Научная статья Original article УДК 374.4
doi : 10.24412/2413 -046Х-2021-10601
ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ IMPLEMENTATION OF A NEW SAFETY INFORMATION SYSTEM
Ь й московский
ЩРШНМЕШ ^¡КУРИАЛ
Мешанков Дмитрий Валерьевич,
аспирант кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт», Москва, E-mail: [email protected] Тихонов Алексей Иванович,
кандидат технических наук, доцент, Заведующий кафедрой «Управление персоналом» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт», e-mail: [email protected]
Meshankov Dmitry V., Graduate Student of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute
Tikhonov Alexey I.,
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of Department «Human Resource Management», Moscow Aviation Institute.
Аннотация. В статье рассмотрены организационно-экономические механизмы развития современных информационно-аналитических систем, обеспечивающих безопасность полетов в московских аэропортах. Проводится анализ подразделений аэродромных служб, отвечающих за обеспечение авиационной безопасности. Отмечается исключительно важная роль Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которая предпринимает определенные результативные действия, направленные на решение вопросов обеспечения информационной безопасности объектов гражданской авиации. Abstract. The article discusses the organizational and economic mechanisms for the development of modern information and analytical systems that ensure the safety of flights at Moscow airports. The analysis of subdivisions of aerodrome services responsible for ensuring aviation security is carried out. The extremely important role of the International Civil Aviation
Organization (ICAO) is noted, which is taking certain effective actions aimed at solving the issues of ensuring information security of civil aviation facilities.
Ключевые слова: организационно-экономические методы управления, информационно-аналитические системы, авиационные происшествия, обеспечение безопасности полетов Key words: organizational and economic management methods, information and analytical systems, aviation accidents, flight safety
Информационно-компьютерные технологий настолько широко проникают во все сферы жизнедеятельности людей, что информационная безопасность авиационных перевозок становится важнейшей составной частью общей системы обеспечения безопасности полетов. Повышенная активность, несомненно, привлекает к себе постоянное внимание, а количество возникающих при этом проблем стабильно возрастает из-за противоправных действий тех лиц, которые собираются нанести существенный ущерб многочисленным объектам гражданской авиации.
Это определяет необходимость построения современной системы обеспечения информационной безопасности авиационных перевозок, при этом для решения возникающих проблем и для достижения максимальной эффективности при организации защиты ценной информации следует руководствоваться определенными принципами. Одним из наиболее важных принципов, который может быть применим для любой системы обеспечения безопасности полетов, является принцип непрерывности совершенствования и развития системы информационной безопасности объектов гражданской авиации. Содержание данного принципа основано на выявлении слабых мест, потенциальных каналов утечки информации, развитии и обновлении механизмов информационной защиты в зависимости от степени и характера угроз и рисков. По сути, данный принцип подразумевает постоянность тех или иных действий, носящих длительный характер, которые направлены на обеспечение информационной безопасности.
Необходимо практиковать принцип комплексности использования всех способов, средств, форм и методов защиты информации на всех объектах гражданской авиации и на всех этапах производственно-транспортного процесса. Комплексный характер информационной безопасности проистекает из возможных действий злоумышленников, стремящихся получить необходимую служебную информацию. Также необходимо отметить, что наиболее эффективное обеспечение информационной безопасности авиаперевозок реализуется при наличии единого механизма - единой системы обеспечения информационной безопасности. Более того, наличие такой надежной
системы позволяет более качественно обеспечивать защиту информации и информационных ресурсов, рационально управляя всеми силами и средствами, что в целом определяет качество функционирования системы безопасности.
Система информационной безопасности объектов гражданской авиации представляет собой организованную совокупность всех органов, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих надежную защиту информации от несанкционированного доступа. Кроме того, важнейшими условиями обеспечения информационной безопасности являются законность, достаточность, соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, профессионализм сотрудников, отвечающих за вопросы обеспечения информационной безопасности, ответственность, взаимодействие с государственными органами. Без соблюдения всех этих условий никакая система информационной безопасности не может обеспечить требуемого уровня защиты от потенциальных и реальных угроз.
Таким образом, в основу системы обеспечения информационной безопасности объектов гражданской авиации должны быть положены все возможные силы и средства, для эффективного обеспечения безопасности информации, как части общей политики безопасности объектов транспорта. Вместе с тем, с позиции системного подхода для реализации указанных принципов система защиты информации должна отвечать определенным требованиям. Защита информации об объектах гражданской авиации должна быть централизованной, то есть необходимо учитывать, что процесс обеспечения информационной безопасности должен быть централизован, в то же время как структура системы, реализующей этот процесс, должна соответствовать структуре защищаемого объекта.
