Modern innovative pedagogical learning technologies
Zhdanova T.S., Tusupova N.M.
The main types of technologies and training high school, whose application improves the quality of the educational process. It is shown how information technology can affect the development of the educational process. Describes the technologies applied in teaching practice. All of the methods or technologies in education are described in detail. Also, given their characteristics. Classification of modern methods of learning has been created in the analysis of published data. Describes the teacher's role at the present stage of higher vocational education. A brief description of ballroom-reytengovoy system for assessing students.
УДК 54
ЛЕКЦИЯ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ: ЗА И ПРОТИВ Л.Г.Веренцова, Е.В.Нечепуренко
Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, кафедра биологической химии, г.Алматы
Научно обоснованная организация чтения лекций является важным инструментом в повышении эффективности процесса обучения. Достоинствами лекции презентации являются возможность изложить материал в структурированной форме, охватить весь необходимый материал и в достаточной мере проиллюстрировать его с помощью таблиц, графиков, схем и рисунков. Вместе с тем, полная замена всех классических лекций по всем предметам на лекции-презентации нецелесообразна. Рекомендуется вносить в лекции-презентации элементы классических лекций или же чередовать их. Кроме того, необходимо повышать качество лекций-презентаций и не превращать их в простую демонстрацию слайдов.
Ключевые слова: лекция-презентация, классическая лекция, достоинства, недостатки, качество чтения лекции.
На фармацевтическом факультете КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова введена кредитная система обучения, которая призвана повышать качество образования студентов. Согласно ГОСО 2006 и типовым программам, количество учебных часов, отведенное на изучение химических дисциплин, значительно сократилось (со 196 до 90 часов по физической и коллоидной химии; с 285 до 180 часов по аналитической химии; с 288 до 180 часов по органической химии). Пропорционально уменьшилось количество лекционных часов (со 36 до 10 часов по физической и коллоидной химии; с 56 до 24 часов по аналитической химии; с 60 до 18 часов по органической химии). При этом количество предназначенного для изучения материала не уменьшилось, в полном объеме сохранены все ранее рассматриваемые темы. В связи с этим возросла смысловая нагрузка на каждый вид деятельности студента и преподавателя: лабораторно-практические занятия, СРСП, СРС, и, конечно, лекции. Поэтому научно обоснованная организация чтения лекций является важным инструментом в повышении эффективности процесса обучения.
При линейной системе обучения материал лекций охватывал практически все основные темы курса. Время одной лекции составляло два академических часа, что было достаточно для изложения преподавателем основных формулировок и понятий темы, подробного пояснения материала и иллюстрации его конкретными примерами, а также проведения математических выкладок. При правильно выбранном темпе изложения лекционного материала студенты успевали записывать его практически полностью.
В условиях кредитной системы обучения при существенном сокращении лекционных часов и уменьшении продолжительности каждой лекции до 1 академического часа сохранить традиционный подход к чтению лекций не представляется возможным.
Как альтернатива традиционным лекциям в условиях кредитной системы обучения на сцену выходит лекция-презентация.
Хорошая лекция, независимо от формы ее преподнесения слушателям, должна удовлетворять определенным требованиям. С нашей точки зрения, таковой является лекция, которая
• структурирована;
• стимулирует мыслительную деятельность студентов;
• сопровождается четкими и понятными пояснениями преподавателя;
• включает наиболее важную информацию по данной теме.
В случае лекции-презентации использование редактора Powerpoint позволяет выделять основные моменты и преподнести излагаемый материал в структурированной форме. Ошибкой многих начинающих лекторов является перенос текста из учебника в необработанном виде, который на слайде не виден и не воспринимается зрителями.
Возможность опираться на рисунки, графики, диаграммы, схемы и таблицы не только оживляет лекцию и не позволяет рассеивать внимание, но и стимулирует мыслительную деятельность слушателей при умении лектора грамотно организовать обсуждение иллюстративного материала.
Краткое изложение лекционного материала на слайдах требует от преподавателя сопровождать их демонстрацию более или менее подробными комментариями, целью которых является донести сущность рассматриваемого вопроса до студентов. Лектор должен помнить, что скучным может быть человек, а не тема.
Отсутствие необходимости затрачивать время на написание уравнений и формул на доске, позволяет включить в представляемые слайды основную часть наиболее важной информации по рассматриваемой теме.
