citation: Ibraieva J.B., Semenova Yu.M., AldingurovD.K., Misaiev A.O., Dauletiarova M.A., Sergazina G.M., Orazalina A.S. The satisfaction of foreign students with social cultural support in the medical university of the Republic of Kazakhstan. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini (Problems of social hygiene, public health and history of medicine, Russian journal). 2016; 24 (1): 39—43. DOI: 10.1016/0869-866X-2016-1-39-43
For correspondence: Dauletiarova M.A., Master of medical sciences, assistant lecturer of chair of obstetrics and gynecology. e-mail: [email protected]
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests.
Financing. The study is a part of dissertation research performed within the framework of educational grant.
Received 16.11.2015 Accepted 26.11.2015
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (1)
40_DOI 10.1016/0869-866Х-2016-1-39-43
From abroad
В 2010 г. Казахстан окончательно присоединился к Болонскому процессу, что позволило ему выйти на международный рынок образовательных услуг и конкурировать с другими странами [1]. Однако первые иностранные студенты стали приезжать в Казахстан для получения медицинского образования еще в 1990-е годы, задолго до подписания Болонской декларации. Государственный медицинский университет г. Семей стал первым медицинским вузом страны, начавшим обучение иностранных студентов на английском языке, накопив к настоящему времени значительный опыт такой работы. В последние годы отмечается увеличение притока иностранных студентов из Индии, что свидетельствует о повышении престижа университета на международном уровне и влечет за собой экономическую выгоду как для вуза, так и для страны в целом [2].
Поступление иностранных студентов в зарубежные высшие учебные заведения является международной практикой и в значительной степени связано с интернационализацией мирового образовательного пространства [3]. В настоящий момент каждый 5-й студент-медик в мире является иностранцем, преимущественно выходцем из развивающихся стран [4].
Тенденция последних лет к сокращению государственного заказа на обучение граждан Казахстана медицинским специальностям делает выгодным обучение иностранных студентов для сохранения финансовой устойчивости вуза. С другой стороны, иностранные студенты сталкиваются с проблемой адаптации к новой стране и требованиям учебного заведения, которые могут значительного отличаться от тех, с которыми они имеют дело дома [5]. При этом иностранным студентам приходится адаптироваться не только к образовательной среде вуза, но и к социокультурной среде, что подразумевает адаптацию к иным ценностям, кодексу поведения, предпочтениям и традициям [6]. От того, насколько успешно будет решена эта задача, зависят академическая успеваемость, мотивация к продолжению обучения, закрепление молодого человека в медицинской специальности и общее благополучие [7].
Традиционно медицинские вузы уделяют большое внимание созданию благоприятной образовательной среды, внедряя интерактивные методы обучения, приобретая дорогостоящее симуляционное оборудование, повышая квалификацию профессорско-преподавательского состава и стимулируя научно-исследовательскую активность студента [8]. Оказание социокультурной поддержки зачастую рассматривается в качестве второстепенной задачи и обращает на себя меньшее внимание со стороны администрации вуза [9]. Как правило, медицинские вузы решают эту задачу в рамках проведения воспитательной работы, чьи принципы несильно отличаются от принципов работы с отечественными студентами-медиками.
Таким образом, проблема социокультурного сопровождения иностранных студентов, поступающих на медицинские специальности, является одной из актуальных и окончательно нерешенных проблем общественного здравоохранения.
Целью данного исследования явилось изучение удовлетворенности иностранных студентов комплексом мероприятий по социокультурной поддержке в одном из медицинских вузов Казахстана для разработки научно обоснованных рекомендаций по дальнейшему улучшению.
Материалы и методы
Данное исследование является поперечным, проведено в Государственном медицинском университете г. Семей Восточно-Казахстанской области в 2015 г. Университет предоставляет медицинское образование по 5 специальностям: общая медицина, стоматология, сестринское дело, медико-профилактическое дело и общественное здравоохранение. Все иностранные студенты обучаются на факультете общей медицины. Для получения репрезентативной выборки мы пригласили всех иностранных студентов, обучающихся на втором курсе, принять участие в нашем исследовании и подобрали контрольную группу из числа местных студентов того же курса. Причиной для включения иностранных студентов второго курса стало отсутствие иностранных студентов на старших курсах и невозможность получения достоверной информации от студентов первого курса, поскольку они поступили в университет лишь недавно и не могут адекватно оценить оказываемую им социокультурную поддержку.
