Научная статья на тему 'Инновационные технологии в преподавании молекулярной биологии и генетики в медицинском вузе'

Инновационные технологии в преподавании молекулярной биологии и генетики в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные методы преподавания / компетенции / деятельностная технология обучения / innovative methods of teaching / competences / teaching technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р Т. Джумашева,, Г Т. Танеева, А К. Кыдырбаева, М Ж. Жумагул, К Е. Жузжан

В статье рассматриваются инновационные технологии, которые применяются в процессе преподавания на кафедре молекулярной биологии и генетики. Внедрение инновационных технологий приводит к повышению у студентов интереса, мотивации к обучению, развитию практических навыков, клинического мышления, способствует развитию основных компетенций, принятых в Модели образования КазНМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р Т. Джумашева,, Г Т. Танеева, А К. Кыдырбаева, М Ж. Жумагул, К Е. Жузжан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION TEHNOLOGIES IN TEACHING OF MOLECULAR BIOLOGY AND GENETICS IN MEDICAL SCHOOL

Innovative technologies used in the process of teaching at the chair of molecular biology and genetics are discussed in the article. Implementation of innovative technologies led to increase of interests, motivations to education, development of practicall skills, clinical thinking of students help to develop the main competences, accepted in the Model of education of KazNMU.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в преподавании молекулярной биологии и генетики в медицинском вузе»

УДК 61-[577.2-575] -001.76-378

Р.Т.ДЖУМАШЕВА, Г.Т.ТАНЕЕВА, А.К.КЫДЫРБАЕВА, М.Ж.ЖУМАГУЛ, К.Е.ЖУЗЖАН

Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова, Алматы

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ И ГЕНЕТИКИ

В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

В статье рассматриваются инновационные технологии, которые применяются в процессе преподавания на кафедре молекулярной биологии и генетики. Внедрение инновационных технологий приводит к повышению у студентов интереса, мотивации к обучению, развитию практических навыков, клинического мышления, способствует развитию основных компетенций, принятых в Модели образования КазНМУ.

Ключевые слова: инновационные методы преподавания, компетенции, деятельностная технология обучения.

В последнее время в связи с переходом на кредитную систему обучения, образовательный процесс в университете направлен на обучение студентов самостоятельному активному овладению системой общих и специальных компетенций, на накопление творческого опыта и создания собственного портфолио. В стенах университета нужно научить студентов логическому и клиническому мышлению, сформировать навыки и умения в выбранной профессии и ориентировать их на самообучение для непрерывного профессионального самосовершенствования. В Казахском национальном медицинском университете принята собственная модель образовательной деятельности, согласно которой выпускник должен овладеть такими основными компетенциями как знания, практические навыки, коммуникативные способности, правовая компетенция и способность к постоянному самосовершенствованию [1].

Однако, в условиях низкого конкурсного набора абитуриентов на медицинские специальности, реализация этой модели требует решения целого ряда проблем. У обучающихся студентов слабая мотивация к овладению профессией, недостаточный уровень навыков научной организации труда. Возникает необходимость внедрения таких технологий, которые бы не только обеспечивали необходимый уровень обученности по конкретным учебным дисциплинам, но и способствовали развитию профессиональных навыков, мотивации к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, преподавателями кафедры моле кулярной биологии и генетики ведется постоянный поиск новых технологий преподавания с целью наилучшего усвоения студентами учебного материала. При этом приоритетной технологией в преподавании дисциплины является деятельностная технология обучения, так как ведущая цель ее использования - подготовка профессионала -специалиста обладающего запасом хорошо сформированных умений, навыков, способного клинически мыслить, квалифицированно ставить диагноз и назначать лечение, решать профессиональные задачи [ 2,3].