С нашей точки зрения, важным моментом лекций-презентаций является предварительная подготовка студентов к лекции. Это осуществимо в случае, когда в учебно-методическом комплексе, который имеется у студентов, есть тезисы лекций, вопросы и задания для подготовки, а также список литературы. Если студент подготовлен к лекции и имеет конспект, то ему легче воспринимать содержание лекции, представленное в виде презентации, он может находить ответы на вопросы, возникшие у него при самостоятельной подготовке, взаимодействуя с преподавателем и однокурсниками. В таком случае лекция не является простым изложением фактов для запоминания, а представляет собой инструмент для пробуждения инициативы и стимулирования процесса мышления.
Учитывая предварительную подготовку студентов к лекции и достаточно высокий темп чтения лекции-презентации, преподавателю необходимо в процессе изложения материала регулярно проверять, насколько переданная информация понятна слушателям.
Мы считаем, что преподаватель не должен стремиться изложить на лекции все, что ему известно по данной теме. Лучше оставить студентов в состоянии неудовлетворенного любопытства, остановив лекцию тогда, когда им хочется еще что-то узнать из этой области. Такой подход к данному вопросу будет способствовать самостоятельному поиску студентами интересующей их информации для ответа на возникшие вопросы.
Однако, лектор не должен увлекаться формой в ущерб содержанию, помня, что слайды - это только инструмент для преподнесения информации. Глубина и логика изложения, эмоциональный настрой, живая, образная и яркая речь - моменты, которые зависят только от личности преподавателя, уровня его грамотности и профессионализма.
Все вышеизложенное можно отнести к положительным моментам лекции-презентации. Вместе с тем, повальная замена всех классических лекций по всем предметам на лекции-презентации, вызывает серьезные опасения. Ни для кого не секрет, что однообразие всегда порождает скуку.
Иногда лекция-презентация ограничивается простой демонстрацией слайдов, которые студенты дословно переписывают в тетрадь, не обращая внимания на молча стоящего преподавателя. Его роль при этом нивелируется до простого слайдоперелистывателя.
Кроме того, химия - точная наука, предполагающая умение студентов в достаточной мере владеть математическим аппаратом и применять его для вывода основных законов, понимания физического смысла величин и взаимосвязи между единицами их измерения. Это совершенно необходимо, потому что без понимания этого студент не сможет изучить и полноценно применять физико-химические методы анализа, на которых базируется современное производство и контроль качества фармацевтических препаратов.
В связи с вышеизложенным хочется предложить при чтении лекции-презентации использовать дополнительные средства - доску и мел, раздаточный материал, демонстрационный эксперимент. Использование элементов классической лекции вернет живое общение слушателей с преподавателем, когда студенты внимательно следят за логикой изложения, записывая параллельно с преподавателем математические преобразования. Он -мелом на доске, они - ручкой в тетради. Возникающее при этом чувство сотрудничества, соучастия в процессе пробуждает в студенте творческое начало и интерес к дальнейшему изучению темы.
Таким образом, лекция-презентация является одним из современных методов изложения материала при условии выполнения некоторых требований: наличия современного оборудования, грамотно составленных слайдов, предварительной подготовки студентов, умения лектора организовать обсуждение иллюстративного материала. Тем не менее, она не должна стать единственным способом чтения лекций.
Литература
1. Гандапас Р.И., Презентационный конструктор.- М.: «Вершина», 2006.
2. Стюард К., Уилкинсон М. Ораторское искусство. Притворись его знатоком. - СПб.: Амфора, 2001.
3. Дикинсон С. Презентация. Технология успеха. — М.: Олимп-бизнес, 2003.
4. Анисимова Т. В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая риторика. - М.: МПСИ, 2004.
5. Филиппов А. В., Романова Н. Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях. — М.: Академия, 2002.
Дэрк-презентация: карем жэне карем емес
Л.Г.Веренцова, Е.В.Нечепуренко
Дэрю окуды гылыми непзделген тYPде ^йымдастыру окыту Yрдiсiндегi тшмдшкп арттырудьщ мацызды Кералы болып табылады. Дэрю-презентацияныц жетютшгерг материалды к^рылымды тYPде баяндау, барлык материалды камти бглу, сондай-ак, жеткшкп тYPде кесте, графиктер, схемалар жэне суреттермен иллюстрациялау болып табылады. Сонымен катар, дэстYрлi барлык дэрiстердi дэрю-презентацияга толык ауыстыру д^рыс емес. ДэстYрлi дэрю элементтерш дэрю-презентацияга енпзу немесе оларды кезектеспрш отыру ^сынылады. Сондай-ак, дэрю-презентацияларды слайдтардыц карапайым керсетшмше гана айналдырып коймай, олардыц сапасын арттыру кажет.