Из 100 иностранных студентов, обучающихся на втором курсе, в исследовании согласились принять участие 87. К ним мы случайным образом подобрали 138 местных студентов второго курса того же факультета. Подавляющее большинство иностранных студентов (п = 73; 83,9%) были мужского пола, среди местных студентов преобладали представительницы женского пола (п = 104; 75,4%), что соответствует ген-дерному распределению будущих врачей в Казахстане. Из числа иностранных студентов 86 (98,9%) были выходцами из Индии, 1 (1,15%) — из Пакистана.
Перед началом исследования мы проанализировали план воспитательной работы, проводимой иностранным отделением университета в отношении иностранных студентов, разработав на его основе анкету. В дальнейшем провели фокусную группу с иностранными студентами для выявления других аспектов социокультурного сопровождения, не вошедших в план воспитательной работы, что позволило актуализировать самостоятельно разработанную анкету. Студенты, участвовавшие в фокусной группе, не были включены в основную. В окончательный вариант анкеты вошло 33 вопроса, часть ко -торых содержала готовые варианты ответов, т. е. была закрытой, в то время как другая часть давала респондентам возможность дать собственный вариант ответа на поставленный вопрос, т. е. была открытой. Мы оставили за респондентами право не отвечать на поставленный вопрос. Все вопросы анкеты были переведены с русского языка на английский и обратно для того, чтобы обеспечить правильность перевода.
Для описания качественных данных использовались частота, доля в процентах и стандартная ошиб-
За рубежом
ка. Для проверки гипотезы о связи двух качественных признаков использовались критерий %2 Пирсона и точный критерий Фишера (если значение любой из ячеек не превышало 10). Бинарная ранговая корреляция по Спирмену использовалась для оценки связей между удовлетворенностью оказанной социокультурной поддержкой и различными факторами, влияющими на нее.
Статистическая обработка результатов проводилась с помощью статистического пакета программы SPSS (Statistical Package for the Social Sciences) версия 20.0 для Windows (лицензия ГМУ г. Семей).
Исследование было одобрено этическим комитетом Государственного медицинского университета г. Семей. После получения разрешения на проведение исследования студенты подписали информированное согласие.
Результаты исследования
Сравнительный анализ планов воспитательной работы для иностранных и местных студентов позволил установить их практически полную идентичность, за небольшим исключением: выпускные вечера, которые проводятся отдельно для иностранных и местных студентов, круглый стол «О правах и обязанностях иностранных граждан в пределах Республики Казахстан» и конкурс «Мистер Университет», которые проводятся только среди студентов иностранного отделения. Это позволило нам убедиться в валидности самостоятельно разработанной анкеты и ее приемлемости для казахстанских студентов.
Из 87 опрошенных иностранных студентов 57 (65,5%) были в возрасте до 20 лет, 26 (29,9%) — 21—24 лет, а 4 (4,6%) — от 25 лет и старше. Самому младшему студенту второго курса было 17, самому старшему 28 лет. Из 138 опрошенных казахстанских студентов 120 (86,9%) были в возрасте до 20 лет, 17 (12,4%) — 21—24 лет, а 1 (0,7%%) — от 25 лет и старше. Самому младшему студенту было 16, самому старшему — 26 лет.
На вопрос о семейном положении 79 (90,8%) иностранных студентов ответили, что одиноки, 2 (2,3%), что женаты (замужем), а 6 (6,9%), что состоят в партнерских отношениях. Из местных студентов 101 (73,2%) был одинок, 6 (4,3%) — женаты (замужем), а 29 (21,5%) состояли в партнерских отношениях.