Для достижения поставленной задачи учебные занятия выстраиваются следующим образом: после теоретического блока следует практический, где студентам соответственно цели занятия, предлагаются задания по решению проблемных ситуаций, моделированию биологических процессов, анализу

ситуационных задач, деловые игры, ролевые игры, научно-практическая конференция, дебаты, кейс-методы и многие другие [4,5]. Эти методы дополняют традиционные методы обучения, позволяют сохранить приоритеты высшей медицинской школы - формировать личностные качества врача. Целесообразность такого подхода заключается также в том, что у студентов резко повышается мотивация к обучению, обучение становится интересным, складывается правильное и целостное представление о происходящих в организме биологических процессах, начиная с молекулярного до организменного уровня. Так, например, на практическом занятии по теме «Основы онкогенетики» применяется метод ролевой игры. Студентам предлагаются роли эколога, вирусолога, генетика, нутрициолога, онколога, молекулярного биолога, которые во время игры должны всесторонне рассмотреть молекулярно -генетические механизмы возникновения онкологических болезней. На занятии по теме «Наследственная изменчивость» применяется метод командной игры, где студенты распределяются по 2-3 человека на команды и выполняют практические задания по кариотипированию геномных мутаций соответственно рассматриваемым вопросам темы занятия, затем представляют свои работы, в результате которого происходит обсуждение, дополнения и самостоятельно делаются выводы. На занятии «Генетический аппарат клетки» студенты моделируют уровни компактизации молекулы ДНК и белков из проволочного материала, решая ситуационные задачи о возможных путях упаковки ге нетиче ско го материала.

Одним из перспективных инновационных технологий считают метод анализа ситуаций (кейс-метод) [6]. Суть метода анализа ситуаций заключается в том, что студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражают не только какую-либо клиническую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Такой метод с успехом используется на занятии по теме «Наследственные болезни». Целью занятия является выработка практических навыков поведения в некоторых критических ситуациях, которые могут возникнуть у врача в ходе его профессиональной деятельности. Приводится как минимум две ситуации, которые необходимо обсудить в аудитории.

На занятии ситуация зачитывается вслух, проводится предварительное обсуждение плана занятия, группа делится на малые подгруппы, каждая из которой начинает работать над своей проблемой. Обычно студентами высказывается большое количество гипотез для решения данной проблемы. Следующим этапом идет анализ высказанных версий и коллективная выработка стратегии поведения врача в подобных клинических ситуациях. В процессе всестороннего анализа ситуации у студентов развивается способность применять все предшествующие знания для решения проблемы, клиническое мышление, практические навыки, вырабатываются коммуникативные навыки общения с пациентом, родственниками больного и т.д. Таким образом, метод способствует развитию основных компетенций, принятых в Модели образования КазНМУ [1].

Большую заинтересованность проявляют студенты на занятии, посвященное экогенетике, которое проводится в виде пресс-конференций. Студенты в качестве представителей различных специальностей отвечают на вопросы «журналистов» по вопросам темы занятия. Затем студенты меняются ролями и, в заключении идет обсуждение темы вместе с преподавателем. Делаются выводы по обсуждаемой теме. Преподаватель дает оценку каждому студенту, также студенты сами оценивают друг друга и в целом пресс-конференцию. Заключает раздел медицинской генетики занятие по теме «Фармакогенетика». Фармакогенетика изучает значение наследственности в реакции организма на лекарства, опирается на основные закономерности наследования признаков. На этом занятии студенты имеют возможность применить полученные

генетические знания для решения конкретных задач, связанных с различными реакциями организма на лекарства, разобраться в осложнениях лекарственного лечения. Например, как объяснить повышенную чувствительность индивида к лекарству, похожей на передозировку, хотя больному назначена доза, соответствующая его возрасту и полу? Или полную толерантность больного к лекарству, даже, несмотря на увеличение дозы? С чем связаны некоторые парадоксальные реакции на лекарство, включающие совсем другие осложнения, чем те, которые могли бы обусловить механизмы действия лекарства? Студентам на практическом занятии предлагаются ситуационные задачи с вариантами таких

фармакологических реакций. Например: «В начале 50-х годов XX века для лечения туберкулеза стали применять новое эффективное средство изониазид. Однако у некоторых больных при применении стандартных доз наблюдались токсические эффекты, соответствующие превышению дозы во много раз. Разберите возможные причины и механизмы этого явления. Определите тип наследования недостатка фермента». Задачи такого типа заставляют студента использовать уже имеющиеся у них знания, учит анализировать, сравнивать и обобщать. Кроме того, на кафедре студентам предлагается компьютерная обучающая программа

«Фармакогенетика», где в игровой форме рассматриваются различные клинические ситуации, раскрываются механизмы действия лекарств на различные индивиды, решаются задачи и т.д. В заключении студентам необходимо систематизировать полученные знания и заполнить таблицу в котором представлены лекарственные средства для которых нужно определить характер фармакологического действия, нарушение ферментных систем, тип наследования.

