F.M. ЭЛИКЕЕВА, А.М. ШАХИЕВА
КДЗ¥МУ-ДА БАЛАЛАР ДЭР1ГЕРЛЕР1Н ДАЯРЛАУ ЖЭНЕ ПЕДИАТРИЯЛЬЩ КАФЕДРАЛАРДЫ ¥ЙЫМДАСТЫРУДЫН, ТАРИХЫ (1938-1980)
ТYЙiн: 40-50^i жылдардагы барлы; педиатриялы; кафедралардын, ;алыптасуы не 6ip ;иын жагдайда болды: педагог-педиатрлар жетiспедi, базалардагы оку шарттары жогаргы мектептщ талаптарына сэйкес болмады. Кафедра мeн,гeрушiлeрi жумыстарын eкi кейде уш педиатриялы; кафедралармен ;оса ат;арды. 40-шы жэне 50-шi жылдардын, басындагы кафедралар элсiз болды. Педагогикалы; кадрларды тагайындау жумыстарымен жогаргы оку орны емес, жогаргы мектеп ici женшдеп БYкiлода;ты; комитет айналысты. (БЖМК, Мэскеу ;.). Сол себептен БЖМК буйрыгымен, Кдзак;станда педагог-педиатрлардын, ;атты тапшылыгына ;арамастан,профессорларды жиi жэне женciз бас;а жогаргы оку орындарына ауыстырып отырды. ТYЙiндi сездер: пeдиатр-дэрiгeр, педиатр-профессор, TYлeк, клиникалы; база
G.M. ALIKEEVA, A.M. SHAHIEVA
Asfendiyarov Kazakh National Medical University
HISTORY OF THE ORGANIZATION PEDIATRICS DEPARTMENTS AND TRAINING PEDIATRICIANS AT KAZNMU
(1938-1980)
Resume: Formation pediatrics departments in 40th-50th years was held in extremely difficult conditions: teachers-pediatricians was lack, the conditions for study on the bases were not answerable to demands of High school. The heads of the department
combined work very often at two and three pediatrics departments.
In 40th and 50th years departments were thin. All - Union Committee on the work of the High school (AUCWHS, Moscow) appointed teaching staff but not the Institute. There for often and unreasonably professors were transferred to other institutions according the order of AUCWHS, despite the acute shortage of teachers-pediatricians in Kazakhstan. Keywords: pediatrician, professor and pediatrician, release, clinical databases.
ИЗУЧЕНИЕ МНЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ВНЕДРЕНИЮ
НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕСТРИНСКОЙ ПРОФЕССИИ НА УРОВНЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ
А.М. ИСКАКОВА1, Р.А. АБЗАЛОВА2, Г.М. ШАЛГУМБАЕВА1, AUDRONË JUODAITË RACKAUSKIENË3I М.Б. БЕЙСЕНГАЗИНА1, А.А. АЛТЫНБЕКОВА1
Государственный медицинский университет г. Семей1 ГКП на ПХВ УПЦСМ «Демеу» г. Астана2 Вильнюсский университет, факультет Медицины, институт Общественного здравоохранения, г. Вильнюс, Литва3
УДК 614.2-614.253.8
В статье приведены основные результаты, полученные в ходе анкетирования населения в городе Семей и городе Астана по вопросам изучения мнения населения к внедрению новых технологий в сестринской профессии на уровне первичной медико-санитарной помощи. Результаты анкетирования были обработаны в соответствии с существующими методиками по организации проведения социологических опросов. Ключевые слова: население, первичная медико-санитарная помощь, пациент, сестринская профессия
Введение: В настоящее время изменения в общественно-политических и экономических направлениях не проходят незаметно и для здравоохранения в отношении перемен охраны здоровья населения, оказания квалифицированной медицинской помощи.
Узловым моментом в построении эффективной системы здравоохранения становится вопрос об обеспечении подготовленных специалистов, способных решать проблемы на профессиональном уровне [1].
Население часто сталкивается с отсутствием необходимых специалистов и сложностью получения
диагностического исследования в амбулаторно-поликлинических условиях [2] .
От состояния амбулаторно-поликлинической помощи во многом зависит эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, так как около 70% населения обращается в амбулаторно-поликлинические учреждения начиная с постановки диагноза, лечения и заканчивая восстановительными и профилактическими мероприятиями [3]. В 1978 году Алма-Атинская декларация ВОЗ уделила внимание концепции ПМСП, определив ее как чрезвычайно важную практически для всех систем здравоохранения в мире [4].