Большинство (n = 85; 97,7%) опрошенных иностранных студентов проживали в общежитии университета, 2 (2,3%) жили на съемной квартире. Из казахстанских студентов 5 (3,6%) проживали в общежитии, 76—55,1% — на съемной квартире, вместе с родителями 32 (23,2%), в собственной квартире 16 (11,6%), у родственников 6 (4,3%), у друзей 1 (0,7%).
По религиозной принадлежности иностранные студенты распределились следующим образом: 56 (64,3%) исповедовали индуизм, 23 (26,4%) — ислам, 2 (2,3%) — христианство, остальные принадлежали к малочисленным религиозным течениям Индии. Согласно ответам местных студентов, 92 (67,2%) из них исповедовали ислам, 13 (9,4%) были христиана-
ми, 11 (8%) считали себя атеистами или агностиками, остальные придерживались малораспространенных религиозных течений.
На вопрос о успеваемости 69 (79,3%) иностранных студентов ответили, что являются «хорошистами», 15 (17,2%) — «троечниками» и лишь 3 (3,4%) заявили, что учатся на «отлично». В среде казахстанских студентов 113 (82,6%) были «хорошистами», 13 (9,4%) — «отличниками», 11 (8%) — «троечниками».
На вопрос об уровне личных доходов ответ дал 81 (93,1%) иностранный студент. Для анализа этого показателя мы основывались на Приказе министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, согласно которому на третий квартал 2015 г. (период проведения данного исследования) черта бедности установлена на уровне 40% от действующего прожиточного минимума. Прожиточный минимум на 2015 г. установлен законом Республики Казахстан от 28 ноября 2014 г. N° 259-У «О республиканском бюджете на 2015—2017 годы» и составляет 21 364 тенге. На практике уровень дохода от 100 до 200 тыс. тенге считается средним, от 200 до 400 тыс. тенге — выше среднего, более 400 тыс. тенге — высоким доходом. Так, только 5 (6,2%) иностранных студентов ответили, что имеют уровень доходов ниже прожиточного минимума, 76 (93,8%) имели средний уровень доходов, согласно действующим в Казахстане нормам. Ответы казахстанских студентов на этот вопрос распределились следующим образом: 42 (30,4%) студента имели доходы ниже прожиточного минимума, доходы остальных были ниже среднего уровня (менее 100 тыс. тенге).
Был проведен анализ полезности мероприятий по социокультурной поддержке. Для этой цели мы предложили оценить мероприятия, проведенные Го -сударственным медицинским университетом г. Семей, по 4-балльной шкале: «очень полезны», «полезны», «не очень полезны» и «бесполезны». В табл. 1 представлены сведения о тех мероприятиях, которые с точки зрения студентов были полезными, объединив категории «очень полезны» и «полезны».
Таким образом, абсолютное большинство студентов считает наиболее полезной деятельность куратора группы, что свидетельствует о теплых, доверительных отношениях, которые удалось установить практически всем кураторам со своими группами. Примечательно, что иностранные студенты посчитали более полезным для себя участие в мероприятиях, посвященных празднованию национальных праздников Казахстана, чем казахстанские.
Взгляд со стороны студентов позволяет здраво оценить мероприятия, проводимые университетом с целью их поддержки, отказаться от наименее полезных и сосредоточиться на самых нужных. Возможно, целесообразно изменить формат проведения и форму подачи материала в ходе круглого стола, посвященного борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. Следует также рассмотреть возможность поощрения кураторов за работу, проводимую ими в иностранных группах, для закрепления их мотивации и профилактики выгорания.
