© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 61 (07)
В. В. Бритько, Г. Т. Калиева, Е. С. Татина, Н. Р. Рогова
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПРИ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра молекулярной биологии и медицинской генетики Карагандинского государственного медицинского университета
Внедрение инновационных форм чтения лекций в Карагандинском государственном медицинском университете способствует активизации взаимодействия преподавателя и студентов в учебном процессе, творческой деятельности студентов, глубокому усвоению знаний.
С внедрением кредитной системы образования сокращается общий объем лекционных занятий. Внедрение инновационных технологий в преподавании способствует участию студентов в обсуждении поставленной проблемы, поиску путей ее решения, что активизирует мышление и делает студента активным участником процесса обучения на лекциях.
Ключевые слова: кредитные технологии, инновационные методы, лекция-визуализация, лекция-дискуссия
Большинство вузов мирового образовательного пространства работают по кредитной технологии обучения. Внедрение кредитной технологии образования предусматривает коренную перестройку мышления и условий для осуществления образовательной деятельности по новой технологии. Переход на кредитную систему обучения требует качественной перестройки работы преподавателя со студентами, изменения методов и методики преподавания.
Переход на кредитные технологии образования в Казахстанских вузах предъявляет особые требования к уровню подготовки преподавателя, использованию инновационных методов и технологий чтения лекций [1].
При чтении лекций с использованием нетрадиционных методов и инновационных технологий складывается особая форма психоэмоционального взаимодействия лектора и студента. Это взаимодействие основано на активном сотрудничестве преподавателя со студенческой аудиторией и, как результат, достигается максимальная эффективность использования интеллектуального потенциала студентов и высокая степень усвоения лекционного материала.
При написании лекций необходимо помнить о традиционных методах преподнесения лекционного материала. Необходимость такого выбора возникает в том случае, когда излагаются фундаментальные основы биологии, либо когда дается историческая справка об основных открытиях в той или иной области биологических знаний по таким дисциплинам, как молекулярная биология, медицинская генетика, паразитология, радиобиология и др.
Лекция-визуализация является часто используемой формой при внедрении иннова-
ционных методов чтения лекций. Лекция-визуализация реализуется через дидактический принцип использования наглядных материалов: схем, фотографий, натуральных объектов, компьютерных презентаций, структурно-логических схем, видеозаписей, которые являются эффективным способом дополнения к вербальной информации.
Применение этой формы лекций связано с реализацией принципа проблемности и развитием принципа наглядности. Перечисленные виды наглядности, применяемой на лекции, компенсируют недостаточную зрелищность учебного процесса. Основной акцент в этой лекции делается на активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, ее превращения в знания. Если для визуального обеспечения лекции требуется большое количество иллюстративного материала, в его сборе и оформлении могут принимать участие студенты.
При чтении лекций по биологическим дисциплинам можно использовать огромный арсенал вспомогательного наглядного материала, что положительно отражается на результатах усвоения лекционного материала. При использовании лекции-визуализации важное значение имеет правильно и последовательно подобранный видеоряд, иллюстрирующий наиболее важные, ключевые моменты, раскрывающие суть того или иного явления, термина, открытия. Нельзя не признать, что успех при чтении данного вида лекции зависит от опыта, знаний, эмоционального настроя, мобильности
лектора и владения им знаниями и опытом использования компьютерной техники и другими современными техническими средствами при демонстрации лекции.
При осуществлении обратной связи по результатам анкетирования, проводимого среди студентов, использование в учебном процессе лекций-визуализаций показывает, что лекции студентам нравятся, оказывают хороший и положительный эффект, отражающийся на выживаемости знаний у студентов. Лекции-визуализации используются на кафедре молекулярной биологии и медицинской генетики Карагандинского государственного медицинского университета (КГМУ) при изучении таких дисциплин, как паразитология, для студентов 3 курса общемедицинского факультета, по дисциплинам зоология и ботаника для студентов 1 курса факультета профилактической медицины, биологии и фармации.