Планирование мер информационной безопасности необходимо для организации взаимодействия всех заинтересованных органов управления объектами гражданской авиации, защита информационных ресурсов должна быть конкретной и целенаправленной, то есть необходимо защищать конкретно определенные информационные ресурсы. Также обеспечение информационной безопасности предполагает наличие в системе защиты средств прогнозирования, которые должны охватывать весь технологический комплекс информационной деятельности объектов гражданской авиации. Методы и средства обеспечения информационной безопасности должны надежно перекрывать возможные каналы утечки информации и противодействовать различным способам несанкционированного доступа.
Также необходимо отметить, что система обеспечения информационной безопасности объектов гражданской авиации должна быть экономически эффективной. Кроме основных требований к системе обеспечения информационной безопасности объектов гражданской авиации можно также определить рекомендации, реализация которых позволит более надежно организовать защиту информации:
— средства защиты информации должны быть простыми в плане технического использования, а также понятны для пользователей;
— каждый пользователь системы обеспечения информационной безопасности должен иметь минимальный набор привилегий, которые необходимы для работы;
—должна предусматриваться возможность отключения системы обеспечения информационной безопасности только в особых случаях;
— система обеспечения информационной безопасности объектов гражданской авиации должна быть независимой от объектов защиты;
— минимальное распространение информации о наличии систем информационной безопасности объекта гражданской авиации.
Соблюдение указанных требований при создании и функционировании систем информационной безопасности объектов гражданской авиации позволит более надежно обеспечить защиту информации и информационных ресурсов. Необходимо учитывать, что при организации системы обеспечения информационной безопасности существуют два аспекта:
— формальный, предполагающий определение критериев, которым должны соответствовать защищаемые информационные технологии;
— практический, определяющий комплекс мер информационной безопасности применительно к рассматриваемым информационным технологиям.
Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы:
1. Информационная безопасность объектов гражданской авиации как общая система мер обеспечения безопасности представляет собой сложный механизм, обеспечение работоспособности которого зависит от слаженности работы органов управления.
2. Обеспечение информационной безопасности объектов гражданской авиации является одним из приоритетных направлений деятельности органов власти и управления отрасли.
3. Надежное обеспечение информационной безопасности является одной из гарантий высокого уровня безопасности полетов, а также безопасности различных организаций воздушного транспорта.
Настало время, когда возможности авиационной, вычислительной техники и средств программирования позволяют поставить вопрос о создании новой Информационной Системы Управления Безопасностью Полетов.
Особенность построения такой системы состоит в необходимости решения задачи авиационной безопасности в двух контурах.
Первый контур - управление обеспечением безопасности полетов. Второй контур - управление безопасностью полета.
При этом задачи, решаемые системой безопасности полетов на различных уровнях, могут быть сформулированы следующим образом. Первый уровень:
— анализ информации о состоянии безопасности полетов;
—расследование авиационных происшествий и серьёзных авиационных инцидентов с повреждением воздушного судна;
— разработка нормативных правовых актов и служебных документов в масштабе всей авиации;
— контроль процесса разработки требований к бортовым информационным системам перспективных и модернизируемых воздушных судов;
— организация экспертизы конструкторской документации на предмет соответствия требованиям безопасности полетов;
— надзор за безопасностью полетов и профилактикой аварийности.
Второй уровень:
— сбор и обобщение информации о состоянии безопасности полетов;
— организация и расследование серьезных авиационных инцидентов;
— контроль исполнения нормативных правовых актов и служебных документов в области безопасности полетов;
— разработка профилактических мероприятий, реализуемых в объединении;
— адаптация профилактических мероприятий службы безопасности полетов к условиям расположения аэродромов;
— контроль исполнения профилактических мероприятий в области безопасности полетов.
Третий уровень:
— сбор информации о состоянии безопасности полетов (опасные факторы, инциденты и т.д.);
— расследование авиационных инцидентов;
— исполнение и контроль исполнения нормативных правовых актов и служебных документов в области безопасности полетов;
— выполнение и контроль выполнения профилактических мероприятий по безопасности полетов;
— разработка профилактических мероприятий и адаптация обще-профилактических мероприятий;
— организация всеобъемлющего анализа информации средств объективного контроля и его выполнение;
— контроль эксплуатации технических систем управления безопасностью полета воздушного судна;
— контроль организации управления безопасностью полета в группе руководства полетами.