The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (1)
DOI 10.1016/0869-866Х-2016-1-39-43
From abroad
Таблица 1
Субъективное восприятие студентами полезности мероприятий по социокультурной поддержке, проводимых
в ГМУ г. Семей (Х±?х)
Мероприятие было полезным Иностранные студенты Местные студенты Всего
абс. % абс. % абс. %
Работа куратора группы 81 93,1±2,5*
Общеознакомительное собрание, проводимое деканатом 67 77,0±4,25
Празднование национальных праздников Казахстана 64 73,6±4,5*
Круглый стол «О правах и обязанностях иностранных граждан 60 68,9±4,7 в пределах Республики Казахстан"**
Круглый стол, посвященный борьбе с религиозным экстремизмом, терроризмом 21 24,1±4,35
106 77,4±3,35* 187 83,1±2,3 95 69,3±3,7 162 72±2,8 64 46,7±4,05* 128 56,9±3,1
39
28,5±3,65
60 26,7±2,75
Примечание. Здесь и в табл. 2: *р < 0,01 между группами «иностранные студенты» и «местные студенты». **Круглый стол «О правах и обязанностях иностранных граждан в пределах Республики Казахстан» проводился только для иностранных студентов.
Таблица 2
Субъективное восприятие студдентамипредполагаемой пользы от введения дополнительных мер
по социокультурной поддержке (Х±^х)
Мероприятие будет полезным Иностранные студенты Местные студенты Всего
абс. % абс. % абс. %
Установление и поддержание контакта с родителями 71 81,6±3,9* 42 30,7±3,7* 113 50,2±3,1
Дополнительные курсы казахского и/или русского языка 66 75,9±4,35 101 73,7±3,5 167 74,2±2,7
Наставник из числа студентов старших курсов/сотрудников Университета 55 64,0±4,9* 119 86,9±2,65* 174 77,3±2,6
Подготовительный курс до поступления в Университет 51 60,0±5,0 66 48,2±4,0 117 52±3,1
На вопрос о том, участие в каком из мероприятий им понравилось больше всего, 25 (28,7%) опрошенных иностранных студентов ответили, что в спортивных мероприятиях (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис), что находит свое подтверждение в публикациях других авторов [10]. Шесть (7%) иностранных студентов предпочли музыкальные мероприятия (песенные и танцевальные), 5 (5,7%) — празднование Нового года. Казахстанским студентам также больше всего понравилось участие в спортивных мероприятиях (12 — 8,7%), однако их предпочтения склонялись в сторону футбола, шахмат, тяжелой атлетики и гандбола. Из танцевально-музыкальных мероприятий казахстанским студентам больше всего понравился «Венский бал», концерты художественной самодеятельности и кружки казахских народных инструментов (домбра).
С целью улучшения качества социокультурного сопровождения студентов, Государственным медицинским университетом г. Семей предполагается введение ряда дополнительных мер. Как и в случае с проведенными мероприятиями, мы оценили полезность мероприятий по 4-балльной шкале: «очень полезны», «полезны», «не очень полезны» и «бесполезны». Таблица 2 содержит сведения о том, как иностранные и местные студенты оценивают полезность предполагаемых мер (категории «очень полезны» и «полезны»).
Наиболее полезной мерой, с точки зрения иностранных студентов, является установление и поддержание контакта с родителями. На дополнительный вопрос о том, каким образом этот контакт следует поддерживать, 42 (48,3%) студента ответили «по телефону», 19 (21,8%) — «по электронной почте», 4 (4,6%) — «посредством видеосвязи в программе 8куре», 4 (4,6%) — «путем непосредственной встре-
чи с родителями». Казахстанские студенты сочли поддержание контакта с родителями менее полезной мерой. Предпочитают поддерживать этот контакт по телефону 15 студентов (10,9%), 11 (8%) путем непосредственной встречи с родителями, 6 (4,4%) по электронной почте, 4 (2,9%) посредством видеосвязи в программе 8куре.
Наставничество — сравнительно новая концепция воспитательной работы со студентами, которая отличается от кураторства индивидуальным подходом и ориентацией на потребности обучающегося [11]. Отношения между наставником и студентом основаны на доверии и предполагают взаимное обучение, такое наставничество считают развивающим [12]. Для 34 (39,1%) иностранных студентов предпочтительным наставником является член профессорско-преподавательского состава, для 19 (21,8%) — студент-иностранец со старших курсов, для 8 (9,2%) — член административно-управленческого персонала университета, наименее полезным наставником 5 (5,7%) назвали местного студента. С точки зрения казахстанских студентов, наставничество является более полезным нововведением, предпочтительным наставником является местный студент со старших курсов — 80 (58,4%), 28 (20,4%) назвали члена профессорско-преподавательского состава, 6 (4,4%) — иностранного студента и 5 (3,6%) — члена административно-управленческого персонала университета.