Лекция-дискуссия. Эта форма лекционных занятий организуется в КГМУ для студентов специальных дисциплин: зоология и ботаника. Студенческая аудитория по указанным дисциплинам небольшая, что позволяет за короткое время разобрать в ходе дискуссии большое количество вопросов и услышать при этом мнение каждого студента.
Целью лекции-дискуссии является создание такой ситуации, которая бы вызвала у студентов стремление высказать свою точку зрения, обосновать свой выбор в пользу того или иного взгляда на современную проблему в данной области знаний.
Безусловно, дискутировать без предварительной подготовки по поводу того или иного современного взгляда на проблему по тематике лекции - невозможно. Поэтому лекционному занятию предшествует тщательная подготовка: конспектирование по соответствующей тематике специальной литературы в библиотеке, поиск ответов в интернет-ресурсах, методических разработках кафедры молекулярной биологии и медицинской генетики КГМУ.
Отличительной особенностью лекции-дискуссии является желание высказать студентами свои оригинальные мысли, свое критическое отношение к какому-либо вопросу, возникшему в ходе дискуссии. В конечном итоге дискуссионная форма проведения занятия способствует поиску истины, к которой мы можем вернуться на семинарском занятии.
Особенно популярны подобные лекции при обсуждении исторической ретроспективы взглядов на проблемы происхождения жизни и
эволюции. В ходе лекции-дискуссии обсуждается исторически сложившаяся в науке эволюция самих взглядов на проблему развития растительного и животного мира. Многие гипотезы в настоящее время представляют исторический интерес и не более того, однако обсуждение этих представлений развивает кругозор студентов, активизирует познавательную деятельность, тренирует способность к аргументации и изложению своих мыслей. Поставленная на лекции проблема поднимает самооценку в глазах студентов, когда ее можно успешно решить.
Роль преподавателя, конечно, при этом заключается в творческом руководстве дискуссией, созданием условий для свободного высказывания студентами своих идей, сравнения их с современными взглядами на вопросы эволюции и происхождения жизни.
Подводя итоги, можно с уверенностью утверждать о преимуществах новых нетрадиционных форм чтения лекций. Традиционная форма чтения лекций не позволяет осуществить на лекции обратную связь между студенческой аудиторией и преподавателем. При нетрадиционных формах чтения лекций осуществляется диалоговая связь между субъектами процесса инновационного обучения. При использовании инновационных, нетрадиционных форм лекционных занятий процесс приобретения знаний студентами, становится поисковым, творческим, сравнимым, по сути, с исследовательской деятельностью.
При инновационных формах чтения лекций меняется сущностная роль лектора, которая заключается не столько в вербальном способе передаче информации, сколько в том, чтобы показать студентам имеющиеся объективные в науке сложности и противоречия развития научных знаний, пути их преодоления, временные рамки изложения тех или иных научных знаний, персонализацию носителей этих знаний.
При чтении лекций на кафедре молекулярной биологии и медицинской генетики КГМУ по кредитной технологии также обсуждаются перспективы развития некоторых дисциплин биологического и медицинского цикла наук, внедряются в практику знания, полученные не только в лекционном курсе, но и на лабораторных и практических занятиях.
Все перечисленные и далеко не единственные формы инновационных методов чтения лекций при внедрении кредитной системы обучения формируют мыслительную активность студентов, обеспечивают их познавательную активность, дают возможность по-
Медицина и экология, 2016, 2
113
нять, что научный прогресс не остановился, и многие проблемы придется решать сегодняшним студентам в перспективе, будучи хорошо подготовленными специалистами.
Основные усилия преподавателей кафедры молекулярной биологии и медицинской генетики направлены на подготовку конкурентоспособных специалистов, ориентированных на получение непрерывного образования студентами. Работа кафедры направлена на подготовку специалистов, способных находить в учебной, методической литературе, интернете и других источниках полезную и новейшую информацию.