ТYйiндi свздер: дэрiс-презентация, дэстYрлi дэрю, жетютер^ кемшiлiктерi, дэрiс окудыц сапасы.
Lecture Presentation: the Pros and Cons
L.G.Verentsova, E.V.Nechepurenko
The scientifically-based organization of lecturing is an important tool to improve the learning process. The advantages of the lecture-presentation are: an opportunity to present material in a structured manner, to cover all necessary material and to illustrate it adequately using tables, graphs, charts and drawings. However, the complete substitution of all classic lectures for all subjects by lectures-presentations is not reasonable. It is recommended to introduce into lectures-presentations the elements of classic lectures or to alternate them with. In addition, it is necessary to improve the quality of lectures-presentations, and do not make them as a simple slideshow.
Key words: a lectures-presentation, a classic lecture, advantages, disadvantages, the quality of lecturing.
УДК 61 - 057.875:378.144/. 146
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Тасмаганбетова А.А.
кафедра «Менеджмент и маркетинг в здравоохранении и фармации с основами права» Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова, г. Алматы
В статье рассматриваются основные преимущества компетентностного подхода в ходе обучения студентов. Обосновывается необходимый инструментарий для реализации компетентностного подхода в педагогической практике. Выявляются проблемы методической реализации компетентностного подхода преподавателем.
Педагогическая наука насыщена всевозможными методами образования. Большая часть методов образования имеет информационно-коммуникационный характер. В подобных методах обучения преподаватель является носителем информации, и ему отведена активная роль в образовательном процессе, студент просто воспринимает предоставленную ему информацию и ему определена роль пассивного слушателя. В результате подобных методов обучения, которые являлись традиционными в медицинском образовании ранее, будущие специалисты становились носителями большого объема информации, но не всегда могли самостоятельно решать сложившиеся ситуации во время их самостоятельной деятельности.
Для обучения специалистов, соответствующих требованиям времени и современного общества, возникает проблема в разработке и внедрении новых методов преподавания, требующих новых инструментов оценки уровня компетентности обучающихся, а также самого подхода к образованию молодого специалиста с использованием достижений науки, практики и информатизации общества. Поэтому сегодня актуально, чтобы выпускник ВУЗа обладал необходимым для его трудовой деятельности набором компетенций.
Особая роль при этом отводится интерактивным методам обучения. Преимущества интерактивных методов обучения заключаются в том, что они не только дают знания, прививают умения, навыки и установки, но и создают основу для решения проблем, разносторонне и творчески развивают, создают креативного и обладающего хорошими коммуникативными навыками специалиста.
Методы есть, нужны новые стандарты обучения в высшей школе. Введение нового образовательного стандарта в высшей школе, ведущей линией которого является формирование у студентов профессиональной компетентности выпускника, обусловили необходимость интенсивной разработки идей и принципов проектирования и организации учебного процесса с учетом требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Цель сообщения - как использовать уже функционирующие на практике педагогические технологии при проектировании учебного процесса в вузе в условиях компетентностного подхода при профессиональной подготовке специалистов.
Педагогическая технология - это область знаний о проектировочной деятельности, позволяющая, используя язык технологических процедур проектирования, переводить педагогическую позицию, педагогический замысел, педагогические представления о том или ином педагогическом объекте в форму проекта, который может быть реализован в образовательной практике.
Что принципиально нового для педагогической теории и образовательной практики дает компетентност-ный подход? Во-первых, компетентностный подход делает более динамичными и конкретно реагирующими на изменения рынка труда и востребованности в кадрах такие ведущие компоненты образовательного процесса, как цель и содержание, обуславливающие профессиональную подготовку специалиста. Во-вторых, компетент-ностный подход позволяет содержательно, логично и реально интерпретировать главную идею и детализировать общую цель - профессиональную компетентность как сумму частных компетенций, выступающих компонентами системы. В-третьих, в гносеологическом аспекте компетентностный подход содержательно, продуктивно и инструментально связывает такие компоненты методической системы обучения как цель, содержание, процесс. В-четвертых, компетентностный подход упрощает и делает более конкретной взаимосвязь дидактических условий проектирования образовательного процесса и проектирования управленческого процесса. В-