Нам было также интересно узнать, что больше всего нравится в Казахстане иностранным студентам и что вызывает наибольшие затруднения. Довольны учебой 38 (43,7%) опрошенных, местными людьми 21 (24,1%), досугом 9 (10,3%), культурой 10 (1,5%). Затруднения вызывают общение с местным населением у 24 (27,6%) ответивших, досуг у 21 (24,1%), быт у 12 (13,8%). Почти не вызывают затруднений
За рубежом
Таблица 3
Корреляционная связь между удовлетворенностью социокультурной поддержкой и влияющими на нее факторами
Фактор Удовлет- Неудов- Всего р
ворены летворены
Возраст, годы
< 20 143 (63,5) 34 (15,1) 177 (78,7) 0,035
21—24 29 (12,9) 14 (6,2) 43 (19,1%)
> 25 3 (1,3) 2 (0,9) 5 (2,2)
Пол:
мужской 85 (37,8) 23 (10,2) 108(48) 0,750
женский 90 (40%) 27 (12) 117 (52)
Студент:
иностранный 65 (28,9) 22 (9,8) 87 (38,7) 0,382
местный 110 (48,9) 28 (12,4) 138 (61,3)
Семейный статус:
одинокий 142 (63,1) 38 (16,9) 180(80) 0,372
в браке 5 (2,2) 3 (1,3) 8 (3,6)
в отношениях 26 (11,6) 9 (4) 35 (16,4)
Проживание:
общежитие 68 (30,2) 23 (10,2) 91 (40,4) 0,177
съемная квартира 57 (25,3%) 20 (8,9) 77 (34,2)
своя квартира 13 (5,8) 3 (1,3) 16 (7,1)
родители 29 (12,9) 5 (2,2) 34 (15,1)
другое 7 (3,1) 0 (0) 7(3,1)
Успеваемость:
отличник 11 (4,9) 4(1,8) 15 (6,7) 0,134
хорошист 149 (66,2) 36 (16) 185 (82,2)
троечник 15 (6,7) 10 (4,4) 25 (11,1)
Примечание. В скобках — проценты.
учеба в университете у 7 (8%), общение с членами административно-управленческого персонала у 5 (5,7%) и общение с одногруппниками у 2 (2,3%).
Проведен корреляционный анализ связи между степенью удовлетворенности социокультурной поддержкой и влияющими на нее факторами (табл. 3).
Заключение
Результаты исследования показали, что социокультурная поддержка, оказываемая иностранным и местным студентам в Государственном медицинском университете г. Семей, является в целом удовлетворительной, но требует совершенствования. Университету необходимо пересмотреть план мероприятий социокультурной поддержки с целью усилить необходимые и отказаться от наименее востребованных. Большинство студентов считают наиболее полезной планируемой мерой поддержки дополнительные языковые курсы. Существует связь между возрастом студента и удовлетворенностью поддержкой.
Авторы выражают благодарность всем студентам, принявшим участие в исследовании, а также администрации Государственного медицинского университета г. Семей.
Финансирование исследования: данное исследование является частью диссертационной работы, выполненной в рамках учебного гранта.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1. Pak N. Integration of the republic of Kazakhstan into global educational scenario: from reforms in education to quality assurance enhancement and worl ranking participation. GlobalManag. J. 2010; (2): 43—55.
2. Кривцова И.О. Социокультурная адаптация иностранных студентов к образовательной среде Российского ВУЗа (на примере Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко). Педагогические науки. 2011; (8): 284—8.
3. Lewis K.O., Cidon M.J., Seto T.L., Chen H., Mahan J.D. Leveraging e-learning in medical education. Curr. Probl. Pediatr. Adolesc. Hlth Care. 2014; 44 (6): 150—63.
4. Edgecombe K., Jennings M., Bowden M. International nursing students and what impacts their clinical learning: literature review. NurseEduc Today. 2013; 33 (2): 138—42.