Очевидно, с позиций системного подхода, необходимо иметь концептуальные положения и механизмы обеспечения безопасности полетов на всех этапах жизненного цикла воздушного судна, в том числе и на этапе его создания (разработки тактико-технических требований, проектировании, изготовления и летных испытаний воздушного судна). К сожалению, на сегодняшний день реализуется только подход к обеспечению безопасности полетов в процессе летной эксплуатации воздушных судов. На остальных этапах их жизненного цикла эта проблема решается фрагментарно, тогда как она должна решаться системно с развитием наработок по безопасности полетов от одного этапа к другому.
При этом напрашивается вывод, что основы безопасности полетов воздушных судов закладываются при разработке тактико-технических характеристик, проектировании, изготовлении и летных испытаниях воздушных судов, а в процессе эксплуатации эти свойства проявляются в той или иной степени, существенно зависящей от уровня организации летной эксплуатации.
Таким образом, идеология новой концепции безопасности полетов должна быть основана на реализации информационных технологий при решении задач управления обеспечением безопасности полетов и управления безопасностью конкретного полета, при этом вероятностные и статистические методы необходимо сохранить как элементы, дополняющие систему безопасности полетов. В целом же решение задачи должно базироваться не на теории вероятности возникновения события, а на теории неопределенности. Теоретически неопределенность возникновения события решается при
достаточности и достоверности информации о причинно-следственных связях, обуславливающих какое-либо событие.
Авиационное происшествие является следствием не случайности, а следствием неопределенности в значениях параметров состояния какого-либо из элементов авиационной системы, то есть отсутствием полной и достоверной информации, определяющей возникновение и развитие события. Количество параметров, оценивающих состояние авиационной системы, на современном уровне развития вычислительной техники вполне возможно определить. Следовательно, для решения задачи управления обеспечением безопасности полетов и управления безопасностью конкретного полета необходимо создание единой информационно-аналитической системы безопасности полетов и автоматизированной системы контроля полетных данных на всех этапах жизненного цикла воздушных судов как информационно-технической основы системы управления безопасностью полетов.
Новая Система Управления Безопасностью Полетов должна функционировать в едином информационном пространстве безопасности полетов всей государственной авиации в целом, позволяющем осуществлять автоматизированный обмен информацией между специально уполномоченным органом в области безопасности полетов, предприятиями-разработчиками и изготовителями авиационной техники, авиаремонтными предприятиями, органами управления авиационных структур, подразделений (должностных лиц) служб безопасности полетов авиации всех уровней, а также службами безопасности полетов федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих в своем ведении государственную авиацию и подчиненными им авиационными структурами.
Управление безопасностью полетов на всех уровнях представляет собой замкнутый цикл последовательного выполнения следующих мероприятий:
— выявление опасных факторов и факторов риска;
— анализ, оценка степени опасности выявленных факторов риска;
— выработка вариантов действий по локализации факторов риска;
— информирование органа управления и поддержка принятия решения;
— принятие мер соответствующим органом управления;
— анализ эффективности принятых мер.
Управление безопасностью полетов объективно основывается на полной и достоверной информации о функционировании авиационной системы и всестороннем анализе процессов, происходящих внутри нее. Такая постановка задачи определяет
необходимость организации всеобъемлющего контроля за состоянием элементов авиационной системы и активного управления качеством их функционирования. От уровня информированности о функционировании элементов авиационной системы, степени наблюдаемости параметров и показателей, которые позволяют судить о текущем ее состоянии, во многом зависит полнота проведения анализа и качество прогноза обеспечения безопасностью полетов с целью принятия решений и выбора управляющих воздействий.
Одним из важнейших источников информации о качестве функционирования авиационной системы является информация, полученная в ходе расследования авиационного происшествия и инцидентов. Расследования авиационных происшествий являются вынужденными действиями по выявлению опасных факторов, которые привели к утрате воздушного судна и/или гибели людей. Данные факторы уже существуют в авиационной системе, потому достоверное и полное установление их в ходе расследования и последующее устранение являются непременным условием снижения аварийности.
Таким образом, выявление опасных факторов и оценка факторов риска должны осуществляться по трем направлениям:
— профессионально-должностная подготовка авиационного персонала (включая психофизиологическую подготовку);
— создание, изготовление, эксплуатация и ремонт авиационной техники;
— организация, подготовка и выполнение полетов.