Большинство определений первичной медико-санитарной помощи сходятся в том, что: 1) ПМСП -первая линия контакта гражданина с системой здравоохранения; 2) ПМСП делает акцент не только на лечении, но и на профилактике заболеваний и повышении медицинской осведомленности пациента; 3) ПМСП чутко реагирует на нужды населения и пользуется его поддержкой; 4) ПМСП ориентирована на пациента и обеспечивает непрерывность медицинского обслуживания [5]. Предоставление населению услуг, усиление профилактической направленности, решение задач медико-социальной помощи отводится специалистам сестринского дела. В течение многих лет медицинская сестра рассматривалась только как технический помощник врача, а не как самостоятельный специалист, способный оценить состояние пациента и оказать квалифицированную помощь в рамках своей компетенции [6,7]. На современном этапе главной прогрессирующей силой во всех отраслях является инновационный процесс [8].
Расширение границ сестринской практики может способствовать: повышению доступности и улучшению качества медицинской помощи населению, регулированию нагрузки врача, росту профессионального статуса медицинских сестер, повышению ответственности за пациента. Достижения в этой области возможно посредством дальнейшего интенсивного развития инноваций в сестринском процессе.
Цель: изучение общественного мнения населения к внедрению новых технологий в сестринской профессии на уровне первичной медико-санитарной помощи
Материалы и методы: Было проанкетировано население в количестве 930 человек. Данное исследование проводилось в двух городах в 6-ти амбулаторно-поликлинических учреждениях: ПМСП
№ 3, ПМСП № 9, ПМСП № 11 г. Семей и УПЦСМ Демеу-1, УПЦСМ Демеу-2 и ЦПМСП «Шапагат» г. Астаны. УПЦСМ «Демеу-1» и «Демеу 2» являются инициаторами по внедрению социальной работы и социальных технологий в здравоохранении страны, самостоятельной сестринской практики, новых профессиональных технологий в организациях первичного звена здравоохранения. Результаты: С целью решения поставленных задач нами был проведен социологический опрос населения в городе Семей и городе Астане. В исследовании приняли участие 930 человек. По возрастной категории мы разделили респондентов на 5 групп: младше 17-ти лет - 1,4% (п=13); от 18 до 30лет - 25,6% (п=238); от 31 года до 45лет - 32,2% (п=299); от 46 до 60лет - 26,1% (п=243); 61год и старше - 14,7% (п=137). Среди опрошенных респондентов мужчин было 43,8 % (п=407), женщин 56,2% (п=523). По национальности большую часть 61,0% (п=567) составили казахи, 34,8% (п=324) русские и другие национальности составили 4,2% (п=39). По семейному положению мы разделили опрошенных по следующим категориям: женат/замужем - 59,7% (п=555), в разводе - 10,5% (п=98), не женат/не замужем - 29,8% (п=277).
По уровню образования в анкетировании приняли участие со средним образованием - 24,2% (п=225) респондентов, со средним специальным - 22,0% (п=205), незаконченное высшее образование было у 14,1% (п=131) и с высшим образованием составило9,7% (п=369) человек. В результате анкетирования анализ социального статуса участвующего населения показал, что 55,2% (п=513) составили работающие, пенсионеры по возрасту - 15,9% (п=148), инвалиды 4,4% (п=41), студенты, учащиеся составили 16,9 % (п=157), временно не работающие 6,7% (п=62), другое отметили 1,0% (п=9). Распределение респондентов мы представили на рисунке 1.