5. Кузнецов В.Н., Низовцева Т.Р. Особенности адаптации иностранных студентов в Северном государственном медицинском университете. Экология человека. 2007; (9): 39—41.
6. Galbraith N.D., Brown K.E. Assessing intervention effectiveness for reducing stress in student nurses: quantitative systematic review. J. Adv. Nurs. 2011; 67 (4): 709—21.
7. Ferguson E., James D., Madeley L. Factors associated with success in medical school: systematic review of the literature. Br. Med. J. 2002; 324: 952—7.
8. Dunkin B.J. Surgical Simulation Centers as Educational Homes for Practicing Surgeons. Surg. Clin. N. Am. 2015; 95 (4): 801—12.
9. Yardley S., Brosnan C., Richardson J., Hays R. Authentic early experience in Medical Education: a socio-cultural analysis identifying important variables in learning interactions within workplaces. Adv. Hlth Sci. Educ. Theory Pract. 2013; 18 (5): 873—91.
10. Королинская С.В. Некоторые проблемы адаптации студентов английского отделения НФаУ Физическое воспитание студентов. 2011; (4): 48—51.
11. Bhatia A., Singh N., Dhaliwal U. Mentoring for first year medical students: humanizing medical education. Indian J. Med. Ethics. 2013; 10 (2): 100—3.
12. Sandars J., Patel R., Steele H., Mc Areavey M. Developmental student support in undergraduate medical education: AMEE Guide No. 92. Med. Teach. 2014; 36 (12): 1015—26.
Поступила 16.11.2015 Принята в печать 26.11.2015
REFERENCES
1. Pak N. Integration of the republic of Kazakhstan into global educational scenario: from reforms in education to quality assurance enhancement and worl ranking participation. Global Manag. J. 2010; (2): 43—55.
2. Krivtsova I.O. Social and cultural adaptation of foreign students to the educational medium of the Russian high school (on the example of the Voronezh state medical academy of N.N. Burdenko. Peda-gogicheskie nauki. 2011 (8): 284—8. (in Russian)
3. Lewis K.O., Cidon M.J., Seto T.L., Chen H., Mahan J.D. Leveraging e-learning in medical education. Curr. Probl. Pediatr. Adolesc. Hlth Care. 2014; 44 (6): 150—63.
4. Edgecombe K., Jennings M., Bowden M. International nursing students and what impacts their clinical learning: literature review. Nurse Educ Today. 2013; 33 (2): 138—42.
5. Kuznetsov V.N., Nizovtseva T.R. Peculiarities of foreign students' adaptation at Northern State Medical University. Ekologiya chelove-ka. 2007; (9): 39—41. (in Russian)
6. Galbraith N.D., Brown K.E. Assessing intervention effectiveness for reducing stress in student nurses: quantitative systematic review. J. Adv. Nurs. 2011; 67 (4): 709—21.
7. Ferguson E., James D., Madeley L. Factors associated with success in medical school: systematic review of the literature. Br. Med. J. 2002; 324: 952—7.
8. Dunkin B.J. Surgical Simulation Centers as Educational Homes for Practicing Surgeons. Surg. Clin. N. Am. 2015; 95 (4): 801—12.
9. Yardley S., Brosnan C., Richardson J., Hays R. Authentic early experience in Medical Education: a socio-cultural analysis identifying important variables in learning interactions within workplaces. Adv. Hlth Sci. Educ. Theory Pract. 2013; 18 (5): 873—91.
10. Korolinskaya S.V. Some problems of adaptation of foreign students of English department of National Pharmaceutical University. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2011; (4): 48—51.
11. Bhatia A., Singh N., Dhaliwal U. Mentoring for first year medical students: humanizing medical education. Indian J. Med. Ethics. 2013; 10 (2): 100—3.
12. Sandars J., Patel R., Steele H., Mc Areavey M. Developmental student support in undergraduate medical education: AMEE Guide No. 92. Med. Teach. 2014; 36 (12): 1015—26.
ЛИТЕРАТУРА