Выявление данных факторов по указанным направлениям будет проводиться следующими методами:
— непосредственного контроля и наблюдения за состоянием элементов авиационной системы;
— получения официальных и добровольных сообщений с использованием единой информационно-аналитической системы;
— анализа данных, получаемых от элементов автоматизированной системы контроля полетных данных и других технических средств с использованием процедур и программных средств анализа, моделирования и прогнозирования, предусмотренных в единой информационно-аналитической системе;
— выполнения надзорных мероприятий;
— расследований авиационных происшествий и инцидентов;
— контроля выполнения и эффективности проводимых профилактических мероприятий в авиационных структурах, на предприятиях промышленности и авиаремонтных предприятиях.
На основе результатов анализа полетной информации должны приниматься наиболее важные решения, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки летных экипажей, всего авиационного персонала и обеспечение надежной работы авиационной техники. Недостаточная для принятия таких решений полнота полетной информации (из-за ограниченных возможностей существующих средств объективного контроля) и несовершенство методов ее обработки могут быть устранены путем внедрения современных средств регистрации полетных данных, широкого применения вычислительной техники и передовых методов автоматизации процессов анализа в наземных устройствах обработки информации, совершенствования форм представления результатов.
Функционирование новой Информационной Системы Управления Безопасностью Полетов должно осуществляться на проведении комплексной обработки и глубоком анализе полетной информации о состоянии авиационной системы, на базе использования создаваемых новых (и модернизируемых) бортовых и наземных средств объективного контроля. В создаваемых бортовых и наземных средствах объективного контроля нового поколения необходимо:
— реализовывать принцип унификации аппаратных средств и программного обеспечения средств объективного контроля для различных типов воздушных судов, эксплуатируемых в России; определить единые требования к составу и формату измеряемой, регистрируемой и сохраняемой полетной информации;
— реализовывать принцип модульности программно-аппаратных средств объективного контроля, обеспечивающий потребную комплектацию данных средств с заданным уровнем резервирования; использовать дополнительные спасаемые накопители, имеющие автоматическое срабатывание и эффективные устройства обнаружения;
— реализовывать принцип независимости программного обеспечения от аппаратных средств (прежде всего, для наземных устройств обработки полетной информации); перераспределить функции между аппаратным и программным обеспечением, при этом функциональная нагрузка должна быть переложена на программное обеспечение, оставляя за аппаратной частью низкоуровневый функционал;
— качественно повысить точность измерения регистрируемых параметров, увеличить объем и частоту обработки и регистрации полетной информации, прежде всего, используя
новую элементную базу датчиков измерения и устройств регистрации; а также повысить защитные характеристики аварийных накопителей: многоуровневой гермозащиты и активных теплозащитных смесей;
— предусмотреть выполнение модернизации изделий объективного контроля без замены аппаратной платформы, за счет установки нового программного обеспечения и/или замены отдельных модулей элементной базы.
В дополнение к этому информация должна быть получена и от авиационного персонала в форме официальных, конфиденциальных и анонимных сообщений, в том числе с использованием единой информационно-аналитической системы.
Решение проблемы повышения качества сбора, обработки и анализа информации, циркулирующей во всех элементах авиационной системы, ее обобщение и представление в форме, удобной для выработки вариантов управленческих решений, обусловливает необходимость создания и внедрения элементов Автоматизированной системы контроля. Это в свою очередь позволит осуществить контроль деятельности авиационного персонала и состояния авиационной техники для решения профилактических задач обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Создание Системы управления безопасностью полетов всей авиации России предполагает создание ее организационной и технической основ.
Организационную основу СУБП должны составить сегменты управления безопасностью полетов тактического, оперативного и стратегического уровней, а также научно-исследовательские учреждения и авиаремонтные предприятия.
Техническую основу СУБП составит Единая информационно-аналитическая система авиации, создаваемая на всех уровнях. Основным предназначением этой системы является реализация функций сбора информации о состоянии безопасности полетов и отклонениях в функционировании элементов авиационной системы, обработки полученных данных, их анализа и своевременного информирования руководителей авиационных структур соответствующего уровня о фактическом состоянии авиационной системы по вопросам безопасности полетов.
Управление Системы управления безопасностью полетов авиации должно осуществляться из единого информационно-аналитического центра на основе функционирования Автоматизированной системы управления.
Качество расследования авиационных происшествий и автоматизированное доведение результатов их расследования должно осуществляться и обеспечиваться единым центром расследования авиационных происшествий государственной авиации.
Таким образом, создание Системы Управления Безопасностью Полетов должно обеспечить своевременное выявление факторов риска, их всесторонний анализ и разработку ресурсно-обоснованных предложений по их локализации руководителям органов управления, авиационных структур всех уровней, предприятий разработчиков и
изготовителей авиационной техники и авиаремонтных предприятий.