По социальному статусу
6,9%
15,9%
■ другое
■ временно не работающие
■ студенты,учашиеся
■ инвалиды
2% ■ пенсионер по возрасту
■ работающие
0
20
40
60
Рисунок 1 - Распределение респондентов по социальному статусу
ф ^^
Чаще всего записывались на прием к врачу через регистратуру: Демеу-1 -85(54,8%), Демеу-2-110(71,0%), ЦПМСП «Шапагат» -91(58,7%), ПМСП №3-56(36,1%), ПМСП №11- 45(29,0%), ПМСП №9-82(52,9%). Также часть опрошенных респондентов использовали телефон: Демеу-1 -45(29,0%), Демеу-2-27(17,4%), ЦПМСП «Шапагат» -49(31,6%), ПМСП №3-
Таблица 1 - Запись на прием к врачу
Название
учреждения при личном обращении в через
регистра лечащего через через медицинс
по телефону туру врача интернет кую сестру
Демеу-1 45 (29,0%) 85 (54,8%) 14 (9,0%) 1 (0,6%) 10 (6,5%)
Демеу-2 27 (17,4%) 110 (71,0%) 9 (5,8%) 0 (0%) 9 (5,8%)
Шапагат 49 91 11 1 3
(31,6%) (58,7%) (7,1%) (0,6%) (1,9%)
ПМСП №3 78 56 13 3 5
(50,3%) (36,1%) (8,4%) (1,9%) (3,2%)
ПМСП №11 62 45 36 3 9
(40,0%) (29,0%) (23,2%) (1,9%) (5,8%)
ПМСП №9 44 82 15 5 9
(28,4%) (52,9%) (9,7%) (3,2%) (5,8%)
78(50,3%), ПМСП №11-62(40,0%), ПМСП №9-44(28,4%). Остальная часть анкетируемых ответили, что записывались на прием через лечащего врача или через медицинскую сестру, небольшое количество респондентов использовало интернет. Более подробно мы представили в виде таблицы 1.
При этом большинство респондентов по результатам опроса чаще всего посещали медицинское учреждение раз в полгода Демеу-1 - 56(36,1%), Демеу-2 - 62(40,0%), ЦПМСП «Шапагат» - 53(34,2%), ПМСП №3-38(24,5%), ПМСП №11-57(36,8%), ПМСП №9-44(28,4%).
Основными причинами обращения именно в определенное амбулаторно-поликлиническое
учреждение большую часть ответов составила категория, что «близко расположена от дома» -Демеу-1 - 59(38,1%), Демеу-2 -65(41,9%), ЦПМСП
«Шапагат» - 79(51,0%), ПМСП №3-98(63,2%), ПМСП №11-71(45,8%), ПМСП №9- 64(41,3%). Также отвечавшим респондентам были предложены другие варианты ответов такие как: обратились по рекомендации друзей, по рекламе, по рекомендации другого врача, я не могу вспомнить или поликлиника зарекомендовала себя многолетней практикой. Более отчетливо причины обращения населения за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Мотивы обращения населения за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение
Назван. по
учреждения по рекоменда распо у нее
рекомендац ции ложена я не могу многолетн
ии друзей, по рек другого близко от вспом яя дру
семьи ламе врача дома нить практика гое
Демеу-1 40 11 5 59 22 16 2
(25,8%) (7,1%) (3,2%) (38,1%) (14,2%) (10,3%) (1,3%)
Демеу-2 26 0 0 65 29 23 12
(16,8%) (0%) (0%) (41,9%) (18,7%) (14,8%) (7,7%)
Шапагат 39 0 12 79 16 3 6
(25,2%) (0%) (7,7%) (51,0%) (10,3%) (1,9%) (3,9%)
ПМСП №3 12 5 11 98 21 3 5
(7,7%) (3,2%) (7,1%) (63,2%) (13,5%) (1,9%) (3,2%)
ПМСП №11 30 6 12 71 24 8 4
(19,4%) (3,9%) (7,7%) (45,8%) (15,5%) (5,2%) (2,6%)
ПМСП №9 29 6 16 64 19 8 13
(18,7%) (3,9%) (10,3%) (41,3%) (12,3%) (5,2%) (8,4%)
В таблице 3 представлены сравнительные данные мнения респондентов в разных поликлиниках г. Семей и г. Астаны о случаях, когда медсестра решала проблему, не консультируясь с врачом. При этом в таблице 3 видно, что большее количество анкетируемых респондентов 74,8% в Демеу-1 и 83,9 % населения в Демеу-2 отвечали, что они надеялись
на медсестру и она решала их проблемы. Очевидно это связано с тем, что в этих центрах семейного здоровья медсестры ведут самостоятельный прием пациентов и уделяют им больше времени, хотя и работают вместе в мультидисциплинарной команде с врачом.