Таким образом, на данном занятии студенты получают необходимые базисные знания по основам фармакогенетики. Полученные знания создают преемственность для последующего более углубленного изучения фармакогенетики на старших курсах. Какую бы технологию мы не внедряли, важно оценить ее эффективность, целесообразность. Результативность такого подхода в дальнейшем отслеживается на экзамене при сдаче практических навыков. Наблюдения показывают, что студенты могут самостоятельно моделировать биологические процессы, правильно разрешать проблемные ситуации, правильно выбирать средства и методы для ее реализации, предвидеть возможные затруднения на пути достижения цели и возможные выходы из них; на практике применять сформированные знания и умения.

Таким образом, внедрение инновационных технологий приводит к повышению у студентов интереса, мотивации к обучению, развитие практических навыков, клинического мышления. Поэтому для полноценной реализации компетентностного подхода обучения необходима постоянная поисковая и созидательная деятельность со стороны преподавателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Модель медицинского образования Казахского национального медицинского университета имени С.Д.Асфендиярова. -Алматы: 2012. - Ч.1. - С.103

2 Артюхина А.И., Гетман Н.А., Голубчикова М.Г. и др. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе.//Учебно-методическое пособие. Омск: «Полиграфический центр КАН».- 2012. - 198 с.

3 Конопля А.И. Компетентностная модель подготовки специалиста-медика // Москва: Высшее образование в России. -2010. - №1. - С. 98-101.

4 Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение// Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: -2009. -192 с.

5 Шамов И.А., Гаджиев Г.Э. Деловая игра в медицинском ВУЗе.// Пособие для преподавателей. - Махачкала: ИПЦ ДГМА.-2008. - 56 с.

6 Голубчикова. М.Г. Кейс-технологии в обучении врачей и провизоров: учебное пособие // - Иркутск: РИО ИГИУВа, 2007. -87 с.

Р.Т.ДЖУМАШЕВА, Г.Т.ТАНЕЕВА, А.К.КЫДЫРБАЕВА, М.Ж.ЖУМАГУЛ, К.Е.ЖУЗЖАН

МЕДИЦИНАЛЫК ОКУ ОРЫНДАРЫНДА МОЛЕКУЛАЛЫК БИОЛОГИЯ ЖЭНЕ ГЕНЕТИКА ПЭН1Н ИННОВАЦИАЛЫК

ТЕХНОЛОГИЯМЕН 9ТК1ЗУ.

ty^h: Ма калада молекулалы; биология жэне генетика кафедрасында о ;у барысында крлданылатын инновациялы; о;ыту технологиялары карастырылган. О;у YPДiсiне инновациялы; технологияларды енпзу студенттердi ц кызыгушылыгыныц жо гарлауына, й^м алуга мотивациясыныц артуына, тэжирбиел^ да щыларыныц дамуына, клиникалы; ойлай кайлеттерш ц калыптасуына, К^аз¥МУ 6rniM беру моделшде кабылданган непзп компетенцияларды дамытуа алып келедi. ТYйiндi сездер: окытудыц инновациялы; эдiстерi, компетенцялар, окытудыц iс-эрекеттiк технологиясы.

R.T.DZHUMASHEVA, G.T.TANEEVA, A.K.KYDYRBAEVA, M.ZH.ZHUMAGUL, K.E.ZHUZZHAN

INNOVATION TEHNOLOGIES IN TEACHING OF MOLECULAR BIOLOGY AND GENETICS IN MEDICAL SCHOOL

Resume: Innovative technologies used in the process of teaching at the chair of molecular biology and genetics are discussed in the article. Implementation of innovative technologies led to increase of interests, motivations to education, development of practicall skills, clinical thinking of students help to develop the main competences, accepted in the Model of education of KazNMU . Keywords: innovative methods of teaching, competences, teaching technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.