Способность усваивать и применять на занятиях самые последние достижения в изучаемых областях молекулярной биологии получила конкретное воплощение в работе преподавателей кафедры по внедрению инновационных форм чтения лекционного курса.
ЛИТЕРАТУРА
1 Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высш. школа, 1991. - 207 с.
2 Герасимова Т. С. Психолого-педагогический минимум для внештатных преподавателей //Методист. - 2007. - №2. - С. 38-43.
3 Змеев С. И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 355 с.
4 Основы андрагогики /Под ред. И. А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 282 с.
5 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров /Е. С. Полат, М. Ю. Бу-харкина, М. В. Моисеева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
6 Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: Учеб. пособие. - М.: ИНФА-М, 2007. - 164 с.
REFERENCES
1 Verbitskii A. A. Active teaching in higher education schools: contextual approach. - M.: Higher school, 1991. - 207 p.
2 Gerasimova T. S. Psycho-pedagogical minimum for freelance teachers //Methodist. -2007. - No. 2. - Pp. 38-43.
3 Zmeev S. I. Adult teaching technology: textbook for students of higher educational institutions. - M.: Publishing center «Academy»,
2002. - 355 p.
4 Fundamentals of andragogy /Ed. by I. A. Kolesnikova. - M.: Publishing center «Academy»,
2003. - 282 p.
5 New pedagogical and information technologies in the educational system: textbook for students of pedagogical higher institutions and Improvement of the qualifications of teachers system /Ye. S. Polat, M. Yu. Bukharkina, M. V. Moiseeva, etc. - M.: Publishing Center «Academy», 2003. - 144 p.
6 Skakun V. A. Organization and methodic of professional training: teaching guide - M.: IN-FA-M, 2007. - 164 p.
Поступила 08.04.2016 г.
V V. Britko, G. T Kaliyeva, Ye. S. Tatina, N. R. Rogova
INTRODUCTION OF NEW FORMS OF DESK STUDIES IN CREDIT EDUCATION SYSTEM Department of molecular biology and medical genetics of Karaganda state medical universtty
The introduction of innovative forms of lectures in Karaganda state medical university contributes to increase the interaction of teacher and students in the educational process, the creative activity of students and the intimate knowledge mastering.
With the introduction of the credit system of education there is a reduction of total amount of lectures. Introduction of innovative technologies in teaching promotes the participation of students in the discussion of the problem, finding ways to solve it that activates thinking and makes the student an active participant of the learning process. Key words: credit technology, innovative methods, lecture-visualization, lecture-discussion
В. В. Бритько, Г. Т. Калиева, Е. С. Татина, Н. Р. Рогова
Б1П1М БЕРУДЩ КРЕДИТПК ЖУЙЕС1КЕЗ1НДЕПЕКЦИЯПЫК САБАКТАРДЫН ЖАНА ТУРПЕР1Н ЕНПЗУ КараFанды мемлекеттк медицина университетнН молекулярлы; биология жэне медициналык генетика кафедрасы
Караранды мемлекетпк медицина университе™де лекциялар о;удын инновациялы; тYрлерiн енпзу оку удер1с1 барысында окытушылар мен студенттердщ езара iс-эрекеттерi мен студенттердН шырармашылы; жумысын жандандырура жэне б1л1мд1 терен игеруге ы;пал етедг
Б1л1м берудщ кредит™ жYЙесiн енпзумен лекциялы; сабактардын жалпы келемi кыскарады. Саба; беру барысында инновациялы; технологияларды енпзу студенттердщ койылран мэселен талкылаура белсене катысуларына, оны шешу жолдарын iздестiруге ы;пал етедг Бул олардын ойлау кабте™ жандандырып, студенттердi лекцияларда о;ыту Yдерiсiнде белсендi катысушылар етедг
Клт сездер: кредит™ технологиялар, инновациялы; эдоер, лекция-визуализация, лекция-дискуссия