Таблица 3 - Мнения респондентов о случаях, когда медсестра решала проблему, не консультируясь с врачом
Лечебное учреждение да нет другое
Демеу-1 116(74,8%) 37(23,9%) 2(1,3%)
Демеу-2 130(83,9%) 22(14,2%) 3(1,9%)
Шапагат 105(67,7%) 48(31,0%) 2(1,3%)
ПМСП №3 52(33,5%) 103(66,5%) 0(0%)
ПМСП №11 93(60,0%) 60(38,7%) 2(1,3%)
ПМСП №9 79(51,0%) 71(45,8%) 5(3,2%)
В ходе проведенного исследования мы решили узнать, насколько население готово доверить медсестре свои проблемы, связанные со здоровьем, отношениями в семье, с детьми, близкими родственниками и так далее. Как видно из таблицы 4 среди разных амбулаторно-поликлинических
учреждений большая часть отвечающего населения доверяли Демеу-1-78,7% и Демеу-2- 77,4%. Однако в поликлинических учреждениях, где ведется традиционный прием, то есть врач ведет прием, а медсестра является лишь его « помощником» население еще не совсем доверяет медсестре.
Таблица 4 - Доверяет ли медсестре население свои проблемы, связанные со здоровьем, отношениями в семье, с
Лечебное учреждение да нет другое
Демеу-1 122(78,7%) 31(20,0%) 2(1,3%)
Демеу-2 120(77,4%) 32(20,6%) 3(1,9%)
Шапагат 74(47,7%) 75(48,4%) 6(3,9%)
ПМСП №3 84(54,2%) 67(43,2%) 4(2,6%)
ПМСП №11 105(67,7%) 46(29,7%) 4(2,6%)
ПМСП №9 75(48,4%) 73(47,1%) 4,5%
Выводы: Таким образом, при проведении сравнительного анализа мнения населения в разных амбулаторно-поликлинических учреждениях города Семей и города Астаны выяснилось, что большее количество анкетируемых респондентов 74,8% в Демеу-1 и 83,9 % населения в Демеу-2 ответили, что они обращались к медсестре и она решала их проблемы, связанные со здоровьем. Учитывая тот факт, что в Демеу-1 и Демеу-2 работали социальноориентированные медицинские
работники, умеющие оказывать психологическую помощь, социальную поддержку, прививающие навыки самосохранительного поведения, тем самым вызывая у населения чувство доверия. Однако в лечебных учреждениях где врач ведет прием, а медсестра является лишь его «помощником» население не совсем готово довериться медсестре и с большой осторожностью относятся к новым сестринским технологиям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Э.М.Короткова Антикризисное управление: Учебник 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Инфра - М, 2007. - 287 с.
2 Черепова А.А., Кочергина Г.А. Основные результаты социологических исследований о соблюдении прав населения в системе обязательного медицинского страхования Московской области// Экономика и практика обязательного медицинского страхования // Приложение к журналу «Экономика здравоохранения». -2004. - №5. - С. 6-8.
3 Боерма И. Г., Флеминг Д. М. Роль общей практики в первичной медико-санитарной помощи. - Копенгаген: ВОЗ, ЕРБ, 2001. - 182 с.
4 Алма-Атинская конференция по первичной медико-санитарной помощи // Хроника ВОЗ. - 1979г. - 3 т. - №3. - С. 123-146.
5 Фостер С., Лейнг Р., Фили Р., Алкенбрак С. Первичная медико-социальная помощь: обзор современнных тенденций развития. -Алматы: 2003. - 241 с.
6 Стуколова Е.И. Сестринское дело. - 2002. - №2. - С. 4-5.
7 Современные технологии сестринского дела. http://stud24.ru/medicine/sovremennye-tehnologii-sestrinskogo-dela/116400-342837-page1.html
8 Чирков В.А., Бреусов А.В., Бреусов Р.А. Комплексное социально-гигиеническое исследование удовлетворенности городского населения организацией и качеством первичной медико-санитарной помощью // Современные исследования социальных проблем. - 2012. - №9(17). - С. 88-91.
А.М. ИСКАКОВА1, Р.А. АБЗАЛОВА2, Г.М. ШАЛГУМБАЕВА1, AUDRONË JUODAITË RACKAUSKIENË3, М.Б. БЕЙСЕНГАЗИНА1, А.А. АЛТЫНБЕКОВА1
Семей МемлекеттШ Медицина УниверситетР Астана Ц.ОМОТО «Демеу» 2 Вильнюс университету Медицина факультету Цогамдыц денсаулыц сацтау институту
Вильнюс ц., Литва 3
Б1Р1НШ1Л1К МЕДИЦИНАЛЬЩ -САНИТАРЛЬЩ ЖЭРДЕМ ДЕН.ГЕЙШДЕ МЕЙ1РБИКЕ МАМАНДАFЫНДА ЖАНА ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ЕНГ1ЗУГЕ Т¥РFЫДАРДЫН П1К1Р1Н ЗЕРТТЕУ
ТYЙiн: Бул макалада Семей жэне Астана кала тургындарына сауалнама журпзу кезiнде мейiрбике мамандыгында жаца технологияларды енгiзуге тургындардыц бiрiншiлiк медициналык; -санитарлык; жэрдем децгешнде пiкiрiн зерттеу сура;тары бойынша алынган негiзгi нэтижелерi кeрсетiлген. Сауалнама нэтижелерi элеуметтiк сауалнама ЖYргiзудi уйымдастыру эдiстемелерiне сэйкес журпзшдь
ТYЙiндi сездер: тургындар, бiрiншiлiк медициналык-санитарлык; жэрдем, наукас, мейiрбике мамандыгы
A.M. ISKAKOVA1, R.A. ABZALOVA2, G.M. SHALGUMBAEVA1, AUDRONE JUODAITE RACKAUSKIENE3,
M.B. BEYSENGAZINA1, A.A. ALTYNBEKOVA1
Semey State Medical University1 Astana EPCFM«Demeu» 2 Vilnius University, Faculty of Medicine, Institute of Public Health, Vilnius, Lithuania
THE STUDY OF THE POPULATIONS OPINION IN REGARD TO THE INTRODUCTION OF THE NEW TECHNOLOGIES IN NURSING PROFESSION ON THE LEVEL OF PRIMARY HEALTH CARE
Resume: The article presents the main results obtained during the survey of the population in the city of Semey and Astana on the study of populations opinion for the introduction of new technologies in the nursing profession at the level of primary health care. Survey results have been processed in accordance with existing procedures for the organization of sociological interviews
Keywords: population, primary health care, the patient, the nursing profession
ЖАМБЫЛ ОБЛЫСЫНДАГЫ НЭРЕСТЕЛЕРДЕГ1 ЖYРЕКТЩ ТУА Б1ТКЕН ДАМУ АЦАУЛАРЫНЫН, ТАРАЛУЫ МЕН 0ЛШ К0РСЕТК1ШТЕР!
К.С. КЕМЕЛЬБЕКОВ, А.С. САТЫМБЕКОВА, С. ДЖОШИБАЕВ, А.К. БАЙМАГАМБЕТОВ, Ж.О. ШЕЙШЕНОВ
К..А. Ясауи атындагы халыкаралык Цазак-Турж университету Травматология,ортопедия жэне онкология кафедрасы, Шымкент к, Гылыми-клиникалык кардиохирургия жэне трансплантология орталыгъу Тараз к Облыстык перинаталды орталык, Жамбыл облысы
УДК 616-007-053.1
Журектщ туа бткен даму акаулары кец тараган аномалиялардыц бiрi жэне статистикалык мэлiметтер бойынша 1000 нэрестеге шащанда 6-8 жагдайдагы жишкпен кездеседi. Сондыктан журектщ туа бткен даму акаулары бар балаларга кардиохирургиялык квмек кврсетудщ негiзгi стратегиялык багыттарыныц негiзi аталган патологияныц эпидемиологиялык ерекшелктерт быу заманауи медицинаныц взектiмтдеттертщ бiрi болып табылады. Макалада 2014-2015жылдар аралыгындагы журектщ туа бткен даму акауларына талдау нэтижеа усынылады. Сонымен катар бiр жаска дейiнгiжуректщ туа бткен даму акауларыныц влiм кврсеткштщ ерекшелiктерi келтiрiлген. Tyurndi сездер: нэрестелер, журектщ туа бткен даму акаулары, таралуы, влiм кврсеткшi
0зектШп. ЖYректiц туа 6iTKeH даму акаулары (ЖТДА) балалар арасында кец таралуы жэне олардыц денсаулыгында шектеулер мен eмiрiнде елеулi бузылыстар салдарынан ерте хирургиялык TYзету кажеттшпне сэйкес педиатрия мен балалар кардиохирургияныц мацызды мэселес болып табылады [1,2].
ЖТДА нэрестелерде эртYрлi авторлардыц деректершде керсеткендей 0,7-1,7% кездеседь ДYниежYзiлiк денсаулык сактау уйымыныц (ДД¥) мэлiмдеуiнше, ЖТДА кез-келген елде элеуметтж-экономикалык жагдайы мен медицинаныц даму децгешне карамастан нэрестелердщ 1%-да кездесетшдтн атап керсеткен. ЖТДА таралу