Основные функции новой Информационной Системы Управления Безопасностью Полетов представлены на Рис.1. На нем показаны принципы взаимодействия Информационно-аналитического Центра и Центра расследования авиационных происшествий, которые совместно обрабатывают материалы, поступающие из Единой Информационно-аналитической системы. На основании сбора, анализа и оценки степени опасности основных факторов, вырабатываются различные варианты устранения или локализации чрезвычайной ситуации.
Список источников
1. ГОСТ Р 56116-2014 «Воздушный транспорт. Система менеджмента безопасности авиационной деятельности. Метрологические риски. Основные положения».
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Информационный менеджмент и автоматизированные системы управления. Под ред. Калачанова В. Д. - М.: МАИ, 2002. 196 с.
4. Калачанов В.Д., Рыбников А.И., Рыжко А.Л. Информационный менеджмент на предприятии. - М.: Доброе слово, 2006. - 188 с.
5. Калачанов В.Д. Анализ и учет затрат на создание научно-технической продукции. М., 1989. - 184 с.
6. Калачанов В.Д., Турищева М.А. Организация производства наукоемкой продукции. — М.: Росавиакосмос, 2004. - 182 с.
7. Калачанов В.Д., Кобко Л.И. Экономическая эффективность внедрения информационных технологий: Учеб. пособие - М.: Изд-во МАИ, 2006. - 192 с.
8. Новожилов Г.В., Неймарк М.С., Цесарский Л.Г. Безопасность полета самолета: Концепция и технология. — М.: Машиностроение, 2003. - 236с.
9. Мешанков Д.В., Тихонов А.И. Проблемы обеспечения экономической безопасности на авиационном транспорте // Московский экономический журнал. 2019. №1. С. 35.
10. Мешанков Д.В., Тихонов А.И. Обеспечение национальной безопасности на авиационном транспорте за счет использования отечественных систем бронирования авиабилетов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. №1-2. С. 103-107.
11. Мешанков Д.В. Организационно-экономические методы противодействия контрафакту авиационных изделий и запчастей // Московский экономический журнал. 2021. №3. С. 35.
References
1. GOST R 56116-2014 «Vozdushny'j transport. Sistema menedzhmenta bezopasnosti aviacionnoj deyateFnosti. Metrologicheskie riski. Osnovny'e polozheniya».
2. Vozdushny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 19.03.1997 №60-FZ. [Rlektronny'j resurs] — Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru
3. Informacionnyj menedzhment i avtomatizirovanny'e sistemy' upravleniya. Pod red. Kalachanova V. D. - M.: MAI, 2002. 196 s.
4. Kalachanov V.D., Ry'bnikov A.I., Ryzhko A.L. Informacionnyj menedzhment na predpriyatii. - M.: Dobroe slovo, 2006. - 188 s.
5. Kalachanov V.D. Analiz i uchet zatrat na sozdanie nauchno-texnicheskoj produkcii. M., 1989. - 184 s.
6. Kalachanov V.D., Turishheva M.A. Organizaciya proizvodstva naukoemkoj produkcii. — M.: Rosaviakosmos, 2004. - 182 s.
7. Kalachanov V.D., Kobko L.I. E'konomicheskaya e'ffektivnosf vnedreniya informacionny'x texnologij: Ucheb. posobie - M.: Izd-vo MAI, 2006. - 192 s.
В. Novozhilov G.V., Nejmark M.S., Cesarskij L.G. Bezopasnost' poleta samoleta: Koncepciya i texnologiya. — M.: Mashinostroenie, 2003. - 236s.
9. Meshankov D.V., Tixonov A.I. Problemy' obespecheniya e'konomicheskoj bezopasnosti na aviacionnom transporte // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2019. №1. S. 35.
10. Meshankov D.V., Tixonov A.I. Obespechenie nacional'noj bezopasnosti na aviacionnom transporte za schet ispol'zovaniya otechestvenny'x sistem bronirovaniya aviabiletov // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. 2019. №1-2. S. 103-107.
11. Meshankov D.V. Organizacionno-e'konomicheskie metody' protivodejstviya kontrafaktu aviacionny'x izdelij i zapchastej // Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. 2021. №3. S. 35.
Для цитирования: Мешанков Д.В., Тихонов А.И. Внедрение новой информационной системы обеспечения безопасности полетов // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qie.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskii-ekonomicheskii-zhurnal-10-2021-23/
О Мешанков Д.В., Тихонов А